Религиозный, характер литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозный, характер литературы.



Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси, как правило, были

монахи, менее всего заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского)

содержания. И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших до

нас произведений древнерусской письменности носит церковный характер.

Произведения древнерусской письменности разделялись на ≪мирские≫ и ≪духовные≫.

Последние всячески поддерживались и распространялись, так как содержали

непреходящие ценности религиозной догматики, философии и этики, а первые, за

исключением официальных юридических и исторических документов, объявлялись

≪суетными≫. Благодаря этому мы и представляем нашу древнюю литературу в большей

степени церковной, чем она была на самом деле.

В древнерусской литературе такой связи между разными видами книжности, которые

ученые традиционно именуют жанрами, нет.

Специфическими особенностями средневекового миросозерцания была обусловлена

система жанров древнерусской литературы, подчиненная практическим утилитарным

целям — как нравственным, так и политическим.

Вместе с христианством Древняя Русь приняла и ту систему жанров церковной

письменности, которая была разработана в Византии. Здесь еще не было жанров в

современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные

постановлениями вселенских соборов, преданием — традицией и уставом. Церковная

литература была связана с ритуалом христианского культа, монастырского обихода. Ее

значимость, авторитетность строилась на определенном иерархическом принципе.

Верхнюю ступень занимали книги ≪священного писания≫. Вслед за ними шла

гимнография и ≪слова≫, связанные с толкованиями ≪писания≫, разъяснениями смысла

праздников. Такие ≪слова≫ обычно объединялись в сборники —≪торжественники≫,

Триоди цветные и постные. Затем следовали жития —рассказы о подвигах святых. Жития

объединялись в сборники: Прологи (Синаксари), Четьи-Минеи(ежемесячные чтения),

Патерики(общее название сборников дидактических новелл о подвигах христианских

монахов, а также собраний их нравоучительных изречений.). Каждому типу героя:

мученику, исповеднику, преподобному, столпнику, юродивому —соответствовал свой тип

жития. Композиция жития, например, зависела от его употребления: богослужебная

практика диктовала определенные условия его составителю, адресуя житие читателям и

слушателям. Каждый жанр древнерусской литературы обладал устойчивой внутренней

композиционной структурой, своим каноном и имел, как справедливо отмечал А. С.

Орлов, ≪свой стилистический шаблон≫.

Система жанров мирской (светской) литературы более подвижна. Она вырабатывается

древнерусскими писателями путем широкого взаимодействия с жанрами устного

народного творчества, деловой письменности, а также церковной литературы.

Господствующее положение среди жанров мирской письменности занимает историческая

повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних

врагов Руси, злом княжеских усобиц. К повести примыкают историческое сказание,

предание. В основе сказания лежит какой-либо сюжетно завершенный эпизод, в основе

предания —устная легенда. Эти жанры обычно входят в состав летописей, хронографов.

Опираясь на византийские образцы, древнерусские писатели создали целый ряд

выдающихся произведений агиографической оригинальной литературы, отразившей

существенные стороны жизни и быта Древней Руси. В отличие от византийской

агиографии древнерусская литература создает оригинальный жанр княжеского жития,

ставившего своей целью укрепить политический авторитет княжеской власти, окружить ее ореолом святости. Отличительной особенностью княжеского жития является ≪историзм≫, тесная связь с летописными сказаниями, воинскими повестями, т. е. жанрами светской литературы.

Так же, как и княжеское житие, на грани перехода от церковных жанров к мирским стоят

≪хождения≫ —путешествия, описания паломничества к ≪святым местам≫, сказания об

иконах.

Богослужение требовало собственных жанров, предназначенных для определенных

моментов церковной службы. Некоторые жанры имели назначение в сложном

монастырском быту. Даже келейное чтение имело свою жанровую регламентацию. Отсюда несколько типов житий, несколько типов церковных песнопений, несколько типов книг, регламентирующих богослужение, церковный и монастырский быт, и т. д. В жанровую систему входили даже такие жанрово не повторяющиеся типы, как служебные евангелия, несколько типов палей и паремийников, апостольские послания и пр.

Особое место среди мирских жанров занимает ≪Поучение≫ Владимира Мономаха, ≪Слово о полку Игореве≫, ≪Слово о погибели Русской земли≫ и ≪Слово≫ Даниила Заточника. Они свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутом Древней Русью в XI —первой половине XIII в.

Развитие древнерусской литературы XI —XVII вв. идет путем постепенного разрушения

устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской

литературы подвергаются беллетризации. В них усиливается интерес к внутреннему миру

человека, психологической мотивировке его поступков, появляется занимательность,

бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII в. это

приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров и

способствует рождению новых чисто беллетристических произведений. Возникают

виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая

повесть, плутовская новелла.

Жанры действительно были заимствованы из Византии и Болгарии, но далеко не все:

часть не перешла на Русь, другая часть создавалась здесь самостоятельно начиная с XI в.

И объясняется это прежде всего тем, что Русь и Византия стояли на разных стадиях

общественного развития. На Руси были свои общественные потребности в литературе.

Значительно большая близость существовала, по-видимому, между Русью и Болгарией, но

и тут были крупные различия.

Так, например, Русь не заимствовала из Византии стихотворных жанров

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.007 с.)