Теоретические основы гимнастики на производстве и ее задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы гимнастики на производстве и ее задачи



Внедрение гимнастики в режим труда — одно из ярких прояв­лений заботы Коммунистической партии о сохранении и укрепле­нии здоровья советского человека.

Включение физической культуры в число мероприятий по оздо­ровлению трудящихся и повышению производительности труда

8—699 225


оказало большое влияние на развитие нового направления гимна­стики (производственной) и внедрение ее в режим, трудовой дея­тельности.

Широкое внедрение в промышленное производство комплексной механизации и автоматизация производственных процессов предъ­являют новые требования к человеку, влияют на характер его тру­да. Многие рабочие операции требуют большой точности и коорди­нированное™ движений, значительной концентрации внимания. Успешное выполнение любой деятельности требует от людей боль­шой работоспособности.

Огромное значение для улучшения здоровья и работоспособно­сти трудящихся имеет оздоровительно-физкультурная работа, в ча­стности гимнастика, проводимая в режиме труда. Основное значе­ние этого вида гимнастики заключается в том, что она, являясь составной частью рационального режима труда, существенно влия­ет на поддержание высокой работоспособности людей. Высокий уровень работоспособности характеризуется согласованной дея­тельностью всех систем организма человека. При утомлении такая согласованность нарушается, что проявляется в сдвиге производст­венных и физиологических показателей.

Гимнастические упражнения, применяемые в процессе труда людей самых различных профессий, оказывают разностороннее воздействие на организм человека, способствуют улучшению точ­ности движений, освобождают от излишних напряжений.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что с вне­дрением гимнастики в режим труда производительность труда воз­растает в среднем (по различным профессиям, в самых разных ви­дах промышленного производства) на 1,5—2,5%.

Занятия гимнастикой на производстве отнимают лишь несколь­ко минут рабочего времени, но' они приносят неоценимую пользу трудящимся: улучшается их здоровье, повышается работоспособ­ность, а следовательно, и производительность труда, снижается заболеваемость и травматизм.

В отличие от других форм занятий физическими упражнения­ми и спортом, гимнастика на производстве проводится непосредст­венно в цехе, отделе, лаборатории перед началом смены или в спе­циальные перерывы в течение рабочего дня. Особенности произ­водственной гимнастики предопределяют ее специфические виды (вводная гимнастика или физкультурная пауза), средства и мето­ды проведения занятий.

Задачи производственной гимнастики:

1. Содействие включению человека в производственную дея­тельность.

2. Обеспечение отдыха в процессе труда для повышения устой­чивой работоспособности организма.

3. Улучшение здоровья трудящихся и их физического раз­вития.

4. Содействие воспитанию коллективизма, организованности и повышению дисциплины.


5. Повышение интереса к оздоровительным мероприятиям у трудящихся и привлечение их к занятиям доступными видами спорта.

ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ

Организация производственной гимнастики требует учета осо­бенностей профессиональной деятельности. Однако составить ха­рактеристику для работников каждой профессии невозможно, по­скольку профессий очень много и они слишком разнообразны. По­этому применительно к задачам производственной гимнастики сходные по своим особенностям профессии объединяют в следую­щие группы:

1. Профессии с преобладанием нервного напряжения при не­значительной физической нагрузке и однообразных рабочих дви­жениях. Это сборщики мелких механизмов, монтажницы электро­ламп, перфораторщицы, сборщики часовых механизмов, работники на конвейерах и др. Обычно это монотонный труд, выполняемый сидя; движения ограниченные, но требующие точной координации и внимания, мышечные усилия незначительны, напряжены анали­заторы. '

2. Профессии, в которых равномерно сочетается физическая и умственная деятельность при средней физической нагрузке и не­котором разнообразии движений. Сюда относятся токари, фрезе­ровщики, строгальщики, сборщики моторов и др. Работа выполня­ется стоя. Она характеризуется частой сменой динамических и статических компонентов деятельности, а также постоянным напря­жением внимания, зрительного и двигательного анализаторов.

3. Профессии, требующие больших физических напряжений и характеризующиеся разнообразием рабочих операций (формовщи­ки, прокатчики, вальцовщики, строительные рабочие и др.). Работа выполняется стоя, с передвижением в рабочей зоне. Поза и дви­жения часто меняются, мышечные усилия преимущественно дина­мического характера.

4. Профессии, связанные с умственным трудом. Их выполняют
счетные работники, диспетчеры, врачи, инженеры и др. Работа
требует постоянного умственного напряжения и длительного вни­
мания. Иногда она сопровождается большими эмоциональными
переживаниями (педагоги). Рабочая поза однообразна, двигатель­
ная деятельность ограничена.

Практика работы по производственной гимнастике и научные исследования последних лет показали, что деления всех профессий только на 4 группы, указанные выше, недостаточно. Следователь­но, возникает необходимость расширить, усовершенствовать дан­ную классификацию рабочих профессий. По исследованиям Л. Н. Нифонтовой, профессии умственного труда разделены на две

подгруппы:

1) профессии, связанные с творческим мышлением (врачи, пе­дагоги, научные работники, конструкторы и др.);

8*

2) профессии, спецификой которых является необходимость точных и быстрых реакций на раздражители, напряжения внима­ния и анализаторов (операторы-вычислители, операторы на всевоз­можных пультах управления, счетные работники, корректоры и др.).

Кроме того, в практике выделяют еще профессии:

1) требующие интенсивного внимания, большого нервного на­пряжения, быстрой реакции на изменяющуюся обстановку и уме­ния принимать ответственные решения в условиях воздействия шума, вибрации и различных внешних раздражителей (летчики, водители автомашин, машинисты локомотивов и др.);

2) связанные с работой под землей, характеризующиеся значи­тельными мышечными усилиями и напряжением анализаторов (за­бойщики, проходчики в шахтах и др.);

3) связанные с воздействием температурных и других факторов внешней среды (верхолазы-монтажники, лесорубы, сельскохозяй­ственные рабочие и др.);

4) в которых применяются вибрирующие инструменты и меха­низмы (обрубщики, клепальщики, шлифовщики и др.).

ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ И СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ

Для рациональной организации гимнастики в режиме труда, важно хорошо знать особенности профессиональной деятельности занимающихся. В этом случае можно точнее определить задачи и содержание проводимых занятий, целесообразнее подобрать уп­ражнения для вводной гимнастики или для физкультурной паузы, методы проведения занятий с учетом конкретных условий цеха, отдела.

При составлении комплексов упражнений производственной гимнастики необходимо учитывать общие принципы, выте­кающие из задач гимнастики на производстве:

1. Содержание комплекса должно соответствовать задачам вводной гимнастики или физкультурной паузы (подготовка к пред­стоящей работе, «введение в нее», или активный отдых).

2. В комплекс подбираются упражнения, оказывающие разно­стороннее воздействие на организм занимающихся.

3. Упражнения должны соответствовать особенностям занимаю­щихся и условиям проведения занятий (цех, рабочий костюм, пол, возраст и др.).

4. Располагать упражнения в комплексе надо так, чтобы чере­довались работающие мышцы, а предыдущее упражнение подго­тавливало бы к более успешному выполнению последующего.

5. Специфическая нагрузка должна соответствовать подготов­ленности занимающихся.

6. Важно соблюдать определенную динамику физической на­грузки (начинать с упражнений умеренной интенсивности, увеличи­вая напряжение до 4-го упражнения включительно, а затем посте­пенно ее снижать). Нагрузка зависит от характера производствен-


ной деятельности, которую предстоит возобновить после занятий гимнастикой. К концу занятий она должна быть оптимальной, спо­собствующей успешному выполнению рабочих движений.

Основным средством производственной гимнастики являются общеразвивающие упражнения.

Комплекс упражнений вводной гимнастики.

При составлении комплекса упражнений для гимйастики перед работой очень важно знать, что в начале работы движения чело­века еще недостаточно точны. Период «вхождения в работу» обо­снован физиологами: в это время организм приспосабливается к предстоящей деятельности. Ученые доказали, что период врабаты-ваемости можно значительно сократить, если применять гимнасти­ку перед работой.

Цель вводной гимнастики — ускорить протекание физиологиче­ских процессов в организме и повысить функциональную готов­ность к работе.

Комплекс составляется по следующей схеме:

1) ходьба;

2) потягивание (с глубоким дыханием) с различными движе­ниями руками;

3) различные наклоны, повороты;

4) подскоки, бег на месте или быстрые приседания с перехо­дом на ходьбу;

5) упражнения для плечевого пояса, рук и кистей;

6) специальные упражнения, которые по напряжению мышц, амплитуде, характеру движений и темпу выполнения приближа­ются к рабочим движениям.

Методические указания: а) проводить занятия надо ежедневно; б) выполнять упражнения следует в темпе, несколько превышающем средний темп работы; в) для занимающихся, рабо­та которых не требует большой точности и координации движений, темп упражнений и интенсивность можно увеличивать.

Комплексы упражнений для физкультурной паузы.

Огромное значение для жизнедеятельности организма имеет от­дых нервной системы. Во время работы нервные клетки значитель­но возбуждаются, а при их торможении вновь заряжаются энер­гией (восстановление). На этом основана целесообразность физ­культурной паузы. При сохранении работоспособности на высоком уровне до конца рабочего дня (по данным И. Ловицкой, Л. Соро­киной и С. Фейгина) производительность труда увеличивается на 6,4—11,5% (в зависимости от особенностей производства). Таково значение физкультурных пауз. Поэтому при составлении комплек­са для физкультурной паузы очень важно учитывать особенности труда, рабочей позы и динамики движений работающих.

1. Схема комплекса упражнений для 1-й груп­пы профессий:

1) потягивание, заканчивающееся расслаблением мышц рук;

2) упражнение для мышц туловища, рук и ног (наклоны, пово­роты);


 




3) те же типы упражнений, но более интенсивные (комбиниро­ванные);

4) подскоки, бег, быстрые приседания, переходящие в ходьбу;

5) упражнение для туловища, рук, ног;

6) упражнение на расслабление мышц рук;

7) упражнение на координацию движений.

Благодаря физкультурной паузе у лиц данной группы рабочих профессий достигается:

а) улучшение деятельности дыхательной системы и кровообра­
щения; устранение застойных явлений, возникающих при однооб­
разной рабочей позе;

б) расслабление мышц плечевого пояса, предплечий и кистей,
активно выполнявших рабочие движения.

2. Схема комплекса упражнений для 2-й группы
профессий:

1) потягивание, заканчивающееся расслаблением мышц плече­вого пояса и рук;

2) упражнение для мышц туловища, рук, ног (сокращение, рас­тягивание, сменяющееся расслаблением);

3) упражнение махового характера для большинства групп мышц тела;

4) бег, прыжки, подскоки, переходящие в ходьбу, приседания;

5) маховые движения ногами, позволяющие расслабить мышцы голени и стопы;

6) расслабление других частей тела, движения руками, ногами и др.;

7) упражнение на координацию движений.

Задачами физкультурной паузы для 2-й группы профессий явля­ются:

а) улучшение деятельности дыхательной системы;

б) укрепление сердечно-сосудистой системы;

в) воздействие на мышечную систему в целях достижения рас­
слабленного состояния мышц всего тела, в особенности рук; вы­
прямление позвоночника и улучшение осанки (укрепление мышц
спины и живота, растягивание мышц грудной клетки и расслабле­
ние плечевого пояса); укрепление мышц, поддерживающих своды
стопы.

3. Комплекс упражнений для 3-й группы про­
фессий.

При составлении комплекса упражнений физкультурной паузы для рабочих тяжелого физического труда важно учитывать, что здесь есть профессии с динамическим характером работы (формов­щики, молотобойцы, грузчики, землекопы и др.), у которых мышцы часто остаются сокращенными даже в покое, уменьшается их спо­собность к растягиванию и расслаблению, что влияет на подвиж­ность суставов, а также профессии со статическим характером ра­боты (вырубщики, клепальщики, обрубщики, газорезчики, сбор­щики тяжелых моторов и др.).


Задачами физкультурной паузы для этой группы людей явля­ются:

а) развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

б) достижение расслабленного состояния мышц всего тела, в
особенности рук;

в) улучшение осанки и развитие подвижности суставов.
Схема комплекса*:

1) потягивание с глубоким дыханием, заканчивающееся рас­слаблением мышц рук и плечевого пояса;

2) наклоны, повороты, вращения (для улучшения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшения подвижно­сти суставов);

3) приседания, подскоки, бег;

4) упражнение для мышц рук и плечевого пояса (для улучшения подвижности в грудиноключичных суставах и увеличения подвиж­ности грудной клетки);

5) упражнение на координацию движений.

Регулирование нагрузки при проведении комплекса осуществля­ется в строгом соответствии с учетом характера производственной деятельности, а также состояния рабочих (пол, возраст, подготов­ленность и др.).

4. Комплекс упражнений для 4-й группы про­фессий.

При составлении комплекса следует учитывать, что основную нагрузку при работе несет высший отдел центральной нервной сис­темы — кора больших полушарий головного мозга. Обычно мало­подвижная работа сидя за столом, стоя у чертежной доски, у счет­но-решающей машины неблагоприятно влияет на здоровье и физи­ческое развитие (слабеет мускулатура, снижается интенсивность циркуляции крови, приводящая к недостаточному притоку пита­тельных веществ в кору головного мозга, снижается работоспособ­ность, а иногда появляется головная боль).

Задачами физкультурной паузы в этом случае являются:

а) улучшение кровообращения и обмена веществ;

6) улучшение деятельности дыхательной системы;

в) воздействие на мышечную систему с целью укрепления мышц всего тела, развития подвижности суставов, улучшения осанки. Схема комплекса:

1) потягивание;

2) упражнение для мышц туловища, рук и ног;

3) те же упражнения, но более динамичные по характеру и ин­тенсивные;

4) приседания, бег, прыжки (подскоки), переходящие в ходьбу;

5) упражнение для мышц туловища и рук;

б) упражнение на расслабление мышц рук;
7) упражнение на координацию движений.

* По исследованиям Н. В. Решетникова.


До 4-го упражнения нагрузка постепенно повышается, а затем снижается. Последнее упражнение содействует подготовке орга­низма к предстоящей работе.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Занятия в режиме рабочего дня (вводная гимнастика или физ­культурная пауза) проводятся на основе принципов и методов пре­подавания, существующих в системе физического воспитания. Одна­ко у занятий производственной гимнастикой на предприятиях, в учреждениях есть свои особенности, вытекающие из задач, контин­гента занимающихся (пол, возраст, различная подготовленность), условий проведения этих занятий, их кратковременности, система­тичности (ежедневно) и др.

Особенностью этих занятий является то, что они проводятся непосредственно после работы или до нее, в цехе (отделе, заводской лаборатории), в обычных рабочих костюмах, со всем составом рабо­чих или служащих (мужчин, женщин) самого различного возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Это требует индивидуализации в подходе к каждому.

Переключение от производственной деятельности к физическим упражнениям осуществляется по установленному на предприятии сигналу (радио), по которому все рабочие (служащие) даннопо цеха, отдела выходят на свободные места вблизи от своего станка (стола) и занимают исходное положение на расстояниях, позволяю­щих каждому свободно выполнять упражнения комплекса произ­водственной гимнастики, стоя лицом к. руководителю (методисту или общественному инструктору производственной гимнастики). Ру­ководитель должен находиться на некотором возвышении (подстав­ка, тумба), лицом к занимающимся.

Руководитель обязан:

1) правильно показывать упражнение (зеркальный показ);

2) контролировать качество выполнения упражнений каждым занимающимся;

3) подсказывать, на что следует обратить внимание при выпол­нении отдельных движений или упражнения в целом;

4) регулировать физическую нагрузку с учетом'подготовленно­сти занимающихся (кому увеличить амплитуду, а кому выполнять упражнение вполсилы, не с полной амплитудой).

Занятия производственной гимнастикой проводятся, как пра­вило, с музыкальным сопровождением. Это помогает руководителям вести занятия почти без пауз между упражнениями (особенно, ког­да они уже усвоены занимающимися), в хорошем темпе, эмоцио­нально. Эффект занятий заметно возрастает.

Во время занятий, проводимых с помощью трансляции по радио, роль руководителя не умаляется. Он в соответствии с записью и текстом диктора должен обеспечивать точный зеркальный показ, позволяющий рабочим и служащим нагляднее представить каждое упражнение. Руководитель по ходу выполнения упражнений может


дополнительно к записанному дикторскому тексту давать более точ­ные и конкретные рекомендации в форме кратких требований, на­пример: «выше ногу», «ниже наклон», «больше поворот», «не сги­бать руки (или ноги)», «вдохните поглубже», «потянитесь», «выдох»

и т. д.

Руководитель, проводивший занятие, в наиболее удобное для отдельных рабочих время обязан указать им на основные ошибки, замеченные при выполнении упражнений, чтобы к следующему за­нятию эти ошибки были исправлены.

Важной особенностью проведения занятий производственной гимнастикой является подготовка рабочих и служащих к переходу на новый комплекс упражнений. Хотя перед гимнастикой в режиме трудовой деятельности не ставятся задачи обучения применяе­мым упражнениям в такой степени, как это принято на обычных занятиях гимнастикой, однако очень существенным является пра­вильное выполнение упражнений нового комплекса, с первых дней занятий. Для этой цели прибегают к различным приемам, например: а) записанные (на пленку) комплексы зарисовывают и в виде пла­ката вывешивают за 3—4 дня до начала занятий по нему там, где больше всего собирается народу (у входа в столовую, у цеха, в крас­ном уголке и т. п.); б) проводят ознакомление с упражнениями в период послеобеденного отдыха в цехе; в) печатают комплекс в за­водской многотиражке за 4—5 дней до начала занятий по нему и т. п.

Музыкальное сопровождение должно быть хорошо подобрано. Вступление, по которому рабочие узнают о начале занятий, должно быть ярким, призывным, создающим бодрое настроение у занимаю-шихся. Для сопровождения упражнений подбирается четкая, выра­зительная музыка, соответствующая динамике выполняемых уп­ражнений.

В последние годы нередко практикуют поточное проведение уп­ражнений, так называемые «музыкальные комплексы». Суть их за­ключается, в том, что для непрерывно выполняемых упражнений одного комплекса подбирается законченное музыкальное произведе­ние длительностью 6—8 мин., под которое и проводится занятие.

Занятия гимнастикой в режиме труда немыслимы без тщатель-' ного врачебно-педагогического контроля, который осуществляет врач заводской медицинской части или поликлиники, а также мето­дист или общественный инструктор.

Улучшение показателей здоровья рабочих и служащих, умень­шение заболеваемости и производственного травматизма — самый важный итог занятий производственной гимнастикой. Постоянный учет эффективности занятий, проводимый методистами и общест­венными инструкторами, позволяет своевременно вносить коррек­тивы в содержание комплексов и отдельных упражнений, а также в методы проведения занятий. Конечный результат занятий про­изводственной гимнастикой во многом зависит от методики препо­давания, от мастерства и знаний методиста и правильных действий руководителей. Именно поэтому на предприятиях предусматривает*.



ся систематическая работа по подготовке общественных инструкто­ров и осуществляется постоянное руководство их работой (инструк­тажи, отчеты, передача опыта лучших), а также организуются соревнования на лучшую постановку работы по производственной гимнастике и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.94.166 (0.081 с.)