Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах



Организация занятий при обучении упражнениям в висах и упо­рах должна быть такой, чтобы на каждом снаряде одновременно упражнялось по нескольку человек. Как правило, нужно пользо­ваться групповым методом проведения занятий. Важно, чтобы за-' нимающиеся сами контролировали правильность выполнения уп­ражнений. Для этого нужно, чтобы одна часть занимающихся вы­полняла упражнения, а другая проверяла и помогала. Более того, в отдельных случаях при обучении умениям оценивать простран­ственные величины или скорость выполнения заданных действий занимающиеся могут срочно информировать друг друга о допу­скаемых ошибках в точности выполнения заданных действий.

Начиная обучение, преподаватель обязан разъяснить учащим­ся ' цели, задачи и конечные результаты конкретно применяемых упражнений. Зная это, учащиеся будут сознательно выполнять предлагаемые упражнения, целеустремленно, активно.

Упражнения в висах и упорах просты по технике, и при обуче­нии достаточно их показать и кратко объяснить. После двух-трех повторений занимающиеся смогут самостоятельно выполнить уп­ражнения. При выполнении висов и упоров важно следить за чет­кой фиксацией каждой позы от 3 до 10 сек. (по заданию), за хо­рошей осанкой. Серии из 4—6 упражнений целесообразно повто­рять несколько раз подряд.

Рекомендуемые упражнения:

Первая серия. Из виса стоя (у гимнастической стенки, бревна, одной жерди брусьев) вис присев, вис стоя, согнуть руки и вис стоя согнувшись (держать 5—6 сек.), вис стоя прогнувшись (держать 5—6 сек.), и. п. (серия повторяется 2—5 раз).

Вторая серия. Из седа ноги врозь (на скамейке) сед уг­лом, сгибая ноги, перехват руками вперед и упор присев, упор лежа (держать 3—4 сек.), упор на правой, левую назад (держать 3—5 сек.), упор на левой, правую назад (держать 3—5 сек.), упор лежа и перемахом ноги врозь сед ноги врозь (серию повторять 2—3 раза)*.

При подборе упражнений в серии необходимо, чтобы упраж­нения были эквивалентны по сложности и переходы от одного к другому выполнялись легко, без задержек.

Труднее обучать умениям оценивать положение тела в прост­ранстве, угол сгибания тела в тазобедренных суставах, скорость выполнения и степень мышечных напряжений.

Обучение этим умениям возможно только при взаимной помо­щи занимающихся и при наличии простых приспособлений: шаб­лонов (для измерения угла сгибания тела), щитов с градусными делениями, на фоне которых выполняется упражнение, измеритель­ных реек, набивных мячей и гантелей разного веса. Надо научить занимающихся пользоваться этими приспособлениями и информи­ровать друг друга о допускаемых ошибках.


 




                   
   
   
   
         
 
 
 
 
 

При обучении более сложным упражнениям: вису прогнувшись, вису сзади, подъему толчком ног и подъему переворотом — следует пользоваться методами, которые описаны в IX главе учебника, и особенно предписаниями алгоритмического типа.

Предписания алгоритмического типа для обучения подъему переворотом

I. Техника. Из виса стоя на согнутых руках толчком одной и энергичным махом другой ногой вперед-вверх (рис. 119) поднять

ноги и туловище как можно выше, удержива­ясь в висе на согнутых руках. В момент, когда ноги будут подняты вы­ше опорной части сна­ряда, необходимо слег­ка разогнуть руки и приблизить тело к сна­ряду до касания живо­том. Затем, перевора­чиваясь в упоре, закон­чить подъем.

II. Проверка готовности учащихся.

Ученик должен знать, что:

1. Подъем переворотом состоит из взмаха одной ногой и толч­ка другой в висе на согнутых руках; переворачивания с опорой руками и животом о снаряд.

2. Поднять высоко ноги и туловище при взмахе одной и толчке другой ногой можно, если при взмахе ногой удержаться в висе на согнутых руках и стремиться выпрямить тело, направляя ноги вверх.

3. Переворачивание тела в упоре возможно, если в момент наивысшего подъема ног слегка разогнуть руки, опереться живо­том о снаряд, быстро разогнуться и отвести голову назад.

Ученик должен уметь:

1. Выполнять вис прогнувшись на брусьях, кольцах, стенке.

2. Упор на коне, бревне.

III. Серии учебных заданий, последовательное выполнение ко­
торых позволит занимающимся овладеть подъемом переворотом *.

1-я серия — упражнения специальной физической подго­товки:

1. В висе лежа сгибание и выпрямление рук (4—5 раз).

2. В висе на согнутых руках медленное (за 5—6 сек.) разгиба­ние рук.

3. В висе сгибание и выпрямление рук (2—3 раза).

* В каждой серии должно быть указано, какие упражнения следует выпол­нять, как их правильно выполнять, а также какое из них является контрольным. Последние будут обозначаться в тексте КУ.


4. В висе на согнутых руках поднимание прямых ног с пере­ходом в вис согнувшись и возвращение в и. п. (3—4 раза).

После освоения КУ можно переходить к следующей серии учеб­ных заданий.

2-я серия — обучение конечному положению — упору на пе­рекладине, одной жерди.

1. Из упора стоя около гимнастической стенки прыжком упор, стремиться удержаться хотя бы долю секунды (повторить 5—' 6 раз).

2. То же, но упор на бревне, одной жерди, перекладине.

3. Из упора медленное опускание вперед в вис лежа.

4. В упоре согнуть руки и туловище, а затем быстро вернуться в и. п. КУ.

Удержание ног в одном положении при выполнении КУ являет­ся критерием оценки правильного выполнения.

3-я серия — движения, на основе которых выполняется изу­чаемое упражнение.

1. Взмахи ногой вперед, стоя у опоры (гимнастическая стен­ка, бревно).

2. Из виса стоя махом одной и толчком другой вис согнувшись (на брусьях, кольцах, двух канатах).

3. То же, но вис прогнувшись (голову назад не отводить, кон­тролировать зрением положение тела).

4. Из виса стоя хватом руками за канат махом одной и толчком другой вис согнувшись ноги врозь (рис. 120). Это упражнение

можно выполнять в висе на одном кольце, бревне, одной жерди (КУ).

. 4-я серия — обучение умению точно выпол­нять разгибание тела на 170—180°.

1. В стойке на лопатках хватом руками за 2-ю рейку гимнастической стенки сгибание и выпрямле­ние тела на 170—180°.

2. В висе согнувшись разгибание тела до 170— 180° (медленно и быстро).

3. Из виса стоя хватом за концы брусьев махом одной и толчком другой вис прогнувшись с удержа­нием тела под углом 170—180° (КУ).

4. То же на низкой перекладине, одной жерди (КУ). Упражнение можно выполнять с помощью.

5-я серия — подводящие упражнения и части изучаемого.

1. Из упора согнуться вперед и лечь животом на перекладину. Разгибаясь и выпрямляя руки, снова перейти в упор (медленно и быстро).

2. Из виса прогнувшись, опираясь ногами о верхнюю жердь, махом одной подъем переворотом.

3. Из виса лежа, опираясь ногой о коня (козла), поставленного впереди перекладины, махом одной и толчком другой подъем пере­воротом.


4. Из виса стоя подъем переворотом (с помощью и самостоя­
тельно).

5. Подъем переворотом на оценку (КУ).
6-я серия—усложнение условий.

1. Подъем переворотом толчком двумя ногами.

2. То же из виса на согнутых руках.

3. То же из виса лежа на нижней жерди.

4. Из виса подъем переворотом силой.

ПРЫЖКИ Характеристика прыжков

Среди разнообразных упражнений, применяемых с целью фи­зического воспитания, большое значение имеют гимнастические прыжки, которые наряду с другими видами упражнений широко применяются на занятиях гимнастикой. Прыжки доступны зани­мающимся различного возраста, пола и физической подготовлен­ности, поэтому они включены в программы по физической куль­туре для учащихся общеобразовательных школ и студентов учеб­ных заведений. Прыжки оказывают положительное воздействие на все органы и системы занимающихся, способствуют развитию силы мышц, быстроты, ловкости, являются средством воспитания сме­лости, решительности и настойчивости.

Гимнастические прыжки имеют большое прикладное значение, "так как различные препятствия преодолеваются чаще всего прыж­ком с опорой руками (заборы, изгороди и др.).

Классификация прыжков

Все прыжки в гимнастике делятся на две большие группы: не-ог.орные, или простые, и опорные.

В данной главе будут рас­смотрены разнообразные прыж­ки начальной подготовки, вы­полняемые без опоры руками о снаряд, а также прыжки с опо­рой руками, не применяемые в спортивной гимнастике. В эту группу входят следующие прыжки:

 

а) на месте на обеих ногах и на одной с различными пово­ротами и движениями руками; б) в высоту с места и с разбе­га; в) в длину с места и с раз­бега; г) с высоты: с подвесного мостика (площадки) или с гим­настических снарядов (рис.


121); д) далеко-высокие; е) в «окно»; ж) с трамплина; з.) через планку или веровочку (рис. 122); и) со скакалкой (короткой и длинной); к) сравнительно легкие опорные прыжки.

Простые Прыжки

Гимнастический прыжок в отличие от опорного состоит из че­тырех фаз: разбега, толчка одной или двумя ногами, полета и приземления. Толчок ногами можно выполнять от земли (пола), деревянного мостика, трамплина. Самыми важными фазами прыж­ка являются: разбег и толчок ногами. От них в значительной сте­пени и зависит результат прыжка.

Разбег выполняется с постепенным ускорением: этим обес­печивается скорость горизонтального перемещения тела и в сочета­нии с толчком создается условие для выполнения прыжка.

Длина разбега колеблется в пределах 15—20 м. В простых прыжках в высоту разбег значительно меньше и равен 7—9 бего­вым шагам.

Толчок начинается с момента напрыгивания на мостик или на пол (землю). При выполнении прыжка в длину и высоту с раз­бега толчковую ногу занимающийся ставит на мостик (или землю) с пятки и с перекатом на носок быстро отталкивается. Маховая. нога и руки энергично подаются вперед-вверх. При прыжках с места в высоту и в длину толчок совершается обеими ногами.

Полет при выполнении всех прыжков должен обеспечить со­хранение равновесия прыгуна в воздухе для правильного выпол­нения прыжка.

Приземление начинается с момента касания мата или зем­ли ногами и заключается в смягчении удара и своевременном по­гашении скорости движения тела за счет деформации матов и рес­сорного действия суставов и мышц — разгибателей ног.

Овладеть техникой прыжков невозможно без достаточной фи­зической подготовленности. Обучение следует начинать с легких прыжков.

Прыжки на месте выполняются на обеих ногах или на одной ноге. Эти прыжки необходимо усложнять и разнообразить различ­ными исходными положениями рук и ног, поворотами.

Прыжки в вмсоту. Прыжки с места: 1. Стоя лицом к планке или веревочке, толчком обеих ног прыжок согнув ноги. 2. Стоя бо­ком, прыжок перешагивая. 3. Прыжки согнув ноги с поворотами и приземлением на одну или обе ноги. 4. Прыжки толчком обеими ногами о различные препятствия (сложенные маты, козел, конь и другие снаряды).

Прыжки с разбега (через планку или веревочку лицом к ней): 1. Толчком одной ногой прыжок согнув ноги. 2. То же толчком обеими ногами. 3. То же"толчком одной с прямыми нога­ми (гимнастический прыжок). Для выполнения этого прыжка мос­тик ставится от планки на расстоянии длины поднятой вперед ноги.

Прыжки в длину. Прыжки в длину с места выполняются толчком одной или обеими ногами вперед, в сторону и назад. Ко-


гда прыжок освоен, даются задания, например, прыгнуть на опре­деленную длину, дальность.

Прыжки с разбега. Выполняются толчком одной или обеими ногами. Прыжки можно усложнять, сочетая их с движением рука­ми, держа в руках мяч, гимнастическую палку, гантели и другие предметы.

Прыжки далеко-высокие. Выполняются с разбега толчком од­ной ногой. Они являются хорошими упражнениями для совершен-

ствования разбега и полета в прыжках в длину. Усложняются увеличением высоты, удалением мостика и стоек от места приземления, касанием предметов над головой, ловлей и бросанием мяча. Прыжки в «окно». На две гимнастические стойки, поставленные, на расстоянии 50—60 см, подвесить две веревочки на разной высоте, обра­зовав «окно», в которое выполнять прыжки раз­личными способами: 1. После толчка одной ногой тело сгибается в тазобедренных суставах (как бы наклоняясь к ногам) (рис. 123). 2. После толчка ногой в «окно» проходят сначала ноги, а затем слегка наклоненное назад туловище. 3. Кувырок прыжком (лет-кувырок). После толчка ногами в

полете тело выпрямляется, а затем сгибается, и прыжок заканчи­вается кувырком вперед. Прыжки усложняются уменьшением «ок­на» (сужают стойки, сближают верхнюю веревочку с нижней или делают и то и другое одновременно).

Прыжки с трамплина. Их следует применять после того, как занимающиеся научатся выполнять толчок о простой мостик. При выполнении прыжков с трамплина надо максимально использовать силу толчка ногами и пружинность трамплина, что достигается высоким наскоком на него. Выполняются следующие прыжки: про­гнувшись, согнув ноги, ноги врозь, согнувшись, согнув ноги назад, согнувшись ноги врозь, ноги врозь, одну вперед, другую назад.

Прыжки с высоты (с бревна, козла, коня, стола и других сна­рядов, например с мостика, подвешенного у гимнастической стен­ки) выполняются из седа, приседа или стойки вперед, в сторону или назад. Толчком обеими или одной ногой. Прыжки с высоты из виса на наклонной или горизонтальной лестнице, то же на гимна­стической стенке, держась за рейку или за край подвесного мости­ка без поворотов и с поворотами. Прыжки с высоты согнув ноги, прогнувшись, ноги врозь, согнув ноги назад, согнувшись, согнув­шись ноги врозь и др. Прыжки с высоты с ловлей предметов, прыжки с закрытыми глазами, а также с приземлением на препят­ствия (козел, гимнастический стол и т. п.).

Перечисленные прыжки усложняются увеличением высоты, по­воротами, движениями руками, удалением места приземления, протягиванием веревки (или планки) выше места отталкивания, ограничением площади приземления (квадратом или кругом уста­новленного размера).


Методические рекомендации к обучению

При проведении прыжков необходимо: а.) обращать внимание на хорошее устойчивое приземление; б) на занятиях с новичками и женскими группами начинать прыжки с высоты 70—80 см; в) соблюдать последовательность в подборе упражнений; г) обу­чать сначала более легким прыжкам и постепенно переходить к более сложным.

Занимающемуся не рекомендуется при приземлении низко при­седать, так как это опасно для связок суставов ног и может при­вести к падению на спину. Нельзя также приземляться на напря­женные прямые ноги.

При обучении необходимо применять страховку и помощь, од­нако оказывать ее надо лишь тогда, когда это необходимо. Боль­шое внимание нужно уделять обучению занимающихся.самостра­ховке, научить их самостоятельно выходить из создавшихся опас­ных положений (падению с перекатом на спину и др.).

Прыжки (подскоки) со скакалкой. Упражнения со скакалкой используются не только на повседневных занятиях, но и на гим­настических выступлениях. Прыжки со скакалкой очень разнооб­разны. Их можно выполнять с длинной или с короткой скакалкой.

Прыжки (подскоки) с длинной скакалкой. Эти упражнения приучают прыгающих к точности и быстроте, согла­сованности своих движений со скоростью и направлением движе­ний скакалки. Скакалку вращают двое участников или один (при этом один конец прикрепляется к стойке, стене и к другим предме­там на высоте 130 см). Длина скакалки колеблется от 5 до 8 м.

Упражнения с длинной скакалкой делятся на три вида: пробе-гание, перепрыгивание и прыжки (подскоки).

Пробегание. Скакалку вращают так, чтобы из верхнего крайнего положения она двигалась вниз на пробегающего. Пробе­гать следует в тот момент, когда скакалка пройдет на уровне голо­вы и будет двигаться к земле (полу). Вращать скакалку надо рав­номерно, почти касаясь ею земли. Если исполняющий упражнение заденет скакалку, то ее необходимо тотчас же отпустить.

Пробегания могут быть выполнены:

1) после нескольких вращений скакалки;

2) по заданию преподавателя после двух-трех и более враще­ний скакалки;

3) после каждого вращения скакалки;

4) под движущейся скакалкой (вперед, боком и спиной вперед);

5) один за другим после установленного числа вращений;

6) по внезапному сигналу преподавателя;

7) с различными исходными положениями рук (на поясе, за головой, за спину) или с движениями руками и хлопками; то же с движениями ногами: сгибая ноги вперед или с движениями но­гами назад;

8) по 2—3 человека; то же с поворотами; то же с бросанием и ловлей мяча и т. д.

143,


Перепрыгивание выполняется через неподвижную, ка­чающуюся или вращающуюся скакалку. Начальными упражнения­ми являются перепрыгивания через неподвижную скакалку на вы­соте 5—10 см от пола.

Рекомендуемые упражнения:

1) перепрыгивание с места (вперед и назад);

2) перепрыгивание с шага и бега;

3) прыжок на обеих ногах вперед, в сторону и назад; то же на одной ноге;

4) те же прыжки, но с поворотами, с хлопками;

5) прыжки в полуприседе, в приседе.

Перепрыгивание через качающуюся скакалку является подводящим упражнением к прыжкам через вращающуюся ска­калку.

Рекомендуемые упражнения:

1) перепрыгивание с шага или разбега (вперед, в сторону, назад);

2) перепрыгивание вдвоем, втроем, взявшись за руки;

3) перепрыгивание с поворотами; то же последовательно через две качающиеся скакалки и т. д.

Перепрыгивание через вращающуюся скакалку. Вращать скакалку надо так, чтобы из верхнего крайнего положения она дви­галась вниз от пробегающего (т. е. в направлении, обратном вра­щению скакалки при пробегании).

Рекомендуемые упражнения:

1) вбежать, перепрыгнуть через скакалку и выбежать;

2) вбежать вдвоем (в затылок друг другу) и перепрыгнуть; то же лицом друг к другу с противоположных сторон перепрыгнуть и выбежать;

3) вбежать один за другим и после одного прыжка выбежать.
Прыжки (подскоки) с длинной скакалкой:

1) вбежать, выполнить подскоки на обеих ногах, обычные или двойные (лицом, боком и спиной к скакалке), с различными услож­нениями: поворотами и движениями руками;

2) прыжки (подскоки) вдвоем, втроем (друг к другу в заты­лок или лицом);

3) прыжки с бросанием и ловлей мяча; то же на определенное4 число раз;

4) один прыгает, другой пробегает; то же после каждого прыж­ка вбегает второй, третий и также по одному выбегают, а когда останется один, опять вбегают следующие и т. д.

Прыжки (подскоки) с короткой ска кал кой. Что­бы определить длину скакалки, надо взять ее за концы и встать на середину обеими ногами; руки, согнутые в локтевых суставах под прямым углом, отвести в стороны, кисти рук повернуть кверху, локти прижать к телу (рис. 124).

Вращая скакалку, необходимо обращать внимание на точность положения изгиба рук в локтевых суставах и на плавные движе­ния кистями. Первоначальные вращательные движения скакалки


производятся руками в плечевых, локтевых и лучезапястных суста­вах, а затем главным образом в лучезапястных суставах. Скакал­ка должна вращаться натянутой и не касаться пола. Заканчивать упражнения или комбинацию надо мягким приседанием. По окон­чании упражнений рекомендуется сложить скакалку вчетверо и за­вязать узлом.

Вращать скакалку можно в различных направлениях: из поло­жения скакалка сзади — вращение вперед; из и. п. скакалка спе-

реди — вращение назад; из и. п. скакалка слева (левая рука за спиной, правая впереди)—вращение вправо; из и. п. скакалка вправо — вращение влево. При всех выполнениях поворотов скакалка вращается сбоку.

Изучение подскоков следует начинать с вращения скакалки вперед: это позволяет прыгающему видеть движение скакалки и определить точно момент толчка ногами для прыжка. Прыжок выполняется несколько выше кружащейся над самым полом скакалки, с пря­мым туловищем и ногами.

Перечень упражнений с короткой скакалкой:

1. Перешагивание — махнуть скакалкой вперед и перешагнуть через нее медленно, затем быстрее.

2. Подскоки на обеих ногах (обычные и двойные).

3. Подскоки на одной ноге, поднимая другую вперед и назад (обычные и двойные).

4. Прыжки с ноги на ногу (шагом). Сначала скакалка прохо­дит под находящейся впереди ногой, которая ставится слегка впе­ред, а затем выполняется мах другой ногой назад, и скакалка про­ходит под ней.

5. Прыжки из стойки ноги скрестно.

6. То же, но меняя на каждый подскок ногу (сначала левая впереди, затем правая).

7. Прыжки на обеих ногах с продвижением в стороны, вперед, назад, по кругу.

8. Прыжки на одной ноге с продвижением в различных на­правлениях.

9. Бег на месте с высоким подниманием колена на каждое вра­щение скакалки (ценное упражнение для укрепления мышц жи­вота).

 

10. Прыжки с вращением скакалки вправо и влево; при испол­нении прыжков одна рука находится сзади, другая — впереди.

11. Прыжки в полуприседе (скакалка соответственно укорачи­вается).

12. Прыжки с поворотом на 90—180° и т. д.

13. «Метелочка» в приседе на одной или обеих ногах; скакалку складывают вдвое и одной рукой кружат под ногами (рис. 125).

14. Прыжки с «петлей»; то же в приседе (рис. 126).

15. Прыжки со взмахом ногой в сторону на месте и в движении (рис. 127).

16. На один подскок двойное вращение скакалки.


17. Перепрыгивание с переменой ручек скакалки при ее про­хождении над головой.

18. Прыжки вдвоем с одной скакалкой лицом и спиной друг к другу (обычные и двойные); одна вращает скакалку, другая дер­жит партнершу за талию (рис. 128).

19. То же с поочередным выходом и входом.

20. То же с передачей скакалки (во время подскоков).

21. То же боком друг к другу (вращать скакалку «наружными» руками, а «внутренними» держаться за руки).

Подскоки вдвоем и втроем выполняются на месте, с различ­ными движениями, с передвижением в разных направлениях. Все упражнения разучиваются при вращении скакалки вперед и назад.

Методика обучения. Приступая к обучению упражнени­ям со скакалкой, необходимо вначале научить занимающихся без скакалки мягко приземляться и правильно держать тело.

При проведении занятий следует учитывать подготовленность и физическое развитие занимающихся. В группах начинающих, а также лиц среднего и старшего возраста надо применять наибо­лее простые упражнения, а времени для отдыха после них отводить больше, чем на сами прыжки.

Рекомендуется повышать нагрузки путем:

а) постепенного увеличения продолжительности упражнений
без изменения времени для отдыха;

б) уменьшения времени для отдыха без изменения времени для
упражнения;

в) увеличения времени на упражнения и уменьшения времени
для отдыха.

В зависимости от подготовленности группы и цели, которая сто­ит перед занятиями, продолжительность упражнений со скакалкой должна быть не более 20—35 мин.

При проведении занятий во избежание односторонней нагрузки на мышцы ног, на органы дыхания и кровообращения и для разно­стороннего воздействия на весь организм упражнения со скакалкой следует чередовать с различными общеразвивающими упражне­ниями.

При выполнении упражнений со скакалкой надо следить за тем,


чтобы занимающиеся не задерживали дыхание. После прыжков ре­комендуется выполнять ходьбу на месте.

Обучая упражнениям со скакалкой, преподаватель должен об­ращать внимание на точное и правильное выполнение прыжка (лег­кость, мягкость исполнения, оттянутые носки, хорошая осанка и др.).

Упражнения следует выполнять под музыку (обычно на 21\). Уп­ражнения составляются на 8—16—32—64 счета.

Опорные прыжки

Вскок в упор присев, соскок прогнувшись (козел или конь в ши­рину, высота ПО—120 см).

Оттолкнувшись ногами, опереться руками о снаряд и, подняь спину, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах. Таким путем перейти в упор присев на снаряде. В темпе, выпрямляясь, от­толкнуться вверх, прогнуться, одновременно подняв руки вверх-на­ружу. Такое положение сохранить до момента приземления.

Обучению данному прыжку должны предшествовать подготови­тельные и подводящие упражнения:

1. Из упора присев на полу прыжок вверх с мягким приземле­нием.

2. Стоя на гимнастической скамейке, на низком бревне или на подвесной площадке, прыжок вверх с устойчивым приземлением.

3. Стоя на подвесной площадке, козле, коне, соскоки в круг, на­черченный мелом.

Усложнения. Из упора присев: соскок с поворотом на 90— 360° с движением руками, хлопками над головой, за телом, с разве­дением ног; соскок углом вперед, ноги вместе и ноги врозь; соскок согнув ноги назад; соскок через натянутую веревочку или планку.

Страховка. Страхующий должен стоять спереди снаряда сбоку у места предполагаемого приземления. В случае падения впе­ред необходимо поддержать под грудь и за руку выше локтя. При падении назад держать одной рукой'под спину, а другой — за руку выше локтя.

Прыжок ноги врозь через козла в ширину без замаха. При обу­чении прыжку следует обратить внимание на то, чтобы толчок о мостик был сделан обеими ногами, а отталкивание от козла — обе­ими руками; толчок ногами должен быть направлен вверх, после че­го ноги нужно развести врозь пошире, разогнуться-в тазобедренных суставах и с движением ног назад, поднимая руки вверх-наружу, прогнуться. Это положение сохранить до начала приземления.

Последовательность разучивания:

1. Прыжки на месте с разведением ног в воздухе и сведением их при приземлении.

2. В упоре лежа толчком развести ноги врозь и возвратиться в

И. П.

3. Из упора лежа толчком ногами упор стоя согнувшись ноги
врозь (ноги прямые).


4. То же, но с толчком руками перейти в стойку ноги врозь.

5. Вскок в упор на колени и взмахом руками соскок ноги врозь.

6. Прыжок ноги врозь через козла в ширину.

Усложнения. Прыжок ноги врозь через козла в длину толч­ком руками в конце, середине или начале снаряда; прыжки с хлоп­ками руками; с поворотом перед приземлением; через веревочку, натянутую перед козлом и за козлом (для усвоения замаха); с от-ставлением мостика (до 100 см).

Страховка. Стоять спереди, страховать, поддерживая гим­наста одной рукой под грудь, а другой за руку выше локтя.

Прыжок согнув ноги через козла в ширину. После энергичного разбега напрыгнуть на мостик. В момент толчка ногами поднять таз и одновременно согнуться в тазобедренных и коленных суставах. В полете сохранить согнутое положение тела, а затем после толчка руками, пройдя снаряд, энергично разогнуться, руки поднять вверх-наружу и сохранить это положение почти до приземления.

В начале изучения этот прыжок выполняется через козла в ши­рину и длину, затем через плинт и коня в длину.

Последовательность разучивания:

1. Прыжок на месте вверх со сгибанием ног вперед.

2. Из упора лежа оттолкнуться носками и перейти в упор присев, колени вместе и затем обратно в упор лежа.

3. Из упора лежа толчком ногами упор присев и с энергичным толчком руками встать.

4. Прыжок согнув ноги через низкое бревно (60—80 см).

5. Прыжок согнув ноги.

6. То же, увеличивая высоту и отодвигая мостик.

7. Прыжок с поворотом на 90—180° и более.

8. Прыжок на дальность приземления.

Страховка и помощь. Стоять впереди и немного сбоку места приземления. При обучении держать гимнаста двумя руками за руку выше локтя, а когда прыжок изучен, — одной рукой за пред­плечье, другой — выше локтя за плечо или под грудь (при падении вперед) и под спину (при падении назад).

Прыжок углом через коня в длину толчком одной и махом дру­гой ногой. Выполняется толчком левой (правой) ногой (дальней от снаряда) с одновременной опорой правой (левой) рукой на тело коня. Маховая нога направляется вверх и через снаряд, опорная нога после толчка от мостика быстро присоединяется к маховой, и над снарядом они находятся вместе. Туловище по возможности вы­прямляется. Руки опираются о снаряд последовательно: в начале прыжка — правая (при толчке левой ногой), а во второй половине прыжка — левая.

При выполнении прыжка углом через коня в длину толчком од­ной ногой тело прыгающего не должно уходить от опоры, поэтому отталкиваться надо вверх, а не в длину. Разбег должен быть неболь­шим. Мостик для прыжка устанавливается сбоку, параллельно ко­ню, у ближнего края снаряда.

Страховать стоя у места приземления лицом к снаряду. При


обучении держать занимающегося правой рукой выше локтя, а ле­вой — под таз или под спину.

Последовательность разучивания:

1. Сидя на коне на правом бедре, опереться руками за телом, де­лая взмах ногами вперед-вправо, соскочить со снаряда и призем­литься левым боком к нему.

2. Сидя ноги врозь на коне, опереться руками о тело коня; взма­хом ног соскок углом вправо (влево).

УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Характеристика и классификация упражнений

Основная задача занятий художественной гимнастикой заклю­чается в том, чтобы путем специально подобранных, постоянно пов­торяемых тренировочных упражнений помочь занимающимся на­учиться свободно и пластично управлять своими движениями.

Общеразвивающие упражнения художественной гимнастики классифицируются на упражнения для ног, туловища и рук. Они выполняются отдельными частями тела и всем телом. По этому принципу они и подразделяются на специальные упражнения для ног (позиции ног, полуприседание; приседание; выставление ноги на носок; бросок ноги на 45°; круговое движение вытянутой ногой, ка­саясь носком пола — '/г круга; медленное поднимание ноги на 90°; бросок ноги на 90°), туловища и рук.

Специальные упражнения для ног

В художественной гимнастике при выполнении упражнений для ног решается ряд задач, основной из которых является развитие и совершенствование так называемой «выворотности». Под этим тер­мином понимается положение ног, при котором ступни, разведенные носками в стороны, направлены по линий плеч.

Выворотность способствует более свободному движению ног, увеличивает амплитуду, площадь опоры и повышает устойчивость, но при этом необходимо помнить, что ступни ног должны плотно примыкать к поверхности пола. Тяжесть тела равномерно распреде­ляется на всей ступне. Мышцы живота, спины и ягодичные предель­но напряжены. Плечи отведены немного назад.

Правила выворотности обязательны как для опорной, так и для работающей ноги, занимающей различные пространственные поло­жения.

При отведении ноги о. ц. т. находится на опорной ноге. Голова во время выполнения движения ногой вперед или назад поворачи­вается к одноименному плечу. При выполнении движения в сторону голову необходимо держать прямо.

Полностью сохранить выворотность опорной ноги, в то время как другая отведена на 90°, практически возможно при выполнении уп­ражнений с опорой о гимнастическую стенку. На середине зала та­кие упражнения выполняются на ноге не вполне выворотной.


       
 
   
 


В учебно-тренировочном процессе по художественной гимнасти­ке применяются пять позиций, из которых выполняются различные движения ногами. Когда упражнения для ног хорошо изучены у опо­ры, их совершенствуют на середине зала.

Позиции ног (рис. 129). В I позиции обе ступни соединены пят­ками и образуют прямую линию; во II позиции ступни находятся на

одной линии, но между пят­ками сохраняется расстоя­ние, равное длине ступни; в III позиции ступни соприка­саются, закрывая друг дру­га наполовину своей длины; в IV позиции ступни распо­лагаются параллельно одна по отношению к другой на расстоянии, равном длине ступни; в V позиции ступни соединены и полностью за­крывают друг друга; при

этом пятка одной ноги соприкасается с носком другой.

Сначала рекомендуется изучать I и II позиции, стоя лицом к опоре, руки свободно лежат на опоре на ширине плеч, локти слегка опущены; затем — III и V позиции и, наконец, IV — наиболее труд­ную позицию.

Полуприседания (рис. 130). Изучать полуприседания следует, стоя лицом к опоре. Выполняют упражнение раздельно по четыре раза в каждой позиции. Музыкальный размер — 2U; на один такт выполняется полуприседание, на один такт выпрямление ног. Темп медленный.

Разучив полуприседания в каждой позиции в отдельности, зани­мающиеся выполняют это упражнение слитно, лицом к опоре, по два раза в каждой позиции, сменяя их в определенном порядке. Ос­воив полуприседание с переменой позиций ног стоя лицом к опоре, занимающиеся выполняют его, стоя боком к опоре, держась за опо­ру одной рукой, другая рука во II позиции.


Полуприседание — подводящие упражнения к приседанию, оно может выполняться в сочетании с выставлением ноги на носок, с подниманием ноги на различную высоту, с движением свободной рукой и др.


Приседания (рис. 131). Музыкальный размер —4Л, 3А, 6/s; на один такт выполняется приседание, на один такт — выпрямление ног. Темп медленный.

Во всех позициях, кроме II, необходимо приседать до предела, незначительно отделяя пятки от пола. Нельзя при этом садиться на пятки и отводить их назад. При выполнении приседания во II по-

зиции пятки не отделяются от пола, а бедра горизонтальны. Выпрямление ног начинается плавно, равномерно, сразу же после полного приседания, без остановки. Пятки ставятся на пол одновременно. Разучивать и совершенствовать приседа­ния рекомендуется по той же схеме, что и полуприседание. Выставление ноги на носок



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.174 с.)