Реализация имущества должника конкурсным управляющим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация имущества должника конкурсным управляющим



Нормативная база. Реализация имущества в ходе конкурсного производства регулируется ст. 110, 111, 115, 126, 129–132, 137, 139, 141, 148 закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)”, ст. 447, 448 Гражданского кодекса РФ.

Объекты продажи. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются: имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное, предусмотренное ФЗ, имущество.

В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.

Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее, чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности по приемке имущества по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества.

Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее – социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст. 110.

Обязательным условием конкурса является обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с их целевым назначением. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.

Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от их продажи, включаются в конкурсную массу.

После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном выше, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Передача жилищного фонда социального использования, а также социально значимых объектов в собственность муниципального образования осуществляется с учетом фактического состояния, без каких-либо дополнительных условий, на возмездной основе, по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты.

Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу.

Должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие положения, предусмотренные п. 5 и 6 ст. 132, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления по поводу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность орган местного самоуправления обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий к проекту договора не позднее, чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

При отклонении данного протокола конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

При рассмотрении заявления арбитражный суд определяет условия передачи социально значимых объектов в отношении которых имелись разногласия, в муниципальную собственность.

В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия жилищного фонда, а также других социально значимых объектов, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию объектов.

При удовлетворении такого заявления арбитражный суд устанавливает сумму средств, подлежащих уплате органом местного самоуправления за социально значимые объекты, переданные в муниципальную собственность.

В случае неисполнения органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных ст. 132, по истечении месяца с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание жилищного фонда социального использования и социально значимых объектов возлагаются на муниципальное образование.

Продажа предмета залога осуществляется путем проведения открытых торгов.

Оценка имущества должника. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника (ст. 130 ФЗ).

Для этого конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

Оценка имущества должника проводится независимым оценщиком, если иное не предусмотрено ФЗ (это может быть продажа части имущества должника, балансовая стоимость которого менее 100 тыс. руб.)

Собрание кредиторов (комитет кредиторов) вправе определить лицо, на которое, с его согласия, возлагается обязанность по оплате указанных услуг с последующей внеочередной компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника.

Имущество должника – унитарного предприятия или должника – акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 130. То есть на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее 100 тыс. руб., может быть проведена без привлечения независимого оценщика.

Учредители (участники) должника или собственник имущества должника – унитарного предприятия, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы вправе обжаловать результаты оценки имущества.

Порядок продажи имущества должника в конкурсном производстве (определяется ст. 139 ФЗ).В течение месяца с даты завершения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее, чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или через семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов (комитету кредиторов) предложений о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника порядок, сроки и условия продажи имущества должника не утверждены собранием кредиторов (комитетом кредиторов), собрание кредиторов (комитет кредиторов) или конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий.

По итогам рассмотрения указанных разногласий арбитражный суд или утверждает порядок, сроки и условия продажи имущества, или освобождает конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей.

В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов (комитету кредиторов) соответствующие предложения для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах.

Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком.

Продажа предмета залога осуществляется путем проведения открытых торгов.

Порядок и условия продажи предприятия и иного имуществ должника определены п. 3–8 ст. 110 ФЗ, ст. 111 ФЗ.

В ходе конкурсного производства на основании решения собрания кредиторов может быть проведено замещение активов должника при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Замещение активов должника проводится в порядке и на условиях, которые определены п. 2–6 ст. 115.

После завершения расчетов с кредиторами может остаться имущество должника.

Если отсутствуют заявления о правах на это имущество учредителей (участников) должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, конкурсный управляющий уведомляет об этом имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения должника.

Не позднее, чем через тридцать дней с даты получения соответствующего уведомления, органы местного самоуправления принимают указанное выше имущество на баланс и несут все расходы по его содержанию.

В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия имущества, указанного выше, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.

В случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления, связанных с передачей имущества, указанного выше, орган местного самоуправления обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий не позднее, чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

При отклонении данного протокола конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

При рассмотрении заявления о рассмотрении возникших разногласий арбитражный суд определяет условия передачи имущества, в отношении которых имелись разногласия, органу местного самоуправления.

По результатам рассмотрения заявлений арбитражный суд выносит определение.

С даты вынесения определения арбитражного суда по результатам рассмотрения указанных заявлений конкурсного управляющего расходы на содержание указанного имущества производятся за счет соответствующих бюджетов.

Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, подлежит немедленному исполнению.

Неисполнение или несвоевременное исполнение указанного определения арбитражного суда органами местного самоуправления не является основанием для отказа в вынесении арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, может быть обжаловано.

Особенности продажи имущества сельскохозяйственной организации. При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

При признании СХО банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.

При продаже имущества и имущественных прав СХО-должника арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника.

Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Арбитражный управляющий при продаже имущества СХО-банкрота, а также имущественных прав обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить приобрести их по оценочной стоимости лицам, имеющим преимущественное право. В случае, если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет их реализацию в общем порядке, предусмотренном ФЗ.

5.4. Особенности банкротства (продажа имущества) отсутствующего должника. Банкротство ликвидируемого должника

 

Как правило, основная (ликвидная) часть имущества юридических лиц, по отношению к которым применяется процедура банкротства отсутствующего должника, передана в уставные капиталы вновь созданных хозяйственных обществ или подверглась наложению ареста по исполнительным документам и реализована, либо просто разворована или другим незаконным способом выпала из фактического владения юридического лица. Работники указанных предприятий вынуждены были самостоятельно трудоустроиться на новое место работы.

Руководство (органы управления) данных предприятий лишь формально числится, а бухгалтерская отчетность если и представляется в налоговые органы, то свидетельствует о полном отсутствии хозяйственной деятельности и окончательном размывании остающихся на балансе активов.

Именно для таких юридических лиц законодательством о несостоятельности предусмотрены упрощенные процедуры, позволяющие провести их цивилизованную ликвидацию.

Упрощенная процедура банкротства –банкротство отсутствующего должника закреплена главой XI § 2 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Признаки

 

Ст. 227 и 230 закона о банкротстве определяют признаки, по которым возможно применение к должнику упрощенной процедуры банкротства.

– фактическое прекращение деятельности должника – юридического лица.

– отсутствие и невозможность установления местонахождения руководителя должника – юридического лица. Даже если руководитель должника – юридического лица присутствует, то необходимо, чтобы у юридического лица отсутствовало имущество либо оно было столь незначительно, что не позволяло бы покрыть судебные расходы по делу о банкротстве.

– отсутствие операций по банковским счетам должника в течение последних 12 месяцев (ст. 230 закона);

– наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника

Исходя из смысла ст. 230 закона, заявитель по делу о несостоятельности отсутствующего должника должен доказать факт отсутствия предпринимательской и иной деятельности должника для того, чтобы судом могли быть применены положения §2 главы ХI закона.

В законе о банкротстве не определены конкретные признаки, позволяющие сделать вывод об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника, а также срок, в течение которого эти признаки должны быть в наличии. В каждом конкретном случае наличие таких признаков определяет арбитражный суд.

Отличительные особенности процедуры банкротства отсутствующего должника

 

Процедура банкротства отсутствующего должника имеет ряд отличительных особенностей от общих процедур банкротства, предусмотренных законом.

1. Обязанность арбитражного суда принять заявление о признании юридического лица несостоятельным независимо от суммы его задолженности, даже если эта сумма меньше минимальной суммы, установленной в законе о банкротстве (100 тыс. руб.). Однако при этом обязательно должны присутствовать все остальные признаки несостоятельности (например, срок, в течение которого должник не удовлетворял требования кредиторов, не может быть менее трех месяцев). Арбитражный суд при проведении данной процедуры банкротства может вынести только решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Таким образом, по отношению к отсутствующему должнику не применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

2. Арбитражный суд принимает решение о признании несостоятельным отсутствующего должника в ускоренные сроки – в течение месяца с момента принятия к производству заявления о признании его несостоятельным (в отличие от установленного ст. 51 закона срока для общего порядка, не превышающего семи месяцев).

3. Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично.

4. Кредиторы могут предъявить свои претензии в месячный срок после получения извещения арбитражного управляющего о принятии арбитражным судом решения о признании отсутствующего должника банкротом (при проведении обычной процедуры банкротства срок для предъявления требований должнику не может быть менее двух месяцев).

5. В соответствии со ст. 28 закона конкурсный управляющий за счет имущества должника вне очереди обязан опубликовать сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном правительством Российской Федерации. До определения правительством РФ официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения по вопросам, связанным с банкротством, указанные сведения подлежат опубликованию в “Российской газете”.

В случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения расходов на опубликование, оно осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.

Что касается введения конкурсного производства в отношении отсутствующего должника, то, согласно письма ФСДН от 07.09.98 г. № Р-2 “О вопросах, связанных с применением процедур банкротства”, в случае признания отсутствующего должника банкротом публикация сведений конкурсным управляющим не производится. Не содержат данного требования и статьи параграфа 2 главы XI закона.

6. В соответствии с требованиями ст. 229 удовлетворение кредиторов осуществляется в общем установленном порядке (ст. 134 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. При этом покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляются вне очереди.

7. Обязанность предоставления ликвидационного баланса законом не предусмотрена.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.027 с.)