Упражнение 1. «Формирование поведения». 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 1. «Формирование поведения».



Цель проведения: формирование поведения с помощью положительного подкрепления (предъявление стимула, вызывающего у клиента позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций).

Время проведения: 40 мин.

Процедура: В игре участвуют двое: обучающийся и тренер, остальные исполняют роль наблюдателей.

Обучающийся удаляется из аудитории, остальные члены группы выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформировано (например: написать на доске мелом свое имя).

Испытуемый приглашается в аудиторию и его просят двигаться по комнате и производить любые движения. Тренер каким-либо сигналом (например: хлопком рук) подкрепляет движения обучающегося в направлении желаемого действия.

При проведении игры соблюдаются следующие правила:

· при первых нескольких подкреплениях обучающийся должен быть возвращен к дверям после каждого подкрепления и начинать действия заново;

· никаких разговоров, смех, вздохи и др. проявления эмоций допускаются (разрешаются), но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не достигнуто задуманное поведение;

· важно давать подкрепление вовремя, т.е. пока желаемое поведение в действительности осуществляется;

· наблюдатели награждают обучающегося аплодисментами при выполнении задуманного поведения.

После завершения игры проводится обсуждение.

 

Упражнение 2. «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы».

Цель проведения: прежде чем развивать навык уверенности в себе, необходимо получить концептуальное понимание проблемы уверенности. Упражнение помогает членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответов.

Время проведения: 40 мин.

Процедура: каждому члену группы предлагается продемонстрировать в данной гипотетической ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы. Например, представьте что друг «забыл» вернуть деньги, которые он

занял у вас. Агрессивное поведение может выражаться следующим высказыванием: «Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги! Я хочу получить свои деньги!» Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?» Уверенный ответ может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позднее в пятницу».

Необходимо вовлечь всех членов группы, даже если каждый участник предложит только один из трех ответов. При этом необходимо использовать одну ситуацию на каждого участника.

Обращение к членам группы: «Ролевое проигрывание ситуаций, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности, может помочь вам идентифицироваться с наиболее агрессивным, уверенным в себе или неуверенным человеком, которого вы знаете. Помните, что невербальное поведение говорит столько же о вашем состоянии, сколько вербальное. Старайтесь, чтобы тон голоса, позы, выражение лица соответствовали словам».

Руководитель или группа могут создать дополнительные ситуации, подобные перечисленным ниже, или использовать эти ситуации.

· Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...

· В ресторане вам подается пережаренный бифштекс с кровью. Вы говорите официанту...

· Счет за ремонт вашего автомобиля на 250 рублей больше начальной расценки. Вы обращаетесь к заведующему службой...

· Вы ловите взгляд привлекательного мужчины (женщины). Знаете, что он (она), может быть, интересуется вами. Вы подходите и говорите...

· Собака вашего соседа помяла траву на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему...

· Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему...

· Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...

· Вы пришли в модный ресторан, однако вам не нравится предложенный стол. Вы говорите хозяину…

· Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему…

· Друг приводит вас в смущение. Рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему…

После каждого проигрывания ситуации члены группы по очереди дают обратную связь относительно уверенного, неуверенного или агрессивного ответа участника. (Помните, что правильных ответов не существует и что хорошее обсуждение может быть очень информативным).

 

Литература

Основная:

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

2. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. – М., 2002.

Дополнительная:

1. Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 2000.

2. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. – «Питер» Санкт-Петербург, 1994.

3. Прайор К. не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. – М., 1995.

4. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998.

5. Торндайк Э., Уотсон Д.Б. Бихевиоризм. – М., 1998.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.005 с.)