Канонизации. Структура памятника, особенности психологизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Канонизации. Структура памятника, особенности психологизма.



Появление оригинальной агиографической литературы было связано с общей

политической борьбой Руси за утверждение своей религиозной самостоятельности,

стремлением подчеркнуть, что Русская земля имеет собственных предстателей и ходатаев

перед богом. Окружая личность князя ореолом святости, жития содействовали

политическому упрочению основ феодального строя.

Образцом древнерусского княжеского жития является анонимное ≪Сказание о Борисе и

Глебе≫, созданное, по-видимому, в конце XI — начале XII веков.

Автор ≪Сказания≫ сохраняет историческую конкретность, подробно излагая все

перипетии, связанные со злодейским убийством Бориса и Глеба. Как и летопись,

≪Сказание≫ резко осуждает убийцу — «окаянного» Святополка и выступает против

братоубийственных раздоров, отстаивая патриотическую идею единства «Русской великой страны». ≪Сказание≫ не следует традиционной композиционной схеме жития, обычно описывавшего всю жизнь подвижника — от его рождения до смерти. Оно излагает лишь один эпизод из жизни своих героев — их злодейское убийство. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно

принимают ≪мученический венец≫. Прославление этого христианского подвига

выдержано в манере агиографической литературы. Автор уснащает повествование

обильными монологами —плачами героев, их молитвословиями, которые служат

средством выражения их благочестивых чувств. Монологи Бориса и Глеба не лишены

образности, драматизма и лиризма.

Благочестивые размышления, молитвы, плачи, которые вкладываются в уста Бориса и

Глеба, служат средством раскрытия внутреннего мира героев, их психологического

настроя.

Многие монологи герои произносят «на уме си помышляя», «глаголааше в сердци своем».

Эти внутренние монологи — плод авторского воображения. В них переданы

благочестивые чувства, помыслы идеальных героев. В монологи включены цитаты из

Псалтыри, Паремийника.

Психологическое, состояние героев дается и в авторском описании. Так, покинутый

дружиной Борис «...в тузе и печали удручьнъмь сьрдцьмъ и вълез в шатър свои плакашеся

съкрушенъм сърдцьмь, а душою радостьною, жалостьно глас испущааше». Здесь автор

пытается показать, как в душе героя совмещаются два противоположных чувства: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой-

мученик в ожидании мученического конца. Живая непосредственность проявления чувств

постоянно сталкивается с этикетностью.

Борис и Глеб окружаются в ≪Сказании≫ ореолом святости. Этой цели служит не только

возвеличение и прославление христианских черт их характера, но и широкое

использование религиозной фантастики в описании посмертных чудес. Этот типичный

прием агиографической литературы автор ≪Сказания≫ применяет в заключительной части повествования. Этой же цели служит и похвала, которой заканчивается ≪Сказание≫. В похвале автор использует традиционные библейские сравнения, молитвенные обращения, прибегает к цитатам из книг ≪священного писания≫.

Героям христианской добродетели, идеальным князьям-мученикам в ≪Сказании≫

противопоставлен отрицательный персонаж —«окаянный» Святополк. Он одержим

завистью, гордостью, властолюбием и лютой ненавистью к своим братьям.

Характеристика Святополка дана по принципу антитезы с характеристиками Бориса и

Глеба. Он является носителем всех отрицательных человеческих качеств. При его

изображении автор не жалеет черных красок. Святополк «окаянный», «треклятый»,

«второй Каин», мысли которого уловлены дьяволом, у него «прескверные уста», «злый

глас». Так лаконично, но весьма выразительно автор сумел раскрыть психологическое состояние отрицательного героя.

Святополк противопоставляется не только «земным ангелам» и «небесным человекам»

Борису и Глебу, но и идеальному земному правителю Ярославу, отомстившему за гибель

братьев.

Мотивы канонизирования: Существовали вполне объективные, с точки зрения Церкви,

основания для причтения праведника после его смерти к лику святых. Главное из них -

прославление подвижника благочестия Божиим даром чудотворений, исходивших от его

мощей, то есть, сакральное удостоверение его святости (их останки не раздогались). На

долю же верховной власти - князя и церковного клира - выпадало подтверждение этих

чудотворений, совершаемых у гроба.

К Само причтение к лику святых состояло в том, что в день успения святого или день

открытия его мощей или же в оба дня назначалось ежегодное церковное празднование его

памяти.

Самой лучшей иллюстрацией сказанному, казалось бы, могли служить описания в

"Сказании" и "Чтении" торжеств по перенесению мощей Бориса и Глеба и Ярославом

Мудрым; и в 1072 г. его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом; и в 1115 г. Уже внуками Ярослава - Владимиром Всеволодовичем и Давыдом и Олегом Святославичами.

Некоторые ученые считают, что Сказание было написано раньше чтения. Оба же памятника датируются концом 11 – началом 12 веков. Древнейшей же список чтения относится к 12 веку.

Краткий план пересказа:

· Владимир

· Его жизнь

· Смерть Владимира

· Святополк захватил престол

· Борис идет в Киев на поклон Святополку

· Психологическое состояние Бориса

· Убийство Бориса и отрока Георгия на реке Альте

· Святополк посылает за Глебом

· Описание Глеба

· Глеб узнает правду

· Плач Глеба

· Убийство Глеба

· Огненный столп/ горящие свечи/ ангельское пение

· Победа Ярослава

· Бегство Святополка

· Ярослав вступил на престол

· Похвала Борису и Глебу

· Описание внешнего и внутреннего облика Бориса (видимо оно было добавлено позднее)

Само сказание отличается от правильной формы построения жития, то есть нет последовательности изложения всей жизни святых. Здесь рассказан всего лишь один эпизод – само убийство братьев. Это же скорее историческая повесть: присутствуют точное изложение событий и фактов+ исторические имена и описание местности+ лирически насыщенно плачами, монологами, молитвами и размышлениями.

Сам автор стремится к документализму. Он пытается изобразить психологическое состояние братьев перед смертью. Его задачи: 1)осуждение междоусобиц; 2)идея родового старшинства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.006 с.)