Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава XXII упражнения мужских видов многоборьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ Характеристика упражнений Упражнения на перекладине, входящие в мужское гимнастическое многоборье, разнообразны по структуре и трудности исполнения. Они носят преимущественно динамический характер, связаны с использованием перемещения тела гимнаста и его звеньев по инерции и называются «маховыми упражнениями» (см. стр. 277). При выполнении маховых упражнений на перекладине необходимо следить за технически правильной рабочей осанкой во всех решающих фазах упражнения. Правильный вис на перекладине — это поза с предельно выпрямленным телом и его «оттяжкой» от опоры. То же самое относится к стойке на руках (где необходимые требования соблюдать труднее), к положениям типа висов согнувшись и др. Многие упражнения на перекладине связаны со сложными перемещениями тела гимнаста в пространстве, требующими от спортсмена точной ориентировки в пространстве и времени, тонкой координации действий, а также смелости, решительности. В связи с этим обучение упражнениям на перекладине представляет собой сложный педагогический процесс. Освоение упражнений на данном снаряде требует применения наиболее рациональных методов обучения и хорошего знания техники разучиваемых упражнений. Основные упражнения Размахивания в висе и простые соскоки 1. Размахивание изгибами и мах дугой. Упражнение используется для набора маха в висе на перекладине. Из виса хватом сверху гимнаст поднимает ноги до положения угла или несколько выше. Затем, расслабляя мышцы живота и провисая, энергично разгибается и делает маховое движение назад. Таз и плечи несколько смещаются вперед, а тело в целом остается на месте. Вслед за этим спортсмен быстро сгибается в тазобедренных и особенно в плечевых' суставах. Сильно нажимая книзу руками на перекладину, он стремится подняться в согнутом положении вверх. При этом его тело отходит назад, а ноги постепенно сближаются с перекладиной; голова приподнята. Эту часть упражнения можно сделать с прямыми руками или с быстрым подтягиванием в висе. С началом маха вперед гимнаст еще больше сгибается и подносит голени к перекладине, а после прохождения нижней вертикали энергично разгибается одновременно в тазобедренных, плечевцх, а если были согнуты руки, то и в локтевых суставах. Ноги перемещаются высоко вверх и вперед, а руки отталкиваются от снаряда, за-
ставляя тело удаляться от опоры. В конце разгибания, в высшей точке движения, гимнаст полностью выпрямляется, после чего делает мах назад в висе. Последовательность разучивания: а) освоить правильную рабочую осанку в висе на перекладине: б) параллельно с освоением осанки развивать силу мышц-сгиба в) освоить размахивание изгибами в висе на перекладине; де г) разучить упражнение в целом. Мах дугой делать вначале с 2. Размахивание в висе. Набрав мах в висе, гимнаст активно поддерживает нужную амплитуду движений. Важнее всего в упражнении исполнить мах вперед. Перемещаясь вниз, спортсмен движется выпрямленным, расположив голову между руками, расслабив плечи. Достигнув отвесного положения, о"н начинает сгибаться в тазобедренных, а затем в плечевых суставах, посылая стопы вверх-вперед. На первых махах это движение несколько затруднено, а с увеличением амплитуды размахиваний становится более быстрым, бросковым. По мере приближения маха вперед к высшей точке сгибание тела сменяется плавным разгибанием, но гимнаст по-прежнему тянется вверх-вперед и в крайней точке движения полностью выпрямляется. Мах назад в висе протекает относительно пассивно: гимнаст движется выпрямленным и лишь во второй половине маха обычно несколько приподнимается плечами вверх, перехватывает кисти вперед, а затем вновь полностью выпрямляется, готовясь к повторному маху вперед. Последовательность разучивания:
а) освоить движения, необходимые для первоначального набора б) выполнить размахивание в висе на перекладине, добиваясь в) закрепить технику размахивания без крепления кистей к назад, тренеру следует стоять сзади гимнаста и быть готовым предохранить его от падения. 3. Соскок махом назад (рис. 151) делается после размахиваний или в конце простой комбинации. Проходя во время маха назад нижнюю вертикаль, гимнаст ускоренным движением посылает ноги назад-вверх и несколько проги- бается. При этом стопы обгоняют остальные звенья тела, а голова по-прежнему удерживается между руками. В конце маха назад, когда бросковое движением ногами притормаживается, спортсмен активно нажимает руками на опору, приподнимает плечи и голову вверх и, дождавшись, когда давление на перекладину уменьшится, снимает руки с опоры. Перейдя в безопорное положение, он отходит от снаряда плечами вверх-назад и, сохраняя тело прогнутым и напряженным, приземляется на мат. Последовательность разучивания: а) освоить размахивание в висе на перекладине. Гимнаст должен б) выполнять соскок после размахивания средней силы. На ма в) разучить соскок с максимально активным, форсированным кается небольшое сгибание тела в тазобедренных суставах и его последующее прогибание. 4. Соскок махом вперед (см. рис. 145). Техника движения описана в главе «Общие основы техники упражнений на снарядах» (стр. 273). Последовательность разучивания: а) стать спиной к гимнастической стенке (в полуметре от нее), ■ тивных действий руками при отталкивании; б) выполнить предыдущее упражнение, имитируя сгибание и в) из виса на гимнастической стенке, сгибаясь и разгибаясь в г) размахивание в висе на перекладине, имитируя на махе впе
д) выполнить соскок махом вперед в целом с помощью препода Подъемы разгибом Подъем разгибом из виса (рис. 152). В висе хватом сверху гимнаст берет умеренный мах вперед. Движение протекает плавно, с прямым телом. В данном случае подчеркнутое бросковое движение ногами отсутствует. В конце маха вперед гимнаст начинает подносить, а с началом маха назад вплотную подносит ноги к перекладине (при небольшом исходном махе — стопами, а при сильном — голенями). В дальнейшем, нажимая прямыми руками книзу и прижимая голени, а затем и бедра к перекладине, он быстро разгибается в та- зобедренных и одновременно сгибается * в плечевых суставах. Ноги спортсмена скользят вдоль грифа, а кисти переходят от голеней к тазу. Описанное разгибание начинается ускоренно,-но затем, когда плечи поднимутся несколько выше уровня перекладины, движение ногами плавно затормаживается, и гимнаст, поднимаясь по инерции, выходит в упор. Последовательность разучивания: а) махом вперед в висе на низкой перекладине с разбега- вис б) принять вис согнувшись на низкой перекладине; не отрывая в) подъем разгибом с разбега на низкой перекладине. По необ Махи и соскоки дугой 1. Мах дугой из упора (рис. 153) можно выполнять из статического положения или делать махом из упора. В последнем случае, начиная мах вперед, гимнаст закрепляет плечевой пояс, а также все тело и, не давая тазу сразу опуститься к кистям, несколько отходит плечами назад.
Когда тело проходит примерно вертикальное положение, а плечи отходят назад, спортсмен ускоряет движение ногами, несколько сгибается в тазобедренных суставах и, надавливая руками к себе, прижимает таз к перекладине. При этом движение всем телом ускоряется, и гимнаст начинает быстро переворачиваться назад.
По мере сгибания тела в тазобедренных суставах ноги соскальзывают с грифа и таз отходит от опоры, благодаря чему спортсмен оказывается в висе согнувшись с приподнятым вверх тазом (колени— у грифа). Проходя это положение, он нажимает руками на перекладину назад, от себя, разгибается всем телом и посылает ноги высоко вверх-назад до полного выпрямления. Далее следует мах назад в висе. Последовательность разучивания: а) освоить правильную осанку и ознакомиться с общим харак б) на низкой перекладине освоить мах дугой в нормальном тем 2. Соскок дугой из упора начинается так же, как мах дугой из упора, но при соскоке дугой тело разгибается гораздо активнее. Гимнаст не только отходит вперед-вверх от перекладины, но и сильно прогибается, при этом носки ног опускаются, а грудь приподни-» мается. Разгибание сопровождается энергичным отталкиванием от опоры, голова откидывается назад. Когда прогибание тела притормаживается, а отталкивание от снаряда полностью завершается, гимнаст отпускает перекладину. В полете он прогибается и наклоняет голову назад (опустить ее на грудь можно только перед приземлением на мат). Последовательность разучивания: а) разучить мах дугой в вис. Гимнаст должен владеть высоким б) проделать упражнения «а» и «б», рекомендованные для овла в) выполнить соскок дугой, начиная движение прыжком из виса г) освоить соскоки дугой из упора на низкой перекладине из
д) освоить соскок на высокой перекладине. Разгибание и отталкивание руками здесь могут'быть менее активными. 1. Подъем двумя в упор. Сразу вслед за перемахом двумя гимнаст плотно сгибается в тазобедренных суставах, а пройдя нижнюю вертикаль, энергично разгибается, посылая стопы по высокой дуге вверх-вперед и затем вниз. При этом он держит ноги на некотором расстоянии от грифа, а прямыми руками сильно тянет на себя перекладину. Когда плечи приподнимутся над уровнем опоры, разгибание в тазобедренных суставах плавно затормаживается, и спортсмен, оставаясь слегка согнутым и жестко упираясь прямыми руками в перекладину, выходит в упор сзади. Последовательность разучивания: а) освоить упражнения, близкие по характеру к подъему двумя: б) освоить спад назад из упора сзади. в) разучить на низкой перекладине подъем двумя после спада г) разучить (или повторить) перемах согнувшись из виса; при д) освоить на низкой перекладине подъем вперед с прыжка в е) выполнять упражнение на высокой перекладине. Препода Подъемы и обороты назад 1. Подъем назад (рис. 154). Махом вперед из виса хватом сверху гимнаст выполняет перемах согнувшись и, посылая ноги назад-вверх (оставляя голову на груди), делает как бы неполный мах дугой назад. При этом он временно удаляется от перекладины, частично разгибаясь в тазобедренных и плечевых суставах. Приподнявшись назад-вверх, спортсмен вновь сгибается в тазобедренных суставах и на махе вперед возвращается в вис согнувшись. Пройдя нижнюю вертикаль и начиная собственно подъем назад, он активно разгибается в тазобедренных суставах, при этом тянет прямыми руками перекладину к себе и заставляет таз вплотную приблизиться к грифу; спина все время должна оставаться округленной, а голова опущенной на грудь. Если разгибание тела не было преждевременным и ноги не остались сзади, под перекладиной, то гимнаст выйдет в упор сзади. Последовательность разучивания: а) освоить перемах согнувшись махом вперед из виса. Добиться б) разучить «полумах» дугой назад. Вначале делать его из раз в) имитировать разгибание тела, стоя на полу: наклоняясь впе г) выполнить основную часть упражнения в замедленном темпе; д) приступить к разучиванию подъема назад в целом. На пер 2. Оборот назад представляет собой слитное исполнение спада назад из упора сзади и одноименного подъема. В исходном положении гимнаст подает плечи назад и, теряя равновесие, начинает спад. В ходе ускоренного движения он постепенно сгибается в тазобедренных суставах; при этом голова обязательно держится на груди, спина округлена, а ноги как бы соскальзывают с грифа назад. Во время спада гриф снаряда, перемещаясь относительно ног, должен продвинуться от таза почти до уровня коленных суставов (но не дальше), так, чтобы у нижней вертикали тело спортсмена было полностью уравновешено. Продолжая движение вперед, гимнаст исполняет подъем назад. Последовательность разучивания: а) разучить подъем назад в упор сзади; б) освоить спад назад из упора сзади с помощью преподавате в) слитно исполнить обе части оборота. Если в ходе спада гим Обороты из упоров 1. Оборот назад в упоре. Начало упражнения аналогично соот Последовательность разучивания: а) освоить правильную осанку в упоре на перекладине; тело б) выполнить оборот назад из упора (без предварительного ма в) исполнить оборот в соединении с предварительным махом 2. Оборот назад в вис, в стойку на руках (рис. 155) начинается опускает на грудь, выпрямляет тело и приподнимает до горизонтального положения или выше. Исполняя собственно оборот, спортсмен постепенно закрепляется в плечевых суставах и, теряя равновесие, начинает ускоренно двигаться всем телом вниз и затем вперед. При этом он сразу отводит плечи назад, а таз, приблизив к перекладине до 25—35 см, в дальнейшем удерживает на этом расстоянии и не касается грифа. Первая половина оборота представляет собой быстрый спад в висе согнувшись (колени у грифа). Пройдя положение вниз головой, гимнаст немедленно разгибается; удерживая голову на груди и энергично нажимая от себя прямыми руками на гриф, он посылает ноги назад-вверх, за перекладину. Разгибание протекает одновременно в тазобедренных и плечевых суставах и заканчивается приходом в вис или в положение, близкое к стойке на руках. Последовательность разучивания: а) проверить, подготовлен ли гимнаст к разучиванию оборота. б) освоить доступные упражнения, сходные с оборотом (напри в) разучить оборот назад не касаясь в упоре. Упражнение сходно г) освоить оборот в вис на низкой перекладине. Необходимо указывать гимнасту, что излишнее приближение к грифу затрудняет разгибание тела и выход в высокое конечное положение. Чрезмерное удаление от перекладины, напротив, приводит к преждевременному выпрямлению тела и срыву в вис. При разучивании оборота рекомендуется подавать условные сигналы в момент приложения основных усилий при разгибании тела. Махи назад из упоров 1. Мах назад из упора в вис. В упоре хватом сверху гимнаст пружинящим движением сгибается в тазобедренных суставах и, оставляя плечи несколько впереди, слегка заводит ноги под перекладину. Если упражнение делается из статического положения, то в это время руки незначительно сгибаются в локтях, чтобы тело могло опереться о перекладину тазобедренным сгибом. Вслед за сгибанием исполняется возможно более энергичное разгибание. Гимнаст отталкивается от грифа и делает мах ногами назад-вверх. Ноги как бы увлекают за собой остальные звенья тела; подхватывая это движение, спортсмен наклоняет голову на грудь, энергично нажимает от себя прямыми руками на перекладину и выпрямляется в высшей точке подъема тела. Далее следует мах вперед в висе. Последовательность разучивания: а) проверить, подготовлен ли гимнаст физически к освоению уп б) освоить соскок махом назад из упора на низкой перекладине. в), разучить мах назад в вис на средней перекладине. Гимнаст должен сразу стремиться выйти в максимально высокое положение, вплоть до стойки на руках. Упражнение исполняется с помощью, затем самостоятельно; в первом случае преподаватель стоит сбоку, на высокой подставке, контролирует движение и помогает гимнасту удерживать плечи над опорой, не допуская их преждевременного отведения назад; г) разучить мах назад в вис в соединении с подъемом разгибом. Освоить отмах с прямыми руками. 2. Соскок ноги врозь (рис. 156), как и предыдущие упражнения данного раздела, основан на махе назад из упора. Выполнив отмах и поднявшись несколько выше горизонтали, гимнаст быстро, акцен-тированно сгибается в тазобедренных суставах и несильно разводит ноги; при этом он слегка приподнимает голову, плечи наклоняет вперед несколько больше, чем при обычном махе, а руками активно нажимает книзу на опору. Как только спортсмен согнется примерно под прямым углом, он резко затормаживает это движение и начинает разгибаться. Одновременно с заключительным толчком гимнаст снимает руки с опоры и, поднимаясь плечами вверх, переходит через перекладину. Последовательность разучивания: а) овладеть махом назад из упора (см. упражнение l)j б) разучить переход в упор стоя ноги врозь махом назад из в) разучить или повторить прыжки ноги врозь через козла в ши г) выполнить пробные соскоки вперед махом назад из упора на д) выполнить соскок ноги врозь из упора на низкой перекладине. Подъемы большим махом 1. Подъем махом назад в упор (рис. 157) обычно исполняется в соединении с махом дугой из виса или упора. В обоих случаях мах назад, необходимый для подъема, должен быть как можно сильнее. В основной стадии упражнения, проходя в висе хватом сверху нижнее вертикальное положение, гимнаст энергичном движением посылает ноги назад-вверх и прогибается. При этом руки и туловище по-прежнему располагаются на одной прямой линии, голова втянута в плечи и несколько опущена на грудь. В высшей точке движения спортсмен слегка приподнимает голову и, нажимая прямыми руками на перекладину, посылает плечи вперед, стремясь перейти в упор. Ноги должны оставаться --win ди*1л\пи uci аьаться как можно выше: это позволяет в дальнейшем сделать полноценный мах вперед в упоре. Последовательность разучивания: а) освоить подъем махом назад после размахиваний увеличи б) разучить (или повторить) мах дугой в висе. В высшей точ в) выполнить подъем махом назад в соединении с махом дугой из виса или упора. Упражнение делается с применением петель и без них. В последнем случае нужно внимательно страховать гимнаста и контролировать движения его кистей, так как на данном этапе обучения возможны срывы со снаряда. 2. Подъем переворотом в упор (рис. 158). Простые варианты упражнения обычно выполняются после маха назад из упора в вис, реже — с размахивания. Если полученный мах вперед в висе был достаточно большим, то основная часть подъема переворотом протекает пассивно: в висе гимнаст перемещается выпрямленным, а в конце движения вверх, в момент его остановки, он быстро откидывает голову назад (стараясь увидеть перекладину), четко прогибается и, жестко упираясь прямыми руками в гриф, перевернувшись назад через голову, опускается в упор. Для исполнения подъема требуются активные действия. Проходя отвесное положение, гимнаст делает хлестообразное движение ногами вперед-вверх и затем назад, через перекладину, при этом сгибаясь в тазобедренных и плечевых суставах. Описанное сгибание должно закончиться приблизительно в момент подъема тела до горизонтального положения. Тотчас же следует разгибание в тазобедренных суставах с одновременным, движением головой назад и приведением туловища к рукам. Последовательность разучивания: а) выполнить на низкой перекладине несколько раз подъем пе б) сделать подъем переворотом в упор из размахивания в висе *бое внимание обращать на движение ногами вверх-назад через себя и добиваться выполнения подъема с прямыми руками; в) освоить подъем переворотом после маха назад из упора в вис. Основная задача гимнаста — возможно точнее определить момент разгибания тела и опускания в упор. При большом махе преждевременное сближение со снарядом приводит к закручиванию в упоре, а позднее —к неполному переворачиванию тела и падению тазом на перекладину. Большие обороты •1. Большой оборот назад (рис. 159) делается после отмаха назад из упора в стойку на руках, после оборота назад из упора в вис (или стоику), а также в соединении со многими движениями типа больших оборотов. Из стойки на руках хватом сверху гимнаст движется назад-вниз, максимально выпрямившись и оттянувшись в плечах; кисти располагаются на ширине плеч (или несколько уже), голова держится между руками, взгляд устремлен на перекладину. Подходя» к горизонтальному положению, спортсмен слегка сгибается в тазобедренных суставах, а позднее, расслабляя мышцы живота, ус-, коренно прогибается. Последнее прогибание должно быть наибольшим в момент, когда гимнаст не дойдет до нижней вертикали на 40—45°. В это время мышцы передней поверхности тела натянуты, а ноги, отставая в движении, как бы делают замах для броска вперед. Заканчивая первую половину упражнения, гимнаст прогибается и мощным бросковым движением посылает ноги вперед, а затем вверх, через себя. В результате этого в третьей четверти упражнения (уже поднимаясь) он сгибается вначале в тазобедренных, а затем и в плечевых суставах, тело сближается с опорой, что в дальнейшем позволяет закончить оборот выходом в стойку на руках. Наибольшим сгибание бывает примерно в начале последней четверти оборота. Затем спортсмен плавно, замедленно разгибается в тазобедренных суставах, а под конец оборота и в плечевых. Это позволяет ему выйти в стойку на руках в выпрямленном, оттянутом от опоры положении и подготовиться к исполнению повторного оборота или аналогичного упражнения. Последовательность разучивания: а) проверить готовность гимнаста к разучиванию оборота. Он должен уверенно владеть обычными размахиваниями в висе на перекладине, стойкой на руках на брусьях быстрым махом, а также высоким отмахом из упора в вис на средней перекладине; б) повторить размахивания в висе на высокой перекладине и, в) несколько раз выполнить на полу стойку на руках, сохраняя г) имитировать на матах первую часть оборота: из выпрямлен д) из упора на перекладине сделать отмах в стойку на руках и е) ознакомить гимнаста с заключительной частью оборота: из ж) повторить упражнение «д», добавив к нему подготовитель з) сделать мах назад из упора в вис и попытаться выполнить
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.012 с.) |