Тема 2.3. Особенности когнитивной психокоррекции осужденных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.3. Особенности когнитивной психокоррекции осужденных



Основные понятия темы: когнитивный подход А.Бека, когнитивная психокоррекция, уровни когнитивных изменений, произвольное мышление, непрерывное (автоматическое) мышление, предположения (убеждения), когнитивные искажения: сверхобобщение, персонализация, увековечивание, дихотомическое мышление, долженствование, произвольные умозаключения, выборочное абстрагирование (извлечение), преувеличение (катастрофизация), перфекционизм, претензии на титул, идентификация (опознание), отдаление неадаптивных мыслей, проверка истинности неадаптивной мысли, изменение правил регуляции поведения, когнитивно-аналитическое направление, ловушки, дилеммы, препятствия.

Базисная терминология: когниции, когнитивные искажения.

Техники когнитивной психокоррекции: «Сократовский диалог», «заполнение пустоты», декатастрофизация («что…если»), когнитивная реатрибуция, переформулирование, децентрализация, проверка гипотезы.

 

Вид занятия: лекция.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: лекционный зал.

Цели проведения:

- Подвести курсантов (слушателей) к пониманию особенностей когнитивной психокоррекции осужденных.

- Углубить и расширить представления курсантов (слушателей) о сущности психокоррекционной работы с осужденными с использованием техник и приемов когнитивной психокоррекции.

- Продолжить воспитание профессиональных качеств личности практического психолога УИС (общепедагогическая цель).

Вопросы для рассмотрения:

1. Особенности когнитивной психокоррекции осужденных.

2. Когнитивный подход А. Бека.

3. Понятие об автоматических мыслях и предположениях (убеждениях).

4. Этапы когнитивной коррекционной работы с осужденными.

5. Техники когнитивной психокоррекции, используемые в работе с осужденными.

 

Вид занятия: семинар

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) о сущности когнитивной психокоррекции осужденных и ее особенностях;

б) о техниках когнитивной психокоррекции, применяемых в работе с осужденными.

- Привить вербальные и невербальные навыки и умения изложения основных категорий понятийного аппарата психологической коррекции осужденных.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Сформулируйте особенности и цели когнитивной психокоррекции осужденных, раскройте механизм ее проведения.

2. Сформулируйте в чем заключается когнитивный подход А. Бека.

3. Подумайте, почему в когнитивной психокоррекции ведущая роль отводится когнициям (мыслям).

4. Сформулируйте, что является автоматическими мыслями.

5. Сформулируйте, что мы относим к предположениям (убеждениям).

6. Перечислите самые распространенные когнитивные искажения.

7. Изложите сущность этапов когнитивной психокоррекции осужденных.

 

Вид занятия: практическое занятие.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции, семинаре и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) об особенностях когнитивной психокоррекции осужденных;

б) о техникахкогнитивной психокоррекции, применяемых в работе с осужденными.

- Сформировать психокоррекционные умения и навыки работы с убеждениями клиента.

Ход занятия:

Упражнение 1. «Фиксирование мыслей»

Время выполнения: 25 мин.

Процедура: Курсанты должны приготовить бумагу и ручку, сесть, выпрямив спину, закрыть глаза, сосредоточиться на дыхании. Для этого, сначала сделать вдох животом, дать воздуху заполнить грудную клетку, а затем пространство над ключицами. После этого необходимо медленно выдыхать воздух, произнося при этом мягкий звук «с-с-с» для того, чтобы определить, когда весь воздух выйдет.

Затем легко и свободно сделать новый вдох аналогично первому и т.д.

В процессе дыхания обратите внимание на мысль, которая пришла в голову. Назовите ее как-нибудь, откройте глаза и запишите как можно короче.

Затем прогоните эту мысль, закройте глаза и снова сосредоточтесь на дыхании, пока не всплывет следующая мысль или образ. Запишите их. И так далее.

Не останавливайтесь ни на одной мысли. Выполняйте упражнение в течение 15 мин.

Теперь взгляните на вашу запись и проанализируйте ее согласно следующей схемы:

- какой процент занимают сенсорные ощущения (свет из окна, звуки из коридора, запах еды из столовой, шум с улицы и т.п.);

- какой процент занимают телесные ощущения (легкость дыхания, чувство холода или тепла в ногах и т.п.);

- какой процент занимают собственно мысли.

Попытайтесь проанализировать эти случайно всплывшие в вашем сознании мысли. Обратите внимание, сколько среди них:

- мыслей планирующих (мыслей о будущем, о том, что вы хотите или что вам «надо» сделать);

- мыслей тревожащих;

- мыслей-фантазий (о несуществующих, но желательных ситуациях, отношениях, событиях);

- мыслей-сравнений (вызывающих зависть или обиду);

- мыслей, которые мешали выполнять инструкцию, требовали остановки и длительных размышлений. Именно эти мысли имеют над вами силу. Время, которое вы проводите в размышлениях, можно использовать конструктивно и деструктивно. Но, прежде всего, необходимо научиться полностью осознавать, о чем же именно вы размышляете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.006 с.)