Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Канонизации. Структура памятника, особенности психологизма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Появление оригинальной агиографической литературы было связано с общей политической борьбой Руси за утверждение своей религиозной самостоятельности, стремлением подчеркнуть, что Русская земля имеет собственных предстателей и ходатаев перед богом. Окружая личность князя ореолом святости, жития содействовали политическому упрочению основ феодального строя. Образцом древнерусского княжеского жития является анонимное ≪Сказание о Борисе и Глебе≫, созданное, по-видимому, в конце XI — начале XII веков. Автор ≪Сказания≫ сохраняет историческую конкретность, подробно излагая все перипетии, связанные со злодейским убийством Бориса и Глеба. Как и летопись, ≪Сказание≫ резко осуждает убийцу — «окаянного» Святополка и выступает против братоубийственных раздоров, отстаивая патриотическую идею единства «Русской великой страны». ≪Сказание≫ не следует традиционной композиционной схеме жития, обычно описывавшего всю жизнь подвижника — от его рождения до смерти. Оно излагает лишь один эпизод из жизни своих героев — их злодейское убийство. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают ≪мученический венец≫. Прославление этого христианского подвига выдержано в манере агиографической литературы. Автор уснащает повествование обильными монологами —плачами героев, их молитвословиями, которые служат средством выражения их благочестивых чувств. Монологи Бориса и Глеба не лишены образности, драматизма и лиризма. Благочестивые размышления, молитвы, плачи, которые вкладываются в уста Бориса и Глеба, служат средством раскрытия внутреннего мира героев, их психологического настроя. Многие монологи герои произносят «на уме си помышляя», «глаголааше в сердци своем». Эти внутренние монологи — плод авторского воображения. В них переданы благочестивые чувства, помыслы идеальных героев. В монологи включены цитаты из Псалтыри, Паремийника. Психологическое, состояние героев дается и в авторском описании. Так, покинутый дружиной Борис «...в тузе и печали удручьнъмь сьрдцьмъ и вълез в шатър свои плакашеся съкрушенъм сърдцьмь, а душою радостьною, жалостьно глас испущааше». Здесь автор
пытается показать, как в душе героя совмещаются два противоположных чувства: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой- мученик в ожидании мученического конца. Живая непосредственность проявления чувств постоянно сталкивается с этикетностью. Борис и Глеб окружаются в ≪Сказании≫ ореолом святости. Этой цели служит не только возвеличение и прославление христианских черт их характера, но и широкое использование религиозной фантастики в описании посмертных чудес. Этот типичный прием агиографической литературы автор ≪Сказания≫ применяет в заключительной части повествования. Этой же цели служит и похвала, которой заканчивается ≪Сказание≫. В похвале автор использует традиционные библейские сравнения, молитвенные обращения, прибегает к цитатам из книг ≪священного писания≫. Героям христианской добродетели, идеальным князьям-мученикам в ≪Сказании≫ противопоставлен отрицательный персонаж —«окаянный» Святополк. Он одержим завистью, гордостью, властолюбием и лютой ненавистью к своим братьям. Характеристика Святополка дана по принципу антитезы с характеристиками Бориса и Глеба. Он является носителем всех отрицательных человеческих качеств. При его изображении автор не жалеет черных красок. Святополк «окаянный», «треклятый», «второй Каин», мысли которого уловлены дьяволом, у него «прескверные уста», «злый глас». Так лаконично, но весьма выразительно автор сумел раскрыть психологическое состояние отрицательного героя. Святополк противопоставляется не только «земным ангелам» и «небесным человекам» Борису и Глебу, но и идеальному земному правителю Ярославу, отомстившему за гибель братьев. Мотивы канонизирования: Существовали вполне объективные, с точки зрения Церкви, основания для причтения праведника после его смерти к лику святых. Главное из них - прославление подвижника благочестия Божиим даром чудотворений, исходивших от его мощей, то есть, сакральное удостоверение его святости (их останки не раздогались). На долю же верховной власти - князя и церковного клира - выпадало подтверждение этих чудотворений, совершаемых у гроба.
К Само причтение к лику святых состояло в том, что в день успения святого или день открытия его мощей или же в оба дня назначалось ежегодное церковное празднование его памяти. Самой лучшей иллюстрацией сказанному, казалось бы, могли служить описания в "Сказании" и "Чтении" торжеств по перенесению мощей Бориса и Глеба и Ярославом Мудрым; и в 1072 г. его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом; и в 1115 г. Уже внуками Ярослава - Владимиром Всеволодовичем и Давыдом и Олегом Святославичами. Некоторые ученые считают, что Сказание было написано раньше чтения. Оба же памятника датируются концом 11 – началом 12 веков. Древнейшей же список чтения относится к 12 веку. Краткий план пересказа: · Владимир · Его жизнь · Смерть Владимира · Святополк захватил престол · Борис идет в Киев на поклон Святополку · Психологическое состояние Бориса · Убийство Бориса и отрока Георгия на реке Альте · Святополк посылает за Глебом · Описание Глеба · Глеб узнает правду · Плач Глеба · Убийство Глеба · Огненный столп/ горящие свечи/ ангельское пение · Победа Ярослава · Бегство Святополка · Ярослав вступил на престол · Похвала Борису и Глебу · Описание внешнего и внутреннего облика Бориса (видимо оно было добавлено позднее) Само сказание отличается от правильной формы построения жития, то есть нет последовательности изложения всей жизни святых. Здесь рассказан всего лишь один эпизод – само убийство братьев. Это же скорее историческая повесть: присутствуют точное изложение событий и фактов+ исторические имена и описание местности+ лирически насыщенно плачами, монологами, молитвами и размышлениями. Сам автор стремится к документализму. Он пытается изобразить психологическое состояние братьев перед смертью. Его задачи: 1)осуждение междоусобиц; 2)идея родового старшинства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1000; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.01 с.) |