Тема 2.2. Техники психодинамического направления в пенитенциарной практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. Техники психодинамического направления в пенитенциарной практике



Основные понятия темы: конфликт в психодинамической теории, бессознательные побуждения человека, классический психоанализ З.Фрейда, стадии психоанализа, поиск болезненного очага, метод ассоциаций, изучение юмора, оговорок, описок, вскрытие очага возбуждения, переоценка значимости событий, «переклеивание ярлыков», эмоциональная окраска новой системы установок, забывание, психокоррекционные процедуры психоанализа, конфронтация, кларификация, интерпретация, проработка, аналитическая индивидуальная психокоррекция А.Адлера, логотерапия В.Франкла, способность к самоотстранению, самотрансценденция, клиент-центрированный подход К.Роджерса, конгруэнтность (подлинность) психолога, эмпатия.

Базисная терминология: бессознательное, классический психоанализ, очага возбуждения, конфронтация, кларификация, интерпретация, проработка, логотерапия, самотрансценденция, конгруэнтность, эмпатия.

Техники психодинамической коррекции: метод свободных ассоциаций, толкование (интерпретация) сновидений клиента, интерпретация неясных или скрытых для клиента переживаний или поведения, анализ сопротивления, анализ переноса, опросник семейного созвездия, раннее воспоминание, анализ сновидений, приоритеты, антисуггестия (парадоксальная интенция), действие «если - бы…», постановка целей и принятие обязательств, «поймай себя», «нажатие кнопки», «избегание плакунчика», метод дерефлексии, метод парадоксальной интенции (намерения), персональное переосмысливание жизни, «сократовский диалог».

 

Вид занятия: лекция.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: лекционный зал.

Цели проведения:

- Подвести курсантов (слушателей) к пониманию особенностей психокоррекции осужденных с применением психодинамических техник.

- Углубить и расширить представления курсантов (слушателей) о сущности психокоррекционной работы с осужденными с использованием психодинамических техник.

- Продолжить воспитание профессиональных качеств личности практического психолога УИС (общепедагогическая цель).

Вопросы для рассмотрения:

1. Общее понятие о психодинамическом направлении в психокоррекции.

2. Особенности применения классического психоанализа (З.Фрейд) в работе с осужденными.

3. Психокоррекционная работа с осужденными с применением техник аналитической индивидуальной психологии А.Адлера.

4. Техники логотерапии В.Франкла в психокоррекционной работе с осужденными.

 

Вид занятия: семинар

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) о сущности психокоррекции осужденных в рамках психодинамического направления, его видах и особенностях;

б) о применении психоаналитических техник в коррекционной работе с осужденными.

- Привить вербальные и невербальные навыки и умения изложения основных категорий понятийного аппарата психологической коррекции осужденных.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Что составляет основу психодинамической коррекции?

2. Что является центральным понятием о причинах нарушений в поведении и эмоциональной жизни клиента?

3. Сформулируйте главную цель и задачи психодинамической коррекции осужденных.

4. Раскройте структуру личности по З.Фрейду и основную цель аналитического процесса.

5. Сформулируйте направления работы психоаналитика при классическом психоанализе.

6. Назовите основные стадии психоанализа.

7. Назовите основные процедуры психоанализа.

8. В чем заключается метод «Свободных ассоциаций».

9. В чем заключается метод «Толкования сновидений».

10. Раскройте сущность метода «Интерпретации».

11. В чем заключается анализ сопротивления?

12. В чем заключается анализ переноса?

 

Вид занятия: практическое занятие.

Время проведения: 4 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции, семинаре и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) об особенностях коррекции осужденных в рамках психодинамического направления;

б) о методиках аналитической психокоррекции.

- Сформировать психоаналитические умения и навыки.

 

Ход занятия:

Упражнение 1. Развитие навыков молчаливого невмешательства.

Время работы: 10 мин.

Процедура: Пары «клиент-психолог» рассаживаются по периметру помещения так, что исполняющий роль «клиента» сидит лицом к стене, «психолог – за его плечом, так близко, чтобы ему было удобно слышать своего «клиента».

Инструкция клиенту: говорить о чем угодно в режиме свободных ассоциаций.

Инструкция психологу: слушать исключительно молча и только в тех случаях, когда, по его мнению, «клиент» нуждается в поддержке, прикасаться к его плечу.

После завершения выполнения упражнения всеми членами группы проводится обсуждение в группе.

Цель: показать, что ориентация на поддержание визуального контакта с психологом, зависимость выбора тем от выражаемой им поддержки и одобрения часто являются сдерживающим фактором, препятствующим развитию навыков свободного ассоциирования. Вмешательство, даже в форме легкой поддержки-прикосновения может восприниматься как оценочное вторжение психолога во внутреннюю работу клиента.

Упражнение 2: Развитие навыка выявления символического смысла предоставляемого клиентом материала

Ход выполнения: упражнение выполняется в три этапа.

1 этап. Время работы: 25 мин.

Процедура: Пары «клиент-психолог» рассказывают друг другу какой-либо сон. Затем меняются партнерами и опять обмениваются снами, но, уже выбирая, какой сон рассказать – свой или предыдущего партнера. Если выбирается не свой сон, он все равно рассказывается как свой, от первого лица.

Далее они опять меняются партнерами, теперь у них уже больший выбор снов, который они могут представить партнеру. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит набор из 4-5 чужих снов.

2 этап. Время работы: 10 мин.

Процедура: Группа делится на «психологов и «клиентов».

Инструкция «клиентам»: выбирать любой из услышанных снов и представить его «психологу» как свой собственный.

Инструкция «психологам»: найти связь образов сна с переживаниями «клиентов».

3 этап. Время работы: 15 мин.

Обсуждение результатов упражнения: время обсуждения 5 мин.

Обсуждение должно привести к следующим выводам:

- фрагменты психологической работы с чужим сном оказываются столь же успешными, как с любым другим собственным материалом клиента; (клиент выбирает из 4-5 чужих снов именно тот, который в большей степени соответствует актуальным переживаниям, легче всего вмещает клиентские проекции и скорее воспринимается как свой);

- «психологи» в данном случае работают именно так, как если бы это был собственный материал «клиента», т.е. с уверенностью в том, что каждый образ сна содержит значимое переживание;

- любое «чужое» может быть понято как символическое «свое», если «психолог» не забывает задавать себе вопрос: о чем в действительности пытается сейчас сказать «клиент».

Упражнение 3. Отработка техники «пусковой кнопки» (для работы с эмоциональными состояниями)

Время работы: 15 мин.

Ход выполнения:

Процедура: Работа в парах «клиент-психолог». «Клиент» закрывает глаза, и его просят воссоздать приятное событие из своего прошлого и отметить то чувство, которое сопровождает это воспоминание.

Затем его просят воссоздать какое-нибудь неприятное событие, связанное с болью, унижением, неудачей или гневом и отметить сопутствующее чувство.

Вслед за этим «клиент» снова воссоздает первую сцену.

Цель выполнения данного упражнения заключается в том, что «клиента» научают создавать любое чувство, которое он пожелает, просто решив, о чем думать. У него под рукой «кнопка» и он может нажать ее при желании создать любое чувство, хорошее или плохое. Он является создателем, а не жертвой своих чувств.

Задача «психолога» – поразить «клиента» его возможностями в самоопределении (например, быть в депрессии, требуется выбор бытия в депрессии).

После выполнения упражнения всеми участниками группы проводится обсуждение в группе.

Упражнение 4: Отработка техники «Сократовский диалог»

Время выполнения: 15 мин.

Ход выполнения:

Процедура: Курсанты попарно распределяются и каждый участник-«клиент» говорит какую-нибудь нелепую реплику, а «психолог» должен найти что-то такое, с чем все-таки можно было бы по-настоящему согласиться, не идя против истины.

Затем участники меняются ролями.

После отработки всеми участниками группы данного упражнения проводится обсуждение полученных результатов.

Упражнение 5: отработка техники «Раннего воспоминания»

Время работы: 40 мин.

Ход выполнения:

Процедура: Курсантам предлагается дать письменное изложение раннего воспоминания, учитывая следующие моменты:

- старайтесь быть как можно более конкретным;

- не давайте «обзоров», то есть воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;

- не отказывайтесь давать воспоминание, даже если вы не абсолютно уверены, что это действие случилось с вами;

- включайте все, что помните, даже то, что кажется вам незначительным;

- описывайте только то, что относится к возрасту до 8 лет;

- описывайте чувства, даже если они противоречивые;

- называйте имена присутствующих в воспоминании людей;

- опишите наиболее яркую часть;

- опишите то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникали;

- попытайтесь высказать догадку по поводу цели своего поведения;

- укажите примерный возраст, к которому относится воспоминание.

После того, как закончено написание воспоминания, предлагается провести качественный контент-анализ ранних воспоминаний по следующей схеме:

1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез

- присутствующие в воспоминании люди;

- тип события;

- способ восприятия ситуации субъектом (преобладающий тип чувствительности, ощущение принадлежности, чувства и эмоции);

2. Проверка гипотез.

3. Инсайт-постижение формулы жизненного стиля автора раннего воспоминания (работа в режиме «мозгового штурма» - продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя; на основе анализа этих идей вывести формулу жизненного стиля «Жизнь – это…» или «Жить – значит…»).

4. Исследование формулы вместе с автором воспоминания (пасихокоррекционная задача).

Упражнение5: «Перефразирование стихов»

Цель упражнения: участники убеждаются в том, насколько богаты и неисчерпаемы возможности самовыражения и понимания.

Время выполнения: 20 мин.

Задача: поиск точной формулировки.

Процедура: Участникам предлагается объединиться в команды по 3-4 чел. Каждая команда получает листок с каким-либо известным отрывком стиха.

Задача каждой команды – перефразировать стихотворение таким образом, чтобы ни одно слово не осталось неизмененным. Например: «степь» заменяется «полем», «обаяние» - «очарование» и т.д. При этом вовсе не обязательно сочинять в рифму, достаточно просто перефразировать все стихотворение.

После того как работа будет закончена, каждая команда читает свое произведение вслух, а остальные пытаются догадаться, что служило прототипом этих произведений.

 

Литература

Основная:

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

2. Таланов В.Л., Малкина - Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб., 2002.

Дополнительная:

1. Алейникова Т.В. Психоанализ: Учеб. пособие. – Ростов на Дону, 2000.

2. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: Учеб. пособие. – М., 2002.

3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.022 с.)