Музыкальное сопровождение занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальное сопровождение занятий



ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой-ним, ДеЙСТВУттТ эстетическому воспитанию за-«мающихся. На уроках гимнастики занимающиеся не толь-


           
   
 
     
 
 


ко слушают музыку, но и выполняют различные упражнения, под­чиняя свои действия ее характеру. Такое активное восприятие музыки позволяет занимающимся глубже познать содержание, по­строение, характер, ритм и другие характеристики различных му­зыкальных произведений.

2. Повышает эмоциональное состояние зани­мающихся. Жизнерадостное настроение занимающихся на уро­ке обостряет их внимание, восприятие, память, сохраняет высокую работоспособность на более продолжительное время, а в целом увеличивает продуктивность урока.

3. Обеспечивает большую действенность уп­ражнений. Положительные эмоции, возникающие у занимаю­щихся при выполнении движений под музыку, невольно вызывают у них стремление действовать более энергично. Кроме того, совпа­дение главного действия в упражнениях с музыкальным акцентом повышает эффективность этого действия.

4. Освобождает преподавателя от счета во время проведения упражнений и позволяет ему де­лать занимающимся замечания по качеству выполнения упраж­нений.

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Музыкальное сопровождение урока гимнастики должно быть подчинено его содержанию. Преподаватель руководит аккомпа­ниатором на уроке. Для. достижения соответствия музыкального материала характеру упражнений и согласованности действий аккомпаниатора и преподавателя, ведущего урок, преподаватель должен знать те элементы музыкальной грамоты, которые позво­ляют ему подсказать аккомпаниатору размер и характер наиболее пригодных для каждого конкретного случая музыкальных произ­ведений; вести вариативный счет (по восьмым, четвертям, полови­нам, по тактам) по ходу выполнения занимающимися упражнений в соответствии с размером и темпом исполнения различных музы­кальных произведений; подавать команды к началу, окончанию и переходу от одного упражнения к другому в соответствии с музы­кальной фразировкой; составлять упражнения под музыку.

Запись длительности звуков

В любом музыкальном произведении обычно чередуются зву­ки разной длительности. За единицу счета принимается определен­ная длительность, чаще всего это одна четверть, соответствующая одному целому счету «раз», или «два», или «три» и т. д. По отно­шению к длительности звука, принятой за единицу счета, все ос­тальные звуки в данном музыкальном размере будут или равно­мерными, или вдвое, вчетверто и т. д. длиннее, или вдвое, вчетверо и т. д. короче. Соотношение длительности звуков вдвое длиннее или вдвое короче лежит в основе их записи.


           
   
 
   
 
 


Обычно в одну группу объединяются длительности, приходя­щиеся на единицу счета. Иногда объединяют весь такт или не­сколько его долей. Подобный способ записи применяется только в инструментальной музыке.

Музыкальный размер

Ударения. В любом музыкальном произведении отдельные звуки имеют ударения, то есть звучат более громко и отчетливо. Музыкальные ударения повторяются в произведениях простых размеров через равные промежутки времени или по крайней мере следуют друг за другом в строго определенном порядке. Для ве­дения правильного счета преподаватель гимнастики должен уметь различать ударные звуки в любом музыкальном произведении. На ударные звуки в марше приходится шаг левой ногой, в обще-, развивающих упражнениях — фаза главного действия.

Такт. Отрывок музыкального произведения между двумя сильными ударениями называется тактом (между двумя такто­выми чертами).

Длительность ноты, которая служит единицей счета, называ­ется долей такта. Число долей в такте определяет его размер. Такт, состоящий из двух долей, называется двухдольным или так­том двухдольного размера. Такт, состоящий из трех долей, назы-, вается трехдольным. Доля такта, на которую падает сильное уда­рение, называется сильной долей и является первой долей такта. Остальные доли такта в простых размерах — слабые доли.

Если на первую долю такта приходится пауза или звук послед­ней доли такта переходит без перерыва звучания на первую долю в следующий такт, то ударения в этих случаях смещаются (син­копы). Таким образом, в музыкальных произведениях двухдоль­ного размера сильные и слабые доли чередуются через равные промежутки времени. На счет «раз» приходится сильная, на «два» — слабая доля такта. В произведениях трехдольного разме­ра на каждую сильную долю «раз» приходятся две слабые — «два», «три».

 

Размер указывается в начале нотной записи после ключа и ключевых знаков в виде двух цифр. Верхняя цифра показывает число долей в такте, а нижняя — длительность, которая принята за долю такта (см. примеры 1 и 2).


Сравнив музыкальные отрывки из русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» и из произведения Д. Кобалевского «Школьные годы», легко обнаружить разницу в размере простым счетом или дирижированием. Если в первом отрывке счет «раз» в каждом такте равномерно чередуется со счетом «два», то во вто­ром — на каждый счет «раз» в такте приходится еще два счета — «два», «три» до сильной доли следующего такта.

При дирижировании трехдольного размера рука движется вниз — «раз», затем в сторону от себя — «два» и по треугольнику вверх — «три».

Простыми размерами называются двух- и трехдольные. Такт сложного размера состоит из нескольких тактов простых разме­ров, объединенных в различных сочетаниях. Например, объедине­ние двухдольного такта с двухдольным образует такт четырех­дольного размера.

В сложных размерах сильные ударения первых долей объеди­ненных тактов сохраняются. Однако ударения на первую долю такта, стоящую за тактовой чертой, относительно сильнее. Поэто­му иногда трудно различить на слух двух- и четырехдольный

размер.

Возможные ошибки в этом определении в практике проведения занятий гимнастикой существенного значения не имеют.

Затакт. Иногда музыкальное произведение начинается с не­полного такта — со звука без ударения. Такой неполный первый такт называется затактом. В этих случаях, пропустив затакт, счет следует вести со счета «раз» первого полного такта. Затакт может служить сигналом к выполнению упражнений без команды препо­давателя, когда такая команда бывает нежелательной (на сорев­нованиях, выступлениях и т. п.).

Ритм

Когда мы поем или играем хорошо знакомую мелодию, то не считаем долей такта. Тем не менее этот счет мы все время подсо­знательно ощущаем. Это часто выражается в наших непроизволь­ных движениях в такт с песней. Длительность отдельных звуков мелодии чаще всего не совпадает с долями такта. Однако бессо­знательный отсчет долей не нарушается.

Таким образом, метрические доли счета не совпадают с дей­ствительной длительностью звуков. Например, в произведении Д. Покрасса «Прощание».


           
   
     
 
 



Метрические доли отсчитываются так:

Действительная длительность звуков такова:

Перед составлением композиции вольных упражнений необхо­димо хорошо изучить ритмическую фигуру выбранного музыкаль­ного произведения. Чем точнее совпадение движений с ритмиче­ской фигурой музыкального произведения, тем богаче, вырази­тельней и ярче они будут восприниматься, тем полнее будет единство музыки и движений.

мической фигурой —

Например, в отрывке музыкального произведения с такой рит-

возможен такой вариант

композиции:

1. Правую руку вперед.

2. Левую руку вперед.

3. Руки в стороны.

4. Руки вниз.

Чтобы композиция соответствовала ритмической фигуре этого отрывка, нужно внести в нее дополнительное движение.

1. Правую руку вперед.

2. Левую руку вгТеред.

3. Руки перед грудью (восьмая). — И — руки в стороны (восьмая).

4. Руки вниз.

Фразировка

Излагая какую-либо мысль, мы расчленяем нашу речь на от­дельные предложения, фразы. Музыкальные произведения тоже расчленяются на определенные построения. Отличия в изложении мысли словами и музыкой заключаются лишь в том, что построе­ния в музыке более упорядочены. Если в разговорной речи пред­ложения и фразы, выражающие мысль, как правило, различны по размеру (количество слов, время произношения), то в музыке эти куски обычно равномерны.

Наиболее простое построение музыкального произведения, в котором отдельные куски равномерны, называется квадратным. Однако его нельзя считать общим законом построения музыкаль­ных произведений. По своей длительности музыкальные построе­ния иногда могут находиться между собой в самых разнообразных


ритмических соотношениях (симфонические произведения, опер­ные и т. п.), но поскольку для музыкального сопровождения заня­тий гимнастикой чаще всего выбираются музыкальные произведе­ния квадратного строения, речь пойдет именно о такой структуре.

Наименьшее (практически значимое в гимнастике) построение, занимающее чаще всего четыре такта в музыкальных произведе­ниях простого и два такта в произведениях сложного размера, ' называется музыкальной фразой.

На слух граница фразы воспринимается как кратковременный (действительный или воображаемый) перерыв звучания, как конт­растный скачок музыкальной мысли в виде вопроса и ответа.

Если считать по четвертям, теина фразу приходится в музыкаль­ных произведениях двух- и четырехдольного размеров 8 счетов, трехдольного размера — 12, или, как это обычно делается в практи­ке занятий гимнастикой, 4 счета по тактам.

Для удобства ведения счета, составления и записи упражнений принято (только для проведения занятий гимнастикой) считать за фразу отрывок музыкального произведения двух- и четырехдольно­го размеров, заключающего в себе 8 счетов по четвертям, в произ­ведениях трехдольного размера — 8 счетов по тактам.

Вдвое больший отрывок музыкального произведения называет­ся предложением. Два предложения составляют период, которым обычно завершается музыкальное произведение полностью или его законченная часть.

Знание структуры музыкальных произведений, умение на слух определять начало и конец не только крупных музыкальных постро­ений— периодов, но также предложений и фраз необходимо для грамотного проведения занятий с музыкальным сопровождением.

Преподаватель, знающий фразировку, может составлять уп­ражнения, вести счет, подавать команды в полном соответствии с музыкальным сопровождением.

Составление упражнений. Отдельные упражнения и композиции (общеразвивающие упражнения, разновидности пере­движения, подскоки, танцевальные движения, вольные упражне­ния) могут быть составлены на 2, 4, 8, 16, 32 счета, а при большей продолжительности — на количество счетов кратное 32 (в отдель­ных случаях 16). В противном случае при переходах от одних уп­ражнений к другим, различным по характеру выполнения, акценты и окончания упражнений не будут совпадать с музыкой.

Счет. Если счет ведется на «раз-два», то начинать его можно с любого такта двух- или четырехдольного размера, лишь бы счет «раз» совпадал с сильной долей. При счете на «четыре» счет «раз» должен обязательно совпадать с первой долей такта четырехдоль­ного размера и нечетной двухдольных тактов. Когда счет ведется на «восемь», счет «раз» должен попасть на первую долю такта, с которого начинается музыкальная фраза. Иначе окончание упраж­нений не совпадает с концом музыкального периода.

Команды. Команды для перемены способа передвижений или для переходов с одного упражнения на другое должны подаваться


на стыке музыкальных периодов, так как новое упражнение или новый способ передвижения требует изменения музыкального про­изведения. Команду для окончания упражнений следует подавать с концом музыкального периода. Окончание выполнения упражне­ния даже с концом четной фразы (предложения) совпадает с неус­тойчивым звуком и вызывает неприятное ощущение.

ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Значительная часть упражнений, выполняемых на занятиях гим­настикой (ходьба, бег, подскоки, общеразвивающие и вольные уп­ражнения, танцевальные и даже некоторые акробатические уп­ражнения), проводится с музыкальным сопровождением.

В зависимости от содержания, назначения, темпа и ритма уп­ражнений подбираются наиболее подходящие музыкальные произ­ведения. По этому же принципу даже одно и то же музыкальное произведение по названию и темпу исполнения может сопровож­даться различным счетом: по восьмым, четвертям, половинам и по тактам.

Ходьба. Для ходьбы обычно подбираются музыкальные про­изведения двух- и четырехдольного размеров: марш, песня, полька и др. Произведения типа польки можно рекомендовать в тех слу- -чаях, когда ходьба чередуется с подскоками.

Счет ведется, как правило, по четвертям.

Для остановки движения подается команда: «Группа» — на 1-й счет, «СТОЙ!» — на 5-й счет последней фразы музыкального периода.

Бег. Для бега также используются музыкальные произведения двух- и четырехдольного размеров: галоп, полька, песня и другие подобные им по темпу и ритму музыкальные произведения.

В зависимости от конкретного музыкального произведения и темпа его исполнения счет можно вести как по четвертям, так и по восьмым.

Для перехода с бега на шаг и наоборот подаются команды: «Шагом» («бегом»)—на 1-й счет (реже на 5-й) «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода.

Подскоки. Для подскоков чаще всего пользуются музыкаль­ными произведениями двух- и четырехдольного размеров: полька, галоп, песни и др. В большинстве случаев счет ведется по четвер­тям, реже — по восьмым.

Подскоки рекомендуется заканчивать ходьбой. Для перехода с подскоков на ходьбу подается команда: «На месте» — на 5-й, «ша­гом»— на 7-й и «МАРШ!» — на 8-й счет последней фразы музы­кального предложения или периода.

Разновидности передвижения и упражнения на ходу. Как бы ни были разнообразны упражнения на ходу, музыкальный материал следует подбирать исходя из способа пере-


движения. Это будут такие же произведения, как для ходьбы, бега, подскоков, преимущественно двух- и четырехдольного размеров.

В зависимости от способа передвижения группы, содержания упражнений и конкретного музыкальногоп роизведения счет следу­ет максимально варьировать: по восьмым, четвертям, половинам и по тактам.

Группа начинает, изменяет и заканчивает упражнения не пре­кращая движения. Для начала упражнений на ходу подаются команды: «Упражнение начи-НАЙ!» или «МАРШ!» — в зависимо­сти от того, что будет выполняться после команды.

Команда «Упражнение начи-НАЙ!» подается: «Упражнение» — на 1-й, «начи» — на 5-й, «НАЙ!» и «МАРШ!» — на 7-й счет послед­ней фразы музыкального периода.

Для окончания упражнений подаются команды: «Обычным ша­гом— МАРШ!» или просто «Шагом (или бегом)—МАРШ!», так­же в зависимости от того, какие упражнения предшествовали команде.

Команда «Обычным шагом МАРШ!» подается: «Обычным» — на 5-й счет, «шагом» — на 6-й и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода. Команда «Шагом (или бегом) — МАРШ!» подается так же, как при беге.

Танцевальные движения. Для танцевальных движений используются разнообразные музыкальные произведения: вальс, полька, галоп, мазурка, народные танцевальные мелодии и т. п.

При обучении занимающихся какому-либо танцевальному ходу или фигуре счет следует вести на каждое движение. Например, пе­ременный шаг и шаг польки состоит из четырех движений. Один переменный шаг сочетается с одним тактом двухдольного размера. Следовательно, счет нужно вести по восьмым: «раз» — «и» — «два» — «и». Шаг вальса и большой шаг мазурки состоят из трех движений и занимают один такт трехдольного размера. Следова­тельно, счет нужно вести по четвертям: «раз», «два», «три». Если танцевальное движение заканчивается ходьбой (а после галопа это желательно), то подается команда «Шагом — МАРШ!» Для прекращения танцевального движения подается команда «Стой!» с последним счетом последней фразы музыкального периода.

Общеразвивающие упражнения. Беспредельное раз­нообразие общеразвивающих упражнений по форме, характеру, темпу и ритму требует соответствующего репертуара для музыкаль­ного сопровождения. Общеразвивающие упражнения можно про­водить под музыку любого размера. Важно, чтобы музыкальные произведения были доступны, удобны по темпу и ритму, способст­вовали повышению эмоционального состояния и эстетическому вос­питанию занимающихся.

Чтобы облегчить выбор музыкального произведения, все обще­развивающие упражнения можно разделить на две группы. В одну из них входят такие, в которых все фразы движений равноценны. Преимущественно это упражнения на силу: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания, поднимание ног в седе и т. п. Для


 




таких упражнении можно пользоваться музыкальным материалом любого размера, предпочитая трехдольный (вальс). Трехдольный размер особенно рекомендуется для плавных упражнений, составлен­ных на несколько счетов (круговые движения туловищем, наклоны назад и т. п.), при выполнении которых желательно сохранять рав­номерную плавность движений. В музыкальном произведении двух­дольного размера слишком контрастны сильные и слабые доли так­та. Это вынуждает занимающихся непроизвольно расчленять неделимое целостное движение на два. В трехдольном размере кон­трасты между сильными и слабыми долями менее выражены, что способствует выполнению движений в заданном характере.

Другую группу составляют упражнения, в которых явно выра­жены две фазы: фаза основных действий, для выполнения которой должны быть приложены значительные усилия, и малоэффектив­ное, но вынужденное возвращение в исходное положение. Преиму­щественно это упражнения для развития гибкости: взмахи ногами, рывковые движения руками и т. п. Для таких упражнений лучше всего подходит музыкальное произведение двух- и четырехдольно­го размеров. Причем фаза основных действий должна совпадать с сильной долей такта. В данном случае музыкальный акцент вызы­вает более энергичные действия занимающихся. В зависимости от нужного темпа и особенностей музыкального произведения двух-или четырехдольного размера счет можно вести по четвертям, по по­ловинам, иногда по восьмым. При исполнении произведений трех­дольного размера типа вальса счет обычно ведется по тактам и со­впадает с сильными долями.

Вольные упражнения. Подбирая музыку для вольных уп­ражнений, нужно учитывать прежде всего их назначение. Одни композиции вольных упражнений составляются для массовых пока­зательных выступлений, другие — для соревнований.

Найти музыкальное произведение, которое удовлетворяло бы всем требованиям, довольно трудно. В одних случаях произведение выходит за рамки установленного правилами соревнования време­ни, в других оно не отвечает специальным требованиям, в треть­их— не соответствует наклонностям и возможностям индивидуаль­ных исполнителей.

В зависимости от конкретных условий можно воспользоваться одним из следующих вариантов решения этой проблемы:

а) сделать купюры в выбранном музыкальном произведении,
пропуская те его части, которые мало соответствуют характеру за­
думанной композиции вольных упражнений;

б) создать компеляцию из различных музыкальных произведе­
ний одного или нескольких авторов;

в) на выбранную тему сделать обработку или вариации;

г) на готовую композицию вольных упражнений написать новую
музыку.

Все эти варианты подбора музыкального сопровождения для произвольных вольных упражнений успешно применяются на прак­тике.


Часть II ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

Глава VII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.064 с.)