Тема 4. 1. Психокоррекционная Работа с осужденными страдающими наркоманией и алкоголизмом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. 1. Психокоррекционная Работа с осужденными страдающими наркоманией и алкоголизмом



Основные понятия темы: наркомания, алкоголизм, абстиненция, зависимость, психологическое здоровье личности, аксиологический компонент психологического здоровья, личностная целостность, инструментальный компонент психологического здоровья, рефлексия, потребностно-мотивационный компонент психологического здоровья, потребность к саморазвитию, задачи психокоррекции осужденных с алкогольной и наркотической зависимостью, обучение положительному самоотношению и принятию других, обучение рефлексивным умениям, формирование потребности в саморазвитии, стратегия и тактика работы психолога с осужденными алкоголиками и наркоманами, принципы работы с осужденными с наркотической зависимостью, групповая форма работы с алкоголиками и наркоманами, задачи психокоррекции в когнитивной сфере личности, задачи психокоррекции в эмоциональной сфере личности, задачи психокоррекции в поведенческой сфере личности, основные объекты воздействия в групповой работе, этапы группового психокоррекционного процесса, преодоление алкогольной анозогнозии, коррекция интрапсихических и межличностных проблем, разблокировка чувств.

Методики работы с алкоголиками и наркоманами: групповая дискуссия, метод «Проективный рисунок», приемы рациональной психокоррекции, объяснение и разъяснение, убеждение, переориентация, психагогика, техника «Сократовский диалог», техника «Распознавания зависимости внутри личности».

 

Вид занятия: лекция.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: лекционный зал.

Цели проведения:

- Подвести курсантов (слушателей) к пониманию сущности психокоррекционной работы с осужденными страдающими наркоманией и алкоголизмом.

- Углубить и расширить представления курсантов (слушателей) о специфике индивидуальной и групповой психокоррекции осужденных.

- Продолжить воспитание профессиональных качеств личности практического психолога УИС (общепедагогическая цель).

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие о наркомании и алкоголизме, психологическая характеристика осужденных страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.

2. Понятие о психологическом здоровье и задачи коррекции личности осужденных, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

3. Стратегия и тактика работы психолога с лицами, страдающими алкоголизмом и наркоманией.

4. Групповая психокоррекционная работа с осужденными, страдающими алкоголизмом и наркоманией.

5. Особенности психокоррекционной работы с различными категориями клиентов, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

В ходе лекции курсантам (слушателям) демонстрируются фрагменты видеофильма «НЛП – работа с зависмостями. Тренинг-семинар доктора психологии Мэрилин Аткинсон (Канада) в центре практической психологии «Катарсис»:

- ч.1. п.4. «Цели психотерапевта в работе с зависимостями» (0:27 – 0:36),

- ч.1. п.9. «Особенности психотерапии людей с зависимостями» (1:58 – 2:13),

- ч.1. п.12. «Индивидуальный прием людей с зависимостями» (2:31 – 2:40).

 

Вид занятия: практическое занятие.

Время проведения: 4 часа.

Место проведения: тренинговый зал.

Цели проведения:

- Закрепить теоретические знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:

а) о задачах психолога и об особенностях психокоррекционной работы с осужденными, страдающими алкоголизмом и наркоманией;

б) о методике работы с личностью, страдающей наркотической зависимостью.

- Сформировать умения и навыки применения психокоррекционных методик в коррекционной работе с лицами, страдающими наркоманией и алкоголизмом.

Ход занятия:

1. Отработка методики «Сократовский диалог»

Цель проведения: работа с убеждениями клиента.

Время выполнения: 20 мин.

Процедура: Участники занятия разбиваются на пары, один член которой исполняет роль «психолога», другой - «клиента», страдающего никотиновой зависимостью.

«Психолог» проводит индивидуальную беседу с «клиентом», во время которой он задает вопросы «клиенту» таким образом, чтобы тот давал лишь положительные ответы. На основе этого «клиент» подводится к принятию суждения, которое в начале беседы им не принималось, было непонятным или неизвестным.

После получения положительного результата члены пары меняются ролями, «психолог» проводит аналогичную беседу с «клиентом» страдающим пристрастием к сладкому.

По окончании выполнения упражнения всеми участниками группы проводится обсуждение в группе полученных результатов и впечатлений. Необходимо подвести курсантов (слушателей) к пониманию того, что в основе этой методики лежит логическая аргументация. Психолог постепенно, шаг за шагом подводит клиента к необходимому и запланированному выводу. Это своего рода своеобразный интеллектуальный поединок, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента с какой-либо зависимостью.

1. Отработка методики «Проективный рисунок»

Цель проведения: выявление и осознание трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов.

Время выполнения: 2 часа 40 мин.

Процедура: Каждый член группы получает лист бумаги, цветные карандаши (цветные мелки, краски) и рисует на заданную тему. Качество не имеет существенного значения.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем.

Обычно темы охватывают три основные категории: 1) прошлое, настоящее и будущее клиента (какой «Я» есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание и др.); 2) общие понятия (любовь, ненависть, болезнь, здоровье, страх, зависимость, ответственность и др.); 3) отношения в группе (я глазами группы, мое положение в группе, моя группа и др.) или совместное рисование (вся группа рисует на одном листе бумаги, например, портрет группы).

На рисование отводится 30 минут.

После завершения рисования группа переходит к обсуждению рисунков каждого клиента (учитывая ограниченность времени занятия, проводится обсуждение рисунка одного члена группы, добровольно согласившегося на это).

Обсуждение проективного рисунка, как правило, начинается с высказываний членов группы о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок.

Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и своем понимании.

Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретациях членов группы и рисовавшего, которые могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других клиентов.

При интерпретации проективного рисунка обращается внимание на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специфические особенности.

В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие клиентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые.

При совместном рисовании дискуссия дополняется обсуждением участия каждого клиента в групповой работе, характера его вклада в общую деятельность и особенностей взаимоотношений членов группы в процессе совместной работы.

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

 

Литература

Основная:

1. Колесникова З.А. Психокоррекционная работа с осужденными, входящими в пенитенциарные группы риска: Учебное пособие. – Вологда, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2007.

2. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Дополнительная:

1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

2. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, м.: АСТ, 2001.

3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998.

4. Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика). – Москва – Томск, 2004.

5. Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов / Сборник материалов психологов уголовно-исполнительной системы. – М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.007 с.)