Паломнические хождения в древнеРусской литературе. Хожение игумена Даниила. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паломнические хождения в древнеРусской литературе. Хожение игумена Даниила.



Описание Святой Земли в Хожении. – Хождения – произведения путевой литры,

рассказывающие об увиденном или услышанном путником на чужбине.

Индивидуализированы.

– Связь с христианством

– Трудности и опасности, медленный темп повествования

– Вначале – паломнические, позже написанные послами, купцами, первопроходцами

– Лит, геогр, этногр, фольк ценность

«Хождение игумена Даниила»

– начало – самоуничижение

– цель хождения – увидеть святые земли и рассказать тем, кто там не был, чтобы они

совершали путешествие мысленно

– Содержание: 16 мес в Иерусалиме. Тивериадское озеро, гора Фарор, Назарет, Хеврон.

Поддержка царя Балдвина. Иордан//Сновь, постоянно вспоминает о родине.

– эпизод зажигания лампады у Гроба Господня. Даниил – представитель р. земли. Имеет

политическое значение: римские «кандила» не загорелись.

–Стиль – язык близок к разговорному. Эмоциональность, непосредственность рассказа.

Постоянно ощущает себя представителем р. земли.Довольно рано (после принятия

христианства) начались хожения в святую землю: в Палестину, на Афон и в Константинополь.

Побуждение к этому - стремление молодой русской церковной организации укрепить свои

силы непосредственным общением с христианским Востоком. Это общение повышало

престиж церкви, включало её в сферу междухристианских отношений, выводя из домашней изолированности. Индивидуальные побуждения: религиозное чувство, любознательность. На Афон путешествовал основатель Киево-Печерского монастыря Антоний. В Палестину игумен Киево-Печ. монастыря Варлаам. В начале 12 в в Палестине был игумен Даниил, а в конце 12 в. ходил в Царьград новгородец Добрыня Ядрейкович, постригшийся затем в монахи под именем Антония и ставший новгородским архиепископом. Оба последние оставили описание своих путешествий.В святую землю отправлялись лица духовные и притом не рядовые (кроме Добрыни). Материально обеспеченные, имевшие возможность содержать дружину и слуг.

Позже стали ходить и люди низших слоёв (путешествия доставляли выгоду: питались

подаянием, а по возвращении на родину попадали в число привилегированных церковных

людей). В середине 12 в. путешественников стало слишком много и церковь даже стала

принимать против них меры. Ходившие в святую землю назывались паломниками (в память о святых местах приносили пальмовую ветвь), пилигримами (от латинского путешественник) или каликами перехожими (в пути носили специальную обувь, калигу).Хождение в Палестину игумена Даниила. Пробыл 16 месяцев. Жил в Иерусалиме, в монастыре св. Саввы, откуда путешествовал по всей земле с помощью одного из старцев монастыря. Считают, что монастырь Даниила находился на Черниговщине, так как автор сравнивает Иордан с рекой сновь в Черниговском княжестве. Путешествовал в ту пору, когда Палестина была в руках у крестоносцев 1106-1107.. Иерусалимский король Балдуин, глава крестоносцев, оказывал Даниилу содействие (Даниил был наделён дипломатическими полномочиями). ЗА алтарем в храме Господня находился Пуп Земли, над ним сделан свод, где мозаикой изображен Христом. Рядом- «лобное место», где распяли Христа. Описывается жертвенник, где Авраам собирался принести в жертву сына Исаака(ягненок).

"Хождение" любопытно тем, что в нём точное описание топографии Палестины с обилием легендарного и апокрифического

материала. Это определяет литературное значение. Написано языком, близком к

разговорному. Начинает рассказ с мотивировки к путешествию: пришёл для того, чтобы

видеть своими глазами места, где ходил Христос). Просит не осуждать за худоумие и грубость (уничижение). Также путешествует, чтобы рассказать тем, кто интересуется святыми местами о том, чего они не могли видеть своими глазами (не только тот спасётся, кто видел святыню, но тот, кто слышал о ней, делая хорошие дела у себя дома).Записи начали вестись начиная с Царьграда. В Ефесе он видел пещеру, где лежат тела 7 отроков и 300 святых отцов. Тут поклонился гробу Иоанна Богослова.Подходя к Иерусалиму, увидел столп Давидов, Елеонскую гору и церковь Воскресения, а затем и весь город. Описывает церковь Воскресения и гроб господень в нём. Видел жертвенник Авраама, на котором Авраам принёс в жертву барана вместо сына Исаака. Видел гроб Богородицы, пещеру, в которой предан был Христос, другую пещеру, в которой Христос начал учить своих учеников, и пещеру, в которой он родился. В Иерусалиме много мест, которые напоминают о Ветхом Завете: жертвенник Авраама, столп, где пророк Давид написал Псалтирь, дом Урии. Есть там и двор Иуды, который всё стоит пустым, ибо никто не решается там поселиться. Неподалёку — Овчая купель, где Христос исцелил расслабленного.Внимание к реке Иордану. Вода в ней мутная и сладкая, никогда от неё не приключается болезнь. Когда на берегу Иордана собираются люди (в праздник Крещения), Даниил видел благодать божью. Рассказывает о свете небесном,

который сошёл к гробу Христа в страстную субботу. От свете зажглись лампады и лампа

Даниила, поставленная им за Русскую землю. В заключении рассказ о том, как усердно

молился за русских князей и русский народ. В описании путешествия он останавливается на моментах, которые связаны с его религиозными интересами. Но указывает и особенности природы Палестины и о некоторых промыслах. Самоуничижение в конце.Даниил – игумен одного из богатых монастырей, имеющий возможность совершить длительное путешествие, знатный, незаурядный человек. Перекличка с летописью.

По его словам, он пробыл в Иерусалиме 16 месяцев. Все события он записывал в дневниках, а по возвращении на Русь объединил свои записи и литературно обработал их. В его повествовании сочетается точное описание топографии Палестины с обилием легендарного и апокрифического материала.

15. "Поучение" Владимира Мономаха, его автор. Тематика памятника

Владимир Мономах-выдающаяся личность древней Руси.

Под 1096 г. в "Повести временных лет" по Лаврентьевскому списку помещено Поучение,

соединённое с его письмом к князю Олегу черниговскому. Поучение обращено к его детям и продолжено его автобиографией.оно датируертся промежутком между концом XI в. И 1125г. Датой смерти Мономаха (скорее всего- ближе к этой дате) и является показателем высокого культурного уровня,достигнутого Киевской Русью в лице наиболее крупных её светских представителей. Мономах обнаруживает хорошее знакомство с Псалтирью, с популярным в византийской литературе жанром поучений отца к детям. Мономах выступает как мудрый, благородный, гуманный человек, думающий о благе государства. Когда к нему приходят послы от его братьев с предложением выгнать Ростиславичей из их удела и разогнать волость, он отказывается, потому что не хочет нарушать крестную клятву. Советует давать клятву, только если можешь её сдержать. Не рекомендует своим детям спасать душу ни в отшельничестве, ни в монастыре, ни в посте, а лишь покаянием, слезами, милостыней. Советует защищать обездоленных и сирот, призывает к снисхождению к преступникам. Старых нужно почитать как отцов, а молодых - как братьев. Нельзя обижать ни своих, ни чужих. Просящего накормить,

заезжих купцов почитать и одаривать, т.к. потом они в других землях ославят тебя, любить жену, но не давать ей над собой власти. Призывает к деятельной жизни. Нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод, надо самим за всем следить. Уклоняться от пьянства и блуда – погибает душа и тело. Чего знаешь, не забывай, чего не знаешь, тому учись. Перечисляет свои походы и охоты, чтобы учить личным примером. Всего совершил 83 больших похода, а число малых не запомнил. На охотах подвергался смертельным опасностям. В поучении Мономах выражает поэтический восторг перед красотами природы. Вслед за Псалтирью и Шестодневом Иоанна Экзарха он с умилением говорит о том, как дивно устроен мир, небо, луна и звёзды.

Насколько Мономаху были свойственны лирические чувства видно из его письма к

Олегу (в Слове о полку Игореве - Олег Гориславич). Сын Мономаха Изяслав захватил Муром, принадлежавший Олегу и был убит. Для блага русской земли Мономах мирится с Олегом, о чём и пишет ему, прося прислать вдову Изяслава, чтобы с ней оплакать смерть сына.

Язык "Поучения" осложнён лишь в небольшой степени церковнославянизмами, чаще всего присутствующими в назидательной речи и реже - в автобиографической части и письме Олегу.

«Поучение Владимира Мономаха» вошло в «Повесть временных лет» по Лаврентьевскому списку под 1096 годом. Оно обращено к его детям и продолженное рассказом о его собственной жизни. Можно сказать, что оно немного автобиографично. «Поучение» написано выдающимся государственным деятелем Киевской Руси, энергичным, предприимчивым, отличавшимся военными доблестями, гуманным и хорошо начитанным князем. Это образец высококультурного развития на Руси уже в это время.

 

16. Киево—Печерский патерик. История создания Киево—Печерского патерика. Типы сюжетов.

Киево-печерский свод: 1092-1093
Новгородский свод: 1050
Это свидетельствует о развитии летописи. Патерик - создание нескольких историй, житий. Последовательность текста не соответствует хронологической последовательности.

В Киево-Печерском монастыре велась летопись, вобравшая в себя ряд житийных сказаний, на основе которых частично в первой четверти XIII в. Возник памятник, оформившейся в последствии в Киево-Печерский патерик. В основе "Киево-Печерского патерика" лежит переписка, которую вели между собой в начале XIII века епископ Владимирский Симон и монах Поликарп.

Симон занял епископскую кафедру в Суздале и Владимире, Поликарп же остался в монастыре. Но ему не хотелось быть просто монахом, и он пытался добиться епископского сана. он обладал незаурядными литературными способностями и начитанностью, и он пожаловался Симону, что его обходят. Честолюбивый монах с помощью влиятельных покровителей. Симон не одобрил этих стремлений Поликарпа и написал ему послание. Так из писем этих двух священников родился сборник произведений, рассказывающий о жизни монастыря.

Основанием послужили два послания, написанные в XIII веке.

1. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским

и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому

иноку Поликарпу;

Цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую

обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости.

2. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому игумену

Акиндину, который дополнил труд Симона рядом рассказов об иноках обители.

 

Позднее к этим посланиям присоединено летописное сказание 1074 г. «о первых черноризцах печерских».

Редактировался «Патерик» много раз; древнейший список относится к XV веку, позднейший к XVII

веку. Древнейшие списки:

•Арсеньевский, составлен в 1406 году для тверского епископа Арсения, содержит рассказы о святых и повесть Симона о создании печерской церкви Пресвятыя Богородицы («Слово о создании церкви

Печерской»);

•два Кассиановских, составлены в 1460 и 1462 годах по поручению киево-печерского клирошанина, позже уставника, инока Кассиана; содержат полностью сочинения Симона и Поликарпа и повесть о создании церкви, которая разделена на две части: первая — о церкви, помещена в начале Патерика;

вторая (об оковании раки Феодосия) после жития св. Феодосия.

 

Источниками писаний Симона и Поликарпа были недошедшие до нас житие Антония Печерского,житие Феодосия, написанное Нестором И Печерская летопись,а также устные предания. Известное влияние оказали византийские переводные патерики («Синайский» и «Иерусалимский», а также сочинения отцов церкви (Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника)

Рассказы Симона и Поликарпа изобилуют элементами фантастики; в них, как и в других произведениях житийной литературы существенное место занимают чудеса, ведущие своё происхождение от местных устных преданий, описания подвигов монахов или книжных агиографических источников. Но вместе с тем, в рассказах Поликарпа встречается немало реалистических окрашенных бытовых подробностей, характеризовавших монастырский уклад.

Основная задача, которую ставили себе и Симон и Поликарп -возвеличивание Киево-печерского монастыря как русского религиозного центра. Тем самым укреплялся авторитет церкви в феодальном обществе. Идея прославления оплота христианства на Руси- Печерского монастыря – свидетельствовала о возросшем сознании русского духовенства.

Киево-Печерский патерик отражает борьбу, которая происходила между монастырём и князьями в основе, которой были и соперничество на почве материальных интересов и столкновения из-за вмешательства монастыря в между княжеские отношения. Киево-Печерский монастырь на первых порах пытался отстаивать свою самостоятельность и к князьям относился положительно, так как они благоприятствовали его росту. В противном случае он с ними враждовал. Если Всеволод и Владимир Мономах, покровительствовавшие монастырю в патерике изображаются сочувственно, то иное отношение в нём сказывается например к Изяславу Ярославичу, его сыну Святополку Изяславичу и внуку Мстиславу Святополковичу.

Так сочеталась в Киево-Печерском патерике политически-тенденциозная повесть с церковной легендой в иных случаях восходящей к устно поэтическим мотивам.

17. 17 вопрос. Слово О Полку Игореве. История открытия. Источники текста. Темные места

 

Слово о полку Игореве» было открыто собирателем древнерусских рукописей А. И. Мусиным-Пуш­киным в конце 80-х—начале 90-х годов XVIII в. Он приобрел у архимандрита Иоиля, настоятеля упраздненного Екатериной II Спасо-Ярославского монастыря, рукописный сборник, который, судя по описанию, был написан в XVI в. на северо-западе Руси (в районе Пскова или Новгорода). В состав сборника входили произведения светского характера: «Хронограф»; «Временник, еже порицается летопи­сание русских князей и земля Русьскыя»; «Слово о полку Игореве» и «Девгениево деяние». Первое упоминание о находке Мусина-Пушкина сделал в 1792 г. журналист и драматург П. А. Плавильщиков. В начале 1797 г. М. М. Хе­расков в примечании к 16-й песне поэмы «Владимир» известил чита­телей о найденном произведении древней письменности. В октябре 1797 г. в гамбургском журнале «SpectateurduNord» Н. М. Карамзин поместил заметку с сообщением о находке «песни Игоревых воинов, которую можно сравнить с лучшими Оссиановыми поэмами». Для работы над рукописью Мусин-Пушкин привлек ученых А. Ф. Малиновского, Н. Н. Бантыш-Каменского и в качестве консуль­танта Н. М. Карамзина. Благодаря их труду в 1800 г. был опубликован текст «Слова» с переводом на современный русский язык, вступитель­ной статьей и примечаниями. В 1812 г. рукописное собрание Мусина-Пушкина погибло в огне московского пожара.В руках исследователей остались лишь печатный текст и выписки, сделанные из рукописи ее первыми издателями

Но дошедший до нас список восходил, разумеется, не непосредственно к оригиналу, а к какому- то списку, в свою очередь переписанному с более раннего списка. Какое количество таких промежуточ- ных списков отделяет единственную нам известную рукопись «Слова» от его автографа, трудно пред- положить, но сколько бы их ни было, много или мало (скорее мало, чем много), расстояние в 300 с лишним лет — слишком длительный период, за который столь своеобразный по стилю и столь богатый по своему фактическому наполнению памятник неизбежно должен был подвергнуться порче и искаже- ниям. Переписчику XVI в. очень многое из того, что и как сказано было в «Слове», в значительной мере представлялось неясным и непонятным. Отсюда — немалое количество тёмных мест в «Слове», кото- рые в течение уже 150 лет пытаются разгадать многочисленные учёные—комментаторы памятника, русские и отчасти иностранные. Погибший список «Слова» был написан, очевидно, в пределах Новгорода и потому отражает в себе фонетические особенности севернорусских говоров, сказывающиеся преимущественно в че- редовании шипящих и свистящих (шизый, русици, Словутицю, сыновъчя и др.). Орфография списка — искусственная: с одной стороны, удерживаются традиционные глухие (ъ, ь), в живом языке к тому вре- мени уже утратившие свою звучность или перешедшие в о и е, причём ъ и ь путаются (първыхъ, ржуть, бежать, но зовутъ, брешутъ), с другой стороны, употребляется вошедшая в моду, начиная с XV в., болгарская орфография, с постановкой глухих после плавных (плъкъ, влъкъ, Хръсови, пръвый), нередко с той же путаницей глухих (пръвое, пръсты, чръный), а также с постановкой после гласных нейотиро- ванных гласных (вещы, Konia, cia). На первых порах, ещё до гибели рукописи «Слова», сделано было несколько переводов его, в том числе стихотворных, на современный русский язык. Немногочисленные попытки изучения «Слова» сводились преимущественно к комментированию отдельных его тёмных мест.

Слово – это памятник героического эпоса.

Автор слова скорее всего был образованным книжником. Может быть он двоеверец? (сочетание христианства с языческими пережитками). Но с другой стороны, двоеверие – это абсурд. Возможно автор исходит из древнегреческой трактовки – Византия, Средневековая Западная Европа. Аналогов слову нет.

Против Мусина-Пушкина велось дело из-за Ипатьевской летописи. Также Мусин-Пушкин быфл обер-прокурором Святейшего Синода. И есть много разных трактовок по поводй того, как Мусин-Пушкин достал «Слово о полку Игореве».

Темные места:

Например, это глагол «одевахъте» в рассказе Святослава Киевского боярам о своем зловещем сне переведено как тесовой, но более распространен перевод-толкование “тисовой”, из тиса – породы хвойного дерева.

описании обиды (Обиды) – олицетворения горя, печали, - вставшей, пробудившейся в войске Игоря, истребляемом половцами, сказано: «Въстала обида въ силахъ Дажь-божа внука Вступилъ девою на землю Трояню…». Еще первые издатели перевели этот текст: «Она, вступив девою на землю Троянову…». Несомненно, окончание мужского рода на -ъ: «вступил-ъ» требуется заменить верным окончанием женского рода: «вступил-а».

По-видимому, в «Слове…» нарушена грамматическая структура начала фразы – обращения к князьям: «Ярославе, и вси внуци (внуки. – А. Р.) Всеславли…». Ярослав – это князь Ярослав Мудрый, живший в конце Х - первой половине XI в. (Он родился около 978, возможно не ранее 980 г., и умер в 1054 г.); Всеслав же, княживший в Полоцке, родился до 1044 г. (в этот год он вступил на престол после смерти отца), а умер в 1101 г. Его внуки никак не могли враждовать с Ярославом Мудрым. Естественно счесть фразу испорченной и внести в нее исправление: «Ярославли и вси внуце Всеславли» - «Ярославовы и все внуки Всеславовы». Конечно, внуки Всеслава могли в действительности враждовать не с внуками Ярослава, а только со следующим поколением его потомков, но указание на поколения в тексте условны. Значим мотив вражды между княжеской линией, восходящей к киевскому правителю Ярославу Мудрому, и линией полоцких князей – потомков воинственного и неуживчивого Всеслава. Но существуют и другие варианты исправления этой фразы.

Также упоминающийся Троян: кто это? Бог, император, союз трех князей, сама Троя, - все это варианты.

Что это за два солнца, два месяца и два столпа? Исследователи полагают, что два солнца – это Игорь и Всеволод, два месяца (более младшие)- Олег и Святослав, а два столпа – Владимир и Святослав.

Краткое изложение:

· Вступление-сравнение с Баяном

· Затмение

· Речь Игоря

· Небольшая победа

· Добыча

· Лагерь

· Неожиданное нападение половцев

· Битва

· Плен

· Сон Святослава

· Золотое слово Святослава

· Плач Ярославны

· Побег Игоря

· Возвращение на Родину

· Слава князьям

 

 

18.Историческая основа "Слова".Поход Князя Игоря 1185 г. В слове и других летописных повестях.

В основе сюжета "Слова о полку Игореве" лежат

подлинные исторические факты. С 1061 г. юго-восточные границы Киевского государства

начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевий ков-половцев. Русские князья в междоусобных войнах сами наводят "поганых" на Русскую землю. В начале XII в. Владимир Мономах совершил ряд крупных походов против половцев, в результате которых враги были отброшены далеко за Дон. После смерти Мономаха процесс феодального дробления Киевского государства усилился, и половцы начали регулярно совершать набеги на южные и юго-восточные земли Руси. Это заставило южнорусских князей принять срочные меры по борьбе со степными кочевниками. В 1170 г. состоялся съезд князей, на котором Мстислав Изяславич говорил: "Половцы отнимают Греческий путь (по Днепру), Соляной (по Дону) и Залозный (по Дунаю)".Святославу Всеволодовичу, великому князю киевскому, удалось в 1183 г. создать небольшую коалицию южнорусских князей, которые приняли участие в летнем походе против половцев 1184 г. Поход прошел успешно: половцы были разбиты, хан Кобяк захвачен в плен. Успех окрылил князей, и Святослав стал готовиться к летнему походу 1185 г. В походе 1184 г. должны были принять участие новгород-северские князья во главе с Игорем Святославичем. Однако дружина Игоря не могла поспеть вовремя

из-за гололедицы. Выступая весной 1185 г. в поход против степных кочевников,

новгород-северский князь понадеялся на удачу, мечтая о своей собственной славе и желая,

возможно, поискать древнего Тмутараканя, которым некогда владели черниговские князья, и в частности дед Игоря Олег. Однако поход закончился страшным разгромом русских войск.

Впервые в истории военных столкновений с половцами русские князья были захвачены в плен, а из всего войска остались в живых лишь 16 человек.Исторические события, связанные с походом и поражением северских князей -Игоря Святославича, его брата Всеволода из Курска, сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска,- и легли в основу "Слова о полку Игореве".

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести: одна-в составе севернорусской Лаврентьевской, другая – южнорусской Ипатьевской летописи. Историческая повесть о походе новгород-северского князя Игоря

Святославича на половцев в Ипатьевской летописи отличается подробным последовательным описанием событий. Изложение проникнуто горячим сочувствием к участникам похода, их поражению. Летописная повесть не лишена художественности: ей присущи драматизм, образность и выразительность отдельных мест, живость повествования. Автором ее был либо непосредственный участник событий, либо человек, стоящий близко к новгород-северскому князю.

Рассказ Лаврентьевской летописи лаконичен. Летописец с явным осуждением говорит

об Игоре и его брате Всеволоде. Повествование носит религиозно-дидактическую окраску; в рассказе приводятся цитаты из "священного писания".Перед нами две различные редакции исторической повести: одна из них была создана на юге Руси человеком, принимавшим близко к сердцу несчастья, постигшие северских князей и все южнорусские княжества; вторая появилась на северо-востоке, где события далекого юга уже мало волновали летописца, и

рассказ о поражении Игоря он использовал в религиозно-дидактических

целях.

Художественное своеобразие "Слова о полку Игореве" особенно ярко раскрывается при

его сопоставлении с летописными историческими повестями.

"Слово о полку Игореве" было

написано между 1185 и 1187 гг. Эти даты устанавливаются на основании самого текста

произведения. В "Слове" говорится о переяславльском князе Владимире Глебовиче как о

живом, а в 1187 г., по сообщению летописи, он умер.Игорь Святославич бежал из плена в 1185

г., следовательно, до его возвращения на Русь "Слово" появиться не могло. В 1187 г. вернулся

из плена Владимир Игоревич вместе с молодой супругой Кончаковной и маленьким сыном, а

"Слово" в заключительной части провозглашает здравицу и в честь этого князя. Этими

данными и определяются хронологические рамки написания "Слова о полку Игоревом/

Также присутствует параллель- поход двух израильских царей, на пути встретивших мудреца, который предсказал им неудачу – 1547 год – «Пророческая книга» поп Упырь Лихой

1184 г. – удачный поход

1185 – поход Игоря

1 мая 1185 – солнечное затмение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.06 с.)