Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 11 «обитатели подводного мира». украшение и реальность
Тема коллективной композиции «Подводный мир». Принцип организации коллективной композиции: комбинированная работа – «сложи картинку» и «заверши рисунок» (2 разнотематические группы). Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости. Вид занятий: рисование по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в технике аппликации. УУД: П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Л. Формирование положительного отношения к учению К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Цели и задачи: использование коллективной деятельности как игрового приема; вызвать положительные эмоции от собственной и коллективной художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству; формирование и совершенствование навыков совместной работы; воспитание социально-активной позиции учащихся; освоить работу в технике аппликации и научить владению инструментами; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание, биология, труд). Оборудование урока: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры. Зрительный ряд: слайды и фотографии рыб, обитателей подводного мира, водорослей; репродукция картины А. Матисса «Красные рыбы». Литературный ряд: загадки по теме. Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»; детские песенки по теме урока. Ход урока I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. II. Беседа по теме урока. Загадки: По реке плывёт бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит… (крокодил).
Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Рыбка.) Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука.) На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом.) Скачет завирушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка.) Стеклянный домик на окне С прозрачною водой, С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум.) На окошке – пруд, В нем рыбёшки живут. У стеклянных берегов Не бывает рыбаков. (Аквариум.) Учитель обобщает знания детей об обитателях подводного мира. Он обращает внимание учеников на безграничную фантазию природы, которая создала такое разнообразие форм и окраса рыб. III. Работа над заданием. Коллективная композиция. Самостоятельная работа учащихся. Школьники класса делятся на 2 группы, так как им предстоит выполнять разные задания. Учащиеся первой группы изображают морских рыбок на отдельных листочках. Тут возможны в исполнении варианты: а) дети рисуют по готовому трафарету силуэт рыбок и раскрашивают художественными материалами; б) выполняют в технике аппликации (плоской или оригами), прорисовывая мелкие детали фломастерами; в) рисуют свободно, по памяти и представлению.
Учащиеся второй группы изображают силуэты водорослей на цветной бумаге и вырезают их. Кораллы (белые, розовые, красные), морские звезды выполняют из мягкой бумаги приемом обрывания, чтобы получить пушистые края. Коллективная композиция «Подводный мир» В конце урока ученики первой группы собирают свои работы в панно по принципу «сложи картинку», совместную композицию обобщают изображениями водорослей, которые наклеивают на панно учащиеся второй группы по принципу «заверши рисунок». IV. Итоги урока. Общий просмотр и анализ проделанной работы, ее ошибок и успехов.Уборка рабочих мест. Домашнее задание. По завершении работ можно дать адреса оригами-клубов, если кто-то из детей заинтересуется: ●The Friends of the Origami Center Of America Box PN –1 15 West 77th Street New York, NY 10024 USA ● The British Origami Society # || Xarningdall Road Kings, Heath Birmingham B14 6 LT England.
Урок 13 Вид занятия: работа в технике «граттаж» (процарапывание). Цели и задачи: дать представление об отражении элементов природы в произведениях художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов; знакомство с народными художественно-декоративными промыслами; формирование понятий об орнаменте, его элементах, законах его организации (симметрия, ритм, условность цвета); развитие образного представления, фантазии; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Оборудование урока: желток, воск. Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, бижутерии, бисерного и другого шитья, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; рисунки детей; репродукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюстрации к русским народным сказкам: М. Врубель «Царевна-Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царства», В. Суриков «Меншиков в Берёзове». Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма. Ход урока I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. II. Беседа по теме урока. Мастер Украшения учится у природы, но без собственной фантазии невозможно создать ни одного украшения, изображения. Красоту инея, паутинок, снежинок, пены набегающей волны, росинок на траве художник, фантазируя, преображает и превращает в кружева и ткани, в бусы и короны, в узоры, орнаменты, украшения. На уроке показываются украшения, изделия (кружева, бижутерия, вышивка и т. д.), в которых отражены уже знакомые детям элементы природы. – Народные мастерицы дали ласковые названия своим узорам. Прочти их названия: «Гулички» «Комар» «Звездочки» «Елочка» «Репей» Мастер Украшения – это художник, который создает украшения для человека. Посмотрим на украшения с драгоценными камнями, ведь это листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника! Например, художник, после того как сконструировал форму кокошника – старинного женского головного убора, придумал из листьев и цветов украшения для него. А вот рыбка – ее рисунок и сочетания цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья. – Рассмотрим это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем? Так родилось декоративно-прикладное искусство. Справка. Декоративное искусство (от лат. decoro – «украшаю») – один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется: на 1) связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи, мозаика, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.); 2) декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и 3) оформительское искусство. Термин «декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. В декоративно-прикладном искусстве польза и красота всегда рядом. Предметы должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры по ткани, узоры ковра – все это требует большого мастерства. Однако декоративные произведения демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства выпускаются художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о стилевом единстве в декоративном искусстве определенной исторической эпохи.
Е. Ельфина. Поющее дерево. Панно. Кружево Художественная промышленность (куда относятся и народные художественные промыслы) – это массовое производство декоративно-прикладных художественных изделий по проектам и моделям художников. К отраслям художественной промышленности относятся: художественно-текстильная промышленность, силикатная и керамическая, производство мебели, ковров, обоев и другое. До появления фабрик они осуществлялись ремесленными цехами, затем мануфактурами. В ХХ веке на них работают квалифицированные мастера декоративного искусства, а современная техника дает разнообразные возможности. Современные промыслы сложились на базе древнего народного искусства. Традиционные центры славятся своими изделиями и внутри страны, и за ее пределами. Наряду с мастерами, объединенными в традиционных центрах, существует целая армия мастеров-одиночек, следующих в своем творчестве народной традиции. Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства начинают развиваться в новых районах, где их раньше не было. Распространение народных промыслов является следствием их популярности. Поэтому отдельные города, области, края, республики стремятся создать у себя предприятия по изготовлению художественных изделий в народном характере, гордятся ими и широко рекламируют их. И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных» роботов, механические руки, – живые человеческие руки не могут оставаться без дела. Своими руками сработанная вещь, в которой можно выразить себя, свои чувства, проявить свои смекалку, умение и терпение, вкус, – эта вещь всегда найдет себе место среди стандартных промышленных изделий. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его сопротивление – в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом. В нашей стране в области керамики славятся: Гжель, игрушки Дымково и Филимоно, Скопин. Резьба и роспись по дереву: Городец, игрушки Сергиев Посада и Богородского, Хохлома. Вышивка и кружево: Набойна. Особенно знамениты елецкие кружева, павлово-посадские платки, вязаные вещи Архангельской области, украшенные вышивкой, бисером меховые вещи, сработанные на Севере; ковры Дагестана.
В области художественного металла: каслинское литье, серебро с чернью Великого Устюга, кубачинские изделия, ростовская финифть, ювелирные изделия Мстеры и села Красное (Костромская область), златоустовская гравюра на стали. Художественные изделия из кости и камня Архангельска, Тобольска и Чукотки. Русские художественные лаки: Федоскино, Палех, Мстера, Хoлуй, подносы Жостово. Россия – многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И каждый народ имеет свое декоративно-прикладное искусство. Общей основой изделий народных мастеров, народных умельцев является их практическая направленность (посуда, полотенце, одежда, шкатулки и т. п.). Также на изделиях умельцев разных народностей есть украшения в виде орнамента. Каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами других народов (ритмическое построение, растительные и геометрические формы животного мира, общее композиционное решение – формат, цветовую гамму), все же отличается своими особенностями, национальным колоритом, сочетанием элементов и т. д. Большим своеобразием отличаются орнаменты народов мира. Географические особенности очень влияют на рисунок, колорит, композицию орнамента каждого народа. III. Работа над заданием. Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.). Работа в технике «граттаж» (процарапывание). Этапы выполнения задания: 1) Грунтовка листа: – расположить лист перед собой, отчертить сверху–снизу, справа–слева по 3–4 см, сделать внутреннюю рамку; – подготовить мягкий желток (растопить воск), распределить между учащимися (по рядам, на 2–3 парты; яйца и воск свечи приносят дети); – загрунтовать желтком (воском) внутренний прямоугольник, промывая кисть в конце работы; – загрунтовать 2–3 раза тушью или черной (можно цветной) гуашью так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро, аккуратно, не растирая по одному месту более 2–3 раз кистью до высыхания; – высушить; – на полях – рамке придумать сюжет будущего рисунка, сделав маленький эскиз в карандаше. 2) Пока грунт подсыхает, можно выполнить серию графических упражнений на отдельном листе: – разная сила штриха; – короткий и длинный штрих; – разная ширина просветов между штрихами. 3) Рисунок узора выполнить процарапыванием, рисовать тонкой кисточкой белой гуашью. Контур «изделия» обводят по трафарету. Справка. Орнамент (от лат. ornanentum – «украшение») – узор, построенный на ритмическом чередовании, организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый. Орнамент можно нарисовать графическим материалом, написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу, его можно сплести в виде кружева, циновки. Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (готику, барокко, модерн мы угадываем сразу).
Симметрия (от греч. symmetria) – соразмерность. Гармония (от греч. harmonia) – связь, стройность, соразмерность. Ритм (от греч. rhythmos) – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. д.), происходящее с определенной последовательностью, частотой. Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок. Требования к рисункам: – равновесие, соразмерность; – оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно); – умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владение материалом, изобразительной техникой; – аккуратность, не должно быть прорезов бумаги, дырок. Справка. Способом «процарапывание» пером или острым инструментом картона или бумаги, залитых тушью, пользуются многие художники, называется такая техника – «граттаж» (от франц. – «скрести, царапать»). IV. Итоги урока. Экспресс-выставка. Оценка выполненных работ, отбор лучших рисунков. Уборка рабочих мест. Домашнее задание: посмотреть в детских книжках украшения сказочных героев.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.03 с.) |