Глава XVIII методика тренировки юных гимнастов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XVIII методика тренировки юных гимнастов



Высоких спортивных результатов, как правило, достигают те гимнасты, которые систематически занимаются гимнастикой с дет­ских лет.

Подготовку юных гимнастов следует рассматривать как длитель-


ный педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств, овладение умением управлять своими движениями, обуче­ние технике многообразных упражнений и воспитание психологиче­ской устойчивости.

Успешное осуществление педагогического процесса возможно при наличии научно обоснованной системы. Такой подход к процес­су подготовки юных гимнастов предусматривает наличие комплекса взаимосвязанных элементов, строгое сочетание и взаимодействие которых обеспечивают успешную работу с детьми и подростками.

Система подготовки юных гимнастов должна предусматривать наличие определенных:

1) целей и задач;

2) педагогических (тренерских) кадров;

3) контингента занимающихся;

4) структуры учебных организаций;

5) организации и управления учебным процессом;

6) учебных планов и программы;

7) условий для проведения занятий.

Анализ этих элементов позволяет определить значение и место каждого из них, а также взаимное влияние их один на другой при функционировании системы.


 

1. Цели и задачи определяют направление в работе, дают воз­можность планировать и прогнозировать намеченное. Без намечен­ной цели, без конкретно поставленных задач обучение и воспитание невозможны. Весь период подготовки юных гимнастов целесообраз­но разделить на этапы и для каждого из них определить цели и за­дачи.

2. Педагогические (тренерские) кадры, уровень их подготов­ленности — один из важнейших элементов системы. Они реализуют цели и задачи обучения, воспитывают юных гимнастов. Количест-


венный состав педагогических кадров определяется положением ДЮСШ.

3. Контингент занимающихся, обучение и воспитание которых являются главной задачей системы подготовки, их возраст, пол, наполняемость и количество групп определены положением о ДЮСШ.

4. Структура учебных организаций приведена на рис. 140. К учебным организациям относятся школьные гимнастические сек­ции, ДЮСШ, школы высшего спортивного мастерства и др.

5. Организация и управление учебным процессом рассматрива­ются как важнейшие компоненты системы, определяющие методы обучения, воспитания и тренировки.

6. Учебные планы и программы —это основные документы, оп­ределяющие и регламентирующие содержание учебно-воспитатель­ного процесса. Только с их помощью можно осуществить намечен­ные цели и задачи подготовки.

7. Условия, в которых проходят занятия с учащимися, должны отвечать санитарно-гигиеническим, эстетическим и психолого-фи-зиологичЛким требованиям.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

Этап предварительной подготовки (девочки 7—8 лет и мальчики

Лет)

Цель: выявление и воспитание способностей детей к занятиям гимнастикой. Задачи:

1. Укрепление здоровья, гармоническое развитие всех органов и систем организма, развитие быстроты движений и гибкости, уме­ния сохранять позы в смешанных висах и упорах благодаря стати­ческим усилиям.

2. Обучение умениям управлять своими движениями.

3. Формирование правильной осанки и стиля выполнения гим­настических упражнений.

4. Обучение основам техники гимнастических упражнений.

5. Привитие интереса к занятиям гимнастикой.

Предварительная подготовка осуществляется в школьных гим­настических секциях, которые должны организовываться районными ДЮСШ, а также в подготовительных группах ДЮСШ. Организация секций содействует широкому распространению гимнастики в обще­образовательных школах.

За год-два занятий можно отобрать наиболее способных детей для ДЮСШ. В группы предварительной подготовки принимаются дети 7— 9-летнего возраста, желающие заниматься гимнастикой, прошедшие предварительный отбор и допущенные к занятиям врачом.

При отборе детей рекомендуется обращать внимание на следую­щее: внешний вид (осанка), телосложение (пропорции частей тела,


форма, ног, соотношение длины ног и туловища); активность и ин­терес к гимнастическим упражнениям, двигательные способности (координация, физическая подготовленность).

Занятия в группах предварительной подготовки проводятся 2— 3 раза в неделю по 2—2,5 часа каждое.

Программа занятий должна содержать физическую, специально-двигательную и техническую подготовку.

Физическая подготовка на этом этапе не делится на общую и специальную. Цель ее: укрепление здоровья, развитие скоростных качеств, гибкости и статической силы при сохранении поз правильной осанки. Это достигается путем регулярного выпол­нения общеразвивающих, прикладных упражнений и подвижных игр. Общеразвивающие и прикладные упражнения рекомендуется применять в виде специальных комплексов, серий и нормативов фи­зической подготовки* на каждом занятии (до 30% времени).

Специально-двигательная подготовка предусма­тривает обучение умению: сочетать движения различными частями тела, выполнять движения быстро, медленно, с большими и малыми усилиями, большой и малой амплитудой; определять пространствен­ные величины глазомером, шагами, мышечными ощущениями; ори­ентироваться в пространстве при вращениях (раздражении вести­булярного анализатора).

Все эти действия связаны с управлением движениями, а следо­вательно, с формированием двигательной функции**. На упражне­ния специально-двигательной подготовки нужно тратить 30% вре­мени на каждом занятии.

Техническая подготовк'а юных гимнастов на первом этапе заключается в обучении основам техники, в формировании правильной осанки и стиля выполнения упражнений.

Все эти компоненты технической подготовки формируются при обучении упражнениям в висах и упорах, акробатическим, хореог­рафическим и прыжковым. Занимаясь упражнениями в висах и упорах, юные гимнасты овладевают многообразными движениями на гимнастических снарядах. Точность положений и движений тела на снаряде обусловлена тонкой координационной работой двига­тельного аппарата при сравнительно небольших мышечных усилиях, а это важно для овладения основами техники гимнастических уп­ражнений ***.

Акробатические упражнения служат хорошим средством для воспитания ловкости, быстроты, способности ориентироваться в пространстве, а также для повышения устойчивости вестибулярного аппарата. С их помощью занимающиеся подготавливаются к освое­нию вольных упражнений, прыжков и упражнений на гимнастиче­ских снарядах.

* Общеразвивающие и прикладные упражнения описаны в специальных гла­вах а нормативы физической подготовки — в учебной программе по гимнастике для ДЮСШ.

** Особенности формирования двигательной функции описаны в главе XI. *** Обучение упражнениям в висах и упорах описано в главе VIII.


 




На первом этапе подготовки юные гимнасты должны овладеть перекатами, кувырками (всех видов), стойками на лопатках, голо­ве, руках (с помощью), переворотом в сторону, переворотом с опо­рой головой.

'* Прыжковые упражнения на данном этапе подготовки изучаются для укрепления мышц ног, развития прыгучести, обучения умениям оценивать движения в пространстве, во времени и по степени мы­шечных усилий, а также для овладения устойчивым и мягким при­землением.

Хореографические упражнения важны для формирования стиля (специфической манеры) выполнения движений. Манера исполне­ния хореографических упражнений отличается легкостью, точно­стью, пластичностью. Занятия этими упражнениями помогают раз­вивать чувство ритма, формировать правильную осанку и воспиты­вать эмоциональное исполнение движений. Занятия хореографиче­скими упражнениями на первом этапе подготовки необходимы как девочкам, так и мальчикам.

Организация занятий с юными гимнастами первого года обуче­ния имеет свои особенности. В каждое занятие обязательно вклю­чаются все виды подготовки: физическая, специально-двигательная и техническая. Время, затрачиваемое на каждый вид программных упражнений на каждом занятии, примерно одинаковое.

Занятия, как правило, проводятся групповым, поточным и игро­вым способами. Это позволяет одному тренеру заниматься с боль--шим отделением (до 20 человек).

По всем разделам программы не менее двух раз в учебном году надо проводить контрольные испытания в виде соревнований.' Со­ревновательный метод, как и выполнение упражнений на оценку, целесообразно использовать в процессе обычных занятий, чтобы воспитывать у юных гимнастов целеустремленность, дисциплиниро­ванность и настойчивость.

Начальный этап подготовки (девочки 8—10 лет, мальчики 912 лет)

Цель: выявление наиболее способных детей и комплектование учебных групп ДЮСШ. Задачи:

1. Физическая подготовка и учет динамики развития физиче­ских качеств.

2. Специально-двигательная подготовка, направленная на вос­питание умения управлять своими движениями и координировать их, а также на повышение функциональной деятельности вестибу­лярного аппарата.

3. Обучение основам техники гимнастических упражнений.

Физическая подготовка является составной частью фи­зического воспитания. Развивать основные физические качества у детей и подростков необходимо для их гармонического развития, улучшения здоровья, формирования правильной осанки.


В процессе всесторонней физической подготовки перестраива­ются все физиологические функции человека, особенно его двига­тельная функция, что необходимо для овладения спортивными дви­гательными навыками.

Опыт показывает, что юные гимнасты, умеющие, например, лег­ко сгибать и выпрямлять руки в упоре 6—8 раз, овладевают подъе­мами махом вперед и назад в полтора раза быстрее тех, которые сгибают и разгибают руки в упоре только 1—2 раза. Еще пример. На освоении переворота назад положительно сказывается умение делать мост из положения лежа, на овладении шпагатом — стоя, поднимать одну ногу вперед на 90°, а другую назад на 80°.

На этом этапе подготовки занятия строятся по годичному цик­лу, который подразделяется на три периода: подготовительный (8— 9 месяцев), соревновательный (1 месяц) и переходный (2 месяца). В подготовительном периоде 40—50% времени каждого занятия следует использовать на общую и специальную физическую подго­товку. В соревновательном периоде объем работы по физической подготовке снижается до 20—30%. В переходном периоде, когда юные гимнасты, как правило, находятся в спортивных лагерях, от­водится на общую и специальную физическую подготовку 50— 60% времени занятий (две трети времени на общую и одна треть на специальную), а остальное время — на овладение акробатическими и гимнастическими упражнениями.

Упражнения специально-двигательной подготовки на втором этапе работы с юными гимнастами предназначены для воспитания координационных способностей, функционального со­вершенствования вестибулярного аппарата, а также для умения оценивать движения в пространстве, во времени и по степени мы­шечных усилий.

Эти упражнения представляют собой специфические двигатель­ные действия, имедлцие структурное сходство с изучаемыми гим­настическими упражнениями. Для овладения координационными способностями необходимо хорошо освоить: последовательные и разнонаправленные движения руками и ногой, движения, выпол­няемые одновременно всеми частями тела в разном темпе, пере­ключения с одних движений на другие.

Для совершенствования вестибулярного аппарата рекомендуют­ся акробатические упражнения (кувырки вперед, назад, в сторону; по 3—4 подряд), прыжки с поворотами на 180, 360° и более в тем­пе (то же на батуте), упражнения на ренском колесе (вращающем­ся вперед, назад и в стороны; по 10—20 в каждую сторону), упраж­нения на кресле Барани (по 18—20 оборотов в одну, а затем в дру­гую сторону).

С целью управления движениями выполняются следующие уп­ражнения: движения руками, ногой и туловищем с разной амплиту­дой (точность оценки до 10°) и скоростью (до 0,5 сек.); размахива­ния в висе и упоре (с оценкой амплитуды маха на 45—55, 65—85, 90—100°); прыжки по разметкам (с оценкой темпа удобного и за­данного); упражнения с резиновым амортизатором и динамометром


 




(с оценкой степени мышечных усилий на 50, 25% от макси­мальных).

Техническая подготовка направлена на овладение ос­новами техники гимнастических упражнений. Обучение основам техники гимнастических упражнений. Обучение основам техники сводится к тому, чтобы с помощью сравнительно простых, доступ­ных упражнений научить юных гимнастов выполнять эти упражне­ния технически правильно, в хорошем стиле, легко и изящно.

Специализированный этап подготовки (девочки 1114 лет, мальчики 1316 лет)

Цель: овладение совершенной техникой основных гимнастиче­ских упражнений. Задачи:

1. Обучение технике гимнастических упражнений всех структур­ных групп (преимущественно профилирующих движений) *.

2. Воспитание физических качеств, необходимых для успешного освоения техники гимнастических упражнений.

3. Обучение умению оценивать движения во времени, в про­странстве и по степени мышечных усилий раздельно и в комплексе при выполнении сложных двигательных действий.

4. Функциональная подготовка сердечно-сосудистой, дыхатель" ной, нервной систем организма к сравнительно большим трениро­вочным нагрузкам.

5. Воспитание психологической устойчивости (целеустремлен­ность, выдержка, самообладание).

Для успешного решения задач третьего этапа подготовки юных гимнастов (гимнасток) требуется 3—4 года напряженной работы, связанной с применением значительных тренировочных нагрузок.

Исследованиями установлена зависимость между спортивными достижениями, биологической зрелостью организма подростков, физической и специально-двигательной их подготовленностью, а также уровнем функциональной подготовки всех систем организма. Поэтому успешная подготовка юных гимнастов на данном этапе зависит от того, насколько правильно решаются все задачи с уче­том взаимосвязи между отдельными видами подготовки.

Опыт показывает, что подростки 11—13 лет (девочки) и 13— 14 лет (мальчики) успешно овладевают довольно сложными по координации упражнениями. Программа обучения должна содер­жать основные профилирующие упражнения из разных структур­ных групп. Чем больше гимнаст освоит этих упражнений, тем спортивное мастерство его будет выше и многообразнее.

При обучении подростков двигательным действиям использу­ются различные методы и приемы, описанные в главе X. Особенно можно рекомендовать метод предписаний алгоритмического типа.

* См. главу XX.


Этот метод изложен в главе, посвященной методике проведения за­нятий с детьми школьного возраста.

В процессе формирования двигательных навыков наиболее тру­доемка фаза развития двигательного навыка, связанная с уточнени­ем деталей двигательного действия. Недостаточная физическая под­готовленность, неумение различать пространственные, временные и силовые характеристики движения часто приводят к тому, что в фазе стабилизации двигательного навыка допускаются ошибки в точности и легкости исполнения изучаемых упражнений. Обучение с помощью предписаний алгоритмического типа исключает подоб­ные случаи, так как физическая и специально-двигательная подго­товка сочетаются в процессе обучения.

Организм подростка обладает значительными функциональны­ми возможностями и высокой работоспособностью при выполнении кратковременной и скоростно-силовой нагрузки, в то же время он сравнительно плохо приспосабливается к длительной повторной ра­боте, требующей большой выносливости. Повышение функциональ­ной работоспособности всех органов и систем организма подростков возможно при соблюдении принципов постепенного повышения и переменной интенсивности тренировочных нагрузок. Целесообразно повышать тренировочные нагрузки волнообразно, строго чередуя большие нагрузки с малыми и средними. При таком чередовании нагрузок работоспособность юных гимнастов повышается, так как следующая за большой ненапряженная кратковременная работа способствует оптимальному протеканию восстановительных про­цессов в организме.

Разная или переменная интенсивность нагрузок в тренировке осуществляется путем чередования:

а) коротких упражнений с продолжительными (на каждой тре­
нировке);

б) отдельных элементов и соединений (по 2—3) с комбина­
циями;

в) больших и малых нагрузок в недельном цикле тренировки.
При регулярном изменении интенсивности физических нагрузок

(на каждом занятии) функциональные и двигательные возмож­ности юных гимнастов повышаются. Волнообразный характер из­менения нагрузок позволяет успешно снимать ощущение усталости, повышать эмоциональное состояние занимающихся, что способст­вует выполнению более интенсивной работы. При этом все системы организма лучше приспособливаются к условиям двигательной деятельности.

Психологическая подготовка юных гимнастов осуществляется в процессе обучения и подготовки к соревнованиям (путем проведе­ния бесед, просмотра кинофильмов о гимнастах и соревнованиях, посещения цирка, балета). Целеустремленность можно воспитать только у подростков, полюбивших гимнастику.

Для воспитания самостоятельности и инициативности юным гим­настам следует предлагать вести дневник, составлять комплексы для развития физических качеств, оценивать качество выполнения


упражнений товарищами и другие задания. Необходимо система­тически учить гимнастов управлять своими эмоциями, успокаивать себя путем самовнушения, выполнения отвлекающих упражнений. Воспитывая смелость и решительность, тренер должен поощрять стремление учеников овладеть рискованными элементами и испол­нять выученные упражнения без страховки.

Психологическую подготовку нужно проводить систематически, по специально составленному плану.

Тренировка юных гимнастов на этапе специализированной под­готовки может планироваться как по годичным, так и по полугодич­ным циклам. Полугодичные циклы применяются в тех случаях, ког­да юные гимнасты должны в первом полугодии выступать по име­ющемуся у них разряду и овладевать учебным материалом следую­щего разряда. Тренировка в данном случае строится так, чтобы юные гимнасты могли соревноваться в двух циклах учебного года,1 т. е. имели два соревновательных периода.

Подготовительный период в каждом из двух циклов длится по 4 месяца. В первом из них юные гимнасты готовятся к соревновани­ям по одной программе и одновременно изучают упражнения сле­дующего разряда.

Тренировка по годичному циклу проводится только по про­грамме одного разряда.

Соотношение средств различных видов подготовки по периодам? в подготовительном периоде 30—40% времени занимает физиче­ская подготовка, остальное время используется на техническую подготовку, в соревновательном периоде 20—30%—физическая подготовка, остальное время — техническая, в которую включается и морально-волевая подготовка; в переходном периоде 50—60% — физическая, 20—30%—специально-двигательная и остальное вре­мя— техническая подготовка. Количество тренировочных занятий увеличивается до 4—5 в неделю, а продолжительность каждого до 180 мин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.50.252 (0.116 с.)