Автора и об авторском тексте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автора и об авторском тексте.



В истории отношения русских писателей к творческому труду можно выделить три

периода, соответствовавших трем типам сознания: теоцентрическому,

антропоцентрическому и эгоцентрическому.

1. Первый период – XI – конец XV века.

На первом его этапе, характеризующемся идеалистическим мышлением, творчество

осмысляется как Божественный акт. Писатель, точнее – “списатель” – выступает по

послушанию как посредник в передаче в письменах сакрального смысла, открытого ему по Благодати. В процессе писания осуществляется связь Бога и человека. Поэтому творение не признается как результат волевого усилия писателя. Потому-то в этот период еще нет авторского осмысления текста как собственного творения, потому нет и авторской собственности на текст. Его переписывают и изменяют последующие ≪редакторы≫.

На втором этапе (вторая половина XIV в. – 90-е годы XV в.) – проявляется объективно-

идеалистическое мышление, сказавшееся в осознанном присутствии воли человека в акте

словесного творения. Другими словами, творчество есть общение с Богом. Писательское

творчество осмысляется как словесное сотворчество с Богом (Бог есть Слово). В XI-XV

веках была высока, даже очень высока, ответственность за высказанное (написанное

слово). Собственно, авторское участие (задание) заключалось в том, чтобы не исказить, а

донести Истину, почерпнутую по Благодати или в Святом Писании и обитающую в

коллективном сознании в книжной среде. Автор несет ответственность за не нарушение

истины!

2. Второй период – конец XV в. - 40-е годы XVII в. (эпоха рационализации сознания и

антропоцентризма) – проявление рассудочного начала в писательском творчестве.

Постижение мира мыслится возможным не только через Благодать (умом, духовно), но и с

помощью ≪естественного разума≫.

В XVI веке автор стал отвечать за свое личное слово, им сказанное (Максим Грек, Иван

Пересветов, Андрей Курбский, Иоанн Грозный). Сохраняется соотнесенность Святое

Писание – сочинение, но уже выражено личное понимание Истины (Святого Писания),

личное восприятие событий (царского служения, устроения государства, толкование

Промысла и т.д.). Автор осознает, что это его личное мнение, за которое он отвечает пред

Богом, а потому подписывает сочинение своим именем (от Бога его не утаишь), тем самым

признает личную ответственность за сказанное (написанное).

Конец XV – начало XVII века – это антропологическое мировоззрение. Мысли автора –

это зеркало состояния его души, лично его души.

3. Третий период – 40-е годы XVII в. – 30-е годы XVIII в. – восприятие литературного

труда как личного дела писателя. На этом историческом этапе происходит осознание и

выражение авторской позиции, оформление собственности на литературный труд

указанием имени автора.

Сознание древнерусского книжника было религиозно-символическим. Мир и

человеческие поступки осмыслялись только через призму Святого Писания и его

толкований святыми отцами церкви (раз святой, то и его толкования Боговдохновенны!).

Понятие авторства в современном смысле появляется лишь в XVII в. Придворные

стихотворцы Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин уже считают себя

создателями оригинальных творений, подчеркивая свое литературное мастерство. Они

получают от царей денежные вознаграждения за свои сочинения. Их современник

протопоп Аввакум, ревностный приверженец традиций старины, тем не менее постоянно

нарушает устоявшиеся правила и пишет автобиографическое повествование —

собственное жизнеописание в форме жития святого (ни один книжник прежних веков не

мог и помыслить такого). Аввакум уподобляет себя апостолам и самому Христу. Он

свободно переходит от книжного языка к разговорному просторечию.

Особенностью нашей древней литературы является, а н о н и м н о с т ь, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, писателей книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения. При этом писатель не приминет снабдить свое имя такими оценочными эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный». В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного ≪отца церкви≫ — Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.

Биографические сведения о известных нам древнерусских писателях, объеме их

творчества, характере общественной деятельности весьма и весьма скудны.

В средневековом обществе не существовало понятия авторского права, индивидуальные

особенности личности писателя не получили такого яркого проявления, как в литературе

нового времени. Переписчики зачастую выступали в роли редакторов и соавторов, а не

простых копиистов текста. Они изменяли идейную направленность переписываемого

произведения, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии со

вкусами, запросами своего времени. В результате создавались новые редакции

памятников. И даже когда переписчик просто копировал текст, его список всегда чем-то

отличался от оригинала: он допускал описки, пропуски слов и букв, невольно отражал в

языке особенности своего родного говора. В связи с этим в науке существует особый

термин — ≪извод≫ (рукопись псковско новгородского извода, московского, или —шире болгарского, сербского и др.).

Как правило, авторские тексты произведений до нас не дошли, а сохранились их более

поздние списки, подчас отстоящие от времени написания оригинала на сто, двести и более

лет. Например, ≪Повесть временных лет≫, созданная Нестором в 1111—1113 гг., вовсе не сохранилась, а редакция ≪повести≫ Сильвестра (1116) известна только в составе

Лаврентьевской летописи 1377 г. ≪Слово о полку Игореве≫, написанное в конце 80х годов XII в., было найдено в списке XVI в

 

Вопрос №4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.006 с.)