Тема. «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликаций.



Вид занятий: декоративно-прикладное творчество.

Цели и задачи: расширение представлений детей о художественных материалах; развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; овладение навыками работы с различными материалами, инструментами (ножницы, кисти, цветная бумага, обрезки тканей, нитки); дать понятие об аппликации; научить использовать приемы композиции (ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет) в данном виде работы; развитие зрительной памяти детей и умения изображать природу по памяти и впечатлению.

УУД:

П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К. Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика.

Л. Формирование положительного отношения к учению

Оборудование урока: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей (лучше ПВА, так как он в отличие от канцелярского не желтеет со временем), серая, коричневая бумага или холст, мешковина (для фона).

Зрительный ряд: живые листья, собранные в саду, на улице; слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; репродукции: И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», И. Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», В. Ван Гог «Подсолнухи».

Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья…», стихотворения и загадки по теме урока.

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока. Объяснение задания.

– Что такое аппликация?

Учитель. Когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, замши художник наклеивает или нашивает на бумагу, ткань (основу), получается аппликация. Можно использовать яркие цветные фотографии из старых журналов. Тогда каждый кусочек будет иметь множество оттенков. Когда вы будете делать аппликацию, то каждую форму нужно будет вырезать ножницами. Но можно и обрывать бумагу по форме изображения (и вклеивать в контур, намеченный карандашом) – см. на рисунке.

Попробуем сделать коврик «Осенний листопад». Как красиво в осеннем лесу! Ветер срывает с деревьев листья, и они кружат свои танцы, ведут хороводы. Можно вырезать сразу много листиков, если сложить цветную бумагу в несколько раз. Можно и обрывать бумагу по форме листочка.

Давайте сделаем несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад».

Листья на траве. Детские работы. Аппликации

Стихотворения:

1.Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян.

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идём и под ногами

Слышим шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной. А. Балонский

 


2.Лес, точно терем расписной –

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной. И. Бунин

 

3.Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень:

– Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета! Э. Федоровская

 

4.Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий,

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень. А. Твардовский


 

5.Вьётся в воздухе листва, в жёлтых листьях вся Москва.

У окошка мы сидим и глядим наружу,

Шепчут листья: «Улетим!» И ныряют в лужу. Ю. Коринец

Загадки:

1.Алый платок упал за лесок,

Лёг на луг –

Потемнело вокруг. (Закат.)

2.Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)

3.Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

4.Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить землю с небом хочет слить? (Дождь.)

5.Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт. )

Что за потолок? То он низок, то высок,

То он сер, то беловат, то – чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый, кружевной и синий-синий. (Небо. )

6.Жёлтый фонарик на ветке повис,

7.Рожки его опрокинулись вниз. (Месяц. )

8.Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью. )

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Анализ и разъяснение общих ошибок.

IV. Итоги урока.

На классной доске учитель закрепляет выполненные (лучшие) работы; можно организовать экспресс-выставку «Наш осенний сад». Отмечает, какие оттенки палитры осени удалось отобразить детям, где лучше передано движение листьев, ветра, у кого аккуратнее работа. Оценивает работы.

Домашнее задание: найти репродукции работ, созданных художниками в материалах, похожих на аппликацию (мозаика, коллаж), посмотреть мозаики в общественных зданиях, инкрустацию на мебели, лоскутную мозаику.

Изобразительное искусство

Урок 4. Выразительные возможности графических ма­териалов

«Графика зимнего леса»

Вид занятий: рисование тушью, карандашом, углем.

Цели и задачи: знакомство с графикой – видом изобразительного искусства; овладение новыми инструментами (пером, палочкой, кистью, черным карандашом, углем), выразительными средствами (линией, штрихом), техникой (растушевкой); развитие наблюдательности и внимания к природе; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).

П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Л. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного

Отношения к учению

Оборудование урока: черная тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка.

Зрительный ряд: материалы экскурсий или слайды, фотографии деревьев зимнего леса; репродукции графических произведений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский – иллюстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».

Литературный ряд: М. Пришвин «Рассказы о природе»; стихотворения, загадки по теме.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Учитель знакомит детей с графикой (от grapho – «пишу») – видом изобразительного искусства, с новыми инструментами и материалами (перо, палочка, кисть, черный карандаш, уголь), выразительными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушевка) графики.

На этом уроке дети работают тушью, черными чернилами, пером, палочкой или тонкой кистью (можно угольной палочкой, черным карандашом) и выполняют рисунки линией. Линия, штрих – основной способ работы этими материалами (см. рис. 1–12, с. 29–31). Выразительность линий создается разным характером: прямые, ломаные, волнообразные, пересекающиеся, тонкие, толстые линии.

Можно рисовать обыкновенной палочкой, опуская ее заостренный конец в жидкую черную тушь, а также

пером,

кистью.

С целью развития внимания к природе и наблюдательности учитель предлагает детям представить лес без листьев и увидеть в графичности линий красоту обнаженных веток, богатство их форм, поворотов, движений. Самое важное – почувствовать это, увидеть и отобразить в рисунке разнообразие линий.

Учитель. Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным – печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.

– Чем отличаются цветные краски от черной и белой?

– Есть две группы цветов – хроматические и ахроматические. Названия их образованы от греч. слова «хроматос» – «цвет». Следовательно, хроматические – все цветные краски, ахроматические – не содержащие цвет (черный, белый, серый).

А вот что о черном и белом цветах можно узнать из загадок:

В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал. (Мел.)

Через поле напрямик,

Скачет белый воротник. (Заяц-беляк.)

Белый на белом написал, где бегал,

Рыжая пройдет, белого найдёт. (Заяц и лиса.)

Что за коняшки? На всех тельняшки. (Зебра.)

Сероват, зубоват, по полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Белые мухи на поле сели. (Снег, снежинки.)

Скатерть бéла – всю землю одела. (Снег.)

На деревья, на кусты с неба падают цветы,

Белые пушистые, только не душистые. (Снег.)

А вот веселое, забавное стихотворение:

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход,

В дымоходе чернота,

Отыщи-ка там кота!

Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы:

– С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту леса, деревьев? (Линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм.)

Л. Киселева. Первый снег

Рисунки тушью, карандашом или углем называются графикой. Изображая зиму черной тушью, можно рисовать не только кистью, но и пером (металлическим и птичьим) и обыкновенной, остро заточенной палочкой (с острым или расщепленным концом).

Если нажмешь сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка – линия станет тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, ведя одну линию, а руку от листа не отрываешь, – линия получается словно живая. Линии бывают колючими, острыми, плавными.

Линии и способы штриховки

Рис 1. Наклон в одну сторону

Рис 2. Волнообразный штрих – зигзаг

Рис 3. Штрих в несколько рядов

Рис 4. Штрих, двигающийся по кругу

Рис 5. Штрих, идущий от центра круга

Рис 6. Штрих, чуть касаясь бумаги

Рис 7. Постепенно усиливая нажим

Рис 8. Короткий и длинный штрихи

Рис 9. Меняющиеся паузы-просветы между штрихами

Рис 10. Постепенно укорачивающийся штрих
и изменяющиеся паузы-просветы

Рис 11. Штрих-зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием

Рис 12. Меняющийся наклон штриха

– Придумайте свой лес, сочините его. В искусстве сочинение на какую-нибудь тему называется композицией. Нарисуйте несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса». Постарайтесь, чтобы деревья были разной формы и по-разному располагались на листе.

К. Воробьев. Волшебный мир

А. Кравченко. Зима

– А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики?

– Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой. Деревья почти черные на фоне белого снега.)

Д. Рожкали. Соколик ржи

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

По таблице «Как дерево растет» дети объясняют зависимость расположения ветвей и характера силуэта от породы дерева. Напомнить учащимся, что, выполняя определенную роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет и определенную форму. Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется формой и строением дерева и его частей, а также художественным замыслом.

Как дерево растет

– Какие деревья бывают по характеру? (Елка – пушистая, густая; березка – стройная, гибкая, белая с черными полосами; дуб – корявый, ветвистый, толстый и мощный; ива – поникшая, гибкая, «длинноволосая», струящаяся.)

Работу можно выполнить на тонированной бумаге. Далее несложный пейзаж, состоящий из 1–2 деревьев, дороги и леса, можно изобразить по-разному. Например, нарисовать деревья и дорогу фронтально, вытянув слева направо. А можно найти такую точку зрения, так скомпоновать пейзаж, что дорога будет уходить от зрителя в глубину и помогать передаче пространства. Деревья можно поместить на переднем плане.

Стихотворение и загадки:

ЕЛИ

Ели на опушке –

До небес макушки –

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата – ёлочки,

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

И. Токмакова

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимой без иголок. (Лиственница.)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина.)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива. )

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка, сосна. )

Когда человек бывает деревом? (Со сна. )

IV. Итоги урока.

При подведении итогов урока по возможности организовать выставку работ учащихся всего класса.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: принести в класс книги, журналы, иллюстрированные черно-белыми линейными (графическими) рисунками.

 

Урок 6
«Звери в лесу».
выразительные возможности материалов
для работы в объеме

Вид занятий: лепка птиц и животных (работа в объеме).

Цели и задачи: знакомство со скульптурными материалами, освоение работы с пластилином; понять отличие работы в плоскости от работы в объеме; показ произведений из разных материалов с разными выразительными возможностями (камень, глина, дерево пластилин, стекло, фарфор, металл, бетон); дать представление о работе художника-скульптора; знакомство с анималистическим жанром; укрепление межпредметных связей (чтение, биология); развитие внимания к природе и наблюдательности, воспитание заботливого отношения к ней; развитие творческих способностей, художественной и общей культуры.

УУД:

П.Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К. Потребность в общении с учителем.Умение слушать и вступать в диалог.

Л. Формирование социальной роли ученика.Формирование положительного отношения к учению

Оборудование урока: для учителя – пластилин; для учеников – дощечка-подставка (ДВП, картон), пластилин (нежирный), стеки, тряпка, банка с водой, тальк, газеты (накрыть парты и столы), проволока (для каркаса дерева).

Зрительный ряд: методические таблицы («Последовательность рисования, лепки птиц и животных»); фотографии сувениров, скульптур (птица счастья Архангельской области); выполненные учителем и детьми модели; иллюстрации работ художников-анималистов (Е. Чарушин, В. Ватагин, Ю. Васнецов, Е. Рачев, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое. Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Винчи «Наброски коня» и другие), фотографии скульптуры египетской богини Бастет, конных скульптур П. Клодта.

Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья, А. Балонский и др.

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена, П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседы по теме урока. Объяснение задания.

Природа, которая нас окружает, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, пластичны звери и птицы! Художники любят изображать животных. Их рисуют не только красками, мелками, тушью, но и лепят из пластилина, глины.

– А чем рисунок на бумаге отличается от фигурки из пластилина?

Рисунок на листе бумаги как бы лежит на плоскости, а изображение из пластилина «живет» в пространстве. Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Такое изображение называется скульптурой (лат. sculptura от sculpo – «вырезаю», «высекаю»). Скульптура – это ваяние, пластика, вид изобразительного искусства. То, что изображает скульптор, имеет объем, его произведение можно рассмотреть со всех сторон (в отличие от картины, иллюстрации), даже ощупать. Оно имеет форму, рельеф. Скульптур вырезает, высекает, отпиливает свое произведение из твердого материала или ваяет из более мягкого или податливого. Произведение скульптора создается путем удаления лишней массы или, наоборот, путем прибавления, наращивания массы либо способом отливки (металл). Скульптура иногда бывает окрашенная (из гипса, дерева, металла), тонированная. Скульптурный станок позволяет скульптору вертеть свою работу, видеть ее с разных сторон.

– Приведите, ребята, примеры материалов, которые может использовать скульптор? (Камень, дерево, металл, бетон, стекло, гипс, глина, пластмасса, пластилин и пр.)

– Мы с вами сегодня лепим зверей из пластилина. Можно ли отнести лепку из пластилина к скульптуре – одному из видов изобразительного искусства? (Да.)

Изображение животных – тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах и стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты (показать). Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных, братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

– Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин. (Анализ зрительного ряда и обобщение учителя.)

 

Т. Агафоненко. Такого белого медведя

Златогривый конь. Соломка высек из камня В. Ватагин

III. Работа над заданием.

Задание: изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти (лепка).

Учитель показывает, как разминается «палочка» пластилина, как нужно лепить форму пальцами, как работать стекой. Парты (столы) должны быть предварительно накрыты газетами.

Следует посмотреть (на таблицах, фотографиях), как лепят животных художники, каковы формы, пропорции, движения выбранных для работы животных (использовать слайды, иллюстрации детских книжек и журналов).

Одновременная работа учителя и учащихся.

Делаем объемное изображение (скульптуру) животных родного края (заяц, лиса, кот, собака, медведь). В нашем случае – лиса и лошадка. Из небольших игрушек, принесенных детьми, отобрать для лепки наиболее выразительные и подходящие по форме и цвету.

– У кого из вас есть домашние животные?

– Что общего у разных животных, птиц? (Наличие определенных частей тела: головы, туловища, конечностей, шеи; тело покрыто шерстью, перьями, чешуей и т. д.)

– Как передвигаются звери? Где живут? Чем питаются?

Лепим лошадку:

1) Скатать «колбаску» из цельного куска пластилина (коричневого, черного).

2) Разделить на 3 части:

– из первой лепим голову и шею способом скатывания, вытягивания, придавливания;

– из второй – туловище, вытягиваем и прогибаем посередине;

– из третьей – делаем ноги и хвост (тоже разделив на три части), вытягиваем гриву.

3) Можно украсить лошадку (упряжка, шерсть, «яблоки»), процарапать ноздри, рот, глаза.

4) Закрепить на дощечке.

Лепим лису:

1) Так же скатываем и делим «колбаску» на 3 части (из коричневого, желтого, оранжевого пластилина).

2) Голову и шею вытягиваем так же, но мордочка острее; нос – можно добавить шарик.

3) Туловище расположить вертикально (лиса стоит или сидит).

4) Верхние лапы крепим с боков, задние – сбоку, горизонтально вытягиваем их ступни.

5) Хвост заострить на кончике и у основания; можно отделать белым хвостик, лапы, уши.

6) Закрепить на дощечке.

Способы работы похожи, но разница в деталях.

Этапы работы художника-анималиста над изображением животного, птицы:

1) Анализ основных форм, частей тела.

2) Уточнение характера движений.

3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.

4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).

5) Изучение среды.

Напомнить о привязанности домашних животных и птиц к хозяину-человеку, о трудностях жизни диких и бездомных животных, о сохранении мира природы на Земле.

IV. Итоги урока.

Экспресс-выставка (по возможности) из лучших работ.

Оценка выполненных учащимися работ.

Требования к работам:

– анатомически верные;

– соблюдение пропорций;

– передача движения;

– работа над мелкими деталями (шерсть, глаза и др.);

– общая завершенность, выразительность;

– аккуратное выполнение.

Домашнее задание: найти изображения скульптур по теме урока; рассказать, что в них понравилось (не понравилось).

 

 

Ход урока 7

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Выполнение задания предыдущего урока (продолжение).

Учитель. Сегодня мы лепим дополнительный элемент – дерево, с помощью которого мы создадим уже объемную композицию из двух элементов.

Лепка дерева (на картонном квадратике) с корнями, изогнутым живым стволом, все более утончающимся, и растущими в разном направлении ветвями дает представление об объеме (и объекте) в пространстве, видимом со всех сторон. Дерево должно быть выше зверя (лисы, лошадки). Лепим с использованием каркаса. В конце урока деревья компонуем в лес и заселяем зверушками. Создается игровая ситуация.

III. Итоги урока.

Экспресс-выставка. Оценка выполненных учащимися работ.

 

 

Урок 7
«игровая ПЛОЩАДКА» для вылепленных зверей.
Выразительные возможности бумаги

Вид занятий: выполнение макета игровой площадки.

Цели и задачи: знакомство с макетом, его использование в дизайне, архитектуре, с материалом для этого (картон, бумага, пластик, пенопласт); первичное знакомство со сгибанием, разрезанием, склеиванием бумаги; перевод плоского листа бумаги в разнообразные объемные формы; склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»); соотнесение по размеру объемных форм построек с вылепленными животными; развитие воображения, зрительной памяти детей.

Форма организации: совместно-индивидуальная, группами, коллективная.

Оборудование урока: бумага, ножницы, тонкий картон, клей.

Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макеты прошлых лет, выполненные учащимися; таблица, показывающая приемы работы с бумагой.

П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Л. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Учитель. Каких замечательных зверей и деревья вы вылепили! А теперь попробуйте сделать для них игровую площадку из бумаги. На ней будут горки, качели, мостики, фонтаны.

В работе с бумагой много разных приемов: ее складывают, закручивают, надрезают. Не только дети занимаются поделками из такого привычного материала, как бумага. Из нее часто делают макеты и объемные модели архитекторы, дизайнеры, конструкторы, модельеры. И хотя их готовые изделия воплощаются в совершенно разных материалах (кирпич, бетон, металлы, стекло, дерево, ткань, и др.), часто их создание начинается с бумажного проекта – модели.

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся, совместно с учителем.

Дети сооружают игровую площадку (индивидуально, группами, коллективно) из плотной бумаги.

Макеты игровой площадки

Анализ общих ошибок.

Попутно напомнить о технике безопасности и правильном поведении на уроке.

IV. Итоги урока.

Экспресс-просмотр.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: посмотреть, подумать, какие материалы используются для строительства.

 

Урок № 8 Тема. Неожиданные материалы (обоб­щение темы) Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» Изображение ночного праздничного города.

Цель: учиться создавать об­раз ночного города с помощью разно­образных неожи­данных материалов.

УУД:

П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К. Потребность в общении с учителем

Л. Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика.Формирование положительного отношения к учению

Оборудование: серпантин, конфети

Ход урока

 

Урок 9
«Наши друзья: Птицы». рисунок птицы
(ворона, журавль, голубь, петух и др.)
с живой натуры, чучела или таблицы.
Изображение и РЕАЛЬНОСТЬ

Вид занятий: рисование с натуры и по памяти.

Цели и задачи: знакомство с жанром анималистки в изобразительном искусстве; освоение понятия пластической анатомии, что она изучает, для чего служит, кто ею пользуется (художники, скульпторы); сравнение анатомии разных птиц: общее и индивидуальное, непохожее; ознакомление с произведениями изобразительного искусства в жанре анималистки; передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определение пропорций; развитие воображения, умения восхищаться красотой окружающего мира; воспитание бережного отношения к природе, экологического мышления; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание, география).

Оборудование урока: для учителя – методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучела птицы – натуральный материал, фотографии птиц, открытки, сувениры; для учащихся – художественные материалы (гуашь – 1–2 краски, ограниченное количество цветов), цветная бумага (или тонированная), кисти, баночка для воды, палитра, простой карандаш, резинка, фотографии, открытки, красочные иллюстрации из книг о птицах.

Зрительный ряд: рисунки, выполненные детьми, студентами; иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова («Ворона и лисица», «Ворона в павлиньих перьях»), В. Фаворский – иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Ласточки», М. Врубель «Лебедь», иллюстрации Е. Чарушина к книгам, рисунки и скульптуры В. Ватагина.

Литературный ряд: стихотворения и отрывки из литературных произведений о птицах, загадки; К. Паустовский «Растрепанный воробей».

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Перед выполнением рисунка учитель проводит с детьми короткую беседу, в которой обобщает знания ребят о птицах, полученные детьми из наблюдений в жизни и на уроках природоведения. Демонстрируется иллюстративный материал, сувениры.

Учитель. Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг, и то, что ему интересно, – жизнь: людей, природу, животных. Причем, всматриваясь в природу, он стремится отобразить ее как можно ближе к действительности, реально. Поэтому мы можем такого художника назвать «реалистом». Посмотрите, как художник изображает животных на бумаге, в камне, в дереве.

Красивая лиса изящная, грациозная (фотография). Художник Е. Чарушин изобразил забавную лисичку. Такие слоны (фотография) живут в далекой Индии. А вот таких величественных слонов нарисовал художник В. Ватагин. Это настоящий медведь (фотография). А этих веселых мишек нарисовал художник Е. Чарушин.

Вы уже несколько раз услышали фамилии художников, рисующих зверей и птиц: Е. Чарушин, В. Ватагин, не правда ли? Да, они очень много времени и сил посвятили именно этому виду изобразительного искусства, это была их излюбленная тема.

Справка. Художник-анималист (от слова animal, по-английски – «животное») изображает животное, рисует картины о жизни животных, птиц, насекомых, например, иллюстрируют книги о животных. Анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Загадки и стихотворение:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец. (Скворец.)

И петь не поёт,

И летать не летает…

За что же тогда его

Птицей считают? (Страус.)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.)

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днём он забияка,

Поутру – часы. (Петух.)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова.)

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Вспотыкалочку. (Утка.)

Павлин

Погляди, павлин какой!

Хвост как веер расписной.

Не гордись, павлин, хвостом –

Прослывешь большим глупцом.

Ф. Бобылев

– Можете ли вы назвать места, где живут птицы?

Птицы живут рядом с человеком, в лесах, в горах, на воде, в болотах. Поэтому они строят свои гнезда на деревьях, в кустах, в траве, на камнях, в водных камышах и так далее. Все это является природной средой обитания птиц. Внешний вид птицы сильно зависит от ее среды обитания.

При огромном разнообразии птиц голова, глаза и туловище у всех примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона частей тела, а также форма крыльев, хвоста, ног, клюва, шеи, и удивительно разнообразной может быть окраска пернатых. В очертании тела любой птицы лежат простейшие геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму. В зависимости от положения туловище птицы изображают окружностью или овалом, или оно должно напоминать грушу.

Этапы выполнения рисунка птицы:

1) Голова имеет форму шарика с точкой (глазом) – нарисовать.

2) Шея встречается длинная, короткая, средняя, широкая, узкая – нарисовать.

3) К окружности головы пририсовать ромбический клювик. Клюв бывает длинный, короткий, широкий, узкий, прямой и кривой.

4) К овалу туловища пририсовать уголками крылья и хвостик в форме трапеции. Крылья и хвост также бывают длинными и короткими (сравним лебедя и страуса, орла и воробья).

5) Ноги – длинные, короткие и средние. Лапка птицы имеет 3 пальца спереди и 1 палец сзади ноги. Пальцы заканчиваются когтями, иногда очень сильными и острыми (вспомните ястреба, коршуна). Если птица водоплавающая, то между пальцами натянуты тонкие перепонки.

6) Оперение и окраска птиц очень разнообразны (павлин и соловей): в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки, воротники и тому подобные дополнения (удод, попугай, какаду, индюк), силуэт перьев можно рисовать линями и штрихами, очерчивающими форму частей тела и намечающими пушистую фактуру поверхности тела.

7) Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде, свойственной данному виду, чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а нарисованная птица не грустила посреди белого и пустого листа бумаги.

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Дети рисуют с натуры – чучела или с рисунка в методическом пособии, иллюстрации в книге (птица должна быть видна вся).

На классной доске учитель показывает различные приемы карандашных набросков:

Первый прием: набросок начинается с указания прямыми отрезками общего расположения в пространстве (горизонтальное – у лебедя, вертикальное – у дятла, наклонное – если это утка, голубь) основных частей тела птиц. После чего прорисовываются (от указанных прямых линий) все части, детали чучела птицы (или рисунка из таблицы). Рисунок карандашом, затем раскраска способом лессировки.

Второй прием: набросок сразу начинается с определения очертания чучела птицы, далее сразу рисуем кистью быстрый этюд, затем по высохшему слою прорисовываем детали.

Справка. Лессировка (от нем. Lasierung) – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, нанесенные на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита.

В течение урока выполнить по 3–4 наброска с натуры птиц в различных положениях или один подробно проработанный рисунок, крупно. Учитель стирает с доски свои рисунки, ставит на фоне белых драпировок чучела птиц и разрешает детям приступить к рисованию.

По ходу работы можно задать вопросы, помогающие проанализировать форму натуры:

– Какова общая форма туловища птицы и каково соотношение размера шеи и головы сравнительно с туловищем?

– Где располагаются лапы: посередине туловища или ближе к хвосту, и каково их положение – вертикальное или наклонное?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.218 с.)