ТОП 10:

Лекция 1. Социальная политика: теоретический аспект



Лекция 1. Социальная политика: теоретический аспект

Модели социальной политики в России и за рубежом и их приоритеты

В современных условиях происходят серьезные изменения в содержании социальной политики и в расширении объекта се влияния.

Ее воздействие уже не ограничивается отдельными категориями населения, в качестве объекта также выступают жизненные условия всех демографических категорий. Она сосредотачивается на профилактике и совершенствовании экономической системы (перераспределение доходов, обеспечение социальными услугами, регулирование заработной платы, занятости и т.д.). Аксиомой остается тот факт, что без социальной политики немыслим экономический подъем, и наоборот.

Раскрывая категории социальной политики, следует рассмотреть ее модели.

В литературе дан анализ основных моделей социальной политики. В основе их классификации находятся следующие критерии:

— место социальной политики среди национальных приоритетов;

- распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором;

— масштабы государственного сектора в экономике страны;

- определение целей и инструментов социальной ноли-тики в зависимости от отношения государства к экономическим и социальным проблемам.

Существуют различные классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную и американо-британскую модели социальной политики. Зачастую, исходя из преемственности той или иной политической партии, скандинавскую социальную модель называют также социал-демократической, континентальную — социально-рыночной, а американо-британскую — либеральной моделью социальной политики. Рассмотрим их основные черты.

Скандинавская модель

В модели социальной политики этого типа значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Шведская модель. Термин "шведская модель" появился в конце 1960-х гг. в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия "политика полной занятости", "солидарная система зарплат". Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов. Осуществление целей идет через преднамеренное перераспределение доходов, прежде всего через налоговую и трансфертную политику, для чего были созданы специальные государственные и негосударственные институты. Универсальность модели выражается во всеобщности и общедоступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта.

Социальное обеспечение находится на высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.

Образование в Швеции охватывает все население и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а также программы переквалификации и ряд других образовательных программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения дает возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования значительно снижают уровень безработицы и отражают политику полной занятости населения. В самом законодательстве Швеции закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска. Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы па образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда. Здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.

Американо-британская модель

Данная модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.

Британская модель государства благосостояния. Социальное обеспечение. Социальные программы строго индивидуализированы, и большинство из них приватизированы. Вместо равенства возможностей для всех групп нуждающихся введен принцип выборочной помощи отдельным категориям населения. К ним отнесены пенсионеры, инвалиды, больные и недееспособные лица, малооплачиваемые семьи с детьми, неполные семьи. В настоящее время пособия на детей выплачиваются всем детям до 16 лет, а также малообеспеченным семьям, но только в том случае, если семья является полной. Пособие выплачивают и после 16 лет, если ребенок учится в дневном колледже.

Обязательное образование является бесплатным. Система здравоохранения также бесплатная. Однако недостаток средств и недостаточно развитая система платных медицинских услуг приводят к необходимости реформ в этой сфере. В ближайшие годы в Великобритании предполагается разработать проект развития системы платных медицинских услуг, что предусматривает широкие возможности для пациентов в выборе врачей и больниц.

Американская модель государства благосостояния. Данная модель социальной политики базируется на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-политической жизни страны. Начало развитию современной системы социального обеспечения в США было положено принятием в 1935 г. президентом Ф. Рузвельтом фундаментального Закона о социальном страховании.

Социальное обеспечение. В США основным адресатом социальной помощи является семья. Основной критерий получения материальной поддержки — бедность, т.е. доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи малоимущим семьям в США является пособие на детей. Особенностью социальной политики США является преобладание "натуральных" видов помощи нуждающимся над денежными. Это могут быть, например, талоны на питание, которые включают покупку только пищевых продуктов (за исключением корма для животных, алкоголя, табака и импортных продуктов). Страхование является строго персонифицированным

Стратегия развития социальной политики в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

Послания Президента РФ Федеральному Собранию прописаны как норма Конституции РФ. Эта форма представления депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации стратегии развития страны, как на ближайший, так и на долгосрочный период. Ежегодное обращение Президента РФ к Федеральному Собранию — одна из форм взаимодействия властей, ее прямого обращения к народу, публичного обсуждения насущных проблем и приоритетов государственной политики, один из эффективных инструментов объединения общества, показателей реальной демократии.

В социальной сфере в России к 2000 г. накопилось много нерешенных проблем, главная из них — низкий жизненный уровень основной массы населения, социальное расслоение но доходам, обострение демографической ситуации ("демографический крест России"). В Послании Президента РФ 2000 г.Федеральному Собранию выдвинуты ключевые проблемы в формировании и реализации социальной политики, на решении которых власть должна сосредоточиться, подкрепить их соответствующими ресурсами. В качестве основных направлений выдвигалась забота о благополучии людей и уровне жизни, достойном великой державы. Президент указал па тревожную демографическую ситуацию, во многом обусловленную экономическими факторами, низким уровнем доходов населения, что минимизирует возможности граждан по рождению, воспитанию и обучению детей, обеспечению достойной старости своим родителям. Обозначены были проблемы демографии, ставилась задача развития сферы здравоохранения, образования и культуры в соответствии с новыми вызовами времени, лучшими мировыми и отечественными традициями, а также обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы. Внедрение механизмов накопительного пенсионного финансирования должно было предотвратить кризис пенсионной системы, который был реален в условиях беспрецедентно низкой рождаемости, высокой смертности и быстрого старения населения России. Возникла необходимость проведения "реалистичной социальной политики", суть которой заключалась в отказе от практики всеобщего государственного патернализма (наследия советской эпохи) как реального и нецелесообразного на том уровне экономического развития страны. Отказ от политики государственного патернализма диктовался, в первую очередь, необходимостью наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, а также стремлением и власти включить стимулы развития самого человека. В то же время властные элиты стремились, следуя модели либерального развития, включить в процесс развития самого человека, его потенциал, повысить ответственность индивида за себя и благополучие своей семьи. Адресная социальная помощь является важным компонентом реалистичной социальной политики. Все основе — заявительный принцип.

В ее основе — заявительный принцип, и она предоставляется гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума. Социальную политику предполагалось проводить на принципах общедоступности и приемлемого качества не всех, а только базовых социальных услуг. Президент подчеркнул, что система социальной поддержки, основой которой были безадресные социальные пособия и льготы, распыляет государственные средства, позволяет богатым пользоваться общественными благами за счет бедных. Формально бесплатные образование и здравоохранение фактически были платны и порой недоступны для малообеспеченных слоев, мизерные детские пособия не выплачивались годами, скудные пенсии не соответствовали реальному трудовому вкладу. Все это обусловливало необходимость качественного реформирования системы социальной помощи и всей социальной политики.

В Обращении Президента РФ 2001 г.к Федеральному Собранию уделено особое внимание разграничению полномочий и ответственности между федеральной и региональной властью, контролю в сфере предоставления социальных услуг. Гражданин страны должен четко представлять объем социальных услуг, который он имеет право бесплатно получить за счет федерального бюджета, что оплачивает региональная власть, а за что он должен заплатить сам. За органами власти всех уровней должны быть закреплены сферы их ответственности. В соответствии с этим принципом следует перейти от сметного финансирования организаций к финансированию устанавливаемого государственного заказа. Государство должно создать условия для конкуренции между государственными и негосударственными организациями за размещение заказа и возможность оказания социальных услуг.

Расширение действия экономических механизмов и стимулов намечалось и в образовании. Современные темпы развития экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию. В эпоху глобализации и новых технологий образование не является просто социальной сферой. Вложение средств в образование — это инвестирование в будущее страны. Участие в этом инвестировании всех заинтересованных субъектов: компаний, общественных организаций и самих граждан, — веление времени.

В 2001 г. одним из приоритетных направлений развития социальной политики стало создание законодательной базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи, что осуществлялось в рамках единой системы медико-социального страхования, полностью обеспеченной источниками финансирования. Па этой базе предполагалось преодолеть хронический дефицит финансовых ресурсов, обеспечить государственные гарантии предоставления населению базовых медицинских услуг в полном объеме, повысить реальную доступность и качество бесплатной медицины для широких слоев населения.

Четкая правовая и экономическая база должна быть разработана для платного здравоохранения. В связи с "постарением" населения, что характерно и для других развитых стран, в обращении Президента РФ особо ставился вопрос о социальных гарантиях для пожилых людей. В стране, отметил Президент, продолжается убыль населения, доля пожилых людей в структуре населения увеличивается, возрастает нагрузка на трудоспособное население. Но в тот период государство не могло гарантировать достойный уровень жизни пенсионерам, ресурсов хватало лишь для выплаты минимальной пенсии. Хотя в 2001 г. все же ставилась задача сделать еще один шаг вперед — добиться того, чтобы средняя пенсия была выше прожиточного минимума. Социологические опросы показывали, что более 60% граждан России считают необходимыми кардинальные изменения в самих принципах работы пенсионной системы.

Во всем мире остро стоит вопрос о финансовой устойчивости пенсионных систем. В тот период в стране был создан Национальный совет по пенсионной реформе, который должен был стать эффективным инструментом формирования политики в этой важнейшей для всего общества сфере, а также органом, где будут вырабатываться новые принципы пенсионного законодательства. Президент подчеркнул, что стране нужен переход к понятной системе накопления средств на старость. Люди должны быть уверены, что каждый рубль, заработанный ими, прямо влияет на величину их пенсии. Пенсионная реформа должна помочь в решении таких задач, как легализация трудовых доходов, устранение государственного монополизма в пенсионной системе, снижение ее зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

В Послании Президента РФ 2003 г.особое внимание уделялось демографическому развитию России. Подводя итоги социального развития страны за 2000—2003 гг., Президент отметил, что за три года смертность увеличилась на 10%. В этот период продолжала снижаться и ожидаемая продолжительность жизни. Среди причин — высокий уровень заболеваемости, смертность от несчастных случаев, отравлений и травм. Усугубляет ситуацию распространение так называемых "новых" эпидемий, включая наркоманию, СПИД. Однако за эти же три года наблюдалась и позитивная динамика, в частности, на 18% выросла рождаемость, на 21% снизилась младенческая смертность. Государственный Совет рассматривал комплекс вопросов по ускоренному переходу к страховой медицине, что поможет существенно укрепить финансовую базу здравоохранения. После отработки во второй половине 2003 г. в 16 регионах России организационных вопросов, уже с 2004 г. планировалось обеспечить медицинским страхованием пенсионеров в масштабах всей страны. Президент выразил надежду, что это станет серьезной поддержкой для пожилых граждан России.

Послание Президента 2003 г. как перспективную стратегию определило необходимость переориентации экономики на приоритеты социального развития. Сформулирована модернизационная для России идея: политика экономического роста не может быть противопоставлена социальной политике.Экономический рост, подчеркнул Президент, нужен для повышения благосостояния граждан. С ним прямо связано решение таких насущных проблем, как качественное безопасное питание, добротное комфортное жилье, бесперебойная подача электричества и горячей воды, хорошее образование и современное здравоохранение, защита от несчастных случаев и природных катаклизмов, наконец, более высокая продолжительность жизни. Впервые за четыре года выступленийПрезидент объединил экономические и социальные приоритеты,заявив, что без решения экономических задач, создания экономической системы, обеспечивающей достойный уровень благосостояния, невозможно решать и другие социальные задачи.

Ведь использование экономических оценок в осмыслении связи между социальными и экономическими аспектами способно существенно повысить эффективность социально-экономической политики. Итак, Послания Президента России 2000—2003 гг. определили этап стабилизации социальных выплат гражданам, имеющим право па льготы и нестраховые выплаты.

Наступил этап 2004—2005 гг. Это этап масштабного перераспределения бюджетных полномочий. В своем Обращении 2004 г. Президент назвал граждан "главным конкурентным капиталом", "основным источником развития страны". Чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сформировать все условия для комфортной жизни и плодотворной деятельности каждого человека, создающего качественные товары и услуги, культурное достояние державы. Это очень важный посыл документа. Российская практика оценки человеческого ресурса всегда базировалась на его оценке только с точки зрения трудового ресурса. Здесь иные подходы. В 2004 г. Президент обратил внимание на такую важную составляющую социального бытия народа, как безопасность. Были поставлены задачи снижения уровня преступности в стране, улучшения состояния здоровья российской нации, приостановления роста наркомании, ликвидации детской беспризорности. Благоустроенное жилье — необходимое условие для создания нормальной семьи. Между тем низкий рост доходов не способствует приобретению жилья и улучшения его качества, отсюда низкая мобильность населения, не позволяющая людям перемещаться по стране в поисках подходящей работы. Очень многие живут в ветхих, аварийных домах и квартирах. Строится мало новых домов и нередко они не отвечают современным стандартам безопасности и качества. Причем новое жилье могут позволить себе купить лишь люди с высокими доходами. Отсутствие такой возможности у молодых семей сказывается на их планах по рождению детей. Довольно часто в одной квартире вынуждены проживать сразу несколько поколений. Надо прекратить обманывать людей, вынуждая их годами и десятилетиями стоять в очередях на получение жилой площади, и обеспечить возможности ее приобретения на рынке для основной части работающего населения России, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим гражданам социального жилья.

В этом Послании довольно много внимания уделялось модернизации здравоохранения. Было отмечено, что преобразования в этой сфере идут вяло, медленно и пока не дают каких-либо значимых результатов. Одной из главных причин такого положения дел остается неэффективность отечественного здравоохранения. Качество медицинских услуг и их доступность продолжают снижаться, а затраты только растут. Гарантии бесплатной помощи часто носят декларативный характер, люди так и не понимают, что могут получить бесплатно, а за что должны доплачивать. Главная цель модернизации российского здравоохранения — повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этой целевой установки следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны, должны быть выработаны и утверждены стандарты медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями к условиям оказания медицинской помощи. Причем такие стандарты должны действовать в каждом населенном пункте Российской Федерации.

Серьезной критике была подвергнута современная система отечественного образования. Условия глобальной конкуренции, отметил Президент, требуют усиления практической направленности образования, что в первую очередь означает повышение требований к профессиональному образованию в широком смысле этого слова. Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания. При большом количестве дипломированных специалистов в стране сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране. Одна из серьезных проблем — это недоступность качественного образования для малоимущих слоев.

Результативность реформ в образовании необходимо измерять по показателям качества образования, его доступности и его соответствия потребностям рынка труда. В связи с этим Президент выделил следующие целевые ориентиры:

1. Выпускники школ, независимо от имущественного положения родителей, должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний. Для этого потребуется абсолютно прозрачная и объективная система оценки знаний при поступлении в учебные заведения, воссоздание в широком масштабе подготовительных отделений в вузах и адресное предоставление стипендий. Молодым людям, проживающим далеко от престижных университетов, необходимо обеспечить возможность для сдачи вступительных экзаменов.

2. Следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не идет о возврате к директивному распределению. Необходимо прогнозирование потребностей государства в необходимых ему специалистах. При этом возможно заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок, либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение. Президент высказал идею активного привлечения бизнеса к участию в подготовке необходимых экономике специалистов, используя для этих целей образовательные кредиты.

3. Необходимо внедрить в практику адекватные требованиям времени образовательные стандарты. Содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам. При этом не следует забывать об отечественном опыте, максимально наращивая наши возможности там, где российское образование находится на уровне мировых требований или даже превышает их. Поставлена задача интеграции образования и научной деятельности. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей.

Послание Президента 2004 г. наметило конкретные подходы модернизации социальной политики. В августе этого года принят Закон о монетизации льгот, который разграничил полномочия между региональными и федеральными бюджетами, ликвидировал отдельные нефинансируемые обязательства, возложил на региональные и местные органы власти ответственность за новые расходные полномочия.

Послание Президента 2005 г.затронуло ряд принципиальных идеологических и политических вопросов, было подчеркнуто, что настоящее и предыдущие Послания Президента являются программой действий на ближайшее десятилетие. Президент обратил внимание на необходимость трудовой мотивации формирования доходов населения: "Достаток каждого должен определяться его трудом и способностями, квалификацией и затраченными усилиями, а он сам вправе распорядиться заработанным по своему усмотрению, в том числе и передать по наследству своим детям". Впервые за последние годы поставлена проблема усиления роли государства в соблюдении принципов справедливости, в поддержке нетрудоспособных и малоимущих граждан, обеспечение доступности для них основных социальных благ.

Не обошел вниманием Президент и такие острейшие проблемы, как демографическая, улучшение здравоохранения, высокий уровень смертности и низкой рождаемости. Рост численности населения должен сопровождаться осмысленной стратегией иммиграционной политики, в первую очередь это приток квалифицированных и легальных трудовых ресурсов. Меры по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижение смертности и упорядочения иммиграции должны реализовываться одновременно.

Поддержку в обществе получили инициативы Президента о повышении оплаты труда в бюджетной сфере, приближение средней зарплаты в бюджетном секторе к средней зарплате по стране. В то же время подчеркнута необходимость создания финансовых механизмов, которые способны мотивировать к достижению эффективных результатов и сами организации социальной сферы. Финансовая политика должна стать одним из стимулов к повышению доступности и качества социальных услуг.

Президент подчеркнул необходимость повышения уровня общественной нравственности и культуры, что явилось ответом власти па общественный запрос страны.

В Послании 2006 г.обращается внимание на усиление экономической поддержки государством развития социальной сферы и более ощутимое решение социальных проблем. Возросшие экономические возможности позволили направить инвестиции в социальную сферу, а по сути — в рост благосостояния людей, в завтрашний день России. Так, проект "Доступное жилье" должен за два года снизить ставки но ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза — до 260 млрд руб.

В рамках национального проекта "Образование" России нужна конкурентоспособная образовательная система. Необходимо в первую очередь поддержать те высшие учебные заведения, которые реализуют инновационные программы, в том числе путем закупки для вузов новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования.

Правительство должно навести порядок и в содержании программ профобразования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты. Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний, и необходимо в широком открытом диалоге с общественностью выработать принципы установления объективных рейтингов вузов.

Еще один национальный проект был начат в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

В области демографии: первое — снижение смертности, второе — эффективная миграционная политика, и третье — повышение рождаемости.

В Послании 2007 г.Президент РФ подтвердил свою приверженность главной стратегии социального развития России, высказанной в предыдущих посланиях: повышение качества и уровня жизни населения.

Отмечено, что главные достижения социальной политики с 2000 г. — это рост реальных доходов населения и сокращение масштабов бедности. Однако это только начало пути. Необходимо продолжить работу в этом направлении, обратив особое внимание на преодоление недопустимо большого разрыва в доходах между бедными и богатыми.

Должна быть продолжена и активизирована работа по приоритетным национальным проектам в области здравоохранения, образования, жилья и аграрного сектора экономики, а также по решению демографических проблем.

Приоритетные национальные проекты рассматриваются Президентом как инвестиции в человека. Они должны быть нацелены на ориентацию бюджетных расходов на конечный результат, создание инновационных технологий и призваны объединять усилия и ресурсы федерального центра, субъектов РФ, бизнеса и общественности в решении социальных проблем.

Их реализация уже дала первые положительные результаты. Поручение Президента по распространению опыта поддержки инновационных вузов на основе конкурсного отбора, как и распределение госзаказов на исследования на основе открытых конкурсов — еще один шаг, ориентирующий науку, промышленность, власть и общество на построение экономики знаний. Отмечено также небольшое повышение рождаемости и сокращение смертности населения в стране как первые результаты выполнения проектов программ "Здоровье" и "Демография".

Президентом предложена существенная корректировка функций и структуры Стабилизационного фонда, который должен стать Фондом национального благосостояния. Его ресурсы должны использоваться на поддержание макроэкономической стабильности, борьбу с инфляцией, реализацию новых масштабных социальных программ, на поддержку пенсионной системы.

Важнейшим приоритетом социальной политики в Послании на 2007 г. названа государственная поддержка культуры, русского языка, библиотечного дела.

По существу, речь идет об еще одном национальном проекте развития российской культуры, без которой невозможно духовное и нравственное возрождение страны, ее будущее в мировом культурном и геополитическом пространстве.

Последовательно проводя взятый ранее курс на передачу полномочий с федерального уровня на региональный, Президент России поставил задачу передачи субъектам РФ полномочий по охране и управлению памятниками культуры, что потребует законодательной поддержки.

Еще один приоритет социальной политики 2007 г. — это разработка программы обеспечения доступности жилья.

Президентом России были поставлены масштабные задачи: увеличения объемов строительства жилья до уровня 100—130 млн кв. м в год, а в перспективе — строить не менее одного квадратного метра жилья в год на каждого гражданина страны, а также направление инвестиций на капитальный ремонт жилья и решение проблемы ветхого и аварийного жилья, расселения людей из "трущоб". Это соответствует принципам социального государства, каким Россия является согласно Конституции РФ.

Президентом России было предложено создать Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это предложение, содержавшееся в Послании на 2007 г., было реализовано в Федеральном законе от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

В числе важных социальных приоритетов на ближайшую и среднесрочную перспективу В. В. Путин выделил необходимость решения проблемы повышения уровня пенсионного обеспечения, для чего за период 2007—2010 гг. необходимо повысить средний размер пенсий на 65%.

Отмечая, что за чертой бедности проживает еще значительное число пенсионеров, Президент России поставил крупную задачу по существенному улучшению пенсионного обеспечения, особенно "северных" пенсий.

Для этого Правительству и Федеральному Собранию было поручено осуществить ряд мер:

— повысить собираемость налогов и вывести заработную плату "из тени";

— разработать и принять в 2007 г. законопроект по улучшению пенсионного обеспечения "северян";

— разработать механизм более совершенной индексации пенсий;

— разработать систему стимулов по продолжению трудовой деятельности при наступлении пенсионного возраста и финансовый механизм формирования стимулов по вовлечению в добровольное пенсионное страхование самих работников с помощью дотирования их вкладов из Фонда социального благосостояния;

— разработать механизм инвестирования накапливаемых пенсионных ресурсов в государственные проекты.

Эти меры, по мнению В. В. Путина, позволят преодолеть наметившиеся проблемы пенсионного обеспечения.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своих Посланиях Федеральному Собранию РФ определял наравне с другими проблемами долгосрочные приоритеты в социальной сфере, которые являются конкретной, концептуальной программой социального развития России.

Завершая обзор восьми Посланий Президента России В. В. Путина, необходимо особо подчеркнуть, что все они проникнуты идеей преодоления отставания от стран-лидеров социального и экономического прогресса. В области социальной политики Послания демонстрируют системный подход: все аспекты модернизационного процесса в социальной сфере тесно увязаны с экономическими, политическими проблемами страны, стимулируют и поддерживают их. Необходимо подчеркнуть, что идеи, заложенные в Посланиях Президента РФ 2000—2007 гг., являются мощным социально-экономическим общественным проектом. Эти идеи стали основой программы социально-экономического развития России до 2020 г.

В 2008 г.сформулированы задачи преодоления бедности, коррупции, предоставления государственных гарантий, свободное развитие людей и их социальная защита определены как безусловные приоритеты государственной социальной политики. Решающая роль в формировании нового поколения отводится российской образовательной системе, особенно школьного образования. Приоритет здорового образа жизни в формировании современной системы здравоохранения, последовательное внедрение медицинского страхования, повышение эффективности пенсионной системы в стране — ключевые проблемы, выдвинутые Президентом в области эффективной социальной политики государства. Следует заметить, что 2006—2008 гг. по всем характеристикам являлись годами быстрого экономического подъема, поэтому попытки модернизации всей социально-экономической жизни были активными.

Послание Президента России 2009 г.стало ответом на вопрос о дальнейшей стратегии развития страны в условиях масштабного мирового и отечественного финансово-экономического кризиса. Появилась объективная, острая необходимость в изменении уже сложившегося представления о социальной политике, появлении новых "прорывных" идей. В докризисный период к основным се минусам относилось то, что увеличивался разрыв в уровне и качестве жизни различных социально-демографических групп населения, происходила активная коммерциализация здравоохранения и образования, несмотря на принимаемые меры, доля ВВП, направляемая на развитие человеческого капитала, была в 1,5—2 раза меньше, чем в развитых странах. Кризис объективно снижает государственные и общественные возможности для решения социальных проблем. Но предлагаемые в Послании 2009 г. меры в области социальной политики базировались на следующей идеологии: создание "умной" экономики, преодоление хронической отсталости, зависимости от сырьевого экспорта, изменение качества жизни, обеспечение лидерских позиций России в мире. Модернизация России XXI в. должна быть основана на ценностях и институтах демократии. Отечественная экономика должна быть переориентирована на реальные потребности людей.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.242 (0.017 с.)