Питание детей дошкольного и школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Питание детей дошкольного и школьного возраста



Обычно дети старшего возраста едят ту же пищу, что и взрослые. Однако энергетические потребности у детей по срав­нению со взрослыми относительно более высокие, что объяс­няется более интенсивным обменом веществ, большей подвиж­ностью и иным соотношением между поверхностью тела и его массой.

В детском возрасте повышается потребность в пластических элементах, необходимых не только для покрытия энергетиче­ских затрат, но и для роста и развития организма.

Потребность в белке при расчете на 1 кг массы тела в сред­нем составляет у детей дошкольного возраста 3,5—4 г, у детей младшего школьного возраста 3—3,5 г, у детей старшего школьного возраста 2,5 г. Жиры требуются в тех же количествах,

б В. П. Бисярина


что и белки, с резко выраженным преобладанием животных жиров (сливочное масло). Потребность в углеводах у детей 3—11 лет составляет 10—15 г на 1 кг массы тела, у детей старшего возраста — 9—10 г.

Кроме белков, жиров и углеводов, пища детей всех возра­стов должна быть богата и минеральными веществами, к кото­рым относятся соли натрия, калия, кальция, фосфора, магния и др. В состав минеральных веществ входят и микроэлементы, содержащиеся в пище в крайне незначительных количествах, но имеющие большое значение для жизнедеятельности орга­низма.

Продукты растительного происхождения содержат достаточ­ное количество калия, а некоторые (картофель, капуста) — даже значительное. Натрий же содержится в продуктах в очень небольших количествах, поэтому его необходимо добавлять в пищу в виде хлорида натрия (поваренная соль). Ребенок дошкольного возраста дополнительно должен получать 2,0—' 2,5 г хлорида натрия, школьник — 3—3,5 г в сутки.

Потребность в солях кальция удовлетворяется за счет вве­дения в рацион молока и молочных продуктов, особенно сыра, в котором находится самое большое количество легкоусвоя­емого кальция.

Наибольшее количество фосфора содержится в продуктах животного происхождения: в некоторых сортах рыбы, молоке, мясе, яичном желтке и др. Фосфор есть также в муке, хле­бе, крупе, фасоли, но из этих продуктов он плохо усваива­ется.

Магний находится главным образом в продуктах раститель­ного происхождения. Обычная смешанная пища содержит до­статочное количество магния, удовлетворяющее потребность организма.

Железо содержится в продуктах как животного, так и ра­стительного происхождения. Больше всего его в печени, языке, яичном желтке, твороге, овсяной крупе, бобовых растениях, ржаном хлебе, в некоторых сортах фруктов.

Из других микроэлементов наибольшее значение для дет­ского организма имеют медь и кобальт и меньшее—марганец, никель, цинк, молибден, хром и др.

Потребность в витаминах, регулирующих процессы развития организма и фосфорно-кальциевого обмена, возрастает. Дети и подростки более чувствительны к недостатку любых витами­нов, чем взрослые (табл. 5).

Режим питания детей школьного и дошкольного возраста должен предусматривать 4-разовый прием пищи.

Для детей дошкольного возраста суточный объем пищи до­ходит до 1800 мл. Завтрак составляет 25 % суточной калорий­ности, обед — 35—40 %, полдник — 10 %, ужин — 20—25 %. Меню может включать соленые и острые блюда. Допускаются

жареный картофель, гуляш, бефстроганов. Суточная калорий­ность пищи у детей до 7 лет доходит до 2300 кал.

Таблица 5 Нормы потребности детей в витаминах

    Витамины
Возраст,                            
годы A, ME В[, МГ Вг, мг РР, МР В., МР С, мг D, ME
До 1 1650 (0,5 мг) 0,5 1,0   0,5    
1—3 3300 (1 мг) 1,0 1,5   1,0    
3—7 3300 (1 мг) 1,5 2,5   1,5    
7—11 5000 (1,5 мг) 1,5 3,0   1,5    
11—14 5000 (1,5 мг) 2,0 3,0   2,0    

 

В связи с тем что подавляющая часть детей этой возраст­ной группы посещает детские сады, большое значение приобре­тает организация домашних ужинов, которые должны вклю­чать творог, сметану, картофель и другие овощи, яйца, хлеб с маслом, сдобные булочки, молоко, простоквашу, фрукты.

Для школьников суточный объем питания может достигать 2 л, суточная калорийность — 2800—3000 кал.

При разработке режима питания школьников необходимо учитывать время занятий в школе. Для детей, занимающихся в первую смену, необходимо установить следующий режим. Первый завтрак, составляющий 20 % суточной калорийности, дети должны получать в 7 ч 30 мин—8 ч, второй завтрак (20 %) —в школе в 11 ч 30 мин— 12 ч, обед (около 40 %) — дома в 15—16 ч, ужин (20 %) — в 19 ч 30 мин — 20 ч.

Для детей, занимающихся во вторую смену, режим пита­ния должен быть иным. В 7 ч 30 мин — 8ч дети должны полу­чать завтрак, составляющий 20 % суточной калорийности, в 12 ч—обед (40%). Третье питание (15%), детям полагается получать в школе приблизительно в 16 ч. Ужин (25%) уча­щиеся получают в 20 ч по возвращении из школы.

Порции пищи не должны быть слишком большими. Для де­тей школьного возраста принят следующий объем порций каж­дого блюда: кофе или чай с молоком—200 г, каша—200 г;

1-е блюдо обеда—400—450 г, 2-е блюдо с гарниром—250— 270 г, 3-е блюдо—200 г; 1-е блюдо ужина—300—350 г, 2-е блюдо — 200 г.

Примерный суточный набор продуктов для детей разных возрастов приведен в табл. 6.

При питании детей приходится учитывать не только кало­рийность продуктов, но и содержание в них важнейших пита­тельных веществ. Из этого следует, что при необходимости заменить один продукт другим надо интересоваться не только

б* 131


количеством калорий, которые дает заменяющий продукт, он и его составом. Замена должна быть равноценной не только по калорийности, но и по составу. Нельзя, например, заменить творог таким же количеством крупы, потому что в твороге больше белка и он более полноценный в пищевом отношении. Творог можно заменить равным количеством яиц, мяса или рыбы. Свежие фрукты нельзя заменить сухими, потому что в свежих содержится витамин С, которого в сухих в большинстве случаев нет.

Таблицаб

Примерный суточный набор продуктов для детей разных возрастов (по данным Института питания АМН СССР)

Продукты Количество продуктов (г) для детей в возрасте
1-11/2 лет Г/2-3 лет 3—5 лет 5—7 лет 7—11 лет 11—14 лет
Хлеб пшеничный» ржаной Мука картофель­ная 40 10 5 70 30 5 100 30 5 125 50 5 75 5 200 125 5
Мука пшеничная Крупа, макароны, бобовые 5 25 5 35 10 40 15 45 25 65 35 80
Картофель Овощи разные Фрукты свежие 100 100 100 150 150 100 200 200 200 200 200 200 300 300 300 400 400 400
» сухие Сладости Сахар Соль 10 10 60 3 10 10 60 5 20 10 60 6—7 20 10 60 8 20 15 60 10 20 15 60 10
Чай Кофе 0,2 0,2 0,2 0,2 3 0,2 3 0,2 3
Какао 0,3 0,5 0,5    
Масло раститель­ное            
Мясо Рыба Яйцо Масло сливочное Молоко Творог 9 % жир­ности 55 5 V4 15 700 35 60 10 ^2 18 700 35 75 20 V2 25 600 45 V2 30 550 120 50 1 40 550 45 175 75 1 50 550 50
Сметана Сыр   5 5     15 10  

 

Большое значение для детей имеют завтраки в школе. Ка­лорийность их в городских школах должна составлять пример­но 25 % суточной, в сельских школах, удаленных от места жи­тельства,—30—35 %.

Очень важно правильно организовать питание в группах продленного дня, когда дети проводят вне дома 8—10 ч. В груп-

1.32

пах продленного дня необходимо обеспечить детей 2- или 3-ра-зовым питанием, составляющим 50—70 % суточной нормы пи­тания как по содержанию пищевых веществ, так и по калорий­ности. Обед дети могут получать в школе, в специально выде­ленном помещении или в ближайшей столовой, где для этого должны быть отведены определенные часы, использовано спе­циальное меню и др.

В школах, в которых нет условий для организации горячих завтраков, можно рекомендовать молочные завтраки. Расфа­сованные школьные, завтраки привозят в школы в соответст­вующей таре. Учащимся младших классов школьный завтрак лучше давать во время второй перемены, старшим—во время третьей перемены, обед—в 13—14 ч.

Врач и медицинская сестра школы должны проводить си­стематический контроль за школьным питанием. К организации и проведению питания следует привлекать и родительский актив.

Нет особых различий в организации питания детей в шко­лах-интернатах и детских домах.. Необходимо, чтобы во всех случаях дети школьного возраста получали питание по суще­ствующим нормам для здоровых детей соответствующего воз­раста. Оно должно быть дифференцированным по химическому составу, калорийности и величине суточного объема пищи. Пи­тание детей в пионерских лагерях нужно организовывать, ис­ходя из физиологических норм потребности детей в- пищевых веществах. Оно должно быть дифференцированным в зависи­мости от возраста. Однако, принимая во внимание повышен­ную затрату энергии в условиях загородного пребывания (прогулки, походы, занятия спортом), можно признать рацио­нальным повышение калорийности рациона на 10—15%. Уве­личивать калорийность следует в основном за счет углеводов и белков. Очень важно в летний сезон больше использовать мо­локо, кефир, простоквашу, творог, зелень, фрукты, ягоды, овощи.

Медицинский работник лагеря должен следить за санитар-но-гигиеническим состоянием столовой, пищевого блока, про­верять условия транспортировки и хранения продуктов, а также наблюдать за состоянием здоровья работников пищевого блока и соблюдением ими правил личной гигиены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.011 с.)