Поэтика проповедей Кирилла Туровского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтика проповедей Кирилла Туровского



Кирилл Туровский (предположительно 1130-е гг., г. Туров, ныне Гомельской области, — не позднее 1182), церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Автор обличительных сочинений против ростовского епископа — «еретика» Фёдорца («Притча о слепце и хромце»), писем к князю Андрею Боголюбскому, «слов» на церковные праздники, свидетельствующих о высокой культуре ораторского искусства в Древней Руси. Наиболее поэтично «Слово на антипасху (Фомину неделю)», где автор говорит о весне и пробуждающейся природе.

Несомненно принадлежащими Кириллу Туровскому могут считаться восемь «слов», написанных на различные церковные праздники, три поучения, 30 молитв и два канона. «Слова» Кирилла Туровского известны главным образом в составе так называемых «Златоустов» и «Торжественников» – сборников, заключающих в себе проповеди и поучения, приуроченные к особо торжественным праздникам и принадлежащие преимущественно византийским отцам церкви – Иоанну Златоусту, Григорию Богослову, Федору Студиту, Кириллу Александрийскому и др. То обстоятельство, что сочинения нашего автора находились в таком авторитетном, с точки зрения старинного русского книжника, соседстве, показывает, каким большим уважением они пользовались у него. Нужно добавить, что сочинения Кирилла Туровского известны были и у южных славян.

Все проповеди Кирилла Туровского представляют собой лирически и часто драматически окрашенную похвалу празднику, в которой путем аллегорий и символических параллелей и сближений уясняется религиозный его смысл. Часто речь его отличается излишней пышностью и как бы самодовлеющим риторизмом, но при всем том все его проповеди характеризуют его как незаурядного оратора и поэта. Стиль Кирилла Туровского отличается высокими ораторскими качествами. Так же, как и Иларион, он пользуется в своих сочинениях символическими уподоблениями, сравнениями и метафорами, иногда беря для этого материал из мира природы. В других своих сочинениях Кирилл Туровский прибегает к драматизации изложения, вводя в рассказ прием диалогического построения речи.

Для проповедей Кирилла Туровского характерны символика и аллегоризм, а также значительная насыщенность их тропами и фигурами – метафорой, олицетворением, антитезой, риторическими вопросами и восклицаниями. Кирилл Туровский в своих проповедях сплошь и рядом от лирической похвалы празднику переходит к повествованию о самом бытии, связанном с праздником, драматизуя это повествование введением монологов, диалогов, поэтических плачей и изображая самые события как бы происходящими в настоящее время. Такая драматизация повествования особенно сильна в «Слове о расслабленном», где приводится диалог Христа с исцеленным им расслабленным. Пользовался Кирилл Туровский в своих проповедях и приемом иносказания – притчи («Притча о человечестей души и телеси» и «Притча о белоризце-человеце»).

Нужно отметить и ритмическую упорядоченность речи Кирилла Туровского, особенно присутствующую в его молитвах, во многом своим стилем сближающихся с его «словами».

Кирилл Туровский в своих произведениях, дошедших до нас, почти совершенно не откликался на современную ему злобу дня и не обнаружил в себе публицистических склонностей в такой мере, как Иларион. Исключение представляет его «Притча о человечестей души и о телеси и о преступлении божиих заповедей», написанная на основе талмудического сказания о слепце и хромце и являющаяся обличительным словом, направленным против епископа Фёдора (Фёдорца) ростовского, упоминаемого в проложном житии Кирилла. Федор добивался учреждения в Ростове автономной епископской кафедры, независимой от киевской митрополии. Это домогательство Кирилл Туровский рассматривал как самозванство, против которого он и выступает в своей «Притче».

Кирилл Туровский в аллегорической форме размышлял о разных философских проблемах: о соотношении духовного и телесного, небесного и земного в человеке, о смысле монашеского служения и т. д. Торжественные "слова" Кирилла Туровского, как было сказано выше, посвящены церковным праздникам. Они лишены политической злободневности и публицистичности "Слова" Илариона. Кирилл ставит своей задачей разъяснить смысл того или иного христианского праздника, "воспети", "прославити", "украсити словесы", "похвалити". С этой целью он прибегает к аллегорическим образам, символическим параллелям. Образные художественные средства Кирилл использует с большим вкусом и умением. Характерная особенность "слов" Кирилла - своеобразный лиризм и драматизм. Он часто вводит монологи и диалоги, плачи. Использует Кирилл и символическое толкование отдельных явлений природы.

"Слова" Кирилла Туровского необычайно четки по композиции, в них три части: вступление, изложение и заключение. Задача вступления - привлечь внимание слушателей, создать определенное эмоциональное настроение, подготовить к восприятию последующей, основной "речи". С этой целью автор прибегает к анафористическим "зачинам".

Нередко вступительную часть "слова" Кирилл начинает развернутым сравнением, позволяющим автору использовать его образы в дальнейшем изложении содержания.

"Слова" Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на Руси. Они включались в сборники "Златоуст", "Торжественники" наравне со "словами" прославленного византийского витии Иоанна Златоуста. Они свидетельствовали о той большой художественной высоте, на которую поднялось ораторское искусство на Руси к концу XII столетия.

Создание молитвенного настроения является главной задачей знаменитого оратора Киевской Руси, поэтому он и прибегает к богослужебным текстам как к литературному источнику. Пожалуй, мы не можем сейчас с точностью определить, является ли цитирование гимнографии сознательным или невольным. Можно предположить, что Кирилл Туровский знал наизусть многие богослужебные тексты и непроизвольно вкраплял их в свои произведения. Однако, можно предполагать и другое, а именно, что он сознательно обращает внимание слушателей к какому-то конкретному гимнографическому произведению. Неслучайно в рассмотренном нами Слове чаще всего цитируется один и тот же богослужебный текст – канон Страстной Пятницы, который, по замыслу автора, наиболее соответствует выбранной для проповеди теме. В любом случае стилистическое оформление Слов Кирилла и особенности вкрапления цитат возвращают слушателей и читателей к богослужению, то есть к молитве. Ритм Кирилловых Слов – это молитвенный ритм.

Такое отношение к авторской задаче оратора вполне соответствует православному учению о непрестанной молитве. Кирилл Туровский, как известно, является не только оратором, но и гимнографом Киевской Руси. Его перу принадлежит несколько богослужебных произведений, таких, как покаянные и молебные каноны, «Цикл седмичных молитв» и др. Именно молитва поставлена во главу угла в его проповедях, но он, как тонкий психолог, не призывает к ней прямо, а привлекает к ней читателя и слушателя незаметно: ритмом повествования, цитированием молитвословий, использованием молитвенной метафорики. Именно так через пару веков будут строить свои произведения исихасты – приверженцы учения о непрестанной молитве и обожении. Кирилл несколько опережает появление исихастской литературы на Руси. Стилистические находки Кирилла найдут самый живой отклик у средневековых писателей в эпоху второго южнославянского влияния, то есть в период реформы литературного языка и распространения исихастского учения в славянских странах, что со временем позволит таким авторам, как Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет, обратиться к наследию Кирилла как к образцу и литературному. Также можно сказать, что на творчество Кирилла Туровского влияли произведения византийских церковных ораторов. Отдельные произведения Кирилла Туровского дошли до нас в сербских и болгарских списках.

 

 

13 вопрос.

13. Проповеди Серапиона Владимирского.

В области проповедческой литературы в XIII в. Выдвинулся как талантливый и красноречивый писатель Серпион Владимирский. В первые десятилетия татарского владычества на Руси он был архимадритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 г. – епископом во Владимире, где и умер в 1275 г.

Проповеди

От него дошло пять «слов». Первое поучение было произнесено в 1230 году в Киеве, а остальные четыре – во Владимире. (Есть мнение, что и первое слово тоже было написано во Владимире в 70-х годах). Первые четыре слова сохранились в сборнике XIVв. «Златая цепь», пятое – в «Паисиевском сборнике» конца XIV начала XV. Первые три «слова»,помимо этого, вошли в сборники «Измарагд» и «Златоуст». Эти сборники пользовались большим уважением, поэтому включение в них «слов»

Серапиона – свидетельств их большой авторитетности. Обличение социальной несправедливости, грубых суеверий, выраженное образной, эмоционально насыщенной речью, делают слова Серапиона значительными произведениями литературы 13 века.

В первом слове, говоря о лучившихся в Киеве в 1230 г. Землетрясении, лунном и солнечном затмениях, о постигшем людей голоде и о «многих ратех»,опустошивших Русскую землю, Серапион объясняет все эти бедствия как наказание божие за грехи. Говоря о немилостивых врагах-татарах, разоривших русскую землю,Серапион прибегает к ритмической, организованной речи. Они, эти враги, землю нашу пусту створиша, и грады наша плениша, и церкви святыя разориша, отьца и братию нашю избиша, матери наши и сестры наши в поруганье быша. Для предотвращения дальнейших бед нужно обратиться к богу и отказаться от разбойничьего взимания процентов, грабежа, сквернословия, клеветы и иных сатанинских дел. Приурочение первого слова Серапиона к 1230 г. Наталкивается на не согласущуюся с исторической действительностью картину разорения Руси татарами, изображенную в этом «слове». Происшедшая до этого Калкская битва не сопровождалась для Русской земли такими потрясениями, о которых говорится в цитате. Эта цитата скорее отклик на разорение Батыем Северной Руси в 1237-1238.Поэтому есть основания полагать, что «слово», будучи в основном написано вскоре после киевского землетрясения, имело в дальнейшем более поздние вставки, описывающие все ужасы татарского нашествия.

Во втором слове Серапион,перечисляя тяжкие пригрешения, патетически вопрошает: «Не

пленена ли бысть земля наша? Не взяли ли быша гради наши?Не ведены ли наши чада и жены в плен?».Такие горестные вопросы близки к тем,которые читаются в «Правиле Кирилла III»., написанном в связи с происходившим во Владимире церковным собором 1274, созванным Кириллом как раз по поводу тех настроений в Русской земле, которые были вызваны обстоятельствами татарского владычества на Руси.

3 слово. Говорит о том,что,несмотря на различные предостережения и знамения, которыми Бог хочет направить русских людей, люди не исправились, не стали жить лучше, не изжили языческих предрассудков. Именно из-за этого Бог наслал на Русскую землю «язык лют» (татар). Третье «слово» отличается наибольшей силой красноречия и ораторского подъема в изображении бедствий, причиненных татарами, разрушивших многие православные церкви. По своему стилю очень близка к 78-му псалму Псалтири, и даже буквально воспроизводит отдельные его фразы. Это страстная и воодушевленная речь патриота, желающего для своей родной земли лучшего: духовного очищения и возрождения.

4. и 5. Слова обличают грубые суеверия, бытовавшие в народной среде. Серапион восстает против укоренившегося в его пастве обычая испытывать ведьм водой и огнем и выгребания из могил утопленников. Такие обличения также нашли себе отповедь в «Правиле» митрополита Кирилла III. Автор выступает как гуманный и просвещенный человек, который готов на все во имя справедливости и правды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.009 с.)