Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэтика проповедей Кирилла ТуровскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кирилл Туровский (предположительно 1130-е гг., г. Туров, ныне Гомельской области, — не позднее 1182), церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Автор обличительных сочинений против ростовского епископа — «еретика» Фёдорца («Притча о слепце и хромце»), писем к князю Андрею Боголюбскому, «слов» на церковные праздники, свидетельствующих о высокой культуре ораторского искусства в Древней Руси. Наиболее поэтично «Слово на антипасху (Фомину неделю)», где автор говорит о весне и пробуждающейся природе. Несомненно принадлежащими Кириллу Туровскому могут считаться восемь «слов», написанных на различные церковные праздники, три поучения, 30 молитв и два канона. «Слова» Кирилла Туровского известны главным образом в составе так называемых «Златоустов» и «Торжественников» – сборников, заключающих в себе проповеди и поучения, приуроченные к особо торжественным праздникам и принадлежащие преимущественно византийским отцам церкви – Иоанну Златоусту, Григорию Богослову, Федору Студиту, Кириллу Александрийскому и др. То обстоятельство, что сочинения нашего автора находились в таком авторитетном, с точки зрения старинного русского книжника, соседстве, показывает, каким большим уважением они пользовались у него. Нужно добавить, что сочинения Кирилла Туровского известны были и у южных славян. Все проповеди Кирилла Туровского представляют собой лирически и часто драматически окрашенную похвалу празднику, в которой путем аллегорий и символических параллелей и сближений уясняется религиозный его смысл. Часто речь его отличается излишней пышностью и как бы самодовлеющим риторизмом, но при всем том все его проповеди характеризуют его как незаурядного оратора и поэта. Стиль Кирилла Туровского отличается высокими ораторскими качествами. Так же, как и Иларион, он пользуется в своих сочинениях символическими уподоблениями, сравнениями и метафорами, иногда беря для этого материал из мира природы. В других своих сочинениях Кирилл Туровский прибегает к драматизации изложения, вводя в рассказ прием диалогического построения речи. Для проповедей Кирилла Туровского характерны символика и аллегоризм, а также значительная насыщенность их тропами и фигурами – метафорой, олицетворением, антитезой, риторическими вопросами и восклицаниями. Кирилл Туровский в своих проповедях сплошь и рядом от лирической похвалы празднику переходит к повествованию о самом бытии, связанном с праздником, драматизуя это повествование введением монологов, диалогов, поэтических плачей и изображая самые события как бы происходящими в настоящее время. Такая драматизация повествования особенно сильна в «Слове о расслабленном», где приводится диалог Христа с исцеленным им расслабленным. Пользовался Кирилл Туровский в своих проповедях и приемом иносказания – притчи («Притча о человечестей души и телеси» и «Притча о белоризце-человеце»).
Нужно отметить и ритмическую упорядоченность речи Кирилла Туровского, особенно присутствующую в его молитвах, во многом своим стилем сближающихся с его «словами». Кирилл Туровский в своих произведениях, дошедших до нас, почти совершенно не откликался на современную ему злобу дня и не обнаружил в себе публицистических склонностей в такой мере, как Иларион. Исключение представляет его «Притча о человечестей души и о телеси и о преступлении божиих заповедей», написанная на основе талмудического сказания о слепце и хромце и являющаяся обличительным словом, направленным против епископа Фёдора (Фёдорца) ростовского, упоминаемого в проложном житии Кирилла. Федор добивался учреждения в Ростове автономной епископской кафедры, независимой от киевской митрополии. Это домогательство Кирилл Туровский рассматривал как самозванство, против которого он и выступает в своей «Притче». Кирилл Туровский в аллегорической форме размышлял о разных философских проблемах: о соотношении духовного и телесного, небесного и земного в человеке, о смысле монашеского служения и т. д. Торжественные "слова" Кирилла Туровского, как было сказано выше, посвящены церковным праздникам. Они лишены политической злободневности и публицистичности "Слова" Илариона. Кирилл ставит своей задачей разъяснить смысл того или иного христианского праздника, "воспети", "прославити", "украсити словесы", "похвалити". С этой целью он прибегает к аллегорическим образам, символическим параллелям. Образные художественные средства Кирилл использует с большим вкусом и умением. Характерная особенность "слов" Кирилла - своеобразный лиризм и драматизм. Он часто вводит монологи и диалоги, плачи. Использует Кирилл и символическое толкование отдельных явлений природы.
"Слова" Кирилла Туровского необычайно четки по композиции, в них три части: вступление, изложение и заключение. Задача вступления - привлечь внимание слушателей, создать определенное эмоциональное настроение, подготовить к восприятию последующей, основной "речи". С этой целью автор прибегает к анафористическим "зачинам". Нередко вступительную часть "слова" Кирилл начинает развернутым сравнением, позволяющим автору использовать его образы в дальнейшем изложении содержания. "Слова" Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на Руси. Они включались в сборники "Златоуст", "Торжественники" наравне со "словами" прославленного византийского витии Иоанна Златоуста. Они свидетельствовали о той большой художественной высоте, на которую поднялось ораторское искусство на Руси к концу XII столетия. Создание молитвенного настроения является главной задачей знаменитого оратора Киевской Руси, поэтому он и прибегает к богослужебным текстам как к литературному источнику. Пожалуй, мы не можем сейчас с точностью определить, является ли цитирование гимнографии сознательным или невольным. Можно предположить, что Кирилл Туровский знал наизусть многие богослужебные тексты и непроизвольно вкраплял их в свои произведения. Однако, можно предполагать и другое, а именно, что он сознательно обращает внимание слушателей к какому-то конкретному гимнографическому произведению. Неслучайно в рассмотренном нами Слове чаще всего цитируется один и тот же богослужебный текст – канон Страстной Пятницы, который, по замыслу автора, наиболее соответствует выбранной для проповеди теме. В любом случае стилистическое оформление Слов Кирилла и особенности вкрапления цитат возвращают слушателей и читателей к богослужению, то есть к молитве. Ритм Кирилловых Слов – это молитвенный ритм. Такое отношение к авторской задаче оратора вполне соответствует православному учению о непрестанной молитве. Кирилл Туровский, как известно, является не только оратором, но и гимнографом Киевской Руси. Его перу принадлежит несколько богослужебных произведений, таких, как покаянные и молебные каноны, «Цикл седмичных молитв» и др. Именно молитва поставлена во главу угла в его проповедях, но он, как тонкий психолог, не призывает к ней прямо, а привлекает к ней читателя и слушателя незаметно: ритмом повествования, цитированием молитвословий, использованием молитвенной метафорики. Именно так через пару веков будут строить свои произведения исихасты – приверженцы учения о непрестанной молитве и обожении. Кирилл несколько опережает появление исихастской литературы на Руси. Стилистические находки Кирилла найдут самый живой отклик у средневековых писателей в эпоху второго южнославянского влияния, то есть в период реформы литературного языка и распространения исихастского учения в славянских странах, что со временем позволит таким авторам, как Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет, обратиться к наследию Кирилла как к образцу и литературному. Также можно сказать, что на творчество Кирилла Туровского влияли произведения византийских церковных ораторов. Отдельные произведения Кирилла Туровского дошли до нас в сербских и болгарских списках.
13 вопрос. 13. Проповеди Серапиона Владимирского. В области проповедческой литературы в XIII в. Выдвинулся как талантливый и красноречивый писатель Серпион Владимирский. В первые десятилетия татарского владычества на Руси он был архимадритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 г. – епископом во Владимире, где и умер в 1275 г. Проповеди От него дошло пять «слов». Первое поучение было произнесено в 1230 году в Киеве, а остальные четыре – во Владимире. (Есть мнение, что и первое слово тоже было написано во Владимире в 70-х годах). Первые четыре слова сохранились в сборнике XIVв. «Златая цепь», пятое – в «Паисиевском сборнике» конца XIV начала XV. Первые три «слова»,помимо этого, вошли в сборники «Измарагд» и «Златоуст». Эти сборники пользовались большим уважением, поэтому включение в них «слов» Серапиона – свидетельств их большой авторитетности. Обличение социальной несправедливости, грубых суеверий, выраженное образной, эмоционально насыщенной речью, делают слова Серапиона значительными произведениями литературы 13 века. В первом слове, говоря о лучившихся в Киеве в 1230 г. Землетрясении, лунном и солнечном затмениях, о постигшем людей голоде и о «многих ратех»,опустошивших Русскую землю, Серапион объясняет все эти бедствия как наказание божие за грехи. Говоря о немилостивых врагах-татарах, разоривших русскую землю,Серапион прибегает к ритмической, организованной речи. Они, эти враги, землю нашу пусту створиша, и грады наша плениша, и церкви святыя разориша, отьца и братию нашю избиша, матери наши и сестры наши в поруганье быша. Для предотвращения дальнейших бед нужно обратиться к богу и отказаться от разбойничьего взимания процентов, грабежа, сквернословия, клеветы и иных сатанинских дел. Приурочение первого слова Серапиона к 1230 г. Наталкивается на не согласущуюся с исторической действительностью картину разорения Руси татарами, изображенную в этом «слове». Происшедшая до этого Калкская битва не сопровождалась для Русской земли такими потрясениями, о которых говорится в цитате. Эта цитата скорее отклик на разорение Батыем Северной Руси в 1237-1238.Поэтому есть основания полагать, что «слово», будучи в основном написано вскоре после киевского землетрясения, имело в дальнейшем более поздние вставки, описывающие все ужасы татарского нашествия.
Во втором слове Серапион,перечисляя тяжкие пригрешения, патетически вопрошает: «Не пленена ли бысть земля наша? Не взяли ли быша гради наши?Не ведены ли наши чада и жены в плен?».Такие горестные вопросы близки к тем,которые читаются в «Правиле Кирилла III»., написанном в связи с происходившим во Владимире церковным собором 1274, созванным Кириллом как раз по поводу тех настроений в Русской земле, которые были вызваны обстоятельствами татарского владычества на Руси. 3 слово. Говорит о том,что,несмотря на различные предостережения и знамения, которыми Бог хочет направить русских людей, люди не исправились, не стали жить лучше, не изжили языческих предрассудков. Именно из-за этого Бог наслал на Русскую землю «язык лют» (татар). Третье «слово» отличается наибольшей силой красноречия и ораторского подъема в изображении бедствий, причиненных татарами, разрушивших многие православные церкви. По своему стилю очень близка к 78-му псалму Псалтири, и даже буквально воспроизводит отдельные его фразы. Это страстная и воодушевленная речь патриота, желающего для своей родной земли лучшего: духовного очищения и возрождения. 4. и 5. Слова обличают грубые суеверия, бытовавшие в народной среде. Серапион восстает против укоренившегося в его пастве обычая испытывать ведьм водой и огнем и выгребания из могил утопленников. Такие обличения также нашли себе отповедь в «Правиле» митрополита Кирилла III. Автор выступает как гуманный и просвещенный человек, который готов на все во имя справедливости и правды.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.167.229 (0.013 с.) |