Характеристика опорных прыжков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика опорных прыжков



Опорные прыжки — один из видов гимнастического многоборья. Это сложные по координации кратковременные движения, требую­щие большей концентрации мышечных усилий. Чтобы быстро чере­довать фазы прыжка, спортсмен должен уметь правильно распреде­лять внимание и моментально переключать его. С помощью прыжков развивается сила мышц, быстрота, ловкость и точность движений. Сложные прыжки с последующим сальто вперед, назад, боком и некоторые другие связаны с риском. При обучении им воспитывает­ся смелость, решительность, настойчивость, хладнокровие. Опорные прыжки предъявляют повышенные требования к скоростно-силовой подготовке гимнаста. Они включаются в каждое тренировочное за­нятие.

Классификация опорных прыжков ' *

Опорные прыжки классифицируются по структурным призна­кам. Для всех структурных групп характерны общие и частные за­кономерности. К общим закономерностям относятся направление вращения тела гимнаста вперед после толчка ногами, к частным — изменение или сохранение вращения после толчка руками, а также способ отталкивания руками.

Краткая характеристика структурных групп

1. Прямые прыжки. Гимнаст прыгает через снаряд в направле­нии разбега в слегка прогнутом положении. В дальнейшем прыжок может быть выполнен с замахом или без него, толчком о ближнюю или дальнюю части снаряда, без поворотов или с поворотами на 90° и более. Руки ставятся на опору одновременно. Толчок руками — стопорящий, после которого тело гимнаста приобретает противопо­ложное вращение — назад. К этой структурной группе относятся прыжки: ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, лётом и др.

2. Боковые прыжки. Толчок руками в боковых прыжках выпол­няется поочередно. Во время толчка руками гимнаст может нахо­диться по отношению к коню: а) боком, углом или прогнувшись или б) в стойке на руках.

Прыжки могут быть выполнены с поворотом на 90,180° и более. В боковых прыжках первая полетная фаза очень кратковременна.

3. Прыжки переворотом. Гимнаст проходит над снарядом в
плоскости разбега, переворачиваясь через голову в согнутом, прог­
нутом положении или в группировке. Сюда входят прыжки перево-


 




ротом вперед прогнувшись, переворотом вперед сгибаясь и разги­баясь, переворотом с последующим сальто вперед и др.

В прыжках переворотом тело гимнаста вращается в одном на­правлении — вперед.

Все прыжки выполняются толчком о ближнюю или дальнюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.

Основы техники

Каждая структурная группа прыжков характеризуется особен­ностями выполнения основных двигательных действий. Так, для пря­мых прыжков характерно изменение направления вращения после толчка руками, для прыжков переворотом, наоборот, сохранение первоначального направления вращения, для боковых прыжков — поочередный толчок руками и положение тела гимнаста во время опоры о снаряд. Однако в кажом из прыжков есть и много общего. Например, прыжок на мостик производится толчком сильнейшей (толчковой) ноги, толчок ногами сопровождается взмахом руками. Эти сходные действия, единые для всех опорных прыжков, и состав­ляют основу их техники.

Для облегчения анализа и изучения основ техники опорные прыжки условно подразделяются на следующие фазы: разбег, на­скок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок ру­ками, полет после толчка руками и приземление. Ошибочное вы­полнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказы­вается на исполнении прыжка в целом.

Завершающие действия гимнаста в одной фазе прыжка всегда являются подготовительными для выполнения последующей фазы. Так, правильное завершение замаха и полный вынос рук вперед в полете после толчка ногами способствуют подготовке к рациональ­ному толчку руками о снаряд; некоторое сгибание тела в тазобед­ренных суставах в конце полета после толчка руками облегчает под­готовку к устойчивому приземлению и т. д. Это необходимо учиты­вать при анализе причин, вызвавших появление ошибок в той или иной фазе прыжка.

При выполнении опорных прыжков двигательные действия гим­настов должны соответствовать определенным количественным ха­рактеристикам. Такими характеристиками являются скорость раз­бега, длительность усилий и их направление при толчке ногами о мостик и руками о тело коня, продолжительность, высота и даль­ность полета гимнаста в безопорных фазах.

Техника выполнения мужских и женских прыжков принципиаль­но ничем не отличается.

Разбег. У высококвалифицированных гимнастов наибольшая скорость разбега достигает 7,6—8,6 м/сек (у женщин 7—7,5 м/сек). Оптимальная скорость разбега с ростом спортивного мастерства, а также в зависимости от особенностей выполнения прыжков различ­ных структурных групп изменяется. Так (при выполнении одних и тех же прыжков) скорость разбега у гимнастов-мастеров выше, чем


у гимнастов других разрядов. Скорость разбега в прямых прыжках колеблется в пределах 7—7,6 м/сек, в то время как в прыжках пере­воротом с последующим сальто она 8—8,6 м/сек.

Разбег должен быть равномерным, без рывковых ускорений. Зна­чительные колебания скорости разбега отрицательно влияют на ка­чество выполнения толчка ногами. От прыжка к прыжку условия отталкивания изменяются. Чтобы избежать этого, гимнастам необ­ходимо:

начинать разбег из одного и того же исходного положения;

не изменять (на данный период подготовки) длину разбега;

постепенно увеличивать скорость разбега, так как резкий старт вызывает скованность движений.

Длина разбега зависит от снаряда, через который выполняется прыжок, вида прыжка, индивидуальных особенностей занимающе­гося, степени овладения техникой и др. У начинающих гимнастов длина разбега обычно не превышает 12—15 м, у гимнастов старших разрядов — 20 м. Техника беговых шагов принципиально ничем не отличается от техники бега на короткие дистанции в легкой атле­тике.

Наскок на мостик. Наскок на мостик выполняется в момент при­обретения наибольшей горизонтальной скорости. Снижение скоро­сти перед напрыгиванием на мостик отрицательно сказывается на результате прыжка и свидетельствует о неправильном выполнении разбега. Наскок, равный 1,5—2,8 м, выполняется толчком сильней­шей (толчковой) ноги. В момент наскока туловище наклоняется вперед под углом от 5 до 26°, ноги обгоняют туловище, согнутая в тазобедренном и коленном суставах толчковая нога подтягивается к маховой, затем ноги соединяются и почти прямые выносятся впе­ред. Наскок на мостик продолжается 0,27—0,33 сек. При наскоке руки из крайнего заднего положения начинают двигаться вниз-впе­ред, а в момент касания ногами мостика находятся внизу. Это важ­но для выполнения последующего взмаха руками.

Чем выше скорость разбега, тем дальше мостик ставят от сна­ряда (на расстоянии 50—200 см). При установке мостика необходи­мо также учитывать вид прыжка (например, прыжок углом или переворотом) и место толчка руками (о ближнюю или дальнюю часть коня).

Толчок ногами. Прыжок на мостик производится на носки на­пряженных, почти прямых ног без перехода на всю ступню. Ноги на мостике располагаются параллельно, примерно на ширине сто­пы. Лучшие гимнасты-прыгуны ставят ноги на место толчка акцен­тирование С этой целью они в конце прыжка на мостик активно разгибают ноги в коленных и тазобедренных суставах и производят подошвенное сгибание стоп. Неквалифицированные гимнасты пас­сивно ждут момента приземления. При акцентированной постанов­ке ног отталкиваются за 0,09—0,12 сек., а при неакцентированной — за 0,15—0,18 сек.

На эффективность толчка ногами влияет также своевременный взмах руками. Большинство гимнастов из положения руки назад


 




делают активное движение руками вниз, а затем вперед-вверх. Движение рук тормозится примерно на уровне головы. Толчок но­гами и взмах руками заканчиваются одновременно. Сильнейшие гимнасты-прыгуны в процессе толчка ногами развивают усилия до 11—13 кг на 1 кг веса тела спортсмена. В момент окончания толч­ка ноги полностью выпрямляются в коленных суставах.

Полет до толчка руками. Выполняя те или иные прыжки, гим­наст изменяет угол вылета и производит различные движения до того, как руки коснутся опоры. В фазе полета нельзя изменить тра­екторию о. ц. т., можно изменить лишь положение тела и его от­дельных звеньев относительно о. ц. т. В прямых прыжках траекто­рия полета пологая и низкая, тело слегка прогнуто в пояснице, плечи двигаются низко над конем, чтобы обеспечить своевременный толчок руками. В прыжках переворотом гимнаст выполняет более высокий предварительный мах ногами назад — разгибает тело в тазобедренных суставах до прогнутого положения. Замах, выпол­няемый до опоры руками, способствует: 1) увеличению скорости движения ногами по касательной вверх; 2) созданию условий для резкого сгибания в тазобедренных суставах в момент толчка ру­ками (так называемого рывкового движения туловищем), необхо­димого для увеличения давления на площадь опоры и торможения скорости движения ногами. Все это влияет на эффективность по­следующего толчка руками.

Толчок руками. Толчок руками зависит от структуры прыжка? При выполнении прямых прыжков и переворотов гимнасты ставят руки на снаряд одновременно впереди туловища, под тупым углом к нему. Благодаря этому обеспечивается стопорящий толчок. Кисти на место толчка ставятся параллельно; толчок руками выполняет­ся навстречу движению тела, как бы от себя. Толчок должен соче­таться с рывковым движением туловищем (сгибанием тела в тазо­бедренных суставах и перемещением таза вверх), позволяющим гим­насту увеличить давление на площадь опоры и эффективнее оттолк­нуться. Наибольшие усилия развиваются гимнастом во время толч­ка руками при выполнении прыжка лётом (7—8 кг на 1 кг веса тела гимнаста), наименьшие — в прыжках переворотом (3—3,5 кг/кг). В прыжках переворотом с последующим сальто сила толчка руками равна 5,5—6 кг/кг. Энергичный и короткий толчок руками (0,13— 0,16 сек.) должен закончиться к моменту, когда плечи пересекают вертикаль, проходящую через площадь опоры. Уровень расположе­ния о.ц.т. тела в этом случае наибольший, следовательно, может быть достигнута большая абсолютная высота прыжка.

В боковых прыжках руки ставятся на опору поочередно. Толчок выполняется сначала одной, затем другой рукой. В этих прыжках время толчка руками наибольшее и колеблется от 0,3 до 0,4 сек.

Полет после толчка руками. Положение тела гимнаста в полете после толчка руками определяет вид прыжка. От качества выпол­нения этой фазы в значительной степени зависит оценка за прыжок в целом. Высококвалифицированные гимнасты при выполнении пря­мых прыжков после толчка отводят руки не вперед, а назад-вверх;


при прыжках переворотом вначале сохраняют положение рук, при­нятое к моменту окончания толчка, и только во второй части полета слегка разводят их наружу. Зафиксировав положение, определяю­щее форму прыжка, гимнаст сохраняет это положение (прыжки лё­том, перевороты) или прогибается (прыжки согнувшись, ноги врозь и др.)- Чем дольше сохраняется четкое положение, тем выше ка­чество прыжка. У лучших гимнастов-прыгунов высота подъема, о.ц.т. тела в этой фазе достигает 2,5—2,6 см. Длительность полетной фазы после толчка руками колеблется от 0,7 до 0,9 сек.

Приземление. Приземлившись на носки напряженных ног, гим­наст немедленно опускается на всю стопу и незначительно сгибает ноги, усиливая напряжение мышц спины и плечевого пояса. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки вверх-наружу, туловище слегка наклонено вперед (голову вперед не наклонять).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 2446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.013 с.)