Повесть временных лет». История текста. Основные гипотезы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повесть временных лет». История текста. Основные гипотезы.



Гипотеза А.А.Шахматова.

"Повесть временных лет" - выдающийся исторический и литературный памятник,

отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный

расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые

десятилетия XII в., она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего

времени. Самые старшие из них -Лаврентьевская летопись - 1377 г., Ипатьевская,

относящаяся к 20-м годам XV в. Летопись вобрала в себя в большом количестве

материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных

исторических лицах и событиях.

История возникновения русской летописи привлекала к себе внимание не одного

поколения русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако только А. А. Шахматову,

выдающемуся русскому филологу, в начале нынешнего столетия удалось создать наиболее ценную научную гипотезу о составе, источниках и редакциях "Повести временных лет".

При разработке своей гипотезы А. А. Шахматов блестяще применил сравнительно-

исторический метод филологического изучения текста. Результаты исследования

изложены в его работах "Разыскания о древнейших русских летописных сводах"

Начальный свод. Согласно А.А.Шахматову, В 1039 г. в Киеве учредили митрополию —

самостоятельную церковную организацию. При дворе митрополита был создан

≪Древнейший Киевский свод≫, доведенный до 1037 г. Этот свод, предполагал А. А.

Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного

материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на ее основе и на

основе ≪Древнейшего Киевского свода≫ в 1050 г. возникает ≪Древний Новгородский

свод≫. В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя

≪Древнейший Киевский свод≫, составил ≪Первый Киево-Печерский свод≫, куда включил также записи исторических событий, происшедших после смерти Ярослава Мудрого (1054). На основании ≪Первого Киево-Печерского свода≫ и ≪Древнего Новгородского свода≫ 1050 г. создается в 1095 г. ≪Второй Киево- Печерский свод≫, или, как его сначала назвал Шахматов, ≪Начальный свод≫(назван так, потому что Шахматов сначала именно его определил первым). Автор ≪Второго Киево-Печерского свода≫ дополнил свои источники материалами греческого хронографа, Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония Печерского. ≪Второй Киево-Печерский свод≫ и послужил основой ≪Повести временных лет≫.

В начале XII в. ≪Начальный свод≫ был снова переработан: монах Киево-Печерского

монастыря Нестор —книжник широкого исторического кругозора и большого

литературного дарования (его перу принадлежат также ≪Житие Бориса и Глеба≫ и ≪Житие Феодосия Печерского≫) создает новый летописный свод —≪Повесть временных лет≫. Нестор поставил перед собой значительную задачу: не только изложить события рубежа XI–II вв., очевидцем которых он был, но и полностью переработать рассказ о начале Руси —≪откуду есть пошла Руская земля кто в Киеве нача первее княжити≫, как сам сформулировал он эту задачу в заголовке своего труда (ПВЛ, с. 9).

Нестор вводит историю Руси в русло истории всемирной. Он начинает свою летопись

изложением библейской легенды о разделении земли между сыновьями Ноя, при этом

помещая в восходящем к ≪Хронике Амартола≫ перечне народов также и славян (в другом месте текста славяне отождествлены летописцем с ≪нориками≫ —обитателями одной из провинций Римской империи, расположенной на берегах Дуная). Неторопливо и

обстоятельно рассказывает Нестор о территории, занимаемой славянами, о славянских

племенах и их прошлом, постепенно сосредоточивая внимание читателей на одном из этих племен —полянах, на земле которых возник Киев, город, ставший в его время ≪матерью городов русских≫. Нестор уточняет и развивает варяжскую концепцию истории Руси: Аскольд и Дир, упоминаемые в ≪Начальном своде≫ как ≪некие≫ варяжские князья, называются теперь ≪боярами≫ Рюрика, именно им приписывается поход на Византию во времена императора Михаила; Олегу, именуемому в ≪Начальном своде≫ воеводой Игоря, в ≪Повести временных лет≫ ≪возвращено≫ (в соответствии с историей) его княжеское достоинство, но при этом подчеркивается, что именно Игорь является прямым наследником Рюрика, а Олег —родственник Рюрика —княжил лишь в годы малолетства Игоря.

Нестор еще более историк, чем его предшественники. Он пытается расположить

максимум известных ему событий в шкале абсолютной хронологии, привлекает для своего повествования документы (тексты договоров с Византией), использует фрагменты из ≪Хроники Георгия Амартола≫ и русские исторические предания (например, рассказ о

четвертой мести Ольги, легенды о ≪белгородском киселе≫ и о юноше-кожемяке).

Около 1116г. по поручению Владимира Мономаха ≪Повесть временных лет≫ была

переработана игуменом Выдубицкого монастыря (под Киевом) Сильвестром. В этой новой (второй) редакции Повести была изменена трактовка событий 1093–113 гг.: они были изложены теперь с явной тенденцией прославить деяния Мономаха.

Наконец, в 1118 г. ≪Повесть временных лет≫ подверглась еще одной переработке,

осуществленной по указанию князя Мстислава —сына Владимира Мономаха.

Повествование было продолжено до 1117г., отдельные статьи за более ранние годы

изменены. Эту редакцию ≪Повести временных лет≫ мы называем третьей. Таковы

современные представления об истории древнейшего летописания.

Лихачев: Политическая борьба Руси (за независимость) с Византией переходит в открытое вооруженное столкновение. В этот период борьба за самостоятельность охватывает все области культуры Киевской Руси, в том числе и литературу. Д. С. Лихачев указывает, что летопись складывалась постепенно, в результате возникшего интереса к историческому прошлому родной земли и стремления сохранить для будущих потомков значительные события своего времени. Исследователь предполагает, что в 30—0е годы XI в. По распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных

исторических преданий, которые Д. С. Лихачев условно называет ≪Сказания о

первоначальном распространении христианства на Руси. Эти предания носили

антивизантийский характер. Так, в сказании о крещении Ольги подчеркивалось

превосходство русской княгини над греческим императором. Предание об испытании веры Владимиром подчеркивает, что христианство было принято Русью в результате свободного выбора, а не получено в качестве милостивого дара от греков.

Д. С. Лихачев предполагает, что ≪Сказания о первоначальном распространении

христианства на Руси≫ были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Однако Константинополь не был согласен с назначением на митрополичью кафедру русского Илариона (в 1055 г. на его месте видим грека Ефрема), и ≪Сказания≫, носившие антивизантийский характер, не получили здесь дальнейшего развития.

Кратко о повести: Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о

расселении на земле сыновей Ноя –Сима, Хама и Иафета –вместе со своими родами (в

византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ

заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская

история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было

объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти

(что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание

крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в

Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских

(древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия,

его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими

племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, –чтобы они стали

князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную

дату –862. Таким образом в историософской концепции Повести временных лет

устанавливаются два источника власти на Руси –местный (Кий и его братья) и иноземный

(варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для

средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в

западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бoльшие знатность и

достоинство.

Основные события в Повести временных лет –войны (внешние и междоусобные),

основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов –глав Русской церкви.

Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто

описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются

провиденциализмом –все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в

свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным

связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация

несущественны.

Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и

настоящего: настоящее мыслится как ≪эхо≫ событий и деяний прошлого, прежде всего

деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба

летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного

Каином (сказание Повести временных лет под 1015). Владимир Святославич –креститель

Руси –сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство

официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988).

Повести временных лет чуждо единство стиля, это ≪открытый≫ жанр. Самый простой

элемент в летописном тексте –краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но

не описывающая ее.

В состав Повести временных лет также включаются предания. Например –рассказ о

происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге,

победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего

княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за

убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской

земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти

имена.

В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные

особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015,

которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от

руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074.

Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о

сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 3018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.025 с.)