Вопрос 2. Личность, как субъект управления карьерой. Развитие карьеры на индивидуальном уровне. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Личность, как субъект управления карьерой. Развитие карьеры на индивидуальном уровне.



 

Развитием карьеры на индивидуальном уровне называют те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана профессионального роста.

Условиями реализации карьерных планов принято считать следующее: [64]

· результаты работы в занимаемой должности. Успешное выполнение должностных обязанностей является важнейшей предпосылкой продвижения. Случаи повышения не справляющихся со своими обязанностями сотрудников крайне редки;

· профессиональное и индивидуальное развитие. Сотрудник должен демонстрировать вновь приобретенные навыки, знания и опыт;

· эффективное партнерство с руководителем. Руководитель формально и неформально оценивает работу сотрудника и его потенциал, является важнейшим каналом связи между сотрудником и высшим руководством;

· заметное положение в организации. Заявить о себе можно профессиональными достижениями, удачными выступлениями, докладами, участием в творческих коллективах, массовых мероприятиях. Исключительное значение имеет успешное сотрудничество с кадровой службой, положительное мнение которой о потенциале сотрудника является важным условием карьерного роста.

 

Основой успешной карьеры является правильно выбранная работа. Правильность выбора определяется соответствием работы личностным качествам, интересам, потребностям и склонностям человека. Правильно выбранная работа позволяет реализовать сильные стороны личности и не принуждает человека (по крайней мере, слишком часто) делать то, к чему он мало способен.

Для определения того, подходит ли человеку его работа, П. Тайгер и Б. Бэррон-Тайгер рекомендуют использовать следующую методику: [65]

· Если вы в самом деле на своем месте это значит, что:

· Вам не терпится отправиться на работу.

· То, что вы делаете, заряжает вас энергией.

· Вы чувствуете, что ваш вклад в дело ценят и уважают.

· Вы с гордостью рассказываете о своей работе.

· Вам нравятся те, с кем вы работаете, и вы уважаете этих людей.

· Вы с оптимизмом смотрите в будущее.

 

В случае несогласия хотя бы с несколькими утверждениями целесообразно что-то изменить в работе или поменять ее.

В современной науке много внимания уделяется выявлению внутренних (психологических) факторов, определяющих успешное развитие карьеры.

В частности, М. В. Сафонова считает, что успех карьеры определяют следующие качества:

· образованность;

· системность и аналитичность мышления;

· коммуникативные умения;

· высокий уровень саморегуляции;

· деловая направленность;

· ясная «Я-концепция».

 

Помимо личностных качеств описаны также особенности организационного поведения, способствующие развитию карьеры.

А. Я. Кибанов дает следующие рекомендации: [66]

· не теряйте время на работу с безынициативным, неперспективным начальником, станьте нужным инициативному, оперативному руководителю;

· расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки;

· готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится (или станет) вакантной;

· познайте и оцените других людей, важных для вашей карьеры (родителей, членов семьи, друзей);

· составляйте план на сутки и на всю неделю, в котором оставляйте место для любимых занятий;

· помните, что все в жизни меняется (вы, ваши знания и навыки, рынок организация, среда), оценить эти изменения –важное для карьеры качество;

· ваши решения относительно карьеры почти всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организации;

· никогда не живите прошлым (во-первых, прошлое отражается в нашей памяти не таким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлое не вернешь);

· не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрее, чем у других;

· увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо;

· думайте об организации как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке;

· не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поиске новой работы надейтесь прежде всего на себя.

 

С. Маркус Дж. Фридленд предлагают систему, названную «4 ступеней лестницы, ведущей к новой карьере»: [67]

· Повышайте свою ценность как работника, показывая, каким образом компания могла бы с вашей помощью решить собственные задачи, особенно касающиеся прибылей.

· Постоянно искать новые и более выгодные способы повысить свою ценность в глазах работодателя.

· Не держите себя в «информационном вакууме».

· Упреждайте, а не реагируйте.

· Постоянно ищите возможности повысить образование.

· Ставьте себе высокие цели относительно карьеры и материального положения и детально продумывайте планы, которые позволят вам достичь задуманного.

· Избегайте отрицания (реакции типа «нет»).

· Сейчас, на своем рабочем месте, подготовьтесь к выживанию и к переходу на новую работу или на следующую ступень в карьере.

· Мотивируйте своими целями, а не обидой, страхом или отчаянием.

· Будьте напористы, стремясь продать себя.

· Пусть растет ваша мотивация и количество обязательств, которые вы можете принять на себя.

· Рассматривайте собственные недостатки и слабости в разумной перспективе.

· Поймите, что в современном мире, чтобы выжить и идти вперед, диктовать, как Вы будете меняться, должна ваша основная работа.

 

Нет причины, по которым работники сферы ЧР не моги бы пользоваться теми же преимуществами касательно профессионального консультирования и руководства, которые доступны другим.

 

Н. Карр-Руфино отмечает четыре основных навыка достижений: [68]

Навык 1: Определение своего собственного успеха. Нужно рассматривать успех как необходимость, а не случайность в своей жизни. Важно понять, что даже неудачи тоже есть успех, т. к. учат нас на пути к успеху. Нужно сосредоточиться на риске, стремлении, творчестве, решении проблем и особенно на обучении. Успех по Карр-Руфино –это способность зрительно представить то, что вам нужно в жизни. Формулировка вашего собственного успеха –ответ на вопрос: «Кто вы?»

Навык 2: Отождествление себя с успешными людьми. Если вы испытываете негативные чувства (зависть, недовольство и т. п.) по отношению к успешным людям, то эти чувства отделяют вас от успеха. Вы не хотите, чтобы вам напоминали, что вы не рискуете и ни к чему не стремитесь. Отождествление себя с успешными людьми приближает успех.

Навык 3: Преодоление страхов. Важно избавиться от страха перед неудачами, успехом и риском Лучший способ избавиться от страха –определить его причину.

Навык 4: Использование своих внутренних ресурсов лидера. Представьте в своем воображении то, что вы хотите создать. Наши желания мотивируют нас и составляют основу наших целей и стремлений.

 

Н. Д. Стрекалова и Г. К. Копейкин считают, что основными проблемами развития карьеры являются следующие: [69]

· Причины ранних затруднений: столкновение инициативы и рутины, неудовлетворенность из-за неумения, неправильная оценка своей роли, функций, неправильная оценка руководителем.

· Причины трудностей в середине карьеры: отсутствие вакансий, эффект внутреннего увольнения.

 

Условиями преодоления затруднений данные авторы считают: реалистическую информацию о работе; инициативное назначение; требовательного босса; большую автономию.

 

Гордон Миллер сформулировал восемь советов: [70]

1. Обопритесь на Job Jumping. Это наилучший план по развитию вашей карьеры.

2. Делайте домашнее задание. Ежегодно проводите 15-30 минут в Интернете, читайте свежие новости и аналитические статьи, чтобы лучше ориентироваться в ситуации.

3. Связывайтесь с победителями. Имейте дело только с теми компаниями, которые находятся на верном пути. Теперь, когда вы провели необходимые исследования рынка, выберите 4-5 перспективных компаний.

4. Продайте себя в одну из выбранных компаний.

5. Встреча с рекрутером. Сфокусируйте его на своих неоспоримых достоинствах. Расскажите ему:

· почему именно вы как никто другой подходите этой фирме;

· как вы чудесно работаете в коллективе.

 

Рекрутеры обожают слушать истории про то, как

· вы узнали о достижениях их компании;

· как полюбили ее с первого взгляда;

· какой неоценимый вклад вы можете внести в их общее дело.

 

6. На практике вносите свой скромный вклад в общее дело. Не надо мыслить пятилетками. Фирме не нужны ваши долгосрочные проекты. Разработайте небольшой план по достижению самых первоочередных задач.

7. Будьте всегда готовы. Всегда нужно иметь в виду следующую работу. Будьте горячим сторонником теперешнего босса (тем временем никто не мешает вам заняться поисками новой работы).

8. Уходите с достоинством. Это ключевой принцип: уходите, как только вам удается добиться максимально возможного результата. Не бросайте работу, если дела идут неважно. Увольняйтесь, когда дела идут блестяще. Тогда вы можете заключить еще более выгодный контракт.

 

Помимо факторов успеха анализируются также и факторы неудач.

 

Основными причинами неудач в карьере руководителей С. Доннелл считает следующее: [71]

· желание получить более высокое жалованье, иметь личный комфорт, а не заботиться о результативности руководимых подразделений;

· чрезмерное волнение по поводу символов положения (дом, квартира, кабинеты, машины);

· волнение по поводу собственной персоны;

· склонность присваивать себе всевозможные лавры;

· склонность к самоизоляции и постепенная потеря связи с окружающими;

· желание скрыть свои мысли и чувства, прежде всего, свой гнев и страх.

 

Таким образом, развитие карьеры на индивидуальном уровне во многом определяется управлением субъективными факторами, влияющими на успешность карьеры. С этой целью эффективным инструментом планирования и оптимизации личной карьерой является ситуационный анализ собственных карьерных возможностей.

Предлагаемая технология выстраивания индивидуальной траектории жизненного успеха в профессиональной и организационной сферах в своей основе предполагает определение всего спектра личностных ресурсов для достижения целей и планов карьеры.

Осознание собственных карьерных возможностей – значительный шаг к их успешной реализации. Определить личные ресурсы, являющиеся средствами достижения карьерных целей, можно с помощью адаптированной Е.А. Могилевкиным «Методики ситуационного анализа», предложенной ведущим немецким экспертом по рацио-нализации труда менеджеров Лотаром Зайвертом.

Вопросы сгруппированы в блоки. Ответы на предлагаемые вопросы помогают проанализировать основные аспекты своего жизненного пути и определить «местонахождение» в профессиональной сфере с точки зрения эффективности развития и управления собственной карьерой.

Сформулируйте для себя, каких заметных успехов вы сумели добиться в жизни. Затем определите, какие знания, способности, опыт были необходимы для достижения этих успехов. Постарайтесь при этом установить именно те способности и умения, которые привели к соответствующему результату.

В качестве ориентира можно воспользоваться приводимым ниже перечнем умений, знаний и способностей, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность менеджера в организации.

Специальные знания:

· знание производства и менеджмента;

· контакты и связи.

 

Способности руководителя:

· способность эффективно распределять имеющиеся ресурсы, обязанности и ответственность за их выполнение;

· способность воплощать разработанные стратегии в конкретные планы действий;

· умение стимулировать и мотивировать труд отдельных работников и всего коллектива;

· умение менять стиль руководства в зависимости от возможностей, ресурсов и состояния рабочей группы;

· способность к работе в «команде» и в кооперации.

 

Интеллектуальные качества:

· высокие объемы переработки информации, системное мышление;

· творческий потенциал, умение предложить неочевидные способы решения проблем;

· умение прогнозировать развитие ситуации, управленческая интуиция;

· темп и гибкость мышления, способность переключаться от одного типа проблем к другому.

 

Личные качества:

· умение «быть в форме», высокий жизненный тонус, выносливость;

· коммуникабельность, умение выслушать, готовность прийти на помощь;

· способность достигать поставленной цели, несмотря на препятствия;

· адаптивность (способность быстро приспособиться к динамике внешних условий);

· восприимчивость к критике, самокритика.

 

Рабочие приемы:

· техника принятия решения и «снятия» проблем;

· техника ведения переговоров, дискуссий;

· организация рабочего места и оптимальных условий труда.

 

С помощью подобного анализа вы можете выявить не только взаимосвязь между своими способностями и реализованными на практике успехами, но и понять, чего Вы вообще можете добиться в жизни, то есть определить, каким личным потенциалом для достижения своих целей вы располагаете. Причем помимо констатации важно также наметить пути дальнейшего развития этого потенциала.

С другой стороны, вы должны так же ясно и отчетливо представлять себе свои слабые стороны. Подобное осознание необходимо для того, чтобы избегать ситуаций и действий, в которых эти качества могут проявиться и привести к ошибке, неудаче, или принять меры к избавлению от этих недостатков. Знать свои слабости – значит укреплять свои сильные стороны!

Составьте перечень своих серьезных неудач и ошибок. Отметьте, отсутствие или слабая выраженность каких качеств привели к этим промахам и поражениям. Вспомните, как Вы в свое время преодолели ту или иную неудачу.

В качестве материала для сопоставления ниже приводится одиннадцать базовых ограничений («слабых мест»), существенно сдерживающих эффективность работы современного менеджера.

Неумение управлять собой:

· неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, знания, умения;

· неспособность справляться со стрессами современной жизни управленца.

 

Размытость личных ценностей:

· отсутствие ясного понимания своих личных ценностей;

· наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни.

 

Смутные личные цели:

· отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни;

· наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.

 

Остановленное саморазвитие:

· отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям.

 

Недостаточность навыка решать проблемы:

· отсутствие стратегии принятия решений;

· неспособность эффективно решать проблемы в динамичных условиях рабочей среды.

 

Недостаток творческого подхода:

· затруднения в генерировании достаточно новых и оригинальных идей;

· неумение использовать новые идеи.

 

Неумение влиять на людей:

· недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих;

· слабое влияние на решения других людей.

 

Недостаточное понимание особенностей современного управленческого труда:

· недостаток понимания мотивации работников;

· устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя.

 

Слабые навыки руководства:

· отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных.

 

Неумение обучать:

· отсутствие способности или желания помогать другим, развивать и расширять свои возможности.

 

Низкая способность формировать коллектив:

· неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов.

 

Определив и проанализировав наиболее существенные достижения и ошибки в вашей жизни, заполните таблицу.

 

Таблица 20.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.062 с.)