II. Беседа о «теплых» и «холодных» цветах. Упражнение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Беседа о «теплых» и «холодных» цветах. Упражнение.



Выполнение упражнения на освоение «теплых» и «холодных» цветов: вспоминаем 7 цветов радуги (пословицу про них).

Целесообразно предложить детям взять краски и зарисовать то, что объяснит учитель.

Этапы выполнения упражнения:

1) Расположить лист альбома горизонтально.

2) Разделить его на три части двумя вертикальными линиями.

3) Слева расположить красную, оранжевую, желтую полосы, плавно переходящие друг в друга.

4) Справа сверху вниз идут голубой, синий, фиолетовый цвета.

5) В середине зеленая полоса.

6) Наши цвета разделились на три команды. Рассмотрим их.

– Что они вам напоминают?

Слева – огонь, солнце, тепло. Это «теплые» цвета – красный, оранжевый, желтый. Справа – голубой, синий, фиолетовый. Они похожи на холодный ветер, небо, снеговые облака, иней. Это «холодные» цвета. «Теплые» воспринимаются более радостно, активно и возбуждающе, а «холодные» цвета – более грустно. Красный дарит веселое настроение, праздничность, а синий цвет успокаивает.

– Почему же зеленый цвет остался без названия? Потому что он может быть и «теплым», и «холодным». Как?

Возьмите кисточку и капните желтую краску сверху на полоску зеленого цвета (вверху), а снизу добавьте каплю синего цвета. Получилось два новых цвета, оттенков зеленого. Определите, какой оттенок «теплый», а какой «холодный».

Зеленый цвет занимает особые положения среди цветов. Он находится на границе двух групп, и поэтому все зависит от того, какого цвета в нем больше и рядом с каким цветом он стоит. Если в нем больше желтого, то зеленый цвет – «теплый», если синего, то – «холодный». Синий «холоднее» голубого, фиолетовый «теплее» синего, красный «теплее» зеленого, а зеленый – синего. Теплые и холодные качества, как видите, относительные.

Но есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый – самый «теплый» цвет, а самый «холодный» цвет – синий. Не случайно они находятся в спектре друг против друга, как полюса у глобуса.

– А как другие цвета можно сделать более «теплыми» или «холодными»?

III. Работа над заданием.

Дети рисуют костер на фоне темного ночного неба. Детям надо почувствовать «борьбу» и напряжение цвета при столкновении «теплого» и «холодного». Прекрасный пример – гаснущий костер, когда на фоне мерцающих холодных углей и неба взвиваются огненные языки пламени.

Во время практической работы краски нужно смешивать прямо на листе или на палитре (если дети испытывают трудности). Черная и белая краски не используются.

Заполняя весь лист, можно свободно смешивать краски между собой. Пробелов не оставлять. Костер изображается как бы сверху гаснущий (работа по памяти и впечатлению).

Можно костер поместить в одном углу листа или в центре и постепенно, от этого пятна, заполнить красками весь лист.

Загадки:

Голубой шатёр

Весь мир накрыл. (Небо.)

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо-зёрна.

Чёрный белого позвал,

Белый зёрна поклевал. (Ночь, звёзды, день.)

Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь.)

Чем кончаются как день, так и ночь? (Мягким знаком.)

IV. Итоги урока.

На классной доске прикрепляются выполненные учащимися работы. Учитель отмечает, какие оттенки огня и ночи, тепла и холода удалось отобразить детям, насколько выразительными и удачными получились работы.

Оценка работ. Убора рабочих мест.

Домашнее задание: подумать, где в природе еще встречается «борьба» теплых и холодных красок, в каких состояниях природы, времен года преобладают «холодные» или «теплые» цвета.

 

 

Урок 28
(«мозаика».
цвет как средство ВЫРАЖЕНИЯ:)
«тихие» (глухие) и «звонкие» цвета
(«Весенняя земля»)

Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.

Цели и задачи: знакомство с новыми выразительными возможностями цвета, цветоведением; развитие чувства композиции; умения определять оттенки одного цвета, «холодные» и «теплые» цвета; формирование графических навыков в живописи, художественного вкуса; развитие наблюдательности и внимания; зрительных представлений и впечатлений от натуры, зрительной памяти; воображения, творческой фантазии, глазомера; воспитание эстетического отношения к действительности и искусству, трудолюбия, усидчивости, чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование урока: гуашь, крупные и мелкие кисти, альбом, бумага, палитра.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана; близкие по выполнению в цвете репродукции живописных произведений; авторские работы школьников, студентов, художников; методические пособия по цветоведению.

Литературный ряд: рассказы М. Пришвина, стихотворение С. Есенина «Черемуха».

Музыкальный ряд: Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»), А. Глазунов фантазии «Лес», «Море», А. Вивальди цикл «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Показ и анализ слайдов, репродукций, методических пособий. При показе слайдов, передающих красоту весенней земли, подчеркнуть ее дымчатость, нежные и тонкие цветовые соотношения. Весной в природе мало открытого цвета. Некоторые слайды можно показать не в фокусе (нечетко), тогда ребята яснее, обобщеннее увидят цвет весны. Нужно учить детей видеть и наслаждаться цветовым богатством природы. Цвет, смешанный с белой, черной, серой красками, становится приглушенным, «тихим».

– Какие же выразительные свойства у такого цвета, какие чувства он у вас вызывает?

«Звонкий» цвет получается от смешения красной, синей и других красок. К «звонкому» цвету прибавили черную краску – и цвет стал мрачным, опасным, как грозовые тучи; соединим «звонкий» с белой краской – он станет нежным, ласковым или грустным.

Так дети знакомятся с новым понятием – цвет «звонкий» и «тихий» (глухой), с новыми выразительными возможностями цвета как художественного средства в руках художника. Цвет «тихий» может быть нежным или мрачным, ласковым или грустным.

III. Работа над заданием.

Дети изображают весеннюю землю (индивидуально по памяти и впечатлению).

Работу провести или по выбору, или по вариантам: создаем либо «теплое царство» (используем «теплые» цвета + белый, черный), либо «холодное царство» («холодные» цвета + белый, черный). Добиваемся колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Для упрощения оформляем работу следующим образом:

1) отступив со всех четырех сторон листа по 1,5–2 см, рисуем (по линейке) рамку внутри листа;

2) затем произвольными линиями «дробим» внутренний прямоугольник на участки – кусочки. «Кусочки» не слишком большие и не очень маленькие, S = 1–4 см2;

3) затем раскрашиваем, но (!) используем каждый оттенок не менее 3–4 раз. Вначале несколько «звонких» пятен, затем «глухие» (их гораздо больше). Заполняем весь прямоугольник без пробелов.

IV. Итоги урока.

Анализ выполненных работ. Учитель отмечает красиво найденные сочетания «теплого» и «холодного» цветов.

Подведение итогов урока.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: посмотреть, что и когда в природе окрашено в «звонкие и «тихие» цвета; когда в природе больше «холодных» и «теплых» цветов, когда – «звонких» и «глухих». Вспомнить, найти репродукции пейзажей, где преобладали бы нежные или мрачные цвета.

 

 

Урок 29 (графические УПРАЖНЕНИЯ.
линия как средство выражения.)
Что такое ритм линий.

Цели и задачи: формирование умениячувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, использовать ее возможности в собственном творчестве; закрепление умения передавать свои наблюдения в рисунке; учить приемам композиции; формирование навыков пользования линейкой; укрепление межпредметных связей (математика).

УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

Отношение к учению Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Оборудование урока: карандаши, фломастеры, пастель, восковые или цветные мелки (как подмалевок используются работы с изображением весенней земли, можно работать гуашью на чистом листе, но создавать линейное изображение, а не живописное), уголь, тонированная бумага (можно черную бумагу, под мел белый, пастель).

Литературный ряд: М. Пришвин «Лесной ручей», загадки, стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: А. Аренский «Лесной ручей», «Прелюдия»; Э. Григ «Весной».

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.012 с.)