Средства общеразвивающих видов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства общеразвивающих видов



ГИМНАСТИКИ

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Характеристика упражнений

Строевые упражнения — совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью этих упражнений успешно формируются навыки коллективных действий, воспитыва­ется чувство ритма и темпа, дисциплина и организованность.

Особое значение строевых упражнений состоит в том, что они содействуют формированию осанки человека. Это хорошо иллюстри­руется выправкой кадровых военнослужащих. Организация заня­тий гимнастикой немыслима без использования строевых упражне­ний, позволяющих быстро и целесообразно размещать группу в за­ле или на площадке.

Благодаря многообразию форм перемещения, в которых может участвовать большое количество занимающихся, строевые упраж­нения являются одной из составных частей массовых гимнастиче­ских выступлений. Большая часть строевых действий и команд взя­та из Строевого устава Вооруженных Сил, меньшая создавалась в процессе работы по гимнастике.

В главе описаны самые необходимые и наиболее часто встреча­ющиеся на занятиях гимнастикой строевые упражнения.


 




Для удобства проведения строевых упражнений в гимнастиче­ском зале устанавливаются условные точки: центр, середина, углы (рис. 50). Они определяются по правой границе зала — одной из длинных сторон, где группа строится перед началом занятий (обыч­но против входной двери). Если по длинной стороне зала располо-

жены окна, то группа строится спиной к ним.

Классифицируются строевые упраж­нения на следующие четыре группы:

1. Строевые приемы.

2. Построения и перестроения.

3. Передвижения.

4. Размыкания и смыкания. Основные понятия для применения

строевых упражнений показаны на рис. 51.

Строй —установленное размещение занимающихся для совместных действий. Управление строем на занятиях осущест­вляют преподаватели и студенты (старо­сты групп, старшие учебных отделений и дежурные) посредством команд и распо­ряжений, которые обычно подаются го-

лосом или установленными сигналами.

Основные наименования строя и его расположения:

Сомкнутый строй—строй, в котором занимающиеся рас­полагаются в шеренгах один от другого на интервал, равный шири-

не ладони (между локтями), или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руке.

Разомкнутый строй—строй, в котором занимающиеся располагаются в шеренгах на интервал в один шаг или на интер­вал, указанный преподавателем.


Строевые приемы*

1. «СТАНОВИСЬ!» По этой команде занимающийся становится в строй, принимая строевую (основную) стойку.

2. «СМИРНО!» По этой команде принимается строевая стойка. В гимнастике соответствует «основной стойке».

3. «РАВНЯИСЫ», «Налево — РАВНЯЯСЬ!», «На середину — РАВНЯЯСЬ!»

4. «ОТСТАВИТЬ!» По этой команде применяется предшествую­щее ей положение.

5. «ВОЛЬНО!» По этой команде занимающийся, не сходя с мес­та, ослабляет одну ногу в колене и стоит свободно.

 

6. «Правой (левой)—ВОЛЬНО!» Занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и кладет руки за спину. Применяется в разомкнутом строю.

7. «РАЗОЙДИСЬ!»

8. «По порядку — РАССЧИТАЙСЫ», «На первый и второй — РАССЧИТАЙСЫ», «По три (четыре, пять и т. д.) — РАССЧИ­ТАЙСЫ» и др. расчет начинается с правого фланга. Называя свой номер, занимающийся быстро поворачивает голову к стоящему слева и затем возвращается в исходное положение.

9. Повороты на месте (команды «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!», «Пол-оборота нале-ВО!»). В отдельных случаях команды можно заменять распоряжениями, однако перечисленные упражне­ния (за исключением поворотов на месте) следует выполнять по команде.

Построения и перестроения

При построениях преподаватель должен находиться там, откуда он может видеть всех занимающихся.

Построения —действия занимающихся после команды пре­подавателя для принятия (первоначально) того или иного строя.

Развернутый строй группы перед началом занятий, как правило, одношереножный, реже двухшереножный.

Для построения подается команда: «В одну (две, три и т. д.) шеренгу — СТАНОВИСЬ!» Одновременно с подачей команды ста­роста или дежурный становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него.

Перед докладом о готовности к занятиям староста (дежурный) выравнивает группу, рассчитывает ее, затем подает команду: «СМИРНО!», «Равнение напра-ВО!» («Нале-ВО!», «НА СЕРЕДИ­НУ!»).

Не доходя (строевым шагом 2—3 шага) до преподавателя, ста­роста (дежурный) останавливается и отдает рапорт: «Товарищ

* Все строевые упражнения, кроме 8 и 9, взяты из Строевого устава Воору­женных Сил СССР.


преподаватель! На занятии присутствует____ группа ------- курса,

факультета----------- По списку _____ человек, присутствует____

человек. Староста (дежурный)__________»

Затем, кратчайшим путем пройдя на линию, где находился пре­
подаватель, староста становится лицом к строю. После приветствия
преподавателя и ответа группы староста (дежурный) дублирует
команду преподавателя «ВОЛЬНО!» и встает на правый фланг
строя. 1

Разновидности построений

Построение в колнну выполняется* по команде: «В ко­лонну по одному (два, три и т. д.) —СТАНОВИСЬ!» Группа вы­страивается за преподавателем.

Построение в шеренги, колонны, кругиит. д. по распоряжению. Например: «Станьте в круг», «Станьте в две ше­ренги».

Перестроения — переходы из одного строя в другой.

Перестроение из одной шеренги в две. После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В две шеренги — СТРОЙСЯ!» По этой команде вторые номера де­лают левой ногой шаг назад (счет «раз»), правой ногой, не при­ставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счет «три»).

Перестроение из одной шеренги в три. После пред­варительного расчета подается команда: «В три шеренги — СТРОЙСЯ!» По этой команде вторые номера стоят на месте, пер­вые номера делают шаг правой назад, не приставляя ногу, шаг ле­вой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вто­рым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подается команда: «В одну шеренгу — СТРОЙСЯ!» Перестроение проводится в порядке, об­ратном построению.

Перестроение из шеренги уступом. После предва­рительного расчета группы по заданию (6—3 — на месте, 6—4—2— на месте и т. д.) подается команда: «По расчету шагом—МАРШ!» Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель считает до того момен­та, когда первая шеренга приставит ногу. Так, при расчете 6—3 — на месте — до 7, 9—6—3— месте — до 10.

Для обратного перестроения подается команда: «На свои места шагом — МАРШ!» Все выходившие из строя поворачиваются кру­гом,, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом.

Преподаватель считает («раз», «два») до тех пор, пока послед­ние вошедшие в строй не сделают поворот кругом (рис. 52).

Перестроение из шеренги в колонну захожде­нием отделений плечом. После предварительного расчета по 3—4 и т. д. подается команда: «Отделениями в колонну по 3 (4 и т. д.) левые (правые) плечи вперед шагом — МАРШ!» По этой


команде рассчитанные на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: «Группа — СТОЙ!» Для обратного перестроения подают­ся команды: 1. «Кру-ГОМ!», «Отделениями в одну шеренгу, правые

(левые) плечи вперед, шагом — МАРШ!», «Груп­па — СТОЙ!» Последняя команда подается в тот момент, когда занимаю­щиеся дойдут до своего места в шеренге.

Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчета по три подается команда: «Первые номера — два (три, четыре и т. д.) шага

вправо, третьи номера —два' (три, четыре и т. д.) шага влево ша­гом—МАРШ!» Для обратного перестроения подается команда: «На свои места шагом —МАРШ!» Перестроение выполняется при­ставными шагами (рис. 52).

Перестроение из колонны по одному в колон­ну по два (три и т. д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход* подается команда: «В колонну по два (три, четыре и т. д.) налево — МАРШ!» (как правило, команда подается, когда группа находится на верхней или нижней границе зала или площадки). После поворота первой двойки (тройки, чет­верки и т. д.) следующие делают поворот по команде своего замы­кающего на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать ука­зание об интервале и дистанции, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально (рис. 53). Для обратного перестроения подаются команды: «Напра-ВО!», «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом — МАРШ!»

При обучении целесообразно показать перестроение на несколь­ких занимающихся, останавливая их соответствующими коман­дами.

* Под движением группы «в обход» следует понимать передвижение вдоль границ зала или площадки.


Перестроение колонны по одному в колонны по 2, 4, 8 дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команды: а) «Через центр — «МАРШ!» (как правило, подается на одной из середин зала); б) «В колонны по одному направо и налево в обход — МАРШ!» (подается на про­тивоположной середине). По этой команде первые номера идут на­право, вторые— налево в обход (рис. 54); в) «В колонну по 2 через центр — МАРШ!» Команда подается при встрече колонн в той сере­дине зала, откуда начиналось перестроение (рис. 55).

Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить ко­лонны по 4, по 8 и т. д. (рис. 56).

Обратное перестроение называется разведением и слия­нием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: а) «В колонну по одному направо и налево в обход шагом — МАРШ!» По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая — налево. При встрече колонн на противо­положной середине подается команда б) «В колонну по одному че­рез центр — МАРШ!»

Передвижения

К этой группе относятся упражнения, связанные с передвиже­ниями различного характера.

Виды, передвижений

Строевой шаг — шаг, при котором ногу, надо выносить на высоту 15—20 см от пола (подошву держать горизонтально и ста­вить ее твердо на всю ступню). При движении рук вперед сгибать их в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса (на расстоянии ширины ладони от тела) и назад (руки пря­мые отводятся до отказа в плечевом суставе), пальцы слегка сжаты в кулаки. Команда: «Строевым шагом — МАРШ!»

Встречается разновидность строевого шага, при котором дви­жения руками выполняются с большой амплитудой (вперед до высо­ты плеча, назад до отказа и слегка наружу), движения ногами ос­таются те же, что в строевом шаге. Эта разновидность широко при­меняется во время массовых гимнастических выступлений и тор­жественных прохождений спортсменов.

Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений. Команды: а) «Шагом — МАРШ!» Подается для всякого движения шагом с места (даже на один шаг); б) «Обычным шагом (бегом) —МАРШ!» Применяется при перехо­де с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении. Исполнительная команда подается под левую ногу.

Движение на месте выполняется по команде: а) «На мес­те шагом (бегом) —МАРШ!»; б) «Направляющий, на месте!» По­дается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в дви­жении дистанция, как правило, больше.


Переход с движения на месте к передвиже­нию. Команды: а) «ПРЯМО!» (подается под левую ногу). Выпол­няется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается дви­жение вперед; б) «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, в стороны) —МАРШ!»

Прекращение движения по команде: «Группа — СТОЙ!» (подается под левую ногу). Выполняется шаг правой, и приставляется левая нога.

Для изменения характера передвижения подаются команды: «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!» (после подачи такой команды

необходимо вести счет до того, как ее начнет выполнять вся группа).

Изменение ширины шага и скорости движе­ния. Команды: «Шире ШАГ!», «Короче ШАГ!», «Ре-ЖЕ!», «Пол­ный ШАГ!», «ПолШАГА!»

Движение бегом. Команда: «Бегом — МАРШ!» При пе­реходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой начинается движение бегом (то же при переходе с бега на шаг под музыку Но команде: «Шагом — МАРШ!»). Если музыкаль­ного сопровождения нет, команда «МАРШ!» подается под правую ногу (см. Строевой устав Вооруженных Сил СССР).

Перемена направления фронта захождения плечом. Команды: а) (начало) «Правое (левое) плечо вперед шагом — МАРШ!» (при движении слово «шагом» опускается). По этой команда группа, не нарушая шереножного строя, движется вокруг левофлангового, который, обозначая шаг на месте, повора­чивается вместе со всей шеренгой, соблюдая равнение; б) (конец) «ПРЯМО!», «НА МЕСТЕ!» или «Группа — СТОЙ!»

Движение в обход. Команда: «Налево (направо) в об­ход шагом — МАРШ!» Если команда подается во время передви­жения, то исполнительная команда «МАРШ!» должна быть подана у угла зала или площадки (рис. 57).

Движение по диагонали. Команда: «По диагонали — МАРШ!»

Движение противоходом. Это движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда: «Противоходом направо (налево) шагом — МАРШ!» (рис. 58). Интервал между встречными колоннами — один шаг.


Движение змейкой. Это несколько противоходов под­ряд. Величина змейки определяется по первому противоходу. Команды: «Противоходом налево (направо) шагом — МАРШ!», «Змейкой —МАРШ!» (рис. 59).

Движение по кругу. Команда: «По кругу — МАРШ!» Исполнительная команда подается на середине одной из границ зала или площадки, после чего указывается дистанция, определяю­щая размер круга.

Размыкания и смыкания

Размыкания — способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания — приемы уплотнения разомкнутого строя.

Размыкание (по строевому уставу Вооруженных Сил СССР). Команда: «Направо (налево) от середины на столько-то шагов разомк-НИСЬ!» Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением зани­мающегося, от которого производится размыкание, выполняют по­ворот направо (налево), направо и налево и, продвинувшись на­столько, чтобы расстояние между ним и стоящим рядом составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: «Налево (направо, к середине) сом-КНИСЬ!» Все дейст­вия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание и смы­кание можно выполнить бегом. При подаче команды добавляется слово «бегом».

Размыкание приставными шагами. Производится по фронту. Команда: «От середины (вправо, влево) на два (три и т. д.) шага приставными шагами разом-КНИСЬ!» После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока раз­мыкание не закончится. Начинают размыкание крайние (крайняя) колонны, затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом-КНИСЬ!» Смыкание всей колон­ны начинают одновременно.» Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.

Размыкание по распоряжению. Например: «Встань­те на два шага друг от друга!», «Разомкнитесь на вытянутые ру­ки!» и т. д.

Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

Методические указания

1. Команды, как правило, разделяются на предварительные и исполнительные («Шагом — МАРШ!», «Кру-ГОМ!» и т. д.). Есть команды только исполнительные («РАВНЯЙСЬ!», «СМИРНО!» и пр.). Однако перед их подачей преподаватель может добавить


слова «отделение», «группа», «внимание», «колонна» и т. п., чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде. На­пример: «Группа, СМИРНО!», «Колонна, СТОЙ!»

Предварительная команда подается отчетливо, громко и не­сколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять ее и приго­товиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы, отрывисто и энергично. Чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза между пред­варительной и исполнительной командами и громче подача пос­ледней.

Исполнительная команда, являющаяся сигналом к началу ра­боты, по произношению должна соответствовать характеру выпол­нения последующих действий. Так, если для начала движения бе­гом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно. Следует запомнить, что команда дол­жна подаваться с твердой и повелительной интонацией. Нужно правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крик­ливость.

Подавая команды, преподаватель должен находиться в основ­ной стойке.

2. По предварительной команде занимающийся принимает по­ложение стойки «смирно», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует (в особенности при проведении общеразвиваю-щих упражнений). Если же команда «СМИРНО!» подана, то нуж­но требовать безупречного ее выполнения.

3. В некоторых случаях целесообразно заменять команды рас­поряжениями. Если по команде занимающиеся должны одновре­менно выполнять действия из данного исходного положения опре­деленным способом, то по распоряжению допускается выполнение действий, не уложенных в счет, и несколько иными способами. На­пример: вместо того чтобы группе, сидящей на полу, подавать команду «Нале-ВО!», лучше отдать распоряжение: «Повернитесь налево».

4. Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» — движение в указан­ную сторону с одновременным поворотом; «влево» — движение в указанную сторону без поворота, то есть боком. Например: «На­право на два шага разом-КНИСЬ!» и «Вправо приставными ша­гами сом-КНИСЬ!»

5. При подаче команды на перестроение надо соблюдать после­довательность ее частей: а) название строя, б) направление дви­жения, в) способ исполнения. Например, при перестроении из ко­лонны по одному в колонну по четыре команда должна быть пода­на так: «В колонну по четыре налево (направо) шагом — МАРШ!» В движении, если способ передвижения не меняется, его не ука­зывают. В данном случае слово «шагом» опускается.


 



4—699 97


При размыкании последовательность частей команды будет та­кой: а) направление, б) величина интервала, в) способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЬ!»

6. При обучении строевым упражнениям, как и любым гим­
настическим упражнениям, пользуются методом показа, объясне­
ния и обучения по частям (по разделениям). Чаще всего при обу­
чении показ сочетается с объяснением, и затем упражнение выпол­
няется всей группой одновременно.

Более сложные строевые упражнения надо разучивать по раз­делениям. В данном случае для выполнения каждого действия по­дается отдельная команда. Так, при перестроении из одной шерен­ги в две вторые номера выполняют следующие команды: 1. «Шаг левой назад, делай — РАЗ!» 2. «Шаг правой в сторону, делай — ДВА!» 3. «Приставить левую, делай — ТРИ!»

При обучении по разделениям ученик осознает и запоминает свои действия, а преподаватель до подачи очередной команды мо­жет исправить ошибки. Можно рекомендовать разучивать по раз­делениям такие упражнения, как повороты на месте и в движении, перестроение из одной колонны или шеренги в две, строевой шаг и другие разновидности передвижения, размыкание приставными шагами.

Для более успешного овладения строевыми упражнениями це-, лесообразно с первых же уроков проводить учебную практику в составе учебных отделений. Некоторые строевые приемы можно проводить в парах, где один подает команду, а второй ее выпол­няет.

7. Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых
необходимых для проведения занятий команд одновременно из
всех групп упражнений. Сначала осваивают построения, строевые
приемы, передвижения, а затем размыкания и смыкания. При этом
на каждом уроке следует решать частные, конкретные задачи.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ Характеристика упражнений

Общеразвивающими упражнениями называются движения от­дельными частями тела и их сочетания, выполняемые с различной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышеч­ным напряжением. Они выполняются без предметов и с предмета­ми (гантелями, набивными мячами, гирями, штангой, резиновыми амортизаторами, палками, булавами), на различных гимнастиче­ских снарядах, а также со взаимной помощью друг другу (вдво­ем). Цель их-—общее физическое развитие и подготовка занимаю­щихся к овладению более сложными двигательными действиями.

Общеразвивающие упражнения применяются в занятиях всеми видами гимнастики, и особенно основной. Это объясняется тем, что регулярное выполнение их способствует развитию и укреплению


двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нерв­ной систем, а следовательно, всего организма человека. В резуль­тате улучшается физическое развитие, здоровье, работоспособность и жизнедеятельность организма занимающихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.044 с.)