Тема 2. 6 психодрама и ее применение в коррекционной работе с осужденными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 6 психодрама и ее применение в коррекционной работе с осужденными



Основные понятия темы: спонтанный театр Я.Л.Морено; психодрама, центрированная на протагонисте; психодрама, центрированная на теме; психодрама, направленная на группу; психодрама, центрированная на группу.

Основные процедуры психодрамы: роли (режиссер, протагонист, «вспомогательное Я», аудитория или зрители, сцена), фазы развития психодрамы (разогрев и разминка, разыгрывание ролевой ситуации, фаза обсуждения или интерпретации).

Базисная терминология: ролевая игра, спонтанность, теле, катарсис, инсайт.

Методики психодрамы: самопрезентация, монолог, дублирование (двойник), обмен ролями, отображение или зеркало, «пустой» стул, «высокий» стул, проекции будущего, «свеча», «волшебный магазин», «за спиной».

 

Вид занятия: лекция.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: лекционный зал.

Цели проведения:

- Подвести курсантов (слушателей) к пониманию особенностей психодрамы как метода групповой психокоррекции осужденных.

- Углубить и расширить представления курсантов (слушателей) о сущности психокоррекционной работы с осужденными с использованием методик психодрамы.

- Продолжить воспитание профессиональных качеств личности практического психолога УИС (общепедагогическая цель).

Вопросы для рассмотрения:

1. История и развитие психодрамы, ее цели и задачи в коррекционной работе с осужденными.

2. Основные понятия психодрамы.

3. Основные процедуры психодрамы:

а) роли в психодраме;

б) фазы развития психодрамы.

4. Формы и виды психодрамы.

5. Методики психодрамы, применяемые в психокоррекционной работе с осужденными.

 

Вид занятия: семинар

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) о сущности психодрамы и особенностях ее коррекционного воздействия на осужденных;

б) о методиках психодрамы, применяемых в психокоррекционной работе с осужденными.

- Привить вербальные и невербальные навыки и умения изложения основных категорий понятийного аппарата психологической коррекции осужденных.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Сформулируйте цели и задачи психодрамы как метода психокоррекции осужденных.

2. Назовите условия, необходимые для проведения психодрамы.

3. Дайте характеристику и сформулируйте функции элементов классической психодрамы.

4. Сформулируйте цели и задачи 1 фазы психодрамы – разогрева.

5. Сформулируйте цели, задачи и приемы 2 фазы психодрамы – собственно драматического действия,

6. Сформулируйте цели и задачи 3 фазы психодрамы – обсуждения.

7. Дайте понятия «идентификационной обратной связи» и «ролевой обратной связи».

8. Раскройте сущность психодрамы центрированной на протагонисте.

9. Раскройте сущность психодрамы центрированной на теме.

10. Раскройте сущность психодрамы центрированной группе.

11. Раскройте сущность психодрамы направленной на группу.

 

Вид занятия: практическое занятие.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции, семинаре и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) об особенностях психодрамы как методе психокоррекции осужденных;

б) о методиках психодрамы, применяемых в психокоррекционной работе с осужденными.

- Сформировать психокоррекционные умения и навыки работы с методиками психодрамы.

Ход занятия: Отработка методики «Волшебный магазин».

Время проведения: 90 мин.

Цели методики: помощь клиенту в осознании своих истинных целей и желаний в жизни.

Содержание: клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», которого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер (в данном случае – преподаватель).

Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются всякие чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т.д.

Владелец магазина предлагает клиенту на выбор все, что он только может пожелать: богатство, успех, счастье, интеллект гения.

Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-нибудь товар. Например, кто-нибудь должен попросить «уважение».

Режиссер, играющий роль хозяина лавки, уточняет: «Сколько нужно уважения», «От кого», «В связи с чем» и т.д. В то же самое время владелец магазина требует в уплатуот клиента что-нибудь из того, что пациенту тоже дорого,например здоровье, любовь, честь, независимость. Это ставит клиента перед дилеммой и обычно заставляет его немедленно обратиться внутрь самого себя, чтобы осознать,что он на самом деле ценит и чего хочет в жизни.

Результатом взаимодействия клиента и продавца является либо принятие сделки, либо отказ от нее, либо, что случается оченьчасто, неспособность покупателя принять какое-то решение.

Разработка этой темы приводит к тому, что добровольные покупатели начинают лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий. Кроме того, в процессе торга может быть найдена тема, подходящая для разыгрывания в психодраме. Но каким бы ни было окончательное решение клиента, важно то, что он в результате непременно узнает что-то новое о самом себе.

Обсуждение в группе: подвести участников группы к выводу, что психодрама помогает человеку понять и реализовать себя, создавая для него условия, допускающие совершение ошибок без риска расплаты за них и получения негативного подкрепления.

Несомненным достоинством психодрамы является то, что в активную работу вовлекаются все члены группы, особенно те, кто выбран на роль вспомогательных «Я».

 

Литература

Основная:

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

2. Таланов В.Л., Малкина - Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб., 2002.

Дополнительная:

1. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М., 1993.

2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998.

3. Рудестам Н. Групповая психотерапия. – М., 1990.

4. Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов / Сборник материалов психологов уголовно-исполнительной системы. – М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.012 с.)