Агиография Древней Руси. Своеобразие жития как типа текста, его 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агиография Древней Руси. Своеобразие жития как типа текста, его



Функции.

Важным средством религиозно нравственного воспитания была агиографическая

литература—житийная, посвященная жизнеописаниям святых. В занимательной форме

здесь давался наглядный урок практического применения отвлеченных христианских

догм. Она рисовала нравственный идеал человека, достигшего полного торжества духа

над грешной плотью, полной победы над земными страстями.

Формирование и развитие агиографической литературы относится к первым векам

существования христианства. Она вбирает в себя элементы античного исторического

жизнеописания, использует ряд черт эллинистического романа, и в то же время ее

происхождение непосредственно связано с жанром надгробной похвальной речи. Житие

сочетает занимательность сюжетного повествования с назидательностью и панегириком. В центре жития — идеальный христианский герой, следующий в своей жизни Христу.

В VIII — XI вв. в Византии вырабатывается каноническая структура жития и основные

принципы изображения житийного героя. Происходит своеобразное иерархическое

разделение житий по типам героев и характерам их подвигов.

Тип героя определяет тип жития, и в этом отношении житие напоминает икону. Подобно

иконе житие стремится дать предельно обобщенное представление о герое,

сосредоточивая главное внимание на прославлении его духовных, нравственных качеств,

которые остаются неизменными и постоянными. Составители житий сознательно

преобразуют факты реальной жизни, чтобы показать во всем величии красоту

христианского идеала. Характер этого идеала накладывает печать на композиционную и

стилистическую структуру жития.

Жизнеописание святого обычно начинается с указания на его происхождение, как правило,

«от благочестивых», «пречестных» родителей, реже от «нечестивых», но и этот факт

призван лишь контрастнее оттенить благочестие героя. В детстве он уже отличается от

своих сверстников: не ведет «пустотных» игр, бесед, уединяется; овладев грамотой,

начинает с прилежанием читать книги ≪священного писания≫, уясняет их мудрость. Затем

герой отказывается от брака или, исполняя родительскую волю, вступал в брак, но

соблюдал «чистоту телесную». Наконец, он тайно покидал родительский дом, удалялся в

«пустыню», становился монахом, вел успешную борьбу с бесовскими искушениями. К

святому стекалась «братия», и он обычно основывал монастырь; предсказывал день и час

своей кончины, благочестиво, поучив братию, умирал. Тело же его после смерти

оказывалось нетленным и издавало благоухание — одно из главных свидетельств святости

умершего. У его нетленных мощей происходили различные чудеса: сами собой загорались

свечи, исцелялись хромые, слепые, глухие и прочие недужные. Завершалась

агиобиография обычно краткой похвалой. Так создавался обобщенный лучезарный образ

святого, украшенный всяческими христианскими добродетелями, образ, лишенный

индивидуальных качеств характера, отрешенный от всего случайного, преходящего.

На Руси с принятием христианства стали распространяться жития в двух формах: в

краткой — так называемые проложные жития, входившие в состав Прологов

(Синаксариев) и использовавшиеся во время богослужения, и в пространной — минейные

жития. Последние входили в состав ЧетьихМиней, т. е. месячных чтений, и

предназначались для чтения вслух за монастырскими трапезами, а также для

индивидуального чтения.

Особой разновидностью агиографической литературы являлись Патерики (Отечники), в

которых давалось не все жизнеописание того или иного монаха, а лишь наиболее важные,

с точки зрения их святости, подвиги или события. Уже, по видимому, в XI в. на Руси был

известен ≪Египетский патерик≫, созданный на основе ≪Лавсаика≫, составленного

Палладием Еленопольским в 420 г. Этот Патерик включал рассказы о египетских монахах,

которые вели успешную борьбу с демонами. Пользовался популярностью также

≪Иерусалимский≫, или ≪Синайский патерик≫ (≪Луг духовный≫), составленный Иоанном Мосхом в VII в. Позже стал известен ≪Римский патерик≫.

Переводная агиографическая литература служила важным источником при создании

оригинальных древнерусских житий. Однако древнерусские писатели внесли в разработку

этого жанра много своего —оригинального и самобытного.

Древнейшим русским житием было, возможно, ≪Житие Антония Печерского≫ —монаха,

первым поселившегося в пещере на берегу Днепра. Впоследствии к Антонию

присоединились Никон и Феодосий, и тем самым было положено начало будущему Киево-Печерскому монастырю. ≪Житие Антония≫ до нас не дошло, но на него ссылаются

составители ≪Киево-Печерского патерика≫.Во второй половине XI —начале XII в. были

написаны также ≪Житие Феодосия Печерского≫ и два варианта жития Бориса и Глеба.

 

Вопрос 8.

«Сказание о Борисе и Глебе». Характер святости князей-братьев, мотивы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.008 с.)