![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор аудиторских процедур и основных направлений
Аудиторской проверки Сформировав задачи проверки каждого сегмента, аудитор далее приступает к выбору аудиторских процедур, которые будут применяться при проверках выделенных совокупностей, определяет их вид, их объем, способ (метод) применения и источники информации, необходимые для выполнения процедуры. Выбор вида аудиторской процедуры, а также источник информации для нее определяется содержанием задачи проверки. Например, для проверки наличия активов, отраженных в учете (критерий существования), может быть выбрана фактическая процедура – инвентаризация, сплошная или выборочная (источником информации при этом будет генеральная или выборочная совокупность инвентарных единиц основных средств, имеющихся в наличии), а может быть выбрана процедура документальная – просмотр инвентаризационной описи (источником информации при этом будет документ – инвентаризационная опись). Выбор вида аудиторской процедуры определяется также полученной в ходе планирования оценкой риска существенного искажения. При этом, поскольку соответствующий федеральный стандарт аудита пока не принят, аудитор должен руководствоваться рекомендациями международного стандарта аудита МСА 330 «Аудиторские процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски». Согласно МСА 330 более надежны (а следовательно, и способствуют снижению аудиторского риска): - процедуры, использующие внешние источники информации, по сравнению с процедурами, использующими внутренние источники информации; - процедуры фактические, документальные по сравнению с аналитическими процедурами (аналитические процедуры предпочтительны в отношении больших объемов хозяйственных операций, которые имеют тенденцию быть предсказуемыми во времени); - процедуры сплошной проверки по сравнению с выборочными процедурами. Кроме того, при выборе процедур аудитору с целью оптимизации проверки необходимо принять во внимание следующие обстоятельства: - применение статистических выборочных методов оправдано лишь при достаточно больших объемах генеральных совокупностей (тысячи документов), а также при отсутствии информации о неравновозможности и неслучайности ошибок; - из двух статистических выборочных методов метод, основанный на биномиальном распределении менее трудоёмок. Но его применение обосновано лишь в том случае, если коэффициент вариации стоимости документов менее 0,3, а размер ошибок связан со стоимостью документа. Если размер ошибки не связан со стоимостью документа, то этот метод не имеет статистического обоснования, и следует применять метод, основанный на нормальном распределении размера ошибки, - при однотипных операциях, повторяющихся с определенным периодом времени (например, оплата труда и исчисление налога на доходы физических лиц, начисление амортизации основных средств и нематериальных активов и пр.), предпочтение может быть отдано содержательному выборочному методу «блочного отбора»; - при значительной неоднородности стоимости документов, составляющих генеральную совокупность, целесообразно применение содержательного выборочного метода «основного массива»; - при имеющейся информации об областях с повышенным неотъемлемым риском целесообразно отдавать предпочтение процедурам сплошной проверки совокупностей, составляющих эти области. И наоборот, совокупности, составляющие незначимые области, могут быть проведены выборочно или с помощью аналитических процедур; - если неотъемлемый Рассмотрим процесс выбор аудиторских процедур на конкретном примере. Пример. Проверяемый сегмент — основные средства. Неотъемлемый и контрольный риски — низкие. Аудиторы проверяли данное предприятие в течение ряда лет и хорошо с ним знакомы. В ходе опроса (беседы) с главным бухгалтером аудитор установил, что на конец отчетного периода на предприятии состоит на учете 250 инвентарных объектов основных средств; инвентаризация проведена в установленный срок; учетная политика в отношении основных средств неизменна; в течение отчетного периода имели место операции поступления и выбытия основных средств: поступило 15 объектов (в том числе 13 – по договорам купли-продажи и 2 – по договору мены), выбыло 12 объектов (в том числе 9 – списаны, 3 – проданы); в отчетном периоде имела место ротация кадров: в начале отчетного года уволилась бухгалтер, которая вела журнал-ордер № 10 (кредитовые обороты счета 02), и ведение этого журнала было поручено молодому специалисту – выпускнице вуза. По результатам опроса аудитор выявил следующие значимые области: - совокупность операций начисления амортизации по вновь приобретенным в отчетном году основным средствам (эти операции отражались в учете неопытным бухгалтером); - совокупность операций поступления основных средств по договорам мены (отражение в учете таких операций незадолго до проверяемого периода подвергалось Минфином РФ существенному изменению); - совокупность операций по списанию основных средств (из опыта предыдущих проверок аудитор предполагал, что бухгалтер мог допустить характерную ошибку — не оприходовать материалы, полученные при списании основных средств); - совокупность операций по продаже основных средств (из своего опыта аудитор знал, что возможны ошибки в исчислении НДС при продаже основных средств). Исходя из приведенной выше информации, аудитор принимает решение сформировать стратегию аудиторской проверки следующим образом: - наличие основных средств проверить путем просмотра акта инвентаризации. При этом данная процедура будет являться как процедурой по существу, так и процедурой на соответствие, так как по результатам ее проведения аудитор оценит надежность средства контроля — инвентаризации основных средств; - правильность отнесения приобретенных активов к основным средствам проверить путем просмотра актов (форма ОС-1). Ввиду небольшого размера этой совокупности (15 единиц), применить процедуру сплошной проверки; - правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению основных средств проверить путем просмотра журнала-ордера № 16 и договоров. Поскольку значимой областью являются операции по поступлению основных средств по договорам мены, то применить выборочный содержательный метод: отобрать для сплошной проверки только договоры мены и операции по ним. В ходе этой проверки одновременно проверить правильность оценки приобретенных по договорам мены основным средствам; - правильность оформления и отражения в учете операций по выбытию основных средств проверить путем просмотра журнала-ордера № 13, актов (форма ОС-4), договоров. Поскольку все операции по выбытию основных средств значимы и число их невелико (12), то применить процедуру сплошной проверки документов; - правильность начисления амортизации проверить путем просмотра разработочных таблиц и журнала-ордера № 10. Поскольку знáчимой областью являются только операции начисления амортизации по вновь поступившим основным средствам (15 объектов), то применить выборочный содержательный метод: отобрать для сплошного просмотра операции начисления амортизации только по вновь приобретенным основным средствам (15 операций). Правильность начисления амортизации по основным средствам, состоящим на учете на начало отчетного периода, проверить с помощью аналитической процедуры (сравнением с суммами амортизации начисленного в прошлом, проверенном периоде); - правильность отражения информации в бухгалтерской отчетности проверить путем сравнения данных в отчетности с данными в регистрах учета (журналах-ордерах). Установив перечисленные процедуры по существу, аудитор с целью подтверждения информации о низком уровне контрольного риска устанавливает ряд процедур «на соответствие»: - наличие договоров о полной материальной ответственности лиц, ответственность за сохранность основных средств (опрос, просмотр документов); - порядок списания основных средств, наличие приказов руководства, заключений комиссии (опрос, просмотр документов). Сформулированную таким образом стратегию проверки аудитор оформляет в виде двух документов: плана аудита и программы аудита. 4.7. Документальное оформление результатов планирования, составление плана и программы аудита В соответствии с федеральным стандартом №3 «Планирование аудита» результаты планирования оформляются в виде двух документов: плана и программы аудита. План аудита содержит следующую информацию: - планируемые трудозатраты; - уровень (уровни) существенности; - оценка аудиторского риска; - сроки проведения проверки; - состав аудиторской группы и ее руководитель; - перечень сегментов аудита с указанием сроков их проведения и исполнителей. Возможная форма плана аудита приведена в упомянутом выше федеральном стандарте, а также в приложении 7. Программа аудита содержит подробную информацию (разработанную в ходе формирования стратегии аудита) о видах аудиторских процедур, используемых для проверки сегментов аудита, предусмотренных планом, о способах их применения, их документировании. Программа аудита, с одной стороны, служит подробной инструкцией для членов аудиторской группы, проверяющих конкретные сегменты. С другой стороны, программа является средством контроля за работой аудиторов со стороны руководителя проверки и руководителя аудиторской организации. Напомним, что кроме аудиторских процедур, по существу, программа должна также содержать процедуры на соответствие, позволяющие подтвердить полученные в ходе планирования оценки внутреннего и контрольного рисков. В зависимости от получаемых в ходе проверки результатов программа может корректироваться. При небольшом объеме проверки программа может составляться в виде единого документа. При достаточно больших объемах проверяемой информации программа аудита в целом может состоять из совокупности программ проверки каждого сегмента. Примерная форма программы аудита приведена в упомянутом выше федеральном стандарте и в приложении 8. Если программа аудита включает процедуры, основанные на выборочных методах (статистических или содержательных), то целесообразно дополнить программу приложениями, иллюстрирующими порядок определения объема выборки n, а также порядок определения ожидаемой ошибки. ЛИТЕРАТУРА 1. Адамс Р. Основы аудита. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 250 с. 2. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 463 с. 3. Андреев В.Д. Практический аудит: Справ. пособие. – М.: Экономика, 1994. – 366 с. 4. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 550 с. 5. Аудит: Учебник для вузов / Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 744 с. 6. Аудит: Учеб. пособие / Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А. и др. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 544 с. 7. Аудит Монтгомери / Дефлиз Ф.Л., Дженик Г.Р., О’Рейли В.М. и др. – М.: Аудит – ЮНИТИ, 1997. – 542 с. 8. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. – М.: Филинъ, 2002. – 616 с. 9. Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 264 с. 10. Гутер Р.С., Овчинский Б.В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта. – М.: Наука, 1970. – 432 с. 11. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. Шк., 1999. – 479 с. 12. Елисеева И.И., Терехов А.А. Статистические методы в аудите. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 176 с. 13. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 552 с. 14. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учеб. пособие. – М.: Приор, 2008. – 320 с. 15. Кочинев Ю.Ю. Моделирование и автоматизация аудита: Монография. – СПб: СПбГПУ, 2006. – 157с. 16. Кочинев Ю.Ю. Основы теории аудиторского риска: Монография. – СПб: СПбГПУ, 2009. – 53 с. 16. Лукичева А.О., Лукичев Д.О. Риск в аудите: Монография. – СПб: НИИХ СПбГУ, 1999. – 98 с. 17. Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Основы аудита: Курс лекций. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 208 с. 18. Нитецкий В.В., Кудрявцев Н.Н. Справочник аудитора. – М.: Дело, 2007. – 192 с. 19. Основы аудита / Бычкова С.М., Газарян А.В., Козлова Г.И. и др.; Под ред. проф. Я.В. Соколова. – М.: Бухгалтерский учет, 2009. – 454 с. 20. Робертсон Дж. Аудит. – М.: Контакт, 2003. – 496 с. 21.Романов А.И., Одинцов Е.Е. Автоматизация аудита. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 336 с. 22. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 479 с. 23. Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 512 с. 24. Терехов А.А., Терехов Н.А. Контроль и аудит. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 208 с. 25. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М., 1995. – 240 с.
Приложение 1 Результаты предварительного планирования аудита 1. Общие сведения об экономическом субъекте.
1.1. Организационно-правовая форма_____________________________ 1.2. Полное наименование______________________________________ 1.3. Сокращенное наименование_________________________________ 1.4. Основные учредители (акционеры)___________________________ 1.5. Руководитель (директор, генеральный директор, президент) _____ _____________________________________________________________ 1.6. Финансовый директор______________________________________ 1.7. Главный бухгалтер_________________________________________ 1.8. Юридический адрес________________________________________ 1.9. Фактический адрес_________________________________________ 1.10. Дата государственной регистрации__________________________ 1.11. Дата постановки на учет в ФНС и фондах____________________ 1.12. Наличие обособленных подразделений_______________________ 1.13. Зависимые и дочерние предприятия _________________________ _____________________________________________________________ 1.14. Счета в банках___________________________________________
2. Сведения о бизнесе экономического субъекта и соблюдении им принципа действующего предприятия.
2.1. Виды деятельности, наличие лицензий _______________________ _____________________________________________________________ 2.2. Организационная структура управления (схема)
2.3. Выпускаемая продукция (выполняемые работы, оказываемые услуги)______________________________________________________ 2.4. Основные заказчики_______________________________________ 2.5. Основные поставщики_____________________________________ 2.6. Основные типы финансово-хозяйственных операций_________________________________________________________________________________________________________________ 2.7. Наличие сложных, нестандартных финансово-хозяйственных операций ____________________________________________________ 2.8. Соблюдение действующих законодательных и нормативных актов при осуществлении финансово-хозяйственных операций ___________ _____________________________________________________________ 2.9. Численность персонала_____________________________________ 2.10. Ротация кадров___________________________________________ 2.11. Применяемые формы оплаты труда _________________________ _____________________________________________________________ 2.12. Наличие просроченной кредиторской задолженности __________ _____________________________________________________________ 2.13. Наличие неурегулированных разногласий (с государственными органами, другими экономическими субъектами) __________________ _____________________________________________________________ 2.14. Состояние рынка сбыта____________________________________ 2.15. Возможные виды предпринимательских рисков _______________ 2.16. Основные показатели бухгалтерской отчетности:
3. Сведения о состоянии бухгалтерского учета и внутреннего контроля
3.1. Форма бухгалтерского учета, степень автоматизации ___________ _____________________________________________________________ 3.2. Организация бухгалтерской службы (схема)
3.3. Сведения о главном бухгалтере: - образование _________________________, - стаж работы _________________________ (в том числе на данном предприятии _____________), - наличие аттестата ____________________. 3.4. Численность и квалификация работников бухгалтерии (с р аспределением обязанностей) _________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________ 3.5. Наличие организационно-распорядительной документации (учетная политика, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т.д.) __________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________ 3.6. Объем учетной документации_______________________________ 3.7. Состояние учетной документации____________________________ 3.8. Общее впечатление о состоянии системы бухгалтерского учета _____________________________________________________________ 3.9. Общее впечатление о состоянии внутреннего контроля _________ _____________________________________________________________
4. Прочие сведения
4.1. Сведения, полученные из опроса работников __________________ __________________________________________________________________________________________________________________________ 4.2. Сведения, полученные из осмотра предприятия и наблюдения за элементами производственного процесса _________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________ 4.3. Сведения, полученные от третьих лиц ________________________ _____________________________________________________________
5. Рекомендации по результатам предварительного планирования
5.1. Оценка возможности проведения аудита ______________________ 5.2. Оценка ориентировочного объема работ:
5.3. Затраты, увеличивающие стоимость проверки (командировочные по расчету, прочие) ___________________________________________ _____________________________________________________________ 5.4. Ориентировочная стоимость проверки (трудозатраты, чел.-дн. × ставка, руб. / чел.-дн. + затраты, увеличивающие стоимость проверки) __________________________________________________________________________________________________________________________ 5.5. Согласованная с клиентом стоимость проверки ________________ _____________________________________________________________ 5.6. Предпочтительный для клиента срок проведения проверки _____________________________________________________________ 5.7. Состав исполнителей ______________________________________ _____________________________________________________________
Исполнитель Подпись
Дата
Приложение 2 Письмо-обязательство |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.016 с.) |