Глава XXIIi упражнения женских видов многоборья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XXIIi упражнения женских видов многоборья



УПРАЖНЕНИЯ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ Характеристика упражнений

Упражнения на брусьях разной высоты очень разнообразны. Конструкция снаряда позволяет выполнять различные упоры, висы, перемещения и т. п. Большое разнообразие элементов обусловлива­ется также чередованием всевозможных вариантов опорных и без­опорных положений и их сочетаний.

Частая смена положений в упоре и висе, связанная с перелета­ми и изменениями направлений движения, требует от гимнасток тонкой координации, умения управлять своими движениями в про­странстве и во времени.

Характерная особенность упражнений на брусьях разной высо­ты заключается в том, что они выполняются на одних руках (за


редким исключением на согнутых ногах в младших разрядах). В связи с этим гимнасткам необходима значительная сила мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса.

На брусьях разной высоты часты переключения с одного вида хвата на другой. Так, при висах и оборотах жердь удерживают все­ми пятью пальцами сверху или снизу (в зависимости от направле­ния движения), при перемахах ногами, в стойке на руках жердь захватывают так же, как и перекладину.

Упражнения на брусьях разной высоты по форме движений и общности технической основы подразделяются на статические (седы и их перемены, равновесия, стойки на руках, упоры, висы) и динамические (подъемы, перевороты, обороты, перемахи но­гами, повороты, размахивания, перелеты, соскоки). По своей струк­туре они сходны с упражнениями на перекладине, хотя и имеют свою специфику.

Современные комбинации на данном снаряде состоят из дина­мичных маховых элементов и соединений, выполняемых с макси­мальной амплитудой.

Основные упражнения

Упражнения в висах

1. Размахивание изгибами. В висе на верхней жерди (в даль­нейшем в. ж.) провиснуть в грудиноключичных и плечевых суста­вах без напряжения, хват на ширине плеч. Поднять ноги вперед, плечи слегка отвести назад. Махом назад разогнуться в тазобед­ренных суставах и подать плечи вперед, не сгибая рук. Чтобы на­учиться выполнять размахивание изгибами, нужно обладать под­вижностью в плечевых суставах, тазобедренных и позвоночном столбе, владеть достаточной быстротой движений.

Последовательность разучивания:

а),в висе стоя на возвышении (матах, подкидном мостике) хва­том за в. ж. отвести прямые руки назад, подавая плечи вперед; одну-две попытки сделать медленно, последующие — быстро;

б) свободное размахивание на в. ж. с помощью тренера, кото­
рый нажимает одной рукой на бедра, другой на спину;

в) следить, чтобы при махе ногами вперед гимнастка слегка
отводила плечи назад, а при махе назад подавала их вперед;

г) размахивание; научить занимающихся оценивать амплитуду
маха вперед и назад с помощью ориентира, которого надо касаться
ногами спереди и сзади. Выучив размахивание изгибами, соединять
его с перемахами согнутыми и прямыми ногами в вис лежа на ниж­
ней жерди (в дальнейшем н. ж.) и снова в вис.

Перемахи ногами

1. Перемах, сгибая ноги в вис лежа на н. ж. из виса на в. ж.

Размахиванием изгибами (2—3 маха) согнуть ноги вперед в тазо­бедренных и коленных суставах и, слегка отводя плечи назад, сде-


лать перемах через жердь. С окончанием перемаха разогнуть ноги и принять вис лежа на н. ж.

2. Перемах ноги врозь в вис лежа на н. ж. Выполняется после размахивания изгибами в висе на в. ж. Махом вперед широко раз­вести ноги врозь и сделать перемах ногами через жердь в вис лежа на н. ж. Следить, чтобы занимающиеся с началом перемаха не сгибали рук и отводили плечи назад-кверху. Оказывая помощь, поддерживать за поясницу.

Последовательность разучивания:

а) размахивание изгибами в висе на в. ж., махом вперед упор
ноги врозь о н. ж., толчком ног перейти в вис лежа;

б) размахивание изгибами с перемахом ноги врозь в вис лежа
с помощью (поддерживать за поясницу); то же самостоятельно.

Висы лежа, седы, повороты и соскоки из висов лежа

и седое

1. Из виса лежа на н. ж. поворот направо в сед на бедре. В висе лежа перехватить правую руку скрестно над левой обратным хва­том, а затем, как бы подтягиваясь на руках, повернуться направо и сесть на правое бедро. Заканчивая сед, согнуть правую ногу в ко­лене, левую отвести назад и прогнуться, держась правой рукой за в. ж., левую руку в сторону. Это один из основных переходов из ви­са лежа в сед на бедре. Выполнить то же с поворотом налево.

2. Круговой соскок углом с поворотом кругом из седа на бедре. В седе на правом бедре поднять ноги под углом 45—50°, плечи слег­ка наклонить назад. Поворачиваясь направо кругом (вращаясь на бедрах), взяться левой рукой за жердь, опираясь на нее, перенести ноги вправо через жердь, оттолкнуться руками и выполнить соскок углрм, став левым боком к брусьям.

Последовательность разучивания:

а) из седа внутри на н. ж. хватом правой за в. ж., левой за н. ж.
перемахом ногами с поворотом на 90° соскок углом. Во время пово­
рота поддерживать за поясницу;

б) из седа на бедре на н. ж. хват правой рукой за в. ж., левую
в сторону соскок углом с поворотом на 180° с помощью и самостоя­
тельно. Вариант данного соскока: в момент поворота кругом, когда
ноги пройдут над жердью, оттолкнуться руками и, слегка наклоня­
ясь назад, быстро повернуться кругом плечом назад; приземлиться
левым боком к брусьям.

Опускания и соскоки из упоров продольно 1. Опускание вперед в вис лежа на н. ж. из упора на в. ж. В упо­ре приподняться на руках так, чтобы низ живота оказался на жер­ди. Сгибаясь в тазобедренных суставах, наклонить голову на грудь и начать опускание вперед, слегка разгибаясь в тазобедренных суставах. В начале опускания руки согнуты, ноги скользят по жер­ди. Когда колени окажутся у жерди, выпрямить руки и, разгибаясь в тазобедренных суставах, принять вис лежа на н. ж. Последовательность разучивания:


а) из виса согнувшись на низких кольцах опускание вперед в
вис на согнутых руках (можно на брусьях хватом за концы);

б) из упора на н. ж. опускание вперед в вис стоя и в вис лежа
на полу с помощью. Поддерживать гимнастку одной рукой за спи­
ну, другой под бедро, следя за тем, чтобы ее ноги скользили по
жерди. То же, но из упора на в. ж. с помощью и самостоятельно.

2. Из упора на в. ж. перехват левой снизу за в. ж., правой за н. ж. и соскок прогнувшись вправо. Из упора на в. ж. перехватить левую руку хватом снизу и, наклонившись вперед, взяться правой за н. ж. Махом назад выйти в стойку на руках поперек; не задержи­ваясь в стойке, оттолкнуться руками и, сохраняя прогиб, выполнить соскок. В полете перехватить левую руку за н. ж., правую отвести в сторону и, сохраняя прогнутое положение тела, приземлиться на слегка согнутые ноги.

Последовательность разучивания:

&") из упора на низких брусьях махом назад соскок прогнув­шись;

б) с разбега толчком о подкидной мостик прыжок боком с пово­
ротом и прыжок прогнувшись через коня с ручками;

в) соскок прогнувшись с в. ж. с помощью. Для страховки стать
внутри или снаружи брусьев и поддерживать гимнастку одной ру­
кой за плечо, другой под живот.

3. Из упора сзади хватом снизу (пошире) на в. ж. опусканием назад соскок выкрутом. В упоре сзади на в. ж. наклоном назад вы­вести плечи из равновесия и, прижимаясь бедрами к жерди, начать переворот назад, голову держать прямо. Опуская плечи назад до виса прогнувшись, активным движением головы и плеч назад ус­корить движение.ног вперед. Когда плечи пересекут вертикальное положение внизу, сделать выкрут, сохраняя прогиб в пояснице, от­пустить руки и приземлиться на слегка согнутые ноги.

Последовательность разучивания:

а) из виса прогнувшись на низких кольцах опускание назад про­
гнувшись в соскок с помощью; поддерживать одной рукой под жи­
вот, другой за бедра;

б) из упора сзади хватом снизу на н. ж. провести гимнастку по
движению, поддерживая за ноги и под живот;

в) из упора сзади на в. ж. хватом снизу опускание назад с по­
мощью в соскок. То же, но самостоятельно.

Подъемы, обороты, махи и соскоки дугой

1. Подъем переворотом в упор на в. ж. из виса присев на правой

на н. ж. (рис. 195). Разгибая ноги и притягиваясь прямыми руками к в. ж., подать плечи назад-кверху и, оттолкнувшись ногами от жерди, выйти в упор на в. ж. Обучая подъему, следить за тем, что­бы занимающиеся не сгибали рук и не спешили посылать плечи вперед до выхода в упор.

Последовательность разучивания:

 

а) из виса присев на н. ж., разгибая ноги и не сгибая рук, по-.

13—699


слать плечи назад-вверх, приблизить живот к в. ж. и снова, вер­нуться в и. п.;

б) из виса присев подъем в упор на в. ж. с помощью; подталки­вать гимнастку под спину и таз. То же, но самостоятельно.

2. Оборот вперед из упора ноги врозь на н. ж. На прямых руках приподняться над опорой, поднять ноги вперед-кверху (чтобы

жердь находилась у бедра «задней» ноги) и сделать широкий шаг вперед. Падая вперед не сгибая рук, сохра­нить принятое положение ног. Во вто­рой половине оборота приблизить таз к жерди, подавая туловище вперед, повернуть кисти и выйти в упор с ши­роко разведенными ногами и неболь­шим прогибом в пояснице. Данный оборот можно выполнять с перехва­том руками за в. ж. в вис лежа ноги врозь и с поворотом кругом.

Последовательность разу­чивания:

а) из упора ноги врозь на правой хватом снизу подняться на
прямых руках; одной рукой поддерживать гимнастку за голень,
другой — снизу под правое бедро и отвести его вперед;

б) из упора ноги врозь на правой хватом снизу оборот вперед
(проводка) на н. ж. с помощью;

в) оборот вперед со страховкой. То же, но самостоятельно.

3. Подъем правой с разбега (рис. 196). На крайней точке маха вперед толчком одной поднять ноги в вис согнувшись и сделать пе­ремах правой. Двигаясь назад, разогнуться в тазобедренных суста­вах, быстрым движением направить ногу вверх-вперед и выйти в упор ноги врозь.

Последовательность разучивания:

а) в висе согнувшись ноги врозь размахивание с помощью, сле­
дя за тем, чтобы таз не опускался. Обращать внимание на амплиту­
ду движения, которая должна быть наибольшей; для этого гимнаст­
ке следует касаться ориентира тазом на махе вперед и плечом на
махе назад;


 

б) то же, но на махе назад, разгибая туловище назад-кверху,


направлять ноги по жерди вперед-вверх, а на махе вперед сгибать­ся. Помогая, поддерживать под плечо и таз;

в) в упоре ноги врозь спад назад и подъем правой с помощью. Поддерживать одной рукой под спину, другой за ногу. Для более точного определения момента разгибания делать упражнение под счет. Например, на счет «раз и два» гимнастка должна быстро ра-. зогнуться и выйти в упор;

г) выполнить подъем, самостоятельно определяя время для спа­
да и подъема (считать «раз и два»);

д) из упора стоя прыжком, опираясь правой (левой) стопой о
жердь, подъем в упор ноги врозь. При первых двух-трех попытках
поддержать гимнастку под спину и левую ногу;

е) подъем правой с разбега с помощью и самостоятельно.

4. Подъем разгибом (рис. 197). Выполняется с разбега или виса углом на н. ж., а также из виса лежа на н. ж. в упор на в. ж. Из виса стоя на одной ноге хватом за н. ж. с разбега в крайней точке маха вперед от­толкнуться ногами, согнуться в тазобедренных суставах и поднес­ти носки ног к жерди. Двигаясь назад в этом положении, быстро разогнуться в тазобедренных суставах, направляя ноги скользящим движением (от голени до таза) вверх-вперед, а плечи назад-вверх, и выйти в упор, не сгибая рук. Прежде чем изучать подъем разги­бом, следует с помощью специальных упражнений укрепить мыш­цы плечевого пояса, рук и живота.

Последовательность разучивания:

а) из виса на в. ж., опираясь прямыми ногами о н. ж., подъем
в упор на в. ж. с прямыми руками (проделать 3—4 раза);

б) из упора ноги врозь на правой спад назад и подъем правой;

в) из упора ноги врозь спад назад, сгибая ногу, перемах и подъ­
ем разгибом. Оказывая помощь, одной рукой поддерживать гим­
настку под спину, другой (во время спада) —под голени; '

г) из виса стоя на н. ж. (перекладине) толчком двумя вис стоя
прогнувшись так, чтобы мышцы живота были растянуты, руки пря­
мые. Тотчас же, отталкиваясь ногами, быстро прийти в вис согнув­
шись (поднося носки к жерди) и выполнить подъем разгибом с
помощью. Поддерживать гимнастку одной рукой под спину, другой

13* 363


за ноги. Если при выполнении упражнения занимающаяся будет сгибать руку, то ей следует повторить упражнение «а»;

д) подъем разгибом с разбега с помощью, а затем самостоя­тельно.

5. Подъем двумя в упор сзади после спада назад из упора сзади (рис. 198). В упоре сзади слегка прогнуться и, не сгибая рук, сде­лать спад назад, максимально сгибаясь в тазобедренных суставах,


Пройдя горизонтальное положение внизу, спортсменка разгибается в тазобедренных суставах и, продолжая вращение назад, приходит в упор.

При изучении оборота назад важно научить занимающихся не сгибать руки и своевременно разгибаться в тазобедренных суста­вах.

Последовательность разучивания:


 




 


 


так, чтобы в висе согнувшись пятки оказались на одной линии с жердью. При движении согнутого тела назад, отводя плечи назад- т вверх, разогнуться, направляя ноги вверх-вперед. В упоре полно­стью разогнуться в тазобедренных суставах, поднять голову и опус­тить ноги вперед-книзу, сжав крепче жерди кистями. В начале обу­чения надо научить занимающихся определять амплитуду маха в висе согнувшись.

Последовательность разучивания:

а) >на низких или средних брусьях хватом за концы размахива­
ние в висе согнувшись с помощью преподавателя, который подтал­
кивает одной рукой под плечо, другой под поясницу. По ходу маха
вперед гимнастка должна слегка разгибаться в тазобедренных су­
ставах, а на махе назад сгибаться, как бы накрывая лицо ногами.
Предложить ученице проделать это упражнение самостоятельно, до­
биваясь максимальной амплитуды маха (касаться ориентира тазом

на махе вперед). То же, но на н. ж.;

б) из упора ноги врозь спад назад и подъем правой;

в) из упора ноги врозь спад назад, перемах сгибая ногу в вис
согнувшись и подъем двумя в упор сзади; гимнастку поддерживать
одной рукой под спину, другой под таз;

г) из упора сзади спад назад и подъем двумя в упор сзади;
спад должен быть таким, чтобы при движении таза вперед голено­
стопные суставы оказались под жердью, а таз —на одном уровне
с ней.

6. Оборот назад в упоре на н. ж. Чаще всего исполняется после отмаха назад из упора. При движении тела вниз, не сгибая рук, гимнастка ограничивает подвижность в плечевых суставах и, те­ряя равновесие, делает спад плечами назад. По мере вращения те­ла назад она ускоряет движение ногами, касаясь бедрами жерди.


а) из виса стоя хватом за н. ж. толчком одной и махом другой
подъем переворотом в упор в быстром темпе; например, первую
половину сделать на два счета, вторую — на один;

б) из упора на н. ж. мах назад до касания ногами в. ж.; руки
держать прямыми, плечи над опорой;

в) оборот назад ноги врозь с проводкой по движению и само­
стоятельно;

г) оборот назад в упоре на н. ж. с помощью и самостоятельно.

При обучении обращать внимание занимающихся на энергич­ный мах ногами вперед под жердь после касания; с окончанием оборота своевременно прогибаться в пояснице и закреплять мышцы спины.

7. Соскок дугой из упора (рис. 199). В упоре вывести плечи из равновесия назад; послать ноги вперед под жердь и, сгибаясь в тазобедренных суставах, продолжать отведение плеч. В конце спа­да назад, разгибаясь в тазобедренных суставах, послать ноги впе­ред-вверх так, чтобы вытолкнуть тело вслед за ногами (плечи пол­ностью увести от жерди) и прогнуться в пояснице. В конце проги­бания оттолкнуться руками от жерди и в прогнутом положении пе­рейти в свободный полет. Разгибаться в тазобедренных суставах надо быстро, энергично. Отпускать жердь в момент полного раз­гибания во всех суставах. Соскок дугой можно выполнять с пово­ротом на 180—270° и более.

Исходным положением для соскока дугой может служить не только упор, но и упор стоя ноги врозь, упор стоя согнувшись и др.

Последовательность разучивания:

а) из упора на н. ж. (перекладине) соскок дугой с помощью, обращая внимание занимающихся на удержание бедер у жерди


при спаде назад, а также на активное разгибание тела во всех су­ставах;

б) то же, но соскок через веревочку, натянутую на высоте 100,

120 см перед жердью;

в) соскок с н. ж. самостоятельно;

г) соскок дугой с в. ж. с помощью и самостоятельно.

8. Мах дугой с поворотом кругом в вис из упора на в. ж. Мах

дугой, как правило, изучается параллельно с подъемом разгибом (одной ногой и двумя в упор сзади). Из упора, падая назад, удер-

жать бедра у жерди, слегка согнуться в тазобедренных суставах и скользящим движением ногами вверх-вперед и в сторону поворота начать разгибание тела. Поворот начинать носками ног (как бы ввинчиваясь) одновременно с разгибанием тела в тазобедренных суставах вокруг прямой опорной руки и заканчивать в момент приближения ног к горизонтальному положению. При этом руки и туловище должны быть на одной линии. В данный момент надо взяться свободной рукой за жердь.и перейти в вис разным хватом. Мах дугой с поворотом кругом можно также выполнять из упора ноги врозь и из упора ноги врозь вне.

Последовательность разучивания:

а) оборот назад из упора на н. ж. или перекладине;

б) соскок дугой через веревочку, натянутую впереди жерди при­
мерно в 100, ПО см от нее, с помощью;

в) из упора стоя на н. ж. толчком ногами упор стоя ноги врозь
на в. ж. и мах дугой с поворотом кругом. Во время спада назад
поддерживать гимнастку за поясницу и помочь выполнить поворот
кругом; то же самостоятельно;

г) из упора на в. ж. мах дугой с поворотом кругом с помощью и
самостоятельно. Для увеличения амплитуды маха использовать

ориентир.

9. Из виса на в. ж. оборотом назад упор на н. ж. (рис. 200). Это связующий элемент с махом дугой, поэтому его надо изучать па­раллельно. После маха дугой, перемещаясь сверху вниз, надо со­хранить прогиб, а пройдя вертикаль внизу, еще больше прогнуться. В этом положении таз как бы обгоняет ноги, способствуя более энергичному сгибанию тела в тазобедренных суставах и смягчению удара животом о жердь. Коснувшись жерди нижней частью живота, энергичным хлестообразным махом ногами вперед под жердь со-


гнуться в тазобедренных суставах (зажимая бедрами и туловищем жердь), отпустить руками жердь и начать оборот назад. Пройдя - горизонтальное положение внизу, затормозить движение ног кни­зу, энергично разогнувшись в тазобедренных суставах, взяться ру­ками за жердь и выйти в упор.

Последовательность разучивания:

а) из упора стоя хватом за н. ж. толчком одной и махом другой
подъем переворотом в упор в быстром темпе;

б) лежа на животе (в согнутом положении) на н. ж., руки и ноги
опустить вниз, быстрым и сильным махом руками и плечами назад-
кверху разогнуться в тазобедренных суставах и выйти в упор.
В момент разгибания поддерживать гимнастку за ноги;

в) оборот назад касаясь из упора;

г) из виса на в. ж. махом вперед коснуться животом жерди и
сделать оборот назад в упор с помощью (поддерживать под спину и
ноги);

д) из упора на в. ж. мах дугой с поворотом кругом и оборотом
назад упор на н. ж. с помощью, а затем самостоятельно.

10. Оборот вперед хватом снизу из упора сзади на н. ж. В упоре сзади хватом снизу согнуться в тазобедренных суставах, поднять таз назад-вверх (руки прямые), голову слегка наклонить вперед. Из этого положения начать оборот вперед. В первой половине обо­рота предельно согнуться и увести таз дальше вперед от жерди. Когда таз окажется под жердью, разогнуться в тазобедренных су­ставах и направить движение ногами вверх-вперед, а плечами на­зад. Затем притормозить движение ног и, активно поднимая туло­вище назад-вверх, выйти в упор сзади, посылая ноги книзу. При этом закрепить хват и слегка прогнуться в пояснице.

Последовательность разучивания:

а) из упора сзади спад назад и подъем двумя с помощью;

б) из упора сзади на н. ж. (или на перекладине) хватом снизу
с помощью преподавателя, удерживающего за голени, приподнять
таз назад-вверх, плотно сложиться и оттянуться вперед от жерди
на прямых руках, затем снова вернуться в упор сзади. Проделать
2—3 раза подряд;

в) из упора сзади хватом снизу оборот вперед с поддержкой
(одной рукой за лучезапястный сустав, другой под бедро);

г) то же, но самостоятельно.

УПРАЖНЕНИЯ НА БРЕВНЕ

Характеристика упражнений

Упражнения на бревне очень разнообразны. Это равновесия, прыжки, кувырки, повороты и другие элементы, обычно используе­мые гимнастами в вольных упражнениях. Выполнять их на бревне труднее, чем на полу, поскольку необходимо сохранять равнове­сие на узкой и относительно высоко расположенной поверхности снаряда. Возможность падения и ушибов вызывает у занимающих-


           
   
     
 
 
 


ся чувство неуверенности, приводящей к скованности, к излишней осторожности в движениях.

В процессе выполнения упражнений на бревне у занимающихся -улучшается деятельность двигательного аппарата, формируются более совершенные навыки сохранения равновесия, воспитывается ловкость и смелость, улучшается пространственная ориентировка. Разнообразные упражнения оказывают положительное влияние на гармоническое развитие мышц туловища и ног, способствуют фор­мированию правильной осанки.

Широкий диапазон упражнений, от самых простых и легких до сложных и рискованных, богатство методических приемов обуче­ния делают занятия на данном снаряде доступными и полезными для занимающихся любого возраста и уровня подготовленности.

Классификация упражнений

В основу классификации упражнений на бревне положена спе­цифика действий, направленных на сохранение равновесия тела при выполнении разнообразных элементов на повышенной и ограничен­ной площади опоры. Классификация позволяет лучше представить все многообразие форм и характера движений, определить глав­ные требования, предъявляемые к технике их исполнения, и пост­роить последовательную систему обучения и тренировки.

Все упражнения подразделяются на две группы: упражнения на месте и с переменой места опоры. Каждая из них состоит из двух подгрупп, отличающихся наличием или отсутствием вращения тела вокруг вертикальной и горизонтальной осей.

Подгруппы содержат, в свою очередь, разновидности, учитываю­щие перемещение о. ц. т. по вертикали, и, наконец, упражнения, сходные по характеру опоры и структуре, объединяются в отдель­ные группы элементов (см. классификационную таблицу).

В первую из подгрупп упражнений, выполняемых на месте, вхо­дят равновесия «классического» типа, не связанные с решением других двигательных задач. Это упоры, равновесия, стойки, мосты,

шпагаты.

Разновидность данной подгруппы составляют упражнения, ус­ложненные движением звеньев тела, а также стойки на руках (си­лой и махом) и перемахи.

Вторая подгруппа упражнений на месте представлена поворо­тами, относящимися к наиболее трудным элементам. При их вы­полнении площадь опоры имеет наименьшую, сравнительно с дру­гими элементами, величину, причем опора носит «скользящий» характер. Степень трудности поворотов определяется величиной пло­щади опоры, углом поворота и необычностью позы. Повороты с дополнительным движением частями тела, приводящим к перемеще­нию о. ц. т. по вертикали, составляют отдельную разновидность, пока еще мало используемую гимнастками.

К упражнениям с переменой места опоры без вращения вокруг горизонтальной оси относятся многочисленные способы передви-


               
 
   
     
 
 
 
   

жений (в том числе с поворотами), а также связующие элементы, служащие для смены положений тела на бревне вставанием, опус­канием, перемахом и т. д. В первую разновидность подгруппы вхо­дят упражнения без фазы полета, во вторую — имеющие ее: бег, прыжки и др.

Кувырки, повороты, сальто и другие акробатические элементы образуют разновидности упражнений с переменой места опоры, с вращением вокруг горизонтальной оси. Так же как и в первой под­группе, разновидности отличаются одна от другой наличием или отсутствием фазы полета. Как правило, акробатические элементы с фазой полета — наиболее трудные и рискованные упражнения.

Вскоки и соскоки принадлежат к различным классификацион­ным группам элементов. Например, вскок в упор присев на правой, левую в сторону или вскок в шпагат продольно относятся к упраж­нениям, выполняемым на месте без вращения и перемещения о. ц. т. по вертикали; вскок в присед кувырком вперед (из стойки попе­рек) — к упражнениям с переменой места опоры и вращением без фазы полета и т. д.

Нередко различные элементы на бревне, в том числе и вскоки, могут иметь признаки, характерные одновременно для разных клас­сификационных групп. Например, перекидной прыжок в равнове­сие содержит прыжок, поворот и равновесие, а переворот назад (фляк) в перекат включает детали техники акробатических эле­ментов и упражнений на месте без вращения с перемещением о. ц. т. ■по вертикали.

Основы техники упражнений

Техника упражнений на бревне обусловлена конструктивными особенностями снаряда. В связи с узкой опорной поверхностью (10 см) степень устойчивости тела на бревне в среднем в 3—4 раза меньше, чем на полу, а возможность отклонений в сторону от на­правления движения исключена. Не разрешается прибегать и к ба­лансирующим движениям частями тела для сохранения и восста­новления равновесия. Поэтому при определении техники упражне­ний на бревне надо исходить из биомеханических закономернос­тей сохранения равновесия тела, избирая такие способы исполне­ния упражнений, при которых надежность сохранения равновесия была бы достаточно высокой.

Из курса анатомии известно, что силы тяжести отдельных час­тей тела образуют моменты вращения — опрокидывающие момен­ты относительно осей нижележащих суставов, которые уравнове­шиваются напряжением соответствующих групп мышц. Без актив­ной мышечной деятельности равновесие как отдельных звеньев, так и.всего тела сохранять невозможно.

Увеличение наклона головы или туловища (при плохой осанке) приводит к удалению линии тяжести (вертикали, проходящей че­рез центр тяжести) от оси вращения и к увеличению опрокидываю­щих моментов, а следовательно, к дополнительному напряжению


мышц, противодействующих изменению принятой позы. Это за­трудняет сохранение равновесия и может явиться причиной его на­рушения. Поэтому вопрос о том, как должны располагаться звенья тела по отношению друг к другу в той или иной позе, — один из важнейших при определении рациональной техники упражнений на бревне.

Наиболее целесообразное с точки зрения экономичности позы и большей устойчивости тела взаиморасположение его звеньев в тот или иной момент движения называется рациональной осанкой.

Устойчивость тела зависит и от того, в каком направлении при исполнении различных элементов на бревне совершаются движения конечностями. При выполнении несимметричных движений рука­ми или ногой в сторону от вертикальной плоскости смещается ли­ния тяжести к краю опоры и ухудшаются условия сохранения рав­новесия. Поэтому все звенья тела должны двигаться точно по тра­екториям, обеспечивающим наиболее выгодное положение о. ц. т. над бревном.

Таким образом, упражнения на бревне необходимо выполнять очень точно, сохраняя при этом рациональную осанку.

Требования к рациональной технике согласуются с общеприня­тыми представлениями о гимнастическом стиле исполнения упраж­нений, не допускающем дополнительных движений для сохранения равновесия тела. Из общих основ техники упражнений на бревне вытекает ряд частных требований к технике исполнения элементов различных классификационных групп.

В основе выполнения упражнений на месте без вращения вокруг вертикальной оси лежит сохранение статически наиболее устойчи­вого выпрямленного и «закрепленного» положения тела (рацио­нальная осанка), которое достигается напряжением мышц опорной ноги и туловища. Сохранение равновесия должно обеспечиваться движениями в суставах, ближайших к опоре (голеностопных или лучезапястных). Балансирующее движение туловищем или руками считается ошибкой и приводит к снижению оценки. Выполнение этих движений после прыжков или поворотов усложняет сохране­ние равновесия, так как увеличивает опрокидывающие моменты (и тем в больших размерах, чем выше скорость движения). Поэ-

тому особое значение для устойчиво­сти в таких элементах имеет свое­временность тормозящих усилий. Для этого опора должна носить сто­порящий характер и начинаться до того, как линия тяжести тела при­близится к площади опоры (рис. 201). Приземляться надо с носка на всю стопу, слегка сгибая ногу и сдер­живая движение туловища вперед. При выполнении движений рука­ми или другими частями тела не сле-


дует расслаблять мышцы туловища и нарушать рациональную осанку. Несоблюдение этого правила может неожиданно привести к потере равновесия.

В основе техники поворотов лежит навык сохранения устойчи­вого положения, в котором должен выполняться поворот. Сохране­ние равновесия при поворотах базируется на тех же принципах, что ив упражнениях без вращения, но еще больше зависит от навыка рациональной осанки, позволяющей удерживать при вращении вы­прямленное положение тела и головы. Для лучшей устойчивости необходимо сосредоточить взгляд в начале и в конце поворота на точках, играющих роль ориентиров, и концентрировать внимание на мышечных ощущениях, соответствующих положению выпрям­ленного туловища.

Мах для создания вращения выполняется руками и свободной ногой при закрепленном положении туловища. При поворотах в различные равновесия подготовку к ним нужно начинать заранее, чтобы конец вращения совпадал с выполнением нужной позы.

В упражнениях с переменой места опоры без вращения вокруг горизонтальной оси рациональная осанка играет не меньшую роль, чем в упражнениях на месте. Выпрямленное положение тела дости­гается умеренным напряжением мышц туловища и ног на протяже­нии выполнения всего упражнения. Следя за бревном, нельзя опус­кать голову на грудь, так как положение головы в известной сте­пени обусловливает положение всего тела.

Для обеспечения устойчивости в переднезаднем направлении передвижения, особенно с фазой полета, следует выполнять так, чтобы неопорные части тела отставали в движениях от опорных, то есть линия тяжести тела при постановке ног должна находиться возможно дальше от переднего края площади опоры. Это позволит своевременно затормозить движение вперед. В момент опоры необ­ходимо избегать «проваливания» в тазобедренных суставах. Ставя стопу во всех элементах, носок следует разворачивать наружу так, чтобы мизинец соприкасался с ребром бревна. При этом увеличива­ется устойчивость во фронтальной плоскости и улучшается «чувст­во бревна».

Устойчивость в боковых направлениях взаимосвязана с точнос­тью всех движений. Отклонение звеньев тела от вертикальной плоскости бревна, неточные направления отталкивания смещают линию тяжести к краю опоры и снижают устойчивость.

Сохранение равновесия при исполнении акробатических упраж­нений также в значительной степени зависит от точности действий. Часто гимнастка не видит исполняемых ею движений ногами (в пе­реворотах в сторону, в перекидках), и траектории их при недоста­точной точности значительно искажаются. Это приводит к наруше­нию устойчивости, равно как и малейшие отклонения от движения по прямой при кувырках.

Высокая точность движений необходима и для безопасности исполнения наиболее сложных элементов на бревне (например, сальто, переворотов назад), в которых невозможен зрительный кон-


троль за бревном. Для лучшей устойчивости в боковых направлени­ях важно равномерно распределять усилия на опорные звенья и обе стороны тела. В переворотах в.сторону, перекидках переходы через стойку на руках нужно делать полностью разгибая руки в плече­вых суставах и не расслабляя мышц туловища, так как движение по инерции в конце этих элементов при расслаблении мышц, как правило, приводит к нарушению равновесия.

Выход линии тяжести тела за границы опоры в направлении • движения возможен лишь после того, как будет создана новая опо-

ра/то есть подставлены руки, ноги или голова (например, в перевороте, рис. 202). Ноги ставятся так же, как и в упражнениях без вращения, с развер­нутыми наружу носками.

Чтобы правильно определить тех­нику исполнения того или иного эле­мента, нужно прежде всего найти ему место в классификационной таблице, установив последовательно принад­лежность его к группе, подгруппе и ее разновидности. Общие закономерности сохранения равновесия, присущие всем элементам данной разновидности, еле-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.116 с.)