Тема 1. 2. Понятие о психологической защите как факторе, препятствующем исправительному воздействию на осужденных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 2. Понятие о психологической защите как факторе, препятствующем исправительному воздействию на осужденных



Основные понятия темы: психологическая защита, структурная модель личности по З. Фрейду, защитные механизмы, внутренние конфликты личности, невротическая тревога, Модель Мира, модель «Я», «Я-Образ», «Я-Концепция», механизм поддержания целостности и неизменности модели мира, механизмы психологической защиты: вытеснение, подавление, блокировка, отрицание, рационализация, интеллектуализация, изоляция, формирование реакции, смещение, проекция, идентификация, реализации в действии, соматизации тревоги или какого-либо отрицательного аффекта, сублимация, регрессия, фантазирование, уход в болезнь, стратегии коррекции психологической защиты, масштаб травмы, цена ошибки, сужение поля сознания, шкала приоритетов, сужение зоны несостоятельности, рефрейминг, повышение самооценки, упреждение беспомощности, смягчение страха, повышение активности, отказ от лобовых атак, «хобби-терапия», исповедь, дневниковые записи, приобщение к искусству.

 

Вид занятия: лекция.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: лекционный зал.

Цели проведения:

- Подвести курсантов (слушателей) к пониманию психологической защиты личностикак факторе, препятствующем исправительному воздействию на осужденных.

- Углубить и расширить представления курсантов (слушателей) о сущности психокоррекционной работы с осужденными.

- Продолжить воспитание профессиональных качеств личности практического психолога УИС (общепедагогическая цель).

Вопросы для рассмотрения:

1. Концепция психологической защиты в рамках классического психоанализа и современного психоаналитического подхода.

2. Характеристика защитных механизмов.

3. Исследование механизмов психологических защит у осужденных.

4. Объективизация степени нарушения психологической защиты.

5. Способы коррекции психологической защиты.

Вид занятия: семинар

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) о психологической защите личности как факторе, препятствующем исправительному воздействию на осужденных и механизмах ее проявления;

б) об исследовании механизмов психологических защит у осужденных.

- Привить вербальные и невербальные навыки и умения изложения основных категорий понятийного аппарата психологической коррекции осужденных.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие психологической защиты и механизма ее проявления.

2. Характеристика защитных механизмов личности, действующих на уровне восприятия без переработки содержания психотравмирующих факторов.

3. Характеристика защитных механизмов личности, действующих на уровне трансформации (искажения) информации о психотравмирующих факторах.

4. Характеристика защитных механизмов разрядки отрицательного эмоционального напряжения.

5. Характеристика защитных механизмов манипулятивного типа.

6. Назначение психологической защиты, стратегия и тактика ее построения.

7. Задачи психологической коррекции при работе с психологической защитой.

 

Вид занятия: практическое занятие.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции, семинаре и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) о психологической защите личности и механизмах ее проявления;

б) о работе с проективной защитой осужденных.

- Сформировать умения и навыки определения типа психологической защиты.

 

Ход занятия:

Занятие выполняется в три этапа.

1. Выявление автоматизмов подсознательной защиты у детей.

Преподаватель зачитывает сюжетные ситуации, курсанты (слушатели) определяют тип психологической защиты, интерпретируют ответ. (Материалы взяты из книги «Защита личности: психологические механизмы» авт. Грановская Р.М., Никольская И.М. стр. 231 – 240).

2. Самостоятельная работа по определению типа психологической защиты.

Курсанты (слушатели) получают письменные задания, содержащие выдержки из литературных произведений различных авторов и самостоятельно определяют тип психологической защиты.

Ответы на задания сдаются и оцениваются преподавателем.

3. Обсуждение рекомендаций по работе с проективной защитой осужденных, изложенных в работе Бовина Б.Г. « Преодоление факторов, препятствующих исправительному воздействию на осужденного».

 

Литература

Основная:

1. Бовин Б.Г.Преодоление факторов, препятствующих исправительному воздействию на осужденного: Методические рекомендации. – М: НИИ ФСИН России, 2005.

2. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб., 1999.

3. Колесникова З.А. Психокоррекционная работа с осужденными, входящими в пенитенциарные группы риска: Учебное пособие. – Вологда, ВИПЭ ФСИН России, 2007.

Дополнительная:

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.

5. Фрейд З. введение в психоанализ. – М., 1991.

6. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.

7. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. – Рязань, 2001.

8. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей. – М., 1968.

9. Основы психологической коррекции в ИТУ: Учебно-методическое пособие // Информационный бюллетень ГУИН МВД России №30 в 2-х частях. – М., 1996.

10. Поздняков В.М., Шевелев М.Б. Основы индивидуального психологического консультирования. – Рязань, 1994.

11. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.008 с.)