Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. 1. Психокоррекционная Работа с осужденными страдающими наркоманией и алкоголизмом
Основные понятия темы: наркомания, алкоголизм, абстиненция, зависимость, психологическое здоровье личности, аксиологический компонент психологического здоровья, личностная целостность, инструментальный компонент психологического здоровья, рефлексия, потребностно-мотивационный компонент психологического здоровья, потребность к саморазвитию, задачи психокоррекции осужденных с алкогольной и наркотической зависимостью, обучение положительному самоотношению и принятию других, обучение рефлексивным умениям, формирование потребности в саморазвитии, стратегия и тактика работы психолога с осужденными алкоголиками и наркоманами, принципы работы с осужденными с наркотической зависимостью, групповая форма работы с алкоголиками и наркоманами, задачи психокоррекции в когнитивной сфере личности, задачи психокоррекции в эмоциональной сфере личности, задачи психокоррекции в поведенческой сфере личности, основные объекты воздействия в групповой работе, этапы группового психокоррекционного процесса, преодоление алкогольной анозогнозии, коррекция интрапсихических и межличностных проблем, разблокировка чувств. Методики работы с алкоголиками и наркоманами: групповая дискуссия, метод «Проективный рисунок», приемы рациональной психокоррекции, объяснение и разъяснение, убеждение, переориентация, психагогика, техника «Сократовский диалог», техника «Распознавания зависимости внутри личности».
Вид занятия: лекция. Время проведения: 2 часа. Место проведения: лекционный зал. Цели проведения: - Подвести курсантов (слушателей) к пониманию сущности психокоррекционной работы с осужденными страдающими наркоманией и алкоголизмом. - Углубить и расширить представления курсантов (слушателей) о специфике индивидуальной и групповой психокоррекции осужденных. - Продолжить воспитание профессиональных качеств личности практического психолога УИС (общепедагогическая цель). Вопросы для рассмотрения: 1. Понятие о наркомании и алкоголизме, психологическая характеристика осужденных страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. 2. Понятие о психологическом здоровье и задачи коррекции личности осужденных, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
3. Стратегия и тактика работы психолога с лицами, страдающими алкоголизмом и наркоманией. 4. Групповая психокоррекционная работа с осужденными, страдающими алкоголизмом и наркоманией. 5. Особенности психокоррекционной работы с различными категориями клиентов, страдающих алкоголизмом и наркоманией. В ходе лекции курсантам (слушателям) демонстрируются фрагменты видеофильма «НЛП – работа с зависмостями. Тренинг-семинар доктора психологии Мэрилин Аткинсон (Канада) в центре практической психологии «Катарсис»: - ч.1. п.4. «Цели психотерапевта в работе с зависимостями» (0:27 – 0:36), - ч.1. п.9. «Особенности психотерапии людей с зависимостями» (1:58 – 2:13), - ч.1. п.12. «Индивидуальный прием людей с зависимостями» (2:31 – 2:40).
Вид занятия: практическое занятие. Время проведения: 4 часа. Место проведения: тренинговый зал. Цели проведения: - Закрепить теоретические знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений: а) о задачах психолога и об особенностях психокоррекционной работы с осужденными, страдающими алкоголизмом и наркоманией; б) о методике работы с личностью, страдающей наркотической зависимостью. - Сформировать умения и навыки применения психокоррекционных методик в коррекционной работе с лицами, страдающими наркоманией и алкоголизмом. Ход занятия: 1. Отработка методики «Сократовский диалог» Цель проведения: работа с убеждениями клиента. Время выполнения: 20 мин. Процедура: Участники занятия разбиваются на пары, один член которой исполняет роль «психолога», другой - «клиента», страдающего никотиновой зависимостью. «Психолог» проводит индивидуальную беседу с «клиентом», во время которой он задает вопросы «клиенту» таким образом, чтобы тот давал лишь положительные ответы. На основе этого «клиент» подводится к принятию суждения, которое в начале беседы им не принималось, было непонятным или неизвестным. После получения положительного результата члены пары меняются ролями, «психолог» проводит аналогичную беседу с «клиентом» страдающим пристрастием к сладкому. По окончании выполнения упражнения всеми участниками группы проводится обсуждение в группе полученных результатов и впечатлений. Необходимо подвести курсантов (слушателей) к пониманию того, что в основе этой методики лежит логическая аргументация. Психолог постепенно, шаг за шагом подводит клиента к необходимому и запланированному выводу. Это своего рода своеобразный интеллектуальный поединок, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента с какой-либо зависимостью.
1. Отработка методики «Проективный рисунок» Цель проведения: выявление и осознание трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Время выполнения: 2 часа 40 мин. Процедура: Каждый член группы получает лист бумаги, цветные карандаши (цветные мелки, краски) и рисует на заданную тему. Качество не имеет существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обычно темы охватывают три основные категории: 1) прошлое, настоящее и будущее клиента (какой «Я» есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание и др.); 2) общие понятия (любовь, ненависть, болезнь, здоровье, страх, зависимость, ответственность и др.); 3) отношения в группе (я глазами группы, мое положение в группе, моя группа и др.) или совместное рисование (вся группа рисует на одном листе бумаги, например, портрет группы). На рисование отводится 30 минут. После завершения рисования группа переходит к обсуждению рисунков каждого клиента (учитывая ограниченность времени занятия, проводится обсуждение рисунка одного члена группы, добровольно согласившегося на это). Обсуждение проективного рисунка, как правило, начинается с высказываний членов группы о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок. Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и своем понимании. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретациях членов группы и рисовавшего, которые могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других клиентов. При интерпретации проективного рисунка обращается внимание на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специфические особенности. В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие клиентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. При совместном рисовании дискуссия дополняется обсуждением участия каждого клиента в групповой работе, характера его вклада в общую деятельность и особенностей взаимоотношений членов группы в процессе совместной работы. Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.
Литература Основная: 1. Колесникова З.А. Психокоррекционная работа с осужденными, входящими в пенитенциарные группы риска: Учебное пособие. – Вологда, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2007. 2. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002. 3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. Дополнительная: 1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. 2. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, м.: АСТ, 2001. 3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. 4. Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика). – Москва – Томск, 2004. 5. Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов / Сборник материалов психологов уголовно-исполнительной системы. – М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.007 с.) |