ТОП 10:

Тема 2.1. методы поведенческой психокоррекции



Основные понятия темы: бихевиоризм, классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова, теория инструментального (оперантного) обусловливания Э.Л. Торндайка и Б.Ф.Скиннера, мультимодальное программирование А.Бандуры и А.Лазаруса, теория научения, демонстрация модели, исполнение модели, поведенческая коррекция и ее цели, обучение новым адаптивным формам поведения,Ф угасание и торможение дезадаптивных форм поведения, стимул ситуационного прошлого (С), переменные реакции (Р), последствия или переменные результата (П), СРП - анализ, дневник поведенческого мониторинга, поведенческий тренинг, психокоррекционные приемы (ролевые игры, тематическое построение занятий, репетиция поведения с использованием элементов оперантного и наблюдательного научения (моделирования) и подкрепления, домашняя работа).

Базисная терминология: обусловливание, генерализация, затухание, контробусловливание, эффекты частичного подкрепления, вызванные эмоциональные реакции, реакция избегания, конфликт, избыточное поведение.

Техники поведенческой психологической коррекции: методика прогрессирующей мышечной релаксации Э.Джекобсона, методика систематической десенсибилизации Дж. Вольпе, десенсибилизация in vivo (в реальной жизни), контактная десенсибилизация, эмотивное воображение, репетиция поведения, тренинг ассертивности, методика «негативного воздействия»; методика «скилл-терапии»; методики формирования поведения: «шейпинг», «сцепление», «фединг» (затухание); методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления: «положительное подкрепление», «жетонная система», «контроль стимула», «оценка ответов», «самоподкрепление», «аверсивная» коррекция (наказание), «штраф»).

 

Вид занятия: лекция.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: лекционный зал.

Цели проведения:

- Подвести курсантов (слушателей) к пониманию особенностей поведенческой психокоррекции осужденных.

- Углубить и расширить представления курсантов (слушателей) о сущности психокоррекционной работы с осужденными с использованием приемов поведенческой психокоррекции.

- Продолжить воспитание профессиональных качеств личности практического психолога УИС (общепедагогическая цель).

Вопросы для рассмотрения:

1. Методологические основы бихевиорально-ориентированной психокоррекции:

а) классическая теория условных рефлексов И.П.Павлова;

б) теория оперантного обусловливания Б.Ф.Скинера;

в) мультимодальное программирование или мультимодальная поведенческая коррекция А.Бандуры.

2. Базисная терминология поведенческой психокоррекции.

3. Характерные особенности поведенческой психокоррекции осужденных, ее цели и задачи.

4. Позиция психолога, требования и ожидания от клиента.

5. Техники поведенческой психокоррекции.

 

Вид занятия: семинар

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) о сущности поведенческой психокоррекции осужденных и ее особенностях;

б) о техниках поведенческой психокоррекции, применяемых в коррекционной работе с осужденными.

- Привить вербальные и невербальные навыки и умения изложения основных категорий понятийного аппарата психологической коррекции осужденных.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Сформулируйте основные тенденции современной поведенческой (бихевиорально-ориентированной) психокоррекции.

2. Назовите предмет исследования в поведенческой психокоррекции.

3. Раскройте характерные особенности поведенческой психокоррекции осужденных.

4. Сформулируйте цели и задачи поведенческой психокоррекции осужденных.

5. Раскройте сущность методик формирования поведения.

6. Раскройте сущность методик, основанных на подкреплении.

7. Сформулируйте цели поведенческого тренинга и его особенности.

8. Сформулируйте цели тренинга ассертивности и его особенности.

 

Вид занятия: практическое занятие.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции, семинаре и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) об особенностях поведенческой психокоррекции осужденных;

б) о методиках поведенческой психокоррекции, применяемых в коррекционной работе с осужденными.

- Сформировать умения и навыки применения обучающих игр, используемых в поведенческом тренинге.

 

Ход занятия:







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.004 с.)