Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридическая рациональность в культуре ВозрожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интеллектуальная культура эпохи Возрождения – этап развития научной рациональности, связанный, с критикой средневековых, повышенным вниманием к античным интеллектуальным традициям и становлением нового мировоззрения, новой системы ценностных ориентиров. Эпоха Возрождения открывает новую главу в европейской истории – с Возрождением связывают начало модернизационных процессов в Европе. В социально-экономическом плане модернизация – это переход от аграрного традиционного общества к индустриальному модернизированному, соответственно от феодализма к капитализму. В эпоху Возрождения в Европе появляются зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры, начинается процесс накопления капитала, развивается банковское дело и торговля, закладываются основы экспериментального естествознания. В культурологическом плане модернизация – это переход от традиционной, консервативной по своему духу культуры к культуре антиконсервативной - креативной. В сущности, модернизация есть процесс вытеснения статичной модели социального бытия мобильной. Целью модернизации, таким образом, является не столько новый совершенный порядок, сколько новая стратегия жизни, новый инновационный стиль мышления, в рамках которого смена культурных форм осмысляется как оптимальный способ социального бытия. Важнейшей особенностью интеллектуальной культуры Возрождения является ее творческий - креативный дух. В культуре Ренессанса актуализируется новая ценность – ценность новаторства, что выливается в неприятие авторитаризма, дисциплинарных ограничений, в стремление к оригинальности и творческой свободе. Характерная черта ренессансной культуры – тесная связь «науки» и искусства. Жесткой критике подвергается догматизм и формализм средневековой учености. Отвергается классическое для Средневековья представление о научном исследовании как толковании чужих мыслей. Ставится под сомнение адекватность средневековых форм организации знания – диспута, трактата, как сковывающих творческий процесс, препятствующих поиску истины. Формируется представление, согласно которому главной миссией ученого является не проработка, детализация, углубление и уточнение уже имеющихся, но создание новых идей. Новые идеи облекаются в новые более свободные формы эссе, диалога. Монологические формы репрезентации и развертывания знания вытесняются диалогическими, образцы которых заимствуются в культуре античности. Из сокровищницы античной культуры черпаются идеи гуманизма. Заложенная культурой Античности традиция интерпретации гуманности как культивирования человечности, находит продолжение в культуре Возрождения. Термин «гуманист» использовался идеологами Возрождения для обозначения профессии учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали, а сама эта профессия рассматривалась как деятельность государственного масштаба, направленная на преобразование общества на началах политических свобод. Гуманизм основывается на антропоцентрической картине мира – средневековому идеалу «царства Бога», неосуществимого на земле, гуманисты Возрождения противопоставляют земной идеал «царства человека». Вера в безграничные возможности человека, в самовластие человека инициирует развитие различных сфер знания. Революционные открытия Николая Кузанского (1401-1464 гг.), Джордано Бруно (1548-1600 гг.), разрушающие космологическую геоцентрическую систему Платона и Аристотеля и утверждающие систему гелиоцентризма подготавливают научную революцию Нового времени. Гуманисты выступают с критикой норм средневекового образования и обучения, отстаивая принципы свободы педагогической и научной деятельности. Они выступают против церковной цензуры и сословной иерархии. Гуманисты представляют собой новый тип интеллектуалов – светскую интеллигенцию. Формой организации жизни светского сообщества интеллектуалов становятся кружки и академии, прообразом последних мыслится Академия Платона. Первые академии возникают в Италии в XVI веке. Важнейшее завоевание Ренессанса, пошатнувшее монополию церкви на книжное знание – демократизация книжного знания. Изобретение Гуттенбергом книгопечатания – достижение, значение которого трудно преувеличить. Распространившись по всей Европе типографии, превратились в центры свободомыслия. Эпоха Возрождения – важный этап развития юридической науки. Необходимо констатировать, что практическая юриспруденция в эту эпоху не получила существенных качественных изменений. В западноевропейской юридической практике развивались традиции, сложившиеся в позднем Средневековье. Это и не удивительно, поскольку позднее Средневековье хронологически совпадает с эпохой Возрождения. Что касается юридической науки, то в эпоху Возрождения появляется ряд важных тенденций, оказывающих серьезное влияние на становление юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, следовательно, ее отделение, как от теологии и философии, так и от юридической практики. Одна из таких тенденций – гуманизация юридической мысли, ведущая к рождению важных в научном плане идей. Гуманизм в правовом плане означал признание достоинства и автономии личности, обеспечения условий для ее свободного развития. Одним словом, возрожденческий гуманизм закладывает мировоззренческий фундамент такому важнейшему, лежащему в основании современной юридической науки правовому принципу как принцип прав человека. Разумеется, этот принцип был сформулирован значительно позднее – в Новое время – в эпоху классической науки, но своим рождением он во многом обязан гуманистам Возрождения. Именно их усилиями формулируется идея самоценности человека, убеждение, что достоинства человека определяются не его сословной принадлежностью или конфессиональным статусом, но его деяниями и нравственным совершенством. Государство в таком контексте начинает осмысливаться как опирающееся на принципы равенства и справедливости республиканское устройство. Соответственно от теоцентрического – теократического понимания государства и права мыслители Возрождения переходят к социоцентрическому. Гуманистическая направленность правовой мысли побуждала обращаться к античной культуре в поисках идей созвучных идеалам Возрождения. Таковой была идея общественного договора, с помощью которой мыслители Возрождения объясняли происхождение государства. При этом они акцентировали в этом процессе такой аспект как свободное изъявление своей воли организующимися в государство людьми. Издание и соблюдение законов рассматривалось гуманистами Возрождения как гарантия свободы человека, равенства людей и справедливости. Таким образом, гуманизация правовой мысли вела к разрыву с феодальными представлениями и утверждению принципиально новых стратегий человеческого бытия. Гуманизация культуры вызывает к жизни социальные утопии как проекты улучшения социального бытия. Речь идет об утопиях Мора, Кампанеллы, Мюнцера. Томас Мор (1478–1535 гг.) – английский юрист, гуманист, автор эпохального произведения «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом его острове Утопии» и Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.) - создатель всемирно известного произведения «Город Солнца», выступили с критикой социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации. Такого рода критика означала радикальный отход от теоцентрического понимания государства к социоцентристскому - в видении утопистов государство и законодательство – социальные установления, они созданы богачами и является главным орудием угнетения народа и главным средством защиты корыстных интересов эксплуататоров. В противоположность существующему государству Т. Мор рисует воображаемую страну Утопию, а Т. Кампанелла – Город Солнца, где утверждается коллективная собственность, всеобщий обязательный труд, централизованное распределение произведенной продукции и аскетический образ жизни. Конечно, концепции Мора и Кампанеллы не свободны от противоречий и не всегда последовательны в своем стремлении создать достойное человека, справедливое общество. Однако важно другое. Социалистические утопии эпохи Возрождения являются собой принципиально новый стиль мышления, отличный как, от средневекового, так и от античного. Необходимо подчеркнуть, что социальные утопии Возрождения радикальным образом отличались как от идеального государства Платона, так и от идеального государства Августина. У Платона идеальное государство существует объективно как некая идеальная реальность. Тоже самое можно сказать об Аристотеле, его идеальное государство – продукт анализа, обобщения эмпирического материала. И у Платона и у Аристотеля представления об идеальном государстве онтологически укоренены, т.е. идеальное государство существует реально в мире идей или в мире материально наполненных форм. Что касается возрожденческих социальных утопий, таковые в представлении их создателей существуют лишь номинально, т.е. на бумаге. Согласно Мору, утопия в дословном переводе – место которого нет, т.е. утопия не реальна, в этом смысле не объективна, онтологически не укоренена. Это только гносеологические модели, мыслительные эксперименты, в рамках которых конструируется несуществующий социальный порядок. Можно предположить, что усилиями утопистов формируется один важнейших методов научного познания – моделирование. В сущности, социалисты - утописты занимаются социальной инженерией, они изобретают некие новые, искусственные, несуществующие в реальности технологии социально-экономического и политико-правового бытия. Кампанелла писал: «Небесполезно то, что мы написали, ведь если не возможно точно повторить такую Республику, то можно попытаться, насколько возможно, подражать образцу, который мы предложили». Труды Мора и Кампанеллы стимулировали появление проектов радикального изменения общества. Например, в Новой Испании один из адептов Мора предпринял попытку учредить среди коренного населения порядки утопийцев. Проект Кампанеллы использовали иезуиты в Республике Гуарани (1610 -1768). Это были не только первые проекты социалистических государств, но и первые попытки социального моделирования, что имело значение для развития юридической науки. Не без влияния идей гуманизма формируется концепция французского правоведа, политического мыслителя Жана Бодена (1530–1596), изложенная в его главном его труде «Шесть книг о республике». Республикой Боден именует государство как таковое. Учение Бодена по своему теоретическому уровню являет собой прорыв в интеллектуальное пространство юридической науки Нового времени. Во-первых, в определении государства и права Боден, подобно ученым Нового времени, стоит на позициях социоцентризма – он полагает, что государство, возникает посредством договора, соответственно, его высшая цель заботиться об истинном счастье индивидов, заключающемся в познании Бога, человека и природы. Во-вторых, Боден придерживается методологического принципа эмпиризма, он считал, что лучшему познанию права служит юридическая практика: «Тот, кто думает, что он познал право вне юридической практики, в действительности глубоко ошибается – и уподобляется тому, кто, истязаясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление военной битвой». В-третьих, Боден выдвигает теорию государственного суверенитета, которую восприняли правоведы Нового времени, в частности, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо и др. Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Бодена в развитие теоретических аспектов юридического знания. Теория государственного суверенитета сегодня является важным элементом науки о праве и руководством для принятия решений на государственном уровне. Боден писал: «В общем, суверенитет – истинный фундамент, основа, на которую опирается вся структура Государства и от нее зависят все судебные ведомства, законы и распоряжения; оно является единственным обязательством, которое связывает семейства, тела, коллегии, частные лица, единственно совершенное тело, именно которое и есть Государство». В-четвертых, Боден различает закон и право. Он полагает, что суверен создает законы, но не право, право «несет с собой справедливость, а закон – приказ». Таким образом, Боден не только доказал необходимость государственного суверенитета, но и очертил его возвышая достоинство права. Исследование Бодена по дисциплинарной принадлежности есть государствоведение, не случайно Бодена считают одним из основателей политической науки. Тем не менее, как следует из вышеизложенного, Боденом было сделано немало для развития и юридической науки. Вторая тенденция, определяющая развитие юридической мысли Возрождения – секуляризация. Эпоха Возрождения - период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления. Такого рода мышление, несомненно, связано с общим «обмирщением» общественного сознания. Важную роль в процессах формирования антисхоластического мышления сыграл Николо Макиавелли (1469–1527 гг.) - дипломат и политик (секретарь Флорентийской республики), автор ряда произведений: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» и др. Макиавелли справедливо называют основателем политической науки. С Н. Макиавелли начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль стремиться отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии, принимая в качестве методологического принципа принцип спецификации предмета исследования, который должен изучаться автономно, отдельно от других областей. Введение самого термина stato, т.е. «государство» в политическую науку связывают с Николо Макиавелли. В центре внимания Макиавелли идеальный правитель и технологии его властвования. Исследование Макиавелли отталкивается от принципа религиозного индифферентизма. Ученый отказывается от теологической аргументации в сфере государствоведения. Метод Макиавелли не имеет ничего общего со схоластикой. Он отвергает идею опоры на какие-либо авторитеты. Исследовательская позиция Макиавелли – позиция эмпиризма, согласно которому единственным источником знания о политике является опыт. Свою концепцию политики он создает в результате изучения истории Древнего Рима, а также свого собственного опыта государственной службы. Макиавелли формирует новое, практически не освоенное античной и средневековой мыслью представление о том, что политическое бытие определяется не божьей волей, но объективным ходом развития событий. Таким образом, Макиавелли делает объектом политического исследования государство как социальное, но не божественное образование. Он оставляет позиции средневекового теоцентризма, во имя возрожденческих позиций антропоцентризма. Утверждая, что государство – человеческое, но не божественное образование, Макиавелли способствует отделению политическая мысли от теологии. По мнению Макиавелли, политическое поведение определяется не законами христианской морали, но требованиями пользы. Таким образом, Макиавелли закладывает основы нового типа политической этики – этики утилитаризма. Именно утилитарное, но не сакральное отношение к политическим институтом открывает возможности их научного анализа, реконструкции, реорганизации. Секуляризации юридической мысли способствовала Реформация - широкое антифеодальное, антикатолицистское общественное движение, развернувшееся в первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе. Название движения «реформация» было связано с тем, что в качестве главной цели его представители выдвигали реформирование католической церкви, церковных институтов, отношений церкви и государства. Главными очагами европейской Реформации были Германия и Франция. В рамках Реформации осуществляется критический пересмотр существующих религиозных учений и институтов. Реформация представляла собой буржуазное облеченное в религиозную форму движение против феодального строя и защищавшего этот строй католицизма. Ведущий идеологом Реформации был немецкий теологМартин Лютер(1483–1546 гг.). Он сформулировал важнейшие религиозно-политические идеи, которые сыграли важную роль в процессах автономизации юридического знания как специфической формы интеллектуальной культуры. М. Лютер дискредитирует авторитет Римско-католической церкви и, тем самым, способствует освобождению юридической науки от ее догматов. Важнейшей частью лютеровской доктрины является представление о том, что спасение достигается не деяниями и верой, как утверждали католики, но только верой. Лютер полагал, что каждый верующий оправдываясь верой непосредственно перед Богом, является священником самому себе. Лютер провозглашает, что между человеком и Богом, человеком и Словом Божьим не должно быть специальных посредников, только Богу, утверждает Лютер, люди обязаны повиноваться и служить. Следовательно, услуги католической церкви излишни. М. Лютер отделяет политико-правовую сферу жизни общества от духовной, религиозной. Он утверждает, что в границах мирских отношений, светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом, тогда как в границах духа, веры единственное руководство – вера, закон Божий. Лютер утверждает, что мирской порядок обеспечивается светской властью, которая опирается на естественное, но не божественное право. Естественное право качественно отлично от права божественного, поскольку первое управляет внешним поведением людей - имущественными отношениями, вещами; тогда как область действия другого – внутренний мир человека, его душа. Этот внутренний мир, согласно Лютеру, находится вне юрисдикции государства, он не подчинен его законам. М.Лютер, опираясь на библейские идеи, формулирует антифеодальный, антисословный принцип равноправия людей, он утверждает, что все сословия одинаковы, никто из людей не имеет превосходства над себе подобными, церковники ничем не отличается от мирян. Идея равноправия, представленная Лютером в богословской форме, тем не менее, предвосхищала важнейшие положения классической юридической науки. М.Лютер выдвигает принципиально новое понимание власти – не как привилегии, а как служения. Он утверждает, что христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа». Наконец, важнейшее достижение М. Лютера – утверждение принципа свободы мысли и совести. М. Лютер утверждал: «Ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было человек, не имеет права установить хоть единую букву над христианином, если не будет на то его собственного согласия». Этот принцип безусловной необходимости «собственного согласия» индивида с предписываемым ему «сверху» образом мыслей по своей значимости выходит за пределы религиозно-нравственных отношений. Принцип свободы мысли и совести подрывает основу основ схоластической логики – ее авторитаризм. Таким образом, учение М. Лютера содержит целый ряд идей, которые были восприняты последующей юридической мыслью и ряд принципов, которые способствовали тому, чтобы юридическая мысль обрела статус юридической науки. Не менее значимым деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509–1564), который подобно Лютеру был сторонником идей социального равноправия и разграничения полномочий власти духовной и светской. В центре кальвинского учения – догмат о божественном предопределении. Суть этого догмата заключается в том, что Бог предопределил одних людей к спасению, других – к гибели. Спасение не обеспечивается принадлежностью к высшему сословию. Ж. Кальвин специфическими религиозными аргументами отстаивает представление о равноправии людей. Помимо этого он предпринимает коренную реформу церкви, внося в ее устройство элементы демократизма и лишая священников их особого статуса посредников между человеком и Богом. Идеологи Реформации подготовили мыслительный материал, на почве которого в XVII–XVIII вв. сложилась классическая юридическая наука. В целом, эпоху Возрождения в развитии юридической науки можно считать периодом, обобщающим достижения юридической мысли прошлых эпох и прокладывающим пути в будущее. Возрождение – это заря восходящей науки о праве. Интеллектуальная мысль эпохи Возрождения подготавливает почву для рождения научной рациональности. В ее пространстве сталкиваются две оппозиционные формы рациональности, два идеала знания – средневековый, монологический, доктринально-дисциплинарный и античный, диалогический креативно-гуманистический. Некоторые идеологи Ренессанса пытались примирить христианство с античностью, создать некоторую новую синтетическую религию. Однако снятие этой антитезы осуществляется уже в Новое время – время рождения европейской науки. Резюме Таким образом, история формирования научной рациональности - процесс постепенного прорастания ее элементов, кристаллизации структур, институциализации образовательно-исследовательской деятельности. Этот процесс связан с дифференциацией типов познания и знания в целом. На первом его этапе осуществляется выделение рационализма, в единстве философской и научной его форм, на втором – отпочкование собственно научного рационализма от философского. Если рождение рационализма в целом связывают с «осевым временем», то рождение научного рационализма в полноте свойств его составляющих связано с эпохой Нового времени. Вместе с тем, представляется очевидным, что научная революция Нового времени была бы неосуществима, если бы ей не предшествовал многовековой путь протонаучных изысканий.
Вопросы для самопроверки 1. Каковы, на ваш взгляд, предпосылки формирования юридического рационализма как познавательной стратегии? 2. В чем заключаются особенности античного, средневекового, ренессансного юридического рационализма? 3. Что такое, в вашем понимании, «осевое время»? 4. Как вы полагает, почему древнеримская юриспруденция рассматривается как протонаука? 6. Каков, на ваш взгляд, вклад средневековых юристов в современную юридическую науку?
Примечания
1. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. - М., 1994. - С.33 2. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование. - М., 1988.- С. 136-138.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.013 с.) |