Тема 2.7. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) в коррекционной работе пенитенциарного психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.7. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) в коррекционной работе пенитенциарного психолога



Основные понятия темы: «карта мира» индивида, жизнь и сознание - системные процессы, индивидуальные модели мира, репрезентативные системы (визуальная, аудиальная и кинестетическая), ведущая репрезентативная система, глазные сигналы доступа, модальности (способы описания мира), субмодальности, ассоциированность восприятия, диссоциированность восприятия, фильтры восприятия, метапрограммы (референция, мотивация, фокус сравнений, способ сортировки окружающей действительности), интересы, убеждения, ценности, установление раппортных отношений (подстройка и ведение), рефрейминг (переформирование), якорение (положительный и отрицательный якорь), тактильные, визуальные и аудиальные якоря, калибровка (индивидуальная диагностика систем клиента).

Техники НЛП: работа с якорями, работа с метапрограммами, работа с убеждениями, работа с линией времени, универсальные техники.

 

Вид занятия: лекция.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: лекционный зал.

Цели проведения:

- Подвести курсантов (слушателей) к пониманию особенностей нейро-лингвистического программирования, применяемого в коррекционной работе с осужденными.

- Углубить и расширить представления курсантов (слушателей) о сущности психокоррекционной работы с осужденными с использованием техник нейро-лингвистического программмирования.

- Продолжить воспитание профессиональных качеств личности практического психолога УИС (общепедагогическая цель).

Вопросы для рассмотрения:

1. Общие положения по НЛП.

2. Фундаментальные принципы НЛП.

3. Индивидуальные модели митра и репрезентативные системы.

4. Фильтры восприятия.

5. Основные техники НЛП, применяемые в работе с осужденными (установление раппортных отношений, калибровка, рефрейминг и якорение).

 

Вид занятия: семинар

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) о сущности НЛП и особенностях его коррекционного воздействия на осужденных;

б) о техниках НЛП, применяемых в психокоррекционной работе с осужденными.

- Привить вербальные и невербальные навыки и умения изложения основных категорий понятийного аппарата психологической коррекции осужденных.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Сформулируйте принципы построения НЛП.

2. Дайте определение репрезентативной системы и ведущей репрезентативной системы.

3. Установите связь между глазными сигналами доступа и репрезентативными системами.

4. Раскройте понятия «модальность» и «субмодальность».

5. Раскройте понятия «фильтры восприятия» и их содержание.

6. Назовите основные метапрограммы.

7. Сформулируйте способы сортировки окружающей действительности.

8. Раскройте сущность психокоррекционной работы с осужденными с применением техник НЛП и тактики психолога.

9. Раскройте сущность понятия «установление раппортных отношений».

10. Раскройте понятие «калибровка».

11. Раскройте понятие «рефрейминг».

12. Раскройте понятие «якорение».

 

Вид занятия: практическое занятие.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции, семинаре и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) об особенностях НЛП как метода психокоррекции;

б) о техниках НЛП.

- Сформировать психокоррекционные умения и навыки работы с техниками НЛП.

Ход занятия:

Упражнение 1: Работа с якорями «Установка якорей»

Время выполнения: 25 мин.

Цель выполнения: отработать процесс, посредством которого любое внутреннее или внешнее событие (звук, слово, поднятие руки, интонация, прикосновение) может быть связано с некоторой реакцией или состоянием и запускать ее проявление.

Процедура: Участники группы объединяются в тройки: Гипнотизер, Клиент и Наблюдатель и выполняют упражнение в 4 этапа.

1 этап: Вызов состояния. Сначала Гипнотизер просит Клиента вспомнить ситуацию, в которой у него было относительно сильное переживание (желательно позитивное), и калибрует внешние признаки этого состояния.

2 этап: Установка якоря. Когда внешние признаки состояния достигают максимума, Гипнотизер устанавливает якорь. Причем в первом случае Гипнотизер ставит визуальный якорь, во втором – аудиальный, в третьем – кинестетический.

Помните правила установления якорей:

· максимум переживания;

· нестандартность;

· точность.

3 этап: Воспроизведение. Гипнотизер предлагает Клиенту вернуться в обычное состояние и пробует воспроизвести якорь максимально точно, калибруя при этом, насколько внешние изменения, происходящие с Клиентом, похожи на те, которые были при установке якоря. Если изменений в нужную сторону не наблюдается, можно попробовать воспроизвести якорь еще раз.

4 этап: Продолжение. Пройдитесь еще несколько раз по шагам 1 – 3, но каждый раз ставьте другой якорь на различные состояния. Возможно изменение типа устанавливаемых якорей (аудиальный, кинестетический, визуальный) для различных состояний.

Поменяйтесь ролями и повторите упражнение.

По окончании выполнения упражнения всеми участниками группы проводится обсуждение результатов.

Упражнение 2: Работа с метапрограммами «Врата сортировки»

Цель проведения: выявление жизненных ориентиров человека.

Время выполнения: 20 мин.

Процедура: Один из членов группы рассказывает сюжет из своей жизни, желательно с завязкой, развязкой, действующими лицами. Остальные являются слушателями.

Затем несколько человек слушателей выходят за дверь, возвращаются по одному, и каждый пересказывает сюжет остальным участникам.

По окончании рассказа последним участником проходит обсуждение результатов. Задача - подвести участников группы к пониманию интересов каждого из выступающих членов группы (рассказчиков). Интересы делятся на шесть категорий - Люди, Вещи (Действия), Ценности, Процесс, Время, Место. Это жизненные ориентиры человека, те явления, которые для него важны, так называемые «врата сортировки» - ВС. Учтите, что предпочитаемых ВС может быть несколько – обычно 2-3. ВС образуют пары противоположностей: Люди – Вещи, Ценности – Процесс, Место – Время. Ценностные ориентиры из одной пары одновременно встречаются довольно редко. ВС – это не столько сами ценности, сколько способ их представления.

Упражнение 3: Работа с универсальными техниками «Визуально-кинестетическая диссоциация» (замена картинки на экране)

Время выполнения: 20 мин.

Цель выполнения: использование трансового состояния клиента при работе с сильными эмоциональными переживаниями – перепрограммирование, аппелирующее к бессознательным ресурсам клиента, смена неудовлетворительного стереотипа реагирования (симптома) или способа решения (нерешения) проблемы более адекватным и адаптивным.

Процедура:

Шаг 1: Представьте себя сидящим в центре пустого кинотеатра.

Шаг 2: На экране вы видите черно-белый фотоснимок. На нем вы видите себя в ситуации за мгновение до возникновения сильного эмоционального переживания.

Шаг 3: Выйдите из своего тела и переберитесь в проекционную будку. Оттуда вы можете видеть себя в центре кинотеатра, наблюдающего за собой на экране.

Шаг 4: Включите кинопроектор, и черно-белый снимок превратится в черно-белый фильм о ситуации, которая вызвала переживание. Для контроля над состоянием диссоциации держите выключатель рукой. Если вы начнете ассоциироваться с ситуацией, то одновременно с выходом из будки выключится кинопроектор, и вы «потеряете» ситуацию.

Шаг 5: Просмотрите фильм от начала до конца и остановите его в кадре сразу после окончания переживания.

Шаг 6: Из проекционной будки перейдите в свое тело в зале, а затем – в тело на экране. Другими словами, ассоциируйтесь с ситуацией на экране. Чтобы изображение не исчезло, нажмите предварительно выключатель кинопроектора сильнее, и он зафиксируется.

Шаг 7: Сделайте фильм цветным и прокрутите его в обратном порядке. Вы имеете дело со своим воображением, а в воображении можно сделать все, что угодно.

Шаг 8: Проделайте процедуру шага 7 за две секунды.

Шаг 9: Повторите процедуру шага 7 за одну секунду. Сделайте это три или пять раз.

Шаг 10: Проверка. Подумайте о ситуации, вызывающей у вас ранее сильное переживание. Другой способ проверки – это в реальной жизни пройти через беспокоившую ситуацию.

Обсуждение результатов выполнения упражнения в группе. Эта процедура используется при работе с сильными эмоциональными переживаниями, которые существенно нарушают внутреннее равновесие человека.

Упражнение 4: работа с универсальными техниками «Аудиально-кинестетическая диссоциация»

Время выполнения: 20 мин.

Цель выполнения: использование трансового состояния клиента при работе с сильными эмоциональными переживаниями – перепрограммирование, аппелирующее к бессознательным ресурсам клиента, смена неудовлетворительного стереотипа реагирования (симптома) или способа решения (нерешения) проблемы более адекватным и адаптивным.

Процедура:

Шаг 1: Представьте негативную ситуацию и увидьте все происходящее своими собственными глазами – ассоциируйтесь с ситуацией. Это делается для того, чтобы проверить, действительно ли событие до сих пор доставляет человеку неприятные переживания. Как только вы ощутите негативные эмоции, тут же посмотрите на все происходящее со стороны, то есть диссоциируйтесь от ситуации.

Шаг 2: просмотрите всю ситуацию в диссоциированном состоянии.

Шаг 3: Отложите эту картинку в сторону. Она понадобится чуть позже.

Шаг 4: Найдите веселую, бодрую мелодию или песню, которая вам нравится. Мелодия сопровождается каким-либо видеорядом, все это напоминает видеоклип. Прослушайте мелодию вместе с изображением от начала до конца. Важно проверить, действительно ли у вас возникают положительные переживания. Если нет, то найдите другую мелодию.

Шаг 5: Помещайте на заднем плане изображение с мелодией, а на переднем – картинку негативной ситуации. Просматривайте одновременно два ряда событий с начала и до конца. При этом звучит выбранная на шаге 4 мелодия или песня.

Шаг 6: Можно повторить процедуру шага 5 три или четыре раза. Проделайте ее быстро – за одну-две секунды.

Шаг 7. Проверка. Чтобы установить результат процедуры, ассоциируйтесь с негативной ситуацией и переживите ее еще раз. Обратите внимание, как изменились ваше восприятие события и ваши ощущения.

Обсуждение результатов выполнения упражнения в группе. Подвести членов группы к выводу, что основной процесс изменения включает в себя:

а) выявление настоящего состояния человека;

б) подключение необходимых и достаточных ресурсов для

в) целенаправленного перехода этого человека в желаемое состояние.

Настоящее состояние + Необходимые ресурсы = Желаемое состояние.

Литература

Основная:

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

2. Таланов В.Л., Малкина - Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб., 2002.

Дополнительная:

1. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. – Новосибирск, 1992.

2. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. – М., 1997.

3. Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов / Сборник материалов психологов уголовно-исполнительной системы. – М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005.

4. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998.

5. Технология программирования судьбы (Теория и практика НЛП): Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.03 с.)