Федеральная служба исполнения наказаний России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральная служба исполнения наказаний России



Федеральная служба исполнения наказаний России

Вологодский институт права и экономики

Психологическая коррекция различных категорий осужденных

Методические материалы

для специальности 030301 – «Психология»

(для очной и заочной формы обучения)

 

 

Вологда - 2009

Психологическая коррекция различных категорий осужденных: Методические материалы для специальности 030301 – «Психология» (для очной и заочной формы обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009. – с.

 

 

Подготовила:

З.А.Колесникова – преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры юридической психологии и педагогики от 21 сентября 2009 года протокол № 2

 

 

Вологодский институт права

и экономики ФСИН России, 2009

Пояснительная записка

 

«Психологическая коррекция различных категорий осужденных» – одна из базовых практико-ориентированных дисциплин в системе профессиональной подготовки психологов для уголовно-исполнительной системы. Основная цель психокоррекционной работы с осужденными состоит в обеспечении удовлетворительного функционирования личности осужденного на социальном уровне. Как показывает новейший опыт зарубежной и отечественной психологии, современные пенитенциарные психологи должны владеть мето­дами психологической коррекции личности и поведения осужденных. Поэтому значение психокоррекционных методов и приемов в арсенале современного практического психолога неоспоримо.

Программа дисциплины рассчитана на 110 аудиторных часов и состоит из 4 разделов, в которые входят 20 тем, представленных лекционными, семинарскими и практическими занятиями.

В издании содержатся методические материалы по проведению семинарских и практических занятий, целью которых является:

· закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной подготовки;

· выработка навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой;

· отработка умения правильно и последовательно излагать усвоенный материал, как в устной, так и в письменной формах;

· выработка навыков и умений практического применения полученных знаний по курсу «Психологическая коррекция различных категорий»;

· формирование профессионально-важных качеств личности практического психолога УИС.

В процессе обучения курсанты (слушатели) изучают специфические черты психокоррекционного процесса, принципы, цели и задачи психокоррекционной работы с осужденными, основные направления в психокоррекционной практике, особенности индивидуальной и групповой психокоррекции и особенности психокоррекционной работы с различными категориями осужденных.

Программа курса предусматривает практическое обучение курсантов (слушателей) навыкам применения различных психокоррекционных приемов, техник и методик.

В содержании методических материалов по каждой теме представлен перечень вопросов для рассмотрения на семинарских занятиях и в ходе самостоятельного изучения, список литературы и ход практического занятия по тем темам, где он предусмотрен.

Изучение курса предусматривает зачет по первым двум разделам и заканчивается экзаменом, перечень примерных вопросов к зачету и экзамену прилагается в Рабочей программе[1] курса. Слушатели заочной формы обучения выполняют контрольную работу, темы которой также представлены в Рабочей программе курса.

 

Раздел 1. Введение в практическую психокоррекцию

Раздел 2. Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарного психолога

Раздел 3. Индивидуальная и групповая психокоррекция осужденных

Методы тренинга умений.

Упражнение 1. «Приветствие»

Цель: психогимнастическое упражнение на создание работоспособности в начале занятия.

Время проведения: 10 мин.

Обращение ведущего. «В процессе взаимодействия с другими людьми нам часто помогают ранее сформировавшиеся стереотипы поведения. Давайте, перечислим свои привычные действия в реальной жизни, которые мы выполняем на уровне подсознания, т.е. автоматически…

(По кругу, начиная с ведущего, все называют хотя бы одно действие. Например: уходя, говорите до свидания; приходя в кабинет, говорите «здравствуйте»; кто-то чихнул, мы говорим «будь здоров» и т.д.)

Это облегчает жизнь, но с другой стороны и затрудняет ее, т.к. теряет свежесть восприятия жизни, притупляются ощущения получаемые в обычной обстановке во время общения с уже знакомыми людьми.

Сейчас мы будем работать с приветствием, и выполним следующее упражнение. Каждый из нас по очереди будет выходить в центр нашего круга, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же все вместе будем повторять каждое предложенное приветствие».

Рекомендации ведущему. Данное упражнение необходимо начать с себя, чтобы подать пример. Например, «Я рада вас сегодня видеть, и надеюсь на плодотворную работу». После завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросами: «Как вы себя чувствуете?», «Изменилось ли ваше настроение?», «Какие эмоции вызывали приветствия других членов группы?», «Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?».

Психологический комментарий. Выполнение этого упражнения помогает членам группы с самого начала занятия настроиться на доброжелательное отношение друг к другу и отрабатывать навыки самоисследования.

 

Упражнение 2. «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»

Цель: Прежде чем развивать навык уверенности в себе, необходимо получить концептуальное понимание проблемы уверенности. Упражнение помогает членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответов.

Время проведения: 30 мин.

Обращение ведущего: «Я предлагаю каждому члену группы продемонстрировать в определенной заданной ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы, т.е. стать на какое-то время неуверенным, агрессивным и уверенным в себе человеком. Например, представьте что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас. Агрессивное поведение может выражаться следующим высказыванием: «Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги! Я хочу получить свои деньги!» Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?» Уверенный ответ может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позднее в пятницу».

Лучше, если выполнение этого задания вы будете делать с партнером. Ролевое проигрывание ситуаций, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности, может помочь вам идентифицироваться с наиболее агрессивным, уверенным в себе или неуверенным человеком, которого вы знаете. Помните, что невербальное поведение говорит столько же о вашем состоянии, сколько вербальное, поэтому старайтесь, чтобы тон голоса, позы, выражение лица соответствовали словам. Начнем по кругу влево от меня».

Перечень ситуаций

(Руководитель или группа могут использовать эти ситуации или создать дополнительные ситуации)

· Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...

· Ваш знакомый второй раз на этой неделе просит Вас посидеть с его детьми, пока он пробежится по магазинам. У Вас самого нет детей. Вы отвечаете…

· Счет за ремонт вашего автомобиля на 250 рублей больше начальной расценки. Вы обращаетесь к заведующему службой...

· Вы ловите взгляд привлекательного мужчины (женщины). Знаете, что он (она), может быть, интересуется вами. Вы подходите и говорите...

· Собака вашего соседа забежала на ваш участок и испортила грядку. Вы подходите к соседу и говорите ему...

· Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему...

· Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...

· Вы пришли в модный ресторан, однако вам не нравится предложенный стол. Вы говорите хозяину…

· Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему…

· Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему…

· Вас не устраивает Ваша зарплата, Вы считаете, что заслуживаете больше чем, получаете исходя из Вашего вклада в общее дело. Вы говорите работодателю…

· Жена говорит мужу, что она хотела бы продолжить свою учебу. Мужу эта перспектива не по душе и он говорит ей…

· Из квартиры, расположенной над вашей, гремит громкая музыка и очень мешает Вам. Вы звоните в дверь этой квартиры и говорите хозяину…

· Ваш начальник очень жестко «наезжает» на Вас по поводу Вашей работы. На это Вы ему отвечаете…

· Рекомендации ведущему. Необходимо вовлечь всех членов группы, даже если каждый участник предложит только один из трех ответов. При этом необходимо использовать одну ситуацию на каждого участника.

После каждого проигрывания ситуации ее участники и члены группы по очереди дают обратную связь относительно уверенного, неуверенного или агрессивного ответа участника. Они должны поделиться впечатлениями (что было уверенным, а что – неуверенным в их словах и действиях), предложениями для дальнейшего экспериментирования и улучшения. Помните, что правильных ответов не существует и что хорошее обсуждение может быть очень информативным.

Для преодоления тревоги, чувства неполноценности и обучения уверенности члены группы должны быть убеждены в том, что уверенное поведение поощряется социальной средой. Руководитель играет центральную роль в создании положительных условий для уверенного поведения, помогая и инструктируя участников. Инструктаж – это вмешательство, при котором ведущий подсказывает, намекает и помогает участникам, когда они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в течение всего процесса взаимодействия. Другим компонентом репетиции поведения является подкрепление. Подкрепление – фундаментальное понятие поведенческой коррекции, являющееся краеугольным камнем большинства методов, применяющихся для изменения поведения. Технически существует несколько способов подкрепления. Согласно оперантному обусловливанию Скиннера, подкрепление – это событие или стимул, увеличивающее вероятность предшествующего им ответа. В нашем случае подкреплением являются награды или положительные реакции и поощрения, предлагаемые руководителем и членами группы. Моделирование, инструктаж и подкрепление – ключевые компоненты методики репетиции поведения.

Психологический комментарий. В процедуре репетиции поведения используются приемы поведенческой модели обучения. Моделирование как прием поведенческой психокоррекции является эффективным способом для создания новых или усиления мини­мально уверенных ответов участников. Руководитель группы или ее участник может моделировать лучший способ управления ситуацией. Наблюдая смоделированные уверенные ответы и испы­тывая их влияние, участники косвенно обучаются этому умению. Моделиро­вание особенно полезно, когда участник группы имеет ограниченное представление о том, каким может быть позитивное уверенное поведение в данной ситуации.

 

Упражнение 3. «Ролевая игра»

Цель: отработка умений ролевой игры, расширение поведенческого репертуара.

Время проведения: 30 мин.

Обращение ведущего. «Давайте вспомним известные слова великого Шекспира: «Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль».

Великий драматург знал, что все мы играем роли в течение своей жизни и даже в течение одного дня. Конечно, в этом изречении, как и в любом другом, есть некое преувеличение. Жизнь все-таки не театр. Но театр и жизнь имеют в своей динамике нечто общее, и, уподобив наше поведение в обыденной жизни поведению актера на сцене, мы можем понять кое-что новое и важное для себя. Ведь даже некоторые выражения разговорной речи показывают связь между обычным поведением и актерским. Например, мы говорим: «Он напускает на себя солидность», «Она ведет себя как девочка», «Она строит из себя важную птицу», «Этот крутого изображает», «Тот валяет дурака» и т.п.

Приведенные слова Шекспира каждый из нас слышал так часто, что их глубокий подлинный смысл до нас уже не доходит. Шекспир понимал, что жизнь человека – это последовательность ролей, играющихся на различных подмостках. Мы с вами – как и актеры – не обязаны довольствоваться одной единственной ролью. Если нам не нравится та, которую мы играем, мы можем выбрать новую и перейти на другую сцену. Если нам мешает наша неуверенность или агрессивность, мы можем стать уверенными в себе людьми. Для этого мы и собрались здесь.

А сейчас мы разделимся на две равные группы и образуем два круга. По моему сигналу внешний круг движется по часовой стрелке, а внутренний – против часовой. Далее по моему сигналу (хлопок руками) все участники группы останавливаются и образуют пары, выполняя при этом предложенную мной ситуацию, включающую две роли, в течение 2 мин. Затем 2 минуты на обмен впечатлениями. Далее по сигналу круги продолжают движение, и процедура повторяется. Начали!

 

Ситуации для ролевой игры

1. Внешний круг – члены группы, играющие роль сотрудника ДПС, дающего указания по соблюдению правил дорожного движения автомобилистам, во внутреннем круге – члены группы, играющие роль автомобилиста, нарушившего правила дорожного движения.

2. Члены группы, составляющие внутренний круг играют роль продавца, старающегося что-либо продать предполагаемым покупателям – членам группы из внешнего круга.

3. Внешний и внутренний круг - родственники, которые долгое время не видели друг друга.

4. Внутренний круг - мужчина (женщина), рассказывающий (-щая) ничего не знающему (-щей) другу (подруге) – члену группы из внешнего круга - о своей недавней свадьбе.

5. Члены группы, составляющие внешний круг играют роль ребенка, получившего новую игрушку, который делится своей радостью со своим другом – членом группы из внутреннего круга.

6. Члены группы, составляющие внутренний круг играют роль молодого человека, признающегося своему отцу (матери) в употреблении наркотиков».

Рекомендации ведущему. При обмене впечатлениями о проигранном упражнении обратить внимание участников на то, как они вступали в контакт, какие приемы и способы коммуникации использовали, как поддерживали разговор и заканчивали беседу. Особо следует обсудить те чувства, которые испытывали члены группы, исполняя ту или иную роль. И, конечно, самое важное, каждый должен поделиться тем, какая позиция личности (неуверенная, агрессивная, уверенная) доминировала в той или иной ролевой ситуации.

 

Подведение итогов

Время проведения: 5 мин.

Обращение ведущего. «Наше занятие подошло к концу. Давайте сейчас постараемся ответить на вопрос - Что важного, что интересного было для вас на сегодняшнем занятии? Отвечать, как всегда, будем по кругу, соблюдая правило «Я». Начнем слева от меня».

 

Ритуал прощания

Обращение ведущего. «А теперь все вместе поаплодируем в знак благодарности за проделанную работу и совместно проведенное время».

 

Литература

Основная:

1. Колесникова З.А., Штефан Е.Ф. Психокоррекционная программа «Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы». – Москва: PRI, 2008.

2. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Рудестам Р. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. / Под общ. ред. Л.П. Петровской. – М.: Прогресс, 1993.

Дополнительная:

1. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В.Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.

2. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2001.

3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998.

Федеральная служба исполнения наказаний России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.036 с.)