ТОП 10:

Тема 2.5. Психотехники гештальткоррекции осужденных



Основные понятия темы: гештальттерапия Ф.Перлза, поле организма, саморегуляция, контакт, граница контакта, осознание, зоны осознавания, ответственность, саморегуляция индивида, механизмы нарушения саморегуляции (интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, слияние), уровни гештальткоррекции («фальшивых отношений», клише, игр и ролей; фобический (искусственный) уровень; уровень тупика, безвыходного положения и отчаяния; имплозия (внутренний взрыв); эксплозия (внешний взрыв), принцип «здесь и теперь», принцип «Я – ТЫ», принцип субъективации высказываний, континуум сознания.

Основные процедуры гештальткоррекции: расширение осознавания, интеграция противоположностей, усиление внимания к чувствам, работа с мечтами (сновидениями, фантазиями), принятие ответственности на себя, преодоление сопротивления.

Базисная терминология: фигура, фон, переживание, контакт, границы контакта, саморегуляция, осознавание, механизмы прерывания контакта.

Техники гештальттерапии: экспериментальный (диссоциированный) диалог; «Большой пес» и «Щенок»; совершение кругов или идти по кругу; техника «наоборот» (перевертыш); экспериментальное преувеличение; незаконченное дело; проективные игры на воображение.

 

Вид занятия: лекция.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: лекционный зал.

Цели проведения:

- Подвести курсантов (слушателей) к пониманию особенностей гештальткоррекции осужденных.

- Углубить и расширить представления курсантов (слушателей) о сущности психокоррекционной работы с осужденными с использованием техник и приемов гештальттерапии.

- Продолжить воспитание профессиональных качеств личности практического психолога УИС (общепедагогическая цель).

Вопросы для рассмотрения:

1. Особенности применения техник гештальттерапии Ф.Перлза в психокоррекционной работе с осужденными.

2. Понятие о механизмах нарушения процесса саморегуляции.

3. Уровни процесса гештальткоррекции.

4. Принципы и цели гештальткоррекции осужденных.

5. Основные процедуры гештальткоррекции.

 

Вид занятия: семинар

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) о сущности гештальткоррекции осужденных и ее особенностях;

б) о процедурах гештальткоррекции;

в) о техниках гештальткоррекции.

- Привить вербальные и невербальные навыки и умения изложения основных категорий понятийного аппарата психологической коррекции осужденных.

Ход занятия:

Занятие проводится в два этапа:

1 этап:

Обсуждение с курсантами (слушателями) процедур гештальткоррекции.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «расширение осознавания».

2. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «интеграция противоположностей».

3. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «усиление внимания к чувствам».

4. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «работа с мечтами (фантазиями)».

5. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «принятие ответственности за себя».

6. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «преодоление сопротивления».

2 этап:

Просмотр видеосюжета «Терапевтическая сессия по прояснению фигуры – проблемы клиента при интенсивном сопротивлении» (видеофильм института психиатрии и клинической психологии «Теория и практика гештальттерапии»).

 

Вид занятия: практическое занятие.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции, семинаре и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) о гештальткоррекционных техниках, применяемых в работе с осужденными;

б) об особенностях коррекционной работы с осужденным в техниках гештальткоррекции;

- Сформировать умения и навыки применения техник гештальттерапии в работе с клиентом.

Ход занятия:

Упражнение 1. «Техника на развитие осознания»

Цель выполнения: достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений.

Время выполнения: 25 мин.

Процедура: Условно разделите мир вашего сознания на три зоны:

1) внешний мир;

2) внутренний мир вашего тела;

3) мир ваших чувств, мыслей, фантазий.

Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Расслабьтесь. Делитесь по очереди осознаванием внешнего мира. Начинайте свою речь словами: «сейчас я осознаю, что …» и заканчивайте ее рассказом о своих ощущениях от воздействия окружающей обстановки (света, запахов, вида партнера и т. д.). Говорите 3-5 минут. Теперь переключайтесь и внимательно слушайте то, что ваш партнер рассказывает о своем ощущении внешнего мира.

Далее по очереди рассказывайте об ощущениях, связанных с вашим телом (средняя зона). Начинайте рассказ словами: «Сейчас я осознаю …» и заканчивайте его описанием своих ощущений, связанных с вашим телом (сухость во рту, тяжесть в руках, зуд, боль и т. п.). Рассказывайте о своих ощущениях 2-3 минуты, потом переключитесь и внимательно выслушайте партнера.

Затем переключитесь на свой мир чувств, мыслей и фантазий. Начинайте рассказ словами: «Сейчас я осознаю …» и заканчивайте повествование о своих чувствах, связанных с данным занятием, о ваших заботах, мыслях. Не бойтесь спонтанных мыслей и чувств, старайтесь говорить о них, соблюдая принцип «здесь и теперь». Говорите 3-5 минут, потом внимательно выслушайте партнера.

Обменяйтесь с партнером своими впечатлениями. Вновь по очереди включитесь в процесс осознания. На этот раз «переходите» из зоны в зону.

В заключение постарайтесь осознать вашего партнера. Позвольте ему сделать то же в отношении вас.

По завершении упражнения проводится обсуждение результатов в группе.

Упражнение 2: Техника интеграции полярностей«Два стула»

Цель проведения: осознание своих противоречивых качеств и чувств, которые сопровождают борьбу этих противоположных личностных качеств.

Время проведения: 20 мин.

Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил.

Процедура: Группа делится на пары, в которой один играет роль «психолога», другой – «клиента».

«Клиенту» предлагается сыграть диалог между противоположными сторонами своей личности. С каждой сменой позиции «клиент» будет менять стулья и по очереди воспроизводить реплики от имени одной, а затем другой психологической позиции: «дружелюбное Я» и «раздраженное Я», «Нападающего» или «Защищающегося».

«Нападающий» обычно высказывает нравоучения, диктует своему оппоненту, что он «должен делать», «как должен себя вести», а «Защищающийся» объясняет, что он «может сделать», как ему «хочется себя вести». Получается диалог, в котором «клиент» воссоздает конфликт между своими полярными ощущениями и старается осознать их. Когда эти полярные позиции внутреннего конфликта прочувствованы и осознаны, «клиенту» становится легче интегрировать их в своей личности.

«Психолог» - наблюдает, «клиент» - играет, затем меняются ролями.

Исполняемая роль может быть:

- ролью человека, какой он сейчас: ролью ребенка, матери, отца, супруга (и) или начальника;

- физическим симптомом – язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением;

- предметом, встретившимся во сне, например, частью мебели, животным и т. п.

По завершении ролевой игры проводится обсуждение впечатлений в группе.

Упражнение 3: Техника работы по принятию ответственности за самих себя «Три фразы»

Время проведения: 20 мин.

Цель проведения: научиться принимать ответственность за передачу другим людям своих собственных функций по возбуждению чувств и контролю над ними.

Процедура: Работа проводится в парах. Сядьте напротив друг друга. Один из партнеров, глядя в глаза другому, говорит три фразы, начиная каждую из них со слов: «Я должен …». Партнер, не комментируя сказанного вами, в свою очередь говорит три аналогичные фразы.

Теперь вернитесь к своим фразам и по очереди повторите их, заменив в каждой слова «Я должен …» на слова «Я предполагаю …».

Поделитесь своими ощущениями.

Далее по очереди с партнером произнесите три фразы, начиная каждую со слов «Я не могу …», а затем то же самое, заменив слова «Я не могу …» на слова «Я не хочу …».

Поделитесь своими переживаниями в связи с изменением смысла сказанных вами фраз.

Аналогично по очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов «Мне надо …», а затем замените эти слова на «Я хочу …».

Поделитесь своими переживаниями.

Наконец, по очереди с партнером произнесите три фразы, начинающиеся словами «Я боюсь, что …», а затем замените начало фразы на слова «Я хотел бы …».

Поделитесь своими переживаниями в связи с изменением смысла сказанных вами фраз, постарайтесь осознать свои ощущения.

Обсуждение в группе: подвести к выводу, что:

- слова «Я должен …», «Я не могу …», «Мне надо …», «Я боюсь, что …» отрицают и снижают степень вашей ответственности за себя;

- изменяя фразы, повышается ответственность за свои мысли, чувства и поведение.

Упражнение 4: Техника работы с проекцией

Время работы: 25 мин.

Цель проведения: иллюстрация процесса проекций и помощь участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности.

Процедура: Одному из членов группы предлагается выполнить следующее задание: «Посмотри внимательно на предметы в аудитории и выбери тот, который тебе больше всего не нравится. Что именно тебе в нем не нравится? Чем он плох? Затем вместо «он» необходимо говорить «Я» и повторить предыдущую фразу.

Обсуждение в группе: Подвести членов группы к выводу, что когда проективный человек сможет представить себе, что ему свойственны некоторые качества, которые он прежде не осознавал, а замечал в других, это расширяет и поддерживает его подавленное чувство идентичности.

 

Литература

Основная:

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

2. Таланов В.Л., Малкина - Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб., 2002.

Дополнительная:

1. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб., 1999.

2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998.

3. Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов / Сборник материалов психологов уголовно-исполнительной системы. – М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005.

4. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. – М., 1994.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.006 с.)