Общероссийские стандарты аудита, одобренные комиссией




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общероссийские стандарты аудита, одобренные комиссией



При Президенте по аудиторской деятельности

Федеральные аудиторские стандарты, рассмотренные в предыдущем параграфе, предусмотрены Законом № 307-ФЗ, утверждены Постановлением Правительства РФ № 696, Минфином РФ и, вследствие этого, имеют силу нормативных актов (являются обязательными).

Но еще в период регулирования аудиторской деятельности в РФ Указом Президента РФ № 2263 началась разработка общероссийских аудиторских стандартов, которая осуществлялась под руководством комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ (федерального органа, осуществлявшего государственное регулирование аудита в Российской Федерации до вступления в силу Закона № 119-ФЗ).

Всего с 1996 г. по 2000 г. (напомним, что Закон № 119-ФЗ вступил в силу в 2001 г.) было разработано и одобрено комиссией более 30 общероссийских аудиторских стандартов. Указанные стандарты в свое время не были утверждены Правительством РФ и потому не имели силы нормативных актов (не являлись обязательными), но поскольку они были одобрены официальным государственным органом — комиссией при Президенте РФ, то принимались во внимание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами как рекомендательные.

Положение изменилось со вступлением в силу Постановления Правительства № 80 от 06.02.02 г. (см. табл. 2.1). Этим Постановлением установлено, что до утверждения федеральных аудиторских стандартов аудиторы в своей деятельности должны руководствоваться упомянутыми выше общероссийскими стандартами, одобренными комиссией.

Наименование и краткое содержание общероссийских стандартов приведены в табл. 2.5 (кроме стандартов, которые утратили актуальность в силу появления федеральных стандартов).

Таблица 2.5

Общероссийские аудиторские стандарты, одобренные комиссией

при Президенте РФ

Дата Наименование Краткое содержание
22.01.98 Аудит в условиях компьютерной обработки данных Сформулированы общие требования к аудиту в условиях компьютерной обработки данных (КОД). Описаны особенности планирования и проведения аудита в среде КОД
11.07.00 Проведение аудита с помощью компьютеров Сформулированы условия применения компьютеров для проведения аудита. Описаны особенности планирования и проведения аудита с помощью компьютеров
11.07.00 Особенности аудита малых экономических субъектов Описаны особенности учета и внутреннего контроля малых предприятий, указаны особенности планирования и проведения аудита таких предприятий
20.10.99 Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций Указано назначение и определены принципы подготовки внутренних стандартов. Установлены форма и содержание внутренних стандартов, определен порядок контроля за выполнением их требований. Приложена примерная форма внутреннего стандарта

 

 

Кроме перечисленных в табл. 2.5 общероссийских стандартов аудита комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ был одобрен вспомогательный документ: методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами».

В этой методике определены принципы и подходы к проведению специального (налогового) аудита, определены основы взаимоотношений с налоговыми органами, разграничена ответственность сторон, определен порядок проведения и оформления результатов налогового аудита.

Внутренние стандарты аудита

К внутренним стандартам аудита относятся стандарты саморегулируемых организаций аудиторов и стандарты аудиторских организаций (внутрифирменные стандарты).

Федеральным законом № 307-ФЗ установлено, что саморегулируемые организации аудиторов должны разрабатывать свои собственные стандарты, которые:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Необходимость разработки аудиторскими фирмами своих внутрифирменных стандартов предусмотрена рядом федеральных аудиторских стандартов, например: «Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом… стандартов… аудитора» (федеральный стандарт № 1, п. 5).

Внутрифирменные стандарты не могут противоречить федеральным, не могут устанавливать более низкие требования, чем это установлено федеральными стандартами.

Наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутрифирменные стандарты должны содержать конкретные практические рекомендации, позволяющие аудиторам четко определить порядок своих действий при планировании, проведении аудита, оформлении его результатов, взаимоотношениях с клиентом.

Внутрифирменные стандарты решают те же задачи, что международные и федеральные, но в масштабе аудиторской фирмы.

Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться исходя из следующих принципов:

- целесообразность — стандарты должны приносить практическую пользу;

- преемственность и непротиворечивость - каждый последующий внутрифирменный стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

- логическая стройность — должны быть обеспечены четкость формулировок, целостность и ясность изложения;

- полнота и детализация — необходимо полностью охватывать значимые вопросы стандарта и детализировать их;

- единство терминологии — все документы должны содержать одинаковую трактовку терминов.

Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться на основе действующих в Российской Федерации законодательных и нормативных актов, требований федеральных стандартов. При отсутствии правовых норм или требований федеральных стандартов в какой-либо специфической области аудиторские фирмы могут руководствоваться рекомендациями общероссийских (см. табл. 2.5) или международных стандартов.

Аудиторская фирма самостоятельно устанавливает перечень, объем, содержание, сроки, порядок разработки и использования на практике своих внутренних стандартов.

С учетом рекомендаций, изложенных в федеральных стандартах, общий пакет в аудиторской организации может содержать внутрифирменные стандарты по следующим вопросам:

- общие положения по аудиту (внутренняя структура и организация деятельности аудиторской фирмы, ответственность аудиторов, внутрифирменный контроль качества, этика поведения и взаимоотношений аудиторов);

- порядок проведения аудита (планирование, оценка существенности и риска, изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств, документирование);

- порядок формирования выводов и заключений (письменная информация (отчет) аудитора, составления аудиторского заключения, составление отчетов и заключений по специальному аудиту);

- специализированные стандарты (специфика аудита определенных экономических субъектов);

- сопутствующие услуги (порядок оказания сопутствующих услуг, заключение договора на оказание сопутствующих услуг, отчетность об оказании сопутствующих услуг);

- образование и подготовка кадров (профессиональный уровень работников аудиторской фирмы, порядок подготовки и повышения квалификации кадров).

Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации или иным уполномоченным органом, предусмотренным уставом.

Рекомендуемая структура внутрифирменного стандарта показана на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1. Структура внутрифирменного стандарта





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.005 с.)