С долей государственной собственности и унитарных предприятий




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С долей государственной собственности и унитарных предприятий



 

Федеральным законом № 94-ФЗ установлено, что под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Заказчик - подлежащая обязательному аудиту организация, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, либо государственное (муниципальное) унитарное предприятие - публикует извещение о проведении открытого конкурса в официальном печатном издании и размещает его на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) не менее, чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения:

1) форма торгов (открытый конкурс);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет государственного или муниципального контракта с указанием оказываемых услуг;

4) место оказания услуг;

5) начальная (максимальная) цена контракта;

6) срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком (уполномоченным им органом) за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;

7) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса.

Одновременно с размещением на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса заказчик (уполномоченный им орган) размещает на официальном сайте конкурсную документацию, которая должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы. Конкурсная документация должна содержать:

1) требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе;

2) место, условия и срок оказания услуг;

3) начальную (максимальную) цену контракта;

4) форму, сроки и порядок оплаты услуг;

5) источник финансирования и порядок формирования цены контракта;

6) порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;

7) требования к участникам размещения заказа;

8) место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов;

9) критерии оценки заявок на участие в конкурсе, порядок оценки и сопоставления заявок и другие сведения, установленные Законом № 94-ФЗ.

Со дня опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса заказчик (уполномоченный орган) на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме либо в форме электронного документа, в течение двух рабочих дней обязаны предоставить такому лицу конкурсную документацию в письменной форме. При этом за предоставление конкурсной документации в письменной форме заказчиком (уполномоченным органом) может быть установлена плата, размер которой не должен превышать расходы заказчика (уполномоченного органа) на изготовление копии конкурсной документации и доставку ее лицу, подавшему указанное заявление, посредством почтовой связи.

Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Заявка на участие в конкурсе должна содержать:

1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку (фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес, полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц, документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа);

2) предложение о качестве услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта;

3) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе.

Конкурсная комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией. Срок рассмотрения заявок не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. На основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе в допуске по таким основаниям, как непредоставление требуемых документов, наличие в документах недостоверных сведений, несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации и др.

Участникам размещения заказа, подавшим заявки и признанным участниками конкурса, а равно участникам, не допущенным к участию в конкурсе, направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях.

Далее конкурсная комиссия в течение десяти дней осуществляет оценку и сопоставление заявок, поданных участниками размещения заказа, которые признаны участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 722 от 10.09.2009 г. Этими Правилами установлены критерии, совокупная значимость которых должна составлять сто процентов. Критериями при этом могут являться (при обязательном наличии первых двух):

1) цена контракта (значимость критерия не менее 35%);

2) качество услуг и (или) квалификация участника конкурса (не более 20%);

3) сроки (периоды) оказания услуг;

4) объем и срок предоставления гарантий качества услуг (не более 20%).

На основании результатов оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Любой участник конкурса вправе направить заказчику запрос о разъяснении результатов конкурса. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня поступления такого запроса обязан представить участнику конкурса в письменной форме или в форме электронного документа соответствующие разъяснения.

 

Аттестация аудиторов

 

В п. 1.5 было отмечено, что высокая профессиональная компетентность является одним из важнейших принципов аудита. Обеспечение этого принципа достигается системой аттестации аудиторов, которая включает в себя сдачу квалификационного экзамена, выдачу аттестата и последующее повышение квалификации аудиторов.

До 01.01.2011 г. аттестация аудиторов осуществлялась в соответствии с нормами Федерального закона № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. и Приказом Минфина РФ № 93н от 12.09.2002 г. Согласно эти актам до 01.11.2009 г. аттестация проводилась по одному из четырех видов аудита по выбору претендента:

- общий аудит;

- аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

- аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования;

- аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.

С 01.11.2009 г. по 31.12.2010 г. аттестация проводилась по одному из двух видов аудита:

- общий аудит (с 01.11.2009 г. включает аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов, а также страховой аудит);

- аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.

С 01.01.2011г. аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ единой аттестационной комиссией, создаваемой всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. В настоящее время саморегулируемыми организациями аудиторов образована автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия» (АНО «ЕАК»), которая проводит аттестацию аудиторов в соответствии с Порядком проведения квалификационного экзамена, утвержденного Приказом Минфина РФ № 153н от 17.11.2010 г.

Аттестация проводится по аудиту (включающему общий аудит, аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов, страховой аудит, аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов). Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение, сдало квалификационный экзамен и имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

К квалификационному экзамену допускаются претенденты, получившие высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный экзамен состоит из компьютерного тестирования и выполнения письменной работы.

При определении мест проведения компьютерного тестирования единая аттестационная комиссия обеспечивает систематическое проведение компьютерного тестирования в каждом субъекте Российской Федерации.

При проведении компьютерного тестирования каждый претендент получает индивидуальный набор тестов, сформированный автоматически в режиме реального времени путем произвольной выборки. В индивидуальный набор тестов включается по 10 вопросов из каждой области знаний (бухгалтерский учет, налогообложение, аудит, финансовый анализ, хозяйственное право).

Претендент получает доступ к каждому следующему вопросу после ответа на предыдущий вопрос. Пересмотр ответов на вопросы не допускается.

Правильный ответ при тестировании оценивается в 2 балла, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать на тестировании — 100. На тестировании претенденту предоставляется 3 академических часа.

Претендент, набравший по тестированию меньше 86 баллов, считается не сдавшим экзамен и к выполнению письменной работы не допускается.

Квалификационный экзамен в части письменной работы проводится два раза в год одновременно во всех местах ее проведения. При определении мест проведения квалификационного экзамена в части письменной работы единая аттестационная комиссия должна обеспечить его проведение в центре каждого федерального округа.

При выполнении письменной работы каждый претендент получает индивидуальный экзаменационный билет. В индивидуальный экзаменационный билет включаются по одному вопросу из каждой области знаний, или одна практическая задача. Индивидуальные экзаменационные билеты формируются единой аттестационной комиссией автоматически путем произвольной выборки.

В каждый день проведения письменной работы проверяется квалификация претендента не более чем в 3 областях знаний. Перерыв между временем, предусмотренным для ответа на вопрос из одной области знаний, и временем, предусмотренным для ответа на вопрос из другой области знаний (временем, предусмотренным для решения практической задачи), не может превышать 30 минут.

Претендент получает каждый следующий вопрос экзаменационного билета для ответа на него после сдачи представителю единой аттестационной комиссии письменного ответа на предыдущий вопрос.

Для ответа на вопрос экзаменационного билета из одной области знаний претенденту предоставляется не более 1 академического часа. Для решения практической задачи претенденту предоставляется не более 2 академических часов.

Результаты оцениваются следующим образом: при ответах на вопросы — «отлично» (10 баллов), «хорошо» (8 баллов), «удовлетворительно» (6 баллов), «неудовлетворительно» (0 баллов); при решении задачи — 50 баллов, 25 баллов и 0 баллов.

На письменной части экзамена претендент должен набрать не менее 42 баллов за ответы на вопросы и не менее 25 баллов за решение практической задачи.

Письменные ответы на экзаменационные вопросы опечатываются и доставляются в единую аттестационную комиссию, которая организовывает централизованную проверку их. Результаты письменной работы определяются в течение 60 календарных дней. Решение единой аттестационной комиссии о сдаче (несдаче) претендентами квалификационного экзамена размещается на ее официальном сайте.

Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов. Форма квалификационного аттестата утверждена Приказом Минфина РФ № 161н от 06.12.2010 г.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

С 01.01.2010 г. аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется в УМЦ, прошедших аккредитацию в саморегулируемых организациях (СРО) аудиторов, причем аудитор – член СРО может повышать квалификацию только в тех УМЦ, которые прошли аккредитацию в СРО, членом которой является аудитор.

Один раз в три года (после получения аттестата — на четвертый год) аудитор должен представить в СРО, членом которой он является, сертификаты УМЦ, свидетельствующие о ежегодном повышении квалификации.

СРО, членом которой является аудитор, может аннулировать квалификационный аттестат аудитора. С 01.01.20010 г. квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным Федеральным законом № 307-ФЗ;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором принципов независимости и конфиденциальности (аудиторской тайны), установленных Федеральным законом № 307-ФЗ;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований Федерального закона № 307-ФЗ или федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:

а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован вследствие использования подложных документов, а также по основаниям, указанным в пунктах 3 - 5, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

 

Ответственность аудиторов

 

Аудиторская деятельность является деятельностью предпринимательской (см. п. 1.2.). Поскольку отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулируются гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ), то и ответственность аудитора также установлена Гражданским кодексом.

Статьи 15, 307, 393, 401 ГК РФ устанавливают, что лицо, не исполнившее свои обязательства или исполнившее их ненадлежащим образом, при наличии вины (умысла или неосторожности) несет ответственность перед потерпевшим и должно возместить ему причиненные убытки в размере реального ущерба (утраты или повреждения имущества, расходов, произведенных для восстановления нарушенного права) и упущенной выгоды (неполученных доходов). При этом обязательства, которые виновное лицо должно было исполнить надлежащим образом, возникают у него из закона, договора, причинения вреда или по иным основаниям.

Таким образом, в силу требований ГК РФ аудитор, по своей вине не исполнивший (исполнивший ненадлежащим образом) свои обязательства, несет ответственность перед другим лицом (клиентом или пользователем бухгалтерской отчетности), понесшим убытки в результате этого.

Профессиональные обязанности аудитора определены Федеральным законом № 307-ФЗ. Таким образом, к убыткам клиента или пользователя бухгалтерской отчетности может привести неисполнение (ненадлежащее исполнение) аудитором профессиональных обязанностей, как-то: несоблюдение действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации; неквалифицированное, некомпетентное осуществление аудиторской деятельности (проведение проверок, оказание сопутствующих и прочих услуг); нарушение конфиденциальности (не обеспечение сохранности документов, разглашение их содержания); проведение проверки в случае наличия или возникновения обстоятельств, исключающих возможность ее проведения; не уведомление (несвоевременное уведомление) клиента аудитором об отказе от проведения проверки. Также к убыткам клиента может привести нарушение аудитором договорных обязательств, например, не предоставление в установленный договором срок документов, составляемых по результатам проверки (отчета, заключения) и т. д.

В соответствии с указанными выше статьями ГК РФ потерпевший (клиент или пользователь бухгалтерской отчетности) вправе в этих случаях требовать от аудитора возмещения понесенных убытков в размере реального ущерба и упущенной выгоды. Вместе с тем при рассмотрении в суде иска потерпевшего к аудитору о возмещении последним убытков, причиненных перечисленными выше нарушениями, исход дела представляется далеко не однозначным.

Практика показывает, что на Западе большинство исков против аудиторов так или иначе связано с нарушением законодательства о ценных бумагах. При этом любое пострадавшее лицо может обратиться с иском в суд о взыскании с аудиторов соответствующих убытков [4]. В России в большинстве случаев предметом разногласий являются не выявленные аудитором факты нарушения налогового законодательства. Ситуация, как правило, развивается по следующему сценарию:

- заключается договор оказания аудиторских услуг;

- проводится аудиторская проверка;

- выдается аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности;

- проводится налоговая проверка, в ходе которой выявляются нарушения в порядке определения налоговой базы, расчета и уплаты налогов;

- по итогам налоговой проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (в виде штрафных санкций);

- налогоплательщик, считая, что аудитор совершил виновные действия, не обнаружив в ходе аудиторской проверки отступлений от требований налогового законодательства, обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с аудитора убытков в сумме штрафных санкций, уплаченных по решению налогового органа.

В соответствии с указанными выше нормами ГК РФ решение данного вопроса в суде будет зависеть от возможностей клиента доказать:

1) факт ненадлежащего исполнения аудитором своих обязанностей;

2) наличие действительных убытков;

3) существование причинно-следственной связи между фактом ненадлежащего исполнения аудитором своих обязанностей и убытками, которые возникли вследствие этого.

При этом суд будет исходить из того, что применение гражданского законодательства в сфере регулирования аудиторской деятельности определяется не только нормами ГК РФ (общими нормами), но и положениями действующих законодательных и нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в России (специальными нормами). А они таковы:

1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций (п. 1 статьи 8 Федерального Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Целью аудита является выражение мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности (п. 3 статьи 1 Федерального Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

3. Аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, в то время как ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица; аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности (п. 10 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»).

Следует отметить, что арбитражная практика подобного рода в Российской Федерации невелика, если не сказать — практически отсутствует. Поэтому в каждом конкретном деле очень многое будет зависеть от доказательности аргументов, приведенных сторонами: со стороны потерпевшего — обоснования факта и размера понесенного убытка, доказательства связи между действием (бездействием) аудитора и понесением убытка; со стороны аудитора - доказательства отсутствия вины, т. е. факта принятия им всех мер для надлежащего исполнения своих обязательств. В зависимости от аргументации сторон суд может принять сторону как потерпевшего, так и аудитора.

Например, ОАО «Приборный завод «Сигнал» (дело № А39-8206/2005-120/17 Арбитражного суда Республики Мордовия) обратилось с иском в арбитражный суд, указав в исковом заявлении, что убыток (уплаченный им штраф в сумме 86378 рублей 67 копеек) обусловлен действием аудитора, который не обнаружил неуплату налога.

Основываясь на приведенных выше нормах, федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 06.09.2006 г. по этому делу отметил, что налогоплательщик по существу предпринимал попытки переложить свои обязанности и ответственность на аудиторскую организацию, поскольку «в рамках проведения аудита не производится составление и подача бухгалтерской или налоговой отчетности и не проверяется правильность исчисления и уплаты налогов. Аудитором проверяется и подтверждается лишь достоверность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Следовательно, возложение какой-либо ответственности на аудитора в случаях предъявления налоговым органом к организации описанных выше претензии не имеет под собой достаточных правовых оснований».

Таким образом, в этом деле истец не смог доказать существование причинно-следственной связи между фактом ненадлежащего исполнения аудитором своих обязанностей и убытками, которые возникли вследствие этого.

Если бы истец построил свою аргументацию иначе: стал бы доказывать, что он понес убыток в результате того, что был введен в заблуждение ошибочным заключением аудитора и в результате этого не принял необходимых мер к обнаружению и устранению существенной ошибки в отчетности, то тогда упомянутая причинно-следственная связь могла бы быть сочтена судом доказанной. В подобном случае решение суда, скорее всего, зависело бы от убедительности аргументов аудитора. Аргументами аудитора, доказывающими отсутствие его вины, могли бы быть: следование федеральным и внутрифирменным стандартам, надлежащее документирование аудита, уведомление клиента о планируемом аудиторском риске и т. д. При достаточно убедительной позиции аудитора суд мог бы решить, что последний надлежащим образом исполнил свои обязанности, а клиент, таким образом, понес убыток вследствие той доли риска, которая присутствует в аудите.

Положение аудитора может быть значительно сложнее, если клиент понес убытки (например, штраф за неуплату налога), вызванные исполнением ошибочных рекомендаций аудитора (при проведении проверки, оказании консультационных услуг). В этом случае аудитору, скорее всего, придется возмещать убытки клиента, если факт предоставления рекомендаций и их ошибочность будут доказаны клиентом. В других случаях клиент мог понести убытки вследствие нарушения аудитором принципов конфиденциальности или независимости.

Пример. Аудитор не обеспечил сохранность документов, составляемых в ходе проверки. Утраченной информацией воспользовались конкуренты клиента, в результате чего он понес убыток — упущенную выгоду. Клиент предъявил иск аудитору о возмещении причиненных убытков. В ходе судебного разбирательства клиент доказал размер понесенного убытка и связь его с фактом утраты документов. Аудитор в данном случае может избежать ответственности, если докажет суду отсутствие своей вины — например, аудитор хранил документы надлежащим образом, но документы были у него украдены, и аудитор немедленно принял все необходимые меры: заявил в милицию, оповестил клиента и т. д.

Пример. Аудитор провел проверку клиента, передал ему аудиторское заключение, которое клиент представил в составе своей бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. Спустя некоторое время выяснилось, что аудитор не имел право проверять клиента вследствие наличия родственных связей с его руководством. Этим воспользовались конкуренты клиента, объявив о недействительности аудиторского заключения, в результате чего клиент понес убытки. При предоставлении доказательств понесенного убытка и связи его с действием аудитора клиент имеет достаточные шансы для решения дела судом в его пользу.

И конечно же, аудитор несет ответственность перед третьими лицами – пользователями бухгалтерской отчетности.

Пример. Аудитор представил клиенту аудиторское заключение с подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях, которое вместе с бухгалтерской отчетностью было опубликовано клиентом в периодической печати. Третье лицо (пользователь отчетности) на основании этих сведений инвестировало денежные средства в бизнес клиента. Через некоторое время выяснилось, что отчетность клиента недостоверна, финансовое состояние — тяжелое, в результате чего инвестор потерял вложенные средства. В этом случае третье лицо, понеся убытки, может возложить ответственность на аудитора, доказывая, что было введено в заблуждение ошибочной информацией, содержащейся в аудиторском заключении. Решение суда, как и в ранее рассмотренном примере, скорей всего, будет зависеть от убедительности аргументов аудитора, доказывающих факт надлежащего исполнения им своих обязанностей по квалифицированному проведению аудиторской проверки.

В соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация вправе обеспечивать свою имущественную ответственность путем страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственности за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности. Закон № 307-ФЗ устанавливает также, что саморегулируемая организация аудиторов должна обеспечивать дополнительную имущественную ответственность своих членов перед потребителями аудиторских услуг путем формирования компенсационного фонда. Согласно Федеральному закону № 315 от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях» компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена. Саморегулируемая организация в пределах средств своего компенсационного фонда несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим вследствие причинения им вреда потерпевшему лицу в ходе аудиторской деятельности. Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на его пополнение.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.014 с.)