О жанре портрета, его разновидностях, пропорциях, мимике лица. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О жанре портрета, его разновидностях, пропорциях, мимике лица.



Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника-портретиста видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, т. е. внутреннего состояния человека в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей, привычной человеку обстановке. Разновидность портрета: интимный, парадный, социальный (Н. Ярошенко «Кочегар»), психологический (В. Перов «Портрет Ф. И. Достоевского»), мемориальный (уже умершего человека, по фотодокументам, описаниям), парный и одиночный, групповой, подгрудный, поясной, поколенный, автопортрет.

Слово «портрет» обозначает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека. В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи, составляли семейные портретные галереи и передавали их из поколения в поколение. Через портрет можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки.

Если видим на картине

Чей-то профиль иль анфас,

Или, может быть, задорный

И весёлый чей-то глаз,

Может, грустный или смелый,

Может, добрый или злой,

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может, папа или мама,

Может, дедушка и я

Нарисована в картине,

Может, вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется портрет!

С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, а люди заказывать их. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает автор, а он по-разному может показать одного и того же человека, он может заметить в человеке то, что не заметит объектив.

Как известно, у человека бывает разное настроение.

– Какие вы знаете?

Разное выражение лица человека называется мимикой.

Рассмотрим методические таблицы «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, 3/4, профиль)», «Мимика».

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить доброго и злого воина (например, богатыря или царя Салтана, его врага, похожего на Кощея, Змея Горыныча или подлого Боярина). При наличии дополнительного урока можно расширить образные ассоциации каждого ребенка. Тем, кто в прошлый раз рисовал положительного героя, дать задание на изображение отрицательного и наоборот. Это снимает опасность выработки стереотипного изображения, самокопирования.

Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».

Этапы выполнения задания:

1. Сначала ведется работа вместе: учитель – на доске, дети – на бумаге. Начинающим художникам можно воспользоваться любой фотографией лица крупного размера или же иметь перед собой (или на доске) зеркало (особенно если дома рисуем).

1) Отступаем сверху 2–3 см, делим оставшееся расстояние на две части. В верхней части будет располагаться лицо.

2) Рисуем голову – овальную форму, вверху более расширенную, внизу более суженную (похожую на яйцо). Она симметрична. Для облегчения работы нарисуйте вертикально ось симметрии тонкой линией.

3) Лицо (овал) делится на три части горизонтальными линиями (лоб и брови, глаза и нос, в нижней части – рот и подбородок).

4) Изображаем части лица. Брови, глаза образуются дугообразными линиями. Глаза по силуэту похожи на листик дерева. В середине глаза рисуется радужка и зрачок (объяснить, что это). Радужка больше зрачка, прикрыта верхним и нижним веками и не видна полностью, как круг. А зрачок виден.

5) Намечаем местоположение носа вертикальной линией посредине, сверху вниз. Начало носа – переносица идет от бровей; середина носа у?же крыльев носа. Нос намечаем в виде трапеции. Форма носа у всех людей разная, но строение и общее соотношение близки. Макушка носа закругляется.

6) Рисуем рот – ниже носа. Ниже второй линии (деления) намечаем горизонтальную линию, сверху и снизу от нее рисуем две дуги, затем на верхней делаем маленькую выемку посередине.

7) По сторонам головы на уровне носа расположены уши.

8) Прорисовка деталей. Волосы бывают разные по цвету (русые, рыжие, каштановые, черные), прямые и кудрявые, разные по длине. Люди по-разному укладывают волосы. Глаза у людей тоже по цвету и форме отличаются (сравните глаза японца и европейца).

2. Затем работа индивидуальная – каждый должен дофантазировать на этой основе лица (портреты) героев мужских образов, контрастных по характеру.

3. Смонтировать героев, попарно склеить.

IV. Итоги работы.

Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: учиться рисовать портреты, используя фотографии или смотрясь в зеркало, можно попросить родных и друзей попозировать; нарисовать портрет куклы; хорошо изучить строение головы и частей лица (по натуре и по работам художников); посмотреть в детских книжках, как художники изображают злых и добрых мужских и женских сказочных персонажей.

 

 

Урок 18
ЖЕНСКИЙ образ русских сказок.
выражение характера человека в изображении

Вид занятий: рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру.

Цели и задачи: закрепление навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности; развитее эстетического отношения, творческого воображения.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение слушать и вступать в диалог Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Оборудование урока: гуашь или пастель (мелки), графические материалы, бумага, фотографии.

Зрительный ряд: слайды и репродукции картин: В. Васнецов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», М. Врубель «Царевна-Лебедь», «Царевна Волхова» (Н. И. Забела-Врубель в роли Волховы), К. Сомов «Язычок Коломбины», Ф. Малявин «Вихрь», Б. Кустодиев «Купчиха», «Масленица», «Ярмарка», Ф. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», В. Боровиковский «Портрет Е. Н. Арсеньевой», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», Н. Рерих «Снегурочка», А. Архипов «Портрет крестьянки», Рембрандт «Портрет старушки».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Беседа по теме урока.

Когда художник изображает человека, то мы, как правило, можем понять не только, кто этот человек, но и добрый он или злой, ласковый и суровый, т. е. какой он, какой его характер. Когда создается образ доброй царевны, то художник воспевает ее нежность, приветливость, стройность, улыбку и доброту. А изображая злую, он стремится показать ее жадность, коварство, леность.

Стихотворения:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

Из «Сказки о царе Салтане»

А. С. Пушкина

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Из «Сказки о мёртвой царевне»

А. С. Пушкина

Смотрим иллюстрации о русском национальном костюме. Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок: Василису Прекрасную и Марью Моревну. «Лебёдушка, утушка-голубушка, красна-девица» – так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.

– Вы, наверное, видели такие одежды в музее или в театральном представлении, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. В народе издавна к праздникам готовились заранее. Особенно тщательно подбирали наряд.

Ответьте на вопросы:

1) Какие главные части женского народного костюма (сарафан, рубаха, душегрея, головной убор – корона, венец, кокошник) изображены на иллюстрациях? Назовите их.

2) Что тебе понравилось в ансамбле народного женского костюма? Объясни почему.

В. Суриков. Сибирская красавица

Женские персонажи из «Сказки о мертвой царевне»

III. Работа над заданием.

Задание: изобразить противоположные по характеру сказочные образы (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.).

Класс разделить на две группы: одни изображают добрых, другие – злых персонажей. При наличии дополнительного урока дети изображают противоположные по характеру образы тем персонажам, что делали на прошлом уроке (по женскому образу). Нецелесообразно всему классу давать задания изображать только добрых или только злых героев, так как не с чем будет сравнивать – не будет хватать противоположных образов.

Помните: цветовые сочетания могут помочь рассказать о характере героя и выразить отношение художника к нему. Поэтому злой образ изображаем в холодной и темной цветовой гамме (холодные + черная), а добрый – в теплой и светлой (теплые + белая). Рисуем портрет: либо по пояс, либо в рост.

Загадки:

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (Глаза.)

Между двух светил

Я в середке один. (Нос.)

Не сеют, не сажают,

Сами вырастают! (Волосы.)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы, зубы, рот.)

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (Глаза.)

Выполнив рисунки, скомпонуем попарно, дадим название работам. Умение подобрать название к своей работе – тоже важное умение художника.

IV. Итоги урока.

Экспресс-выставка (по рядам). Дети выходят к доске и показывают работы остальным.

Требования к работам:

– соразмерная компоновка в листе (горизонтально расположенном, вертикально);

– хорошее владение художественными материалами;

– аккуратность исполнения;

– интересный сюжет, выразительное сочетание материалов;

– завершенность;

– наличие названия.

Общая оценка успешности работы.

Домашнее задание: вспомнить изображения в искусстве противоположных женских образов; оформить выставку из работ, выполненных на уроках 17, 18.

 

 

Урок 20
Образ человека в скульптуре.

Образ сказочного героя

В объёме

Вид занятий: изображениев объеме сказочных героев (лепка).

Цели и задачи: знакомство со скульптурой, с работой скульптора (работа в пластилине, глине > гипсовая модель > работа в материале: камень, металл, цемент и т. п.); формирование умения работать с пластилином, умения уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме, найти координационные точки (опорные, ключевые) фигуры; усвоение примерного соотношения масс частей тела; развитие образного видения, умения смотреть на скульптуру с разных точек зрения, совмещать в одно целое детали; воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства; развитие творческого склада ума, воображения, ассоциативного мышления.

УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Оборудование урока: для учащихся – стеки, пластилин, дощечки-подставки для фигуры, клеенка, газеты, тряпки, проволока для каркаса, сувениры; для учителя – то же.

Зрительный ряд: готовые работы детей; сувениры, куклы; методические таблицы; фотографии скульптуры, в том числе античной (работы древнегреческих скульпторов); слайды скульптурных изображений произведений С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля, средневековой европейской скульптуры.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Мастер Изображения работает не только на плоскости. Художественное изображение в объеме также является выражением чувств и мыслей художника.

Расспросив детей об известных им скульптурных изображениях, надо рассказать о памятниках, воспевающих такие качества человека, как мужество, мудрость, любовь к людям.

Справка. Лепка – процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способом прибавления к изначальному объему материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и прочее. Материалы лепки – глина и пластилин.

Скульптура как вид искусства свое название получила от латинского слова «скульпо», означающего «вырезать», «высекать». Скульптура реально объемна, существует в реальном пространстве, в отличие от живописи и графики. Обозримую со всех сторон скульптуру называют круглой.

Пластическое обогащение большой плоскости (стены здания, например) осуществляется уплощенной скульптурой – рельефом. В зависимости от степени уплощения возникло два основных вида рельефа: высокий (горельеф) и низкий (барельеф).

Горельеф – изображение выступает над фоном более чем на 1/2 своего объема, что позволяет передать глубину пространства.

Барельеф – изображение выступает над фоном не более чем на 1/2 своей толщины, что создает уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно-прикладном искусстве. В барельефе значительную роль играет линия, что позволяет считать низкий рельеф промежуточным звеном между скульптурой и графикой (вспомните барельефы Древнего Египта).

Содержание скульптуры многообразно. Ее жанры: портрет, бытовой, монументальный, историко-революционный, анималистический, мелкая пластика.

По назначению бывает:

монументальная скульптура (памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах; особый ее жанр – мемориальная скульптура (надгробия и пр.);

декоративная скульптура в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация и т. п.);

станковая скульптура (скульптура малых форм – один из ее видов).

С помощью плакатов и набросков на классной доске учитель объясняет последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий. Сравнивая эти позы, учащиеся быстрее понимают динамику движения человеческой фигуры, пространственное соотношение ее частей. Для убедительности можно продемонстрировать репродукции картин художников с изображением спортсменов (А. Дейнека, Жилинский и другие).

Построение фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов,
вид спереди, А – экстерьер, Б – скелет:

1 – скуловая дуга, 2 – сосцевидный отросток, 3 – угол нижней челюсти, 4 – шейные позвонки, 5 – яремная впадина, 6 – ключица, 7 – акромнов, 8 – головка плеча, 9 – лопатка, 10 – плечевая кость, 11 – наружный надмыщелок плеча, 12 – внутренний надмыщелок плеча, 13 – тело лучевой кости, 14 – локтевая кость, 15 – нижний конец лучевой кости, 16 – головка локтевой кости, 17 – запястье, 18 – пястные кости, 19 – головка пястных костей, 20 – фаланги пальцев, 21 – подвздошный гребень, 22 – передняя верхняя подвздошная ость, 23 – передняя нижняя подвздошная ость, 24 – большой вертел, 25 – бедренная кость, 26 – надколенник, 27 – наружный мыщелок бедра, 28 – щель коленного сустава, 29 – наружный мыщелок большеберцовой кости, 30 – головка малоберцовой кости, 31 – малоберцовая кость, 32 – большеберцовая кость, 33 – наружная лодыжка, 34 – фаланги пальцев, 35 – головки плюсневых костей, 36 – плюсневые кости, 37 – пяточный бугор, 38 – таранная кость, 39 – внутренняя лодыжка, 40 – внутренний мыщелок большеберцовой кости, 41 – внутренний мыщелок бедра, 42 – седалищный бугор, 43 – лонное сращение, 44 – крестец, 45 – надчревный угол, 46 – ребра, 47 – мечевидный отросток грудины, 48 – угол лопатки, 49 – тело грудины, 50 – рукоятка грудины, 51 – локтевой отросток кости, 52 – подбородочное возвышение.

 

Пропорции фигуры человека – по методической таблице.

Рассказ.

О работе скульптора, технологии его работы над скульптурой (замысел > этюд в пластилине, глине > гипсовая модель > работа в материале: камень, металл, цемент, дерево). Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом из металлической проволоки, палок и палочек, каркас в скульптуре выполняет как бы роль скелета, опорных точек.

– Какие скульптурные памятники вы знаете? Где они установлены? (Ответы детей и обобщение учителя.)

III. Работа над заданием.

Предложим детям изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы – выполнение скульптуры. Создадим в объеме образы с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба-Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т. д. На дополнительном уроке дети лепят контрастные образы тем, что лепили на прошлом уроке.

Работа выполняется индивидуально.

Можно выполнить работу с использованием заготовки фигуры, которую учитель и ученики выполняют последовательно вместе.

Стадии лепки:

1) На дощечке-подставке сделать невысокий плинт (подставочку под будущую фигуру).

2) Взять несколько кусочков пластилина (лучше не жирного, который держит форму, «не плывет») темного цвета. Для этого смешать заранее дома все цвета до однородного серого.

3) Скатать «колбаску», отделить 1/7 часть. Это голова. Вылепить ее яйцеобразную форму.

4) Из маленького кусочка лепить цилиндрическую шею, соединить с головой (снизу).

5) Остаток пластилина разделить на две части: туловище и конечности. Туловище слегка примять в талии, обработать места соединения водой, соединить туловище с головой и шеей. В бедрах шире фигура женщин, а в плечах – мужчины, поэтому придаем фигуре силуэт согласно замыслу. Сгладить плечевой пояс.

6) Остаток разделить на две части (одна побольше): меньшая часть – руки, большая – ноги.

7) Больший кусок снова разделить на две части, вытянуть две ноги, помня о соотношениях тела человека, сформировать колени, скруглить ступни (согнув их вперед), прикрепив к туловищу (снизу, а не сбоку).

8) Разделить меньший кусок пластилина на две части, сформировать руки, прикрепить к туловищу (сбоку), сделать ладони, сплющив пластилин, стекой отделить большой палец, скруглить ладони, прикрепить.

9) Дополнить образ необходимыми деталями одежды, внешности.

10) Установить с помощью палочек, спичек, другого каркаса на плинт. Общая высота модели 10–12 см.

11) Показать фигурку в движении. Например, выдвинуть вперед ее руки, чуть изогнув торс и ноги; отвести одну ногу назад, а другую выдвинуть вперед; соответственно движению рук расставить ноги и наклонить туловище вперед, стремясь подчеркнуть усилие, прилагаемое фигурой.

IV. Итоги урока.

Экспресс-просмотр. Анализ общих ошибок. Показ удачных работ.

Оценки выставить сразу, так как работы, уносимые детьми домой, могут повредиться. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.062 с.)