Нагрузка на занятиях и самоконтроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нагрузка на занятиях и самоконтроль



При определении нагрузки на занятиях гимнастикой для лиц среднего, пожилого и старшего возраста надо учитывать возраст, состояние здоровья, физическую подготовленность, условия труда, быта занимающихся. Известно, что паспортный возраст не всегда определяет физическое состояние человека, а потому решающая роль принадлежит медицинскому обследованию.

Каждая из трех возрастных групп для занятий физическими уп­ражнениями распределяется еще на три медицинские группы (И. М. Яблоновский).

К первой группе относятся здоровые, физически подготовленные люди, у которых возрастные изменения протекают физиологически нормально.

Во вторую группу входят лица с небольшими отклонениями в состоянии здоровья функционального характера при достаточной компенсации. У них могут быть начальные формы заболеваний, ха­рактерных для процесса старения.

 

К третьей группе относятся лица, имеющие отклонения в состоя-


ний здоровья, не занимающиеся трудовой деятельностью. У них обычно приспособляемость к физической нагрузке снижена. Сопо­ставляя возраст и медицинскую группу, можно определить степень физической нагрузки занимающегося. Нагрузка на занятиях будет зависеть как от содержания упражнений, так и от общего времени урока и распределения его по частям в различные периоды занятий (табл. 1).

Не меньшее значение для величины нагрузки имеют содержание упражнений, исходные положения, частота повторений, темп и дру­гие, а главное — педагогическое мастерство преподавателя. О ве­личине нагрузки педагог может судить по изменению поведения, по­ходки, качества выполнения упражнения, окраски лица, а также появлению сердцебиения, одышки.

Большая роль в оценке воздействия занятий и степени нагруз­ки на них принадлежит самоконтролю.

Глава XII

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ

ПО ГИМНАСТИКЕ

Планирование и учет работы по гимнастике — необходимое ус­ловие успешного осуществления педагогического процесса.

Основой всего планирования учебного процесса являются годо­вые планы. В зависимости от задач коллектива и специфики учеб­ного процесса годовой план строится в высших и средних учебных заведениях по семестрам, в общеобразовательных школах — по четвертям, в спортивных школах и секциях коллективов физической культуры — по периодам тренировки.

Для повышения эффективности педагогического процесса боль­шое значение имеет хорошая организация контроля и учета работы. Контроль и учет позволяют своевременно обнаружить и устранить недостатки и восполнить пробелы, выделить главные и второстепен­ные задачи, определить содержание, формы и методы работы, повы­сить эффективность занятий, своевременно обнаружить и устранить недостатки в учебном процессе, обобщить положительный опыт и определить задачи на последующий этап работы.

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Основными документами планирования учебной работы явля­ются:

1. План работы.

2. Учебный план.

3. Учебная программа (в спортивных школах — перспективный план тренировки).

4. Рабочая (тематическая) программа.

5. Рабочий план (график).

6. Конспект урока.


                 
   
   
 
 
   
     
 
 


План работы

План работы по гимнастике — основной документ планирования, охватывающий все разделы работы, — составляется на учебный или календарный год.

Составление плана входит в круг обязанностей: в общеобразо­вательной школе и техникуме — старшего преподавателя по физи­ческому воспитанию, в вузе — заведующего кафедрой, в спортивной школе и секции коллектива физической культуры — старшего тре­нера. План обсуждается с исполнителями и утверждается руково­дителем организации или учреждения (директором школы или тех­никума, ректором вуза, председателем коллектива физической культуры). План обычно составляется по такой форме:

В план работы включаются следующие разделы:

1. Организационная работа: 1) комплектование учебных групп; 2) подбор преподавателей и распределение обязанностей между ни­ми; 3) подготовка актива (инструкторов-общественников, судей); 4) собрания, совещания по организационным вопросам; 5) проверка исполнения намеченных мероприятий,отчеты.

2. Учебно-методическая работа: составление учебно-методиче­ской документации и расписания; мероприятия, направленные на повышение квалификации преподавателей, тренеров {методические занятия, открытые уроки, взаимопосещения, учебные сборы, кон­ференции и др.).

3. Учебно-тренировочная работа: составление календаря спор­тивных мероприятий; разработка положений о соревнованиях; уста­новление сроков подготовки и сдачи норм комплекса ГТО; подго­товка разрядников, судей и др.

4. Воспитательная работа: проведение мероприятий, направлен­ных на повышение идейно-политического уровня преподавателей, тренеров и занимающихся (учеба в сети партийного просвещения, доклады, лекции, беседы); встречи с мастерами и заслуженными мастерами спорта по гимнастике, олимпийскими чемпионами, при­зерами различных первенств; встречи с Героями Советского Союза, старыми коммунистами; коллективные просмотры кинофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет и др.

План воспитательной работы должен сочетаться с планом рабо­ты партийной, комсомольской и профсоюзной организаций.


 

5. Врачебный контроль: установление сроков медицинских осмот­ров (для гимнастов, преподавателей и тренеров), проведение кон­сультаций, специальных врачебных наблюдений и исследований; сообщения о состоянии здоровья занимающихся и др.

6. Агитационно-массовая работа: проведение лекций, бесед, по­казательных выступлений, участие в массовых гимнастических вы­ступлениях, оформление фотовитрин, стендов и другие мероприя­тия, способствующие пропаганде гимнастики среди населения.

7. Финансово-хозяйственная работа: проведение мероприятий по обеспечению необходимым оборудованием и инвентарем, решение вопросов, связанных с арендой и ремонтом гимнастических залов, площадок; приобретение спортивной формы, наглядных пособий

и др.

В зависимости от задач и особенностей коллектива разделы пла­на и их содержание могут изменяться.

Учебный план

Учебный план раскрывает содержание учебной работы, последо­вательность прохождения учебных дисциплин или разделов про­граммного материала, количество часов, отводимых на весь период обучения и на отдельные этапы. В учебном плане определяются формы занятий и устанавливаются сроки проверки усвоения про­граммного материала.

Учебные планы составляются на период обучения (для средних школ — на четверти, для средних и высших учебных заведений — на семестры, для спортивных школ и секций коллективов физиче­ской культуры — на периоды тренировки).

Учебные планы для учебных заведений утверждаются соответ­ствующими министерствами и являются государственными доку­ментами. Учебные планы для спортивных школ и секций коллек­тивов физической культуры разрабатываются руководящими об­щественными спортивными организациями.

При составлении учебного плана в первую очередь определяется общее количество часов на занятия в течение года. Например: сек­ция гимнастики техникума состоит из начинающих гимнасток; нача­ло занятий 1 сентября, окончание — 1 августа, продолжительность учебного года — 11 месяцев (в июле намечается выезд в спортивно-оздоровительный лагерь); занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа; следовательно, на занятия будет отведено 44 недели по 6 часов, что составит 264 часа. Занятия другими видами спорта (легкая атлетика, плавание, лыжи и т. п.) можно проводить в вы­ходные дни. Это позволит выделить больше часов для занятий гим­настикой.

Зная задачи обучения и общее количество часов, отводимых для занятий в течение года, можно приступить к определению со­держания разделов учебного плана, учитывая при этом календарь спортивных мероприятий, уровень физической и технической под-


           
   
   
 
 



•готовки занимающихся, материальную базу, климатические ус­ловия.

Учебный план состоит из двух разделов: теоретического и практического. Рассмотрим форму и последовательность со­ставления учебного плана для секции гимнастики (группа женщин-новичков).

При составлении плана сначала определяются темы теоретиче­ского раздела, затем количество часов на каждую тему и виды упражнений, которыми будут дополняться занятия гимнастикой. При этом нужно учитывать необходимость всестороннего развития занимающихся и подготовки их к сдаче норм комплекса ГТО.

Следующим этапом составления учебного плана является рас­пределение видов упражнений и количества часов по периодам тре­нировки. Для этого нужно предварительно определить продолжи­тельность каждого периода и количество учебных видов. Например, если соревнования проводятся в мае, то подготовительный период будет длиться б месяцев (с 1 сентября по 1 марта), соревнователь­ный период — 3 месяца, а переходный— 1 месяц.

Зная количество месяцев в каждом периоде, количество занятий в неделю и их продолжительность, можно определить количество часов в каждом периоде тренировки. В нашем примере в подготови­тельном периоде будет 6X4X6=144 часа, в соревновательном — 3X4X6 = 72, в переходном —2X4X6 = 48; всего —264 часа. Далее нужно определить, в какой период будут проводиться занятия до­полнительными видами спорта; при этом следует учитывать клима-" тические условия и необходимость данного вида для подготовки к соревнованиям. Например: лыжный спорт включить в подготови­тельный период (декабрь — январь), плавание, если нет закрытого плавательного бассейна, — в переходный период (июнь — июль) и т. д. В соревновательный период занятия дополнительными вида­ми спорта не включаются.

 

Последним этапом составления учебного плана является опре­деление количества часов на занятия гимнастикой. Для этого нужно сначала определить сумму учебных часов, отведенных на теорию и дополнительные виды спорта, и вычесть ее из общего количества часов, предусмотренных на весь период.


В графу «Содержание занятий» вносятся: в раздел «Теория»-темы занятий; в раздел «Практика» — занятия по общей и специ­альной физической подготовке, изучение и совершенствование тех­ники выполнения гимнастических упражнений, приемные, перевод­ные и выпускные испытания, инструкторская практика, участие в соревнованиях.

Учебная программа

Учебная программа определяет объем знаний, умений и навы­ков, которыми должны овладеть занимающиеся за весь период за­нятий. Она составляется на основе учебного нлана. В программе


               
   
   
     
 
 
 
 


кратко излагается учебный материал по годам обучения в соответ­ствии с задачами каждого года.

Приступать к составлению программы следует лишь после того, как известны задачи учебно-воспитательного (тренировочного) про­цесса по годам обучения, определен контингент занимающихся, со­ставлен учебный план.

При разработке программы нужно помнить, что учебный мате­риал должен излагаться последовательно и систематично по воз­растающей трудности, с учетом возрастных и половых особенностей, уровня физического развития и технической подготовленности за­нимающихся.

Программа излагается по следующей форме:

1. Название программы (например, «Учебная программа по гим­настике для спортивной секции школы»).

2. Объяснительная записка (цели и задачи, формы занятий, ме­тодические указания к прохождению материала, распределение учебных часов по разделам и годам обучения и др.).

3. Программный материал— теория (содержание тем всех видов теоретических занятий в порядке прохождения) и практика (содер­жания занятий и перечень упражнений, которыми должны овладеть занимающиеся).

Практический материал подбирается в соответствии с классифи­кацией гимнастических упражнений. Упражнения на основных гим-а настических снарядах (перекладина, брусья, кольца, бревно, конь) предшествуют акробатическим упражнениям, опорным прыжкам и упражнениям художественной гимнастики. Определив объем и по­следовательность изучения этих упражнений, можно определять объем прикладных (лазанье, прыжки, метание), общеразвивающих (без предметов и с предметами) и строевых упражнений.

4. Зачетные требования. При необходимости учитываются зачет­ные нормативы по той или иной группе упражнений.

5. Список литературы.

Третий и четвертый разделы программы составляются по годам обучения.

Приведенная форма записи программы примерная. В зависимо­сти от задач обучения и особенностей коллектива она может изме­няться.

На основании учебного плана и программы составляются осталь­ные документы планирования.

В спортивных школах и секциях спортивной гимнастики коллек­тивов физической культуры рекомендуется составлять перспектив­ный план тренировки гимнастов.

Перспективный план тренировки

Перспективный план составляется с учетом примерных сроков, необходимых для усвоения программного материала каждого спор­тивного разряда. В этом плане отражаются следующие разделы:


 

1. Состав группы (фамилия, имя и отчество, год рождения, крат­кая характеристика гимнастов).

2. Основные этапы учебно-тренировочной работы (этапы подго­товки, цель каждого этапа, основные задачи физической, техниче­ской, волевой подготовки, средства и методы обучения и совершен­ствования).

3. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок (количество занятий в неделю, их продолжительность, время на общую и спе­циальную физическую подготовку, количество видов многоборья в основных и дополнительных занятиях, количество соревнований).

 

4. Нормативы по общей и специальной физической подготовке (наименование нормативов и требований по годам обучения).

5. Нормативы по технической подготовке (наименование норма­тивов и оценки по годам обучения).

6. Ориентировочная сетка учебных часов (содержание занятий: теоретические занятия, общая и специальная физическая подготов­ка, изучение и совершенствование техники, участие в соревнованиях и др.; количество часов по годам обучения.

 

Примерная форма плана:


                   
     
 
     
 
     
 
 
 


Рабочая программа

На основании программы составляется рабочая (тематическая) программа, которая представляет собой перечень учебного материа­ла, сгруппированного по темам для последовательного изучения на уроках. Тема рассчитана в среднем на три повторения. На темы распределяется учебный материал подготовительной и основной частей урока, а также и учебной практики. Материал заключитель­ной части, как правило, на темы не распределяется, а дается в виде перечня упражнений, которые используются в уроках в зависимости от содержания основной части урока и последующей деятельности.

При составлении рабочей программы для секций в подготови­тельной части урока материал распределяется по темам в каждой группе упражнений (строевые, прикладные упражнения или разно­видности передвижений, общеразвивающие, танцевальные упраж­нения, подвижные игры). Из этих тем составляется содержание под­готовительной части урока в зависимости от задач урока, периода и этапа тренировки. Количество тем не должно превышать коли­чества уроков.

Форма записи учебного материала в рабочей программе может быть различной, например:


Материал основной части урока распределяется по темам в каж­дой группе упражнений, входящих в программу.

Гимнастические элементы следует расписать по структурным группам, а затем распределить по темам и составить темы из со­единений, из частей комбинации. В конце должна быть тема, пред­ставляющая комбинацию в целом. Такое планирование обеспечит более последовательное освоение материала. После распределения материала основной части нужно проставить во всех группах упраж­нений количество повторений (не более трех). В темах, где вклю­чены комбинации в целом и прыжки, повторений должно быть больше, так как добиться прочного стабильного навыка выполнения упражнения можно только при многократном его повторении..

Форма записи учебного материала для основной части урока

следующая:

Тема № 1—3. Изучение приземления.

Тема № 4. Освоение разбега.

Тема № 5—6. Изучение толчка ногами.

Тема № 7—8. Освоение толчка руками.

Тема № 9—12. Прыжок ноги врозь через кгГзла.

Тема № 13—16. Прыжок согнув ноги через козла.


Рабочий план

В рабочем плане излагается учебный материал по урокам. Сле­дует учитывать имеющиеся рекомендации по сочетанию видов мно­гоборья в уроке.

Рабочий план составляется на неделю, месяц, четверть, семестр, год, тренировочный период, тренировочный цикл. В плане указы­вают:

1. Количество видов упражнений, тематику теоретического и практического курсов, подлежащих изучению на планируемый отре­зок времени.

2. Количество часов или занятий, отводимых на каждый вид упражнений.

3. Последовательность прохождения учебного материала.

4. Точные сроки зачетов, соревнований, прикидок.

5. Расписание чередования видов упражнения на занятиях.
Рабочий план составляется по следующей форме:

В разделе «Содержание учебного материала» в частях урока указывается вид упражнений и номер темы.

В общеобразовательной школе рабочий план составляется на четверть для каждого класса по следующей форме:

В графе «Учебный материал» записываются название упражне­ний, контрольные упражнения; в графе «Номера уроков» условны­ми обозначениями отмечаются упражнения, намеченные для про­хождения.


В процессе занятий необходимо следить за тем, как усваивается занимающимися учебный материал, и вносить поправки при состав­лении очередного рабочего плана.

Конспект урок а_.

Конспект урока наиболее полно раскрывает содержание, мето­дику и организацию занятий. Он составляется на основании рабо­чего плана. В конспекте урока определяются задачи урока, продол­жительность его частей, чередование видов упражнений, их содер­жание, дозировка, основные построения и перестроения, организа­ция и методика проведения урока.

При составлении очередных конспектов необходимо учитывать результаты предыдущего урока, а также наличие оборудования и инвентаря. Конспект составляется заблаговременно.

Форма конспекта урока следующая:

Для составления конспекта урока необходимо посмотреть в ра­бочем плане, какие упражнения намечены на данный урок, и опре­делить задачи. Затем определить материал основной части. Зная содержание основной части урока, можно составлять подготови­тельную часть урока. Весь подобранный учебный материал записы­вается в той последовательности, в которой он будет проводиться на уроке. При записи общеразвивающих упражнений следует ука­зывать порядковый номер и запись производить согласно сущест­вующей форме.

При записи учебного материала основной части следует указы­вать вид многоборья (группы упражнения), номер темы. Если в урок включаются подвижные игры, эстафеты, преодоление полосы препятствий, то излагается краткое их содержание. В графе «Орга­низационно-методические указания» следует записать указания по технике выполнения упражнений, по организации работы и методи­ческие приемы.


           
   
   
 
 
 


Исходя из содержания основной части, предполагаемой нагруз­ки и последующей деятельности занимающихся, определяют содер­жание заключительной части и записывают в уроке.

УЧЕТ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учет учебной работы позволяет определить, как решаются по­ставленные задачи, насколько правильно спланирована работа по гимнастике, каковы изменения физического развития занимающихся и их спортивные успехи.

Учет учебной работы отражает весь ход занятий по гимнастике, организацию, дисциплину, выполнение учебного плана, воспита­тельные мероприятия. Он должен проводиться систематически, быть всесторонним и в то же время простым и наглядным.

Используя данные учета, можно своевременно вносить необхо­димые изменения и исправления в практическую деятельность и в план.

Контроль и учет позволяют выявить лучших педагогов и трене­ров и использовать их опыт.

В практике работы по гимнастике определились три вида учета: предварительный, текущий, или повседневный, и итоговый.

Предварительный учет

Предварительный учет заключается в ознакомлении с занимаю­щимися. В беседе с будущими учениками выясняются все необхо­димые данные, затем проводится медицинское обследование и вы­является их спортивно-техническая подготовленность. Кроме того, необходимо ознакомиться с материальной базой (место занятий, оборудование, инвентарь).

Предварительные данные позволяют правильно составить всю методическую документацию, укомплектовать учебные группы и отделения. Полученные данные записываются в журнал или спе­циальную карточку по такой форме:

1. Фамилия, имя, отчество. а) по гимнастике,

2. Год рождения. б) по другим видам спорта.

3. Дата вступления в коллектив. 7. Судейская категория.

4. Партийность. 8. Место работы и должность.

5. Ступень ГТО и номер значка. 9. Общественная работа.

6. Спортивные достижения: 10. Адрес, телефон.

После врачебного обследования во врачебные карточки заносят­ся данные о состоянии здоровья и физическом развитии. После за­ключения врача о допуске к занятиям проводятся контрольные ис­пытания для определения уровня физической и спортивной подго­товленности занимающихся.

Контрольные испытания лучше проводить в виде соревнований. Результаты соревнований следует записывать в протоколы или журналы. Сравнение данных, полученных при последующих провер­ках, даст возможность судить о развитии занимающихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.065 с.)