Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные идеи и принципы позитивизма как методологии социально-гуманитарного познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Позитивизм (лат. рozitivus – положительный) - интеллектуальное течение, возникшее в Европе XIX века в связи с успехами науки и пониманием важности ее философского осмысления. Развитие данного направления связано с деятельностью мыслителей, сосредоточивших свое внимание на феномене науки и позиционирующих ту или иную модель роста научного знания. Понятие «позитивизм» содержит представление о том, что подлинное, положительное знание может быть получено лишь специальными науками, метафизические построения не имеют предмета, следовательно, должны быть отброшены. Наука, в видении позитивистов, призвана не объяснять, а лишь описывать феномены. Позитивизм - методология, направленная на изучение, обобщение фактов и артикуляцию всеобщих законов, выявляющихся в результате суммирования регулярностей и установления последовательностей фактов. Выделяют две исторические разновидности позитивизма – первый и второй позитивизм. Исходным положением первого позитивизма является утверждение: сущностные - ноуменальные основания мира непознаваемы, поэтому необходимо сосредоточить внимание на явлениях – феноменах, данных в опыте познающему субъекту. Окружающий мир позиционируется позитивизмом как мир фактов – такого рода фактологический подход именуется принципом феноменализма. Главная задача, которую ставят позитивисты – задача привести научно-познавательную деятельность в соответствие с методологическим идеалом феноменализма. Важнейшим требованием феноменализма является отказ от любого рода не подкрепленных фактами умозрительных идей, отказ от обсуждения онтологической проблематики, отказ от постановки вопроса о сущности культуры, общества. Неверифицируемые опытом идеи квалифицируются позитивистами как хлам метафизический. Ключевой принцип первого позитивизма - принцип опоры на опытное знание, т.е. эмпиризм. Наблюдение квалифицируется позитивизмом как универсальный метод получения знаний, способ освобождения от догматических напластований, удержания на твердой почве фактов. Важнейший тезис, выдвигаемый позитивизмом: поскольку наблюдаются только явления, а не причины и сущности, научное знание по своему характеру является описательным и феноменальным. Задача науки заключается в том, чтобы не объяснять, но описывать феномены. Таким образом, объяснение вытесняется описанием.
Важнейший принцип первого позитивизма - принцип отказа от дедуктивных построений и абсолютизации обобщения как единственного подлинно-научного метода исследования, т.е. индуктивизм. Позитивистский метод ориентирует исследователя на изучение и обобщение фактов. Важную роль играют также статистика и сравнение, которые восполняют в гуманитарных и социальных науках анализ и эксперимент. Основные процедуры позитивистского метода можно представить в виде исследовательской цепочки: наблюдение – описание – обобщение – закономерность. Первый позитивизм базируется на идее антикаузализма – убеждении, что нет причин и следствий, лишь повторяющиеся последовательности, регулярности явлений. Отсюда вытекает необходимость заменить слово «почему» словом «как». Первый позитивизм выдвигает также принцип номинализма – признания первичности вещей и вторичности идей, представление об общих понятиях как мыслительных конструкциях, образованных в результате отвлечения от конкретных представлений о предметах важных существенных признаков. В позитивистском представлении постоянные сходства, связывающие явления между собой и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих – есть законы этих явлений. Всеобщие законы, таким образом, выявляются при помощи суммирования регулярностей и установления последовательностей. Детерминизм не конструируется метафизически, но принимается как практическая очевидность. Позитивизму свойственно нивелирование специфики социальных, гуманитарных наук, утверждение в качестве идеала научного знания естественнонаучное знание. Позитивизм неотделим от сциентизма – абсолютизации научно-технологического способа решения проблем, определения науки как единственно действенного орудия социальных, культурных преобразований. Позитивизм включает в свое смысловое пространство идею прогрессизма – уверенности в неизменности научного прогресса, понятого как продукт человеческой изобретательности, вера в бесконечный рост науки.
Второй позитивизм опирается на принципы эмпириокритицизма и конвенционализма. Термин «эмпириокритицизм» был введен для обозначения позиции, критически рассматривающей все проверенные истины. Эмпириокритики провозгласили возвращение к опыту. Эмпириокритицизм как методологическая концепция, выдвигает две ключевые идеи - идею «экономии мышления» и идею «описательной науки». Основное требование принципов «экономии мышления» и «описательной науки» заключается в необходимости отыскания наименьшего числа наипростейших независимых суждений, из которых все остальные могут быть получены как логические следствия. Принцип экономии мышления вырастает из общего представления о науке как форме приспособления человека к окружающей среде. В целях экономии мышления не следует тратить силы на объяснения, достаточно описания. Описание вытесняет объяснение, понимаемое как паразитический элемент науки. Конвенционализм как методологическая концепция истолкования науки, определяющая генерализующую теорию как конвенцию - соглашение между учеными, обусловленное соображениями удобства и простоты и не связанное непосредственно с критерием истинности. Сторонники конвенционализма утверждают, что научные теории не являются обобщениями опытных данных, они суть конвенции. В рамках конвенционализма выдвигается идея гипотез ad hoc – гипотез для каждого отдельного случая. Посредством гипотез ad hoc конвенционалисты стремились примирить противоречащие факты с существующей теорией. Конвенционализм выдвигает тезис о несоизмеримости, логической несвязанности и несопоставимости теорий. Выбор теорий осуществляется на основе мировоззренческих или социокультурных предпочтений. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс, а научное сообщество представает в виде разобщенных, исповедующих разные принципы группировок. Философия науки превращается в историю науки. Конвенционализм продемонстрировал зависимость научного исследования от антропологического фактора – мнения, интуиции ученого как важнейшего инструмента открытия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.01 с.) |