Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключи к тестам для самоконтроля

Поиск

К главе I:

1. в).

2. г).

3. а).

4. в).

К главе II:

1. б).

2. б).

3. а), б), в).

4. в).

К главе III:

1. а), б), г).

2. б).

3. б).

4. а), г).

К главе IV:

1. г).

2. в).

3. а).

4. б).

5. в).

К главе V:

1. а).

2. б).

3. а).

К главе VI:

1. в).

2. а).

3. а).

К главе VII:

1. в).

2. а).

3. в).

К главе VIII:

1. г).

2. а).

3. г).

К главе IX:

1. б).

2. г).

3. б).

К главе X:

1. г).

2. а).

3. б).

К главе XI:

1. б).

2. а).

3. б).

К главе XII:

1. а).

2. г).

3. а).

К главе XIII:

1. а).

2. в), г).

3. в).

К главе XIV:

1. б).

2. г).

3. а).

К главе XV:

1. в).

2. а).

3. а).


 


Вопросы к зачету:


 

1. Наука как форма познания мира.

2. Наука как сфера культуры.

3. Наука как социальный институт.

4. Юридическая наука и иные формы познания права.

5. Ростки юридической науки в культуре Древневосточных цивилиза­ций.

6. Юридическая мысль Древней Греции.

7. Наука о праве в Древнем Риме.

8. Юридический рационализм Средневековья.

9. Юридическая рациональность в культуре Возрождения.

10. Классический этап развития юридической науки.

11. Неклассический этап развития юридической науки.

12. Постнеклассический этап развития юридической науки.

13. Основные элементы научного познания.

14. Основные этапы научного познания.

15. Методология научного познания: философские, общелогические, об­щенаучные методы исследования.

16. Основные идеи и принципы герменевтики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

17. Герменевтика в истории методологической мысли.

18. Юридическая герменевтика.

19. Основные идеи и принципы натурализма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

20. Исторические сложившиеся формы натурализма.

21. Юридический натурализм.

22. Основные идеи и принципы аксиологии как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

23. Аксиология в истории методологической мысли.

24. Юридическая аксиология.

25. Основные идеи и принципы прагматизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

26. Прагматизм в истории методологической мысли.

27. Юридический прагматизм.

28. Основные идеи и принципы феноменологии как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

29. Феноменология в истории методологической мыслию.

30. Юридическая феноменология.

31. Основные идеи и принципы позитивизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

32. Позитивизм в истории методологической мысли.

33. Юридический позитивизм.

34. Основные идеи и принципы неопозитивизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

35. Неопозитивизм в истории методологической мысли.

36. Юридический неопозитивизм.

37. Основные идеи и принципы герменевтики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

38. Постпозитивизм в истории методологической мысли.

39. Основные идеи и принципы структурализма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

40. Основные идеи и принципы постструктурализма как методологии со­циально-гуманитарного познания.

41. Структурализм и постструктурализм в истории методологической мысли.

42. Юридический постмодернизм.

43. Основные идеи и принципы структурного функционализма как мето­дологии социально-гуманитарного познания.

44. Структурный функционализм в истории методологической мысли.

45. Структурный функционализм в юриспруденции.

46. Основные идеи и принципы культурно-исторического (цивилизаци­онного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания.

47. Культурно-исторический (цивилизационный) подход в истории мето­дологической мысли.

48. Культурно-исторический подход в юриспруденции.

49. Основные идеи и принципы эволюционного подхода как методоло­гии социально-гуманитарного познания.

50. Эволюционный подход в истории методологической мысли.

51. Формационный подход в юриспруденции.

52. Основные идеи и принципы синергетики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

53. Синергетика в истории методологической мысли.

54. Юридическая синергетика.

 

ГЛОССАРИЙ

Аксиология – ( греч. axia – ценность, logos – учение) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, стрктуре ценностного мира.

Антикумулятивизм - модель историографии науки, рамках которой ис­тория науки предстает как череда революционных смен систем знания.

Антиномичность объекта познания– понимание объекта познания как сложного, обладающего многоуровневой организацией, внутренне про­тиворе­чивого, многоаспектного.

Антропный принцип – интерпретация мира как «человекоразмерной» системы, т.е. связи всего происходящего во Вселенной с человеком как ра­зум­ным существом.

Герменевтический круг - метод исследования юридических текстов, со­единяющий индукцию и дедукцию, анализ и синтез, направленный на по­сто­янное разрешение смыслового противоречия между частью и целым, ме­жду ча­стным и общим, текстом и контекстом, предпониманием и понима­нием.

Гносеология – (греч. gnosis – познание, logos – учение) теория познания, раздел философии, изучающий источники, средства и условия истинности на­учного познания.

Гносеологический объективизм - идея суверенности разума, объек­тив­ности и предметности знания, достигаемой за счет исключения всего того, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности.

Гносеологический оптимизм - вера в абсолютную познаваемость за­ко­нов миро­здания с целью обретения власти над вещами, природой.

Детерминизм – признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, отражаемой в законах науки.

Диалогизм – представление о диалоге как универсальном способе ор­га­низации научного знания.

Дисциплинарный синкретизм – нерасчлененное единство научного зна­ния.

Интернализм - модель историографии науки, в рамках которой разви­тие науки понимается как саморазвитие – разворачивание внут­ренней логики по­знавательных процессов.

Культурно-исторический подход - методология юридических исследо­ваний, базирующаяся на идее культурного плюрализма, позиционирующая право как автономный, циклически развивающийся, имеющий свой уникаль­ный дух, организм.

Кумулятивизм – модель историографии науки, в рамках которой ис­то­рия науки предстает как эволюци­онный процесс накопления и усовершен­ство­вания знания.

Методологический монизм – абсолютизация того или иного метода как единственно истинного.

Методологический плюрализм – многообразие исследовательских подходов и методов.

Механистический детерминизм - представление о жесткой причинно следственной связи явлений мира, их подчиненности законам динамического типа, дающим предсказания точно определенного, однозначного характера.

Механицизм – понимание мира как механической системы, редуциро­ва­ние всех систем к механическим системам.

Натуроцентризм – определение природы как универсальной основы всего сущего, объяснение мира посредством апелляции к природе.

Наука – форма познания мира, сфера общественного сознания, имею­щая в своем основании особый тип познания - научный рационализм.

Научная гипотеза - допущение или предположение, истинное значе­ние которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Научная истина - достоверная информация об объекте, представлен­ная в виде отдельного утверждения или системы утверждений.

Научная картина мира – предельно обобщенная модель действитель­но­сти, в схематической форме представляющая реальные объекты и про­цессы.

Научная проблема - вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе научного познания, решение которых представляет теоретическую или практическую значимость.

Научная теория - система принципов, идей, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности как единство многообразного.

Научный закон – форма теоретического знания, содержащая пред­став­ления о существенных, необходимых и повторяющихся связях между яв­ле­ниями реального мира.

Научный метод – способ научного познания, представляющий собой систему принципов, норм, процедур, организующих научно-исследователь­ский процесс.

Научный рационализм - основанное на опыте, рефлексирующее, ори­ен­тированное на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающиеся на доказательства построений, ра­зумно-рассудочное мышле­ние.

Объект научного познания – фрагмент бытия, на который направлена познавательная активность субъекта научного познания.

Онтология – (греч. ontos – сущее, logos – учение) учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

Органицизм - представление о мире как едином организме - большой, саморазвивающейся системе.

Парадигма - совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов научной деятельности, предполагающая единство в толковании тео­рии, в организации эмпирических исследований.

Предмет научного познания (предметное поле научного познания) - конкретный аспект (аспекты) исследуемого объекта, на который направ­лено внимание исследователя.

Принцип дополнительности – представление о том, что только сово­купность взаимоисключающих понятий, объяснительных конструкций дает полное представление об изучаемых явлениях как целостных объектах.

Про­грессизм вера в возможность преобразования и улучшения ок­ру­жающей со­циальной и материальной среды посредством развития челове­че­ского разума.

Рациоцентризм – представление о разумном, основании и рациональ­ном устройстве мира.

Рефлексия – способность мышления сделать своим предметом мыш­ле­ние.

Статистический детерминизм - неклассическое понимание причин­но­сти как статистической закономерности и вероятностной зависимости.

Структурный функционализм - методология юридический исследо­ва­ний, рассматривающая право сквозь призму базовых потребностей чело­века, выдвигающая задачу системного исследования правовых явлений и процессов как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент струк­туры имеет определенное функциональное значение.

Субъект научного познания - личность или социальная группа, осу­ще­ствляющая научное исследование.

Сциентизм квали­фикация научного знания как ведущей формы куль­туры и главной производи­тельной силы общества.

Формационный подход - методология юридических исследований, ба­зирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим ба­зисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общин­ную, ра­бовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистиче­скую ста­дии.

Экстернализм - модель историографии науки, в рамках которой разви­тие науки понимается как процесс, обусловленный внешними – социаль­ными, культурными, экономическими и т.д. факторами.

Эпистемология – (греч episteme - знание, logos – учение) теория науч­ного познания.

Юридическая аксиология - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как ценности, лежащие в основа­нии правовой реальности, выдвигающая задачу реконструкции ценностей, посред­ством отнесения исследуемого объекта правовой реальности к некото­рому ап­риорно существующему идеалу.

Юридическая герменевтика -методология познания права, позицио­ни­рующая предмет исследования как правовой текст, выдвигающая задачу его осмысления, посредством объективированной и субъективированной ин­терпре­тации и понимании.

Юридический дискурс - система юридического знания, выраженная в языке.

Юридическая синергетика - методология юридических исследова­ний, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие, сложные открытые, неравновесные, нелинейные динамические системы, обла­дающие обратной связью и существующие лишь в условиях постоянного об­мена энергией - информацией с внешней средой.

Юридическая феноменология - методология познания правовых яв­ле­ний, позиционирующая предмет исследования как являющуюся в сознании сущность этих явлений, выдвигающая задачу ее выявления посредством ме­то­дологической процедуры эпохе.

Юридический позитивизм -методологияисследования права, опи­раю­щаяся на формально-логический анализ юридических текстов на предмет вы­явления и устранения противоречий в законе.

Юридический постмодернизм -методология юридических исследова­ний, позиционирующие право как некую сумму текстов, выдвигающие задачу вы­явления базовых структур текстов, понимаемых как «следы» дискурса вла­сти.

Юридический прагматизм - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как реально действующее право, вы­двигающая задачу реконструкции опыта, с целью формирования «практи­чески непогрешимого» решения той или иной регулируемой правом про­блемной си­туации.


 

Список литературы

Основная

1. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – М., 1997.

2. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспи­рантов.- Ростов н/Д., 2007.

3. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учеб.- М., 2005.

4. Степин В.С. Теоретическое знание.- М., 2003.

5. Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования. Учебное пособие. СПб., 2004.

6. Яркова Е.Н. История и методология науки. Учеб. пособие.- Тюмень, 2007.

Дополнительная

 

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники.- М.. 1998.

2. Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Мате­риалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2002.

3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.

4. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

5. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

6. Андреева Г.М., Психология социального познания. - М., 2000.

7. Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диа­лектика и связь времен).- М., 1996.

8. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М., 1999.

9. Атарщикова Е.Н. Герменевтика в праве: история и современность. СПб., 1998.

10. Бакли У. Структурно-функциональный анализ в современной социоло­гии // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.

11. Барсков А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии.- М., 1994.

12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994

13. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб., 2000.

14. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эсте­тика словесного творчества. М., 1986.

15. Башляр Г. Избранное: научный рационализм. - М., 2000

16. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

17. Белов В.А. Ценностное измерение науки.- М., 2001.

18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трак­тат по социологии знания. М., 1995.

19. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.

20. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

21. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

22. Бернар Дж. Наука в истории общества.- М., 1956.

23. Бесов Л.Н. История науки и техники с древнейших времен до конца XX века: Учеб. пос.- Харьков, 1996.

24. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991.

25. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.

26. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998.

27. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

28. Больцано Б. Учение о науке: Избранное.- СПб., 2003

29. Бургин М.С. Кузнецов В.И. Введение в современную точную методо­логию науки.- М., 1994.

30. Варьяс М.Ю. Правопонимание: опыт интегративного подхода. М., 1999.

31. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

32. Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре// Куль­турология XX век: Антология. - М., 1995.

33. Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и со­временность. 1993. № 4.

34. Венгеров А.Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское го­сударство и право. 1986. № 10.

35. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М., 1990.

36. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4.

37. Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки.- М., 1996.

38. Виндельбанд В. Избранное. Дух истории. - М., 1995.

39. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М., 1988.

40. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.- М., 2003.

41. Гайденко П.П. Эволюции понятия науки (XVII-XVIII вв.): Формирова­ние научных программ нового времени.- М., 1987.

42. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие пер­вых научных программ.- М., 1980.

43. Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века.- М., 1989.

44. Гегель. Система наук. Часть первая. Феноменологии духа.- СПб., 1992.

45. Герлох А. О методах познания права // Правоведение. 1983. № 1.

46. Герменевтика: история и современность (Критические очерки).- М., 1985.

47. Готлиб А.С. Современные проблемы методологии социогуманитар­ного знания.- Самара, 2001.

48. Графский В.Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: акту­альный и все еще не завершенный проект // Правоведение. 2000. № 3.

49. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учеб.- М., 2005.

50. Гревцов Ю.И. Социология права: Статус. Метод. Предмет // Правове­дение. 1996. № 1.

51. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом пове­дении в Советском Союзе.- М., 1991.

52. Грязин И.Н. Текст права: Опыт методологического анализа конкури­рующих теорий. Таллин, 1983.

53. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической фи­лософии. Кн.1. Общее введение в чистую феноменологию.- М., 1999.

54. Гуссерль. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994.

55. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения.- М., 1998.

56. Делез Ж. Логика смысла. - М., 1995

57. Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Право­ведение. 2001. № 4.

58. Денежкин А. «Фактичность и значимость» Ю. Хабермаса: Новые ис­следования по теории права и демократического правового государства // Ха­бермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интер­вью. М., 1995.

59. Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб., 2000.

60. Джемс У. Воля к вере. - М., 1997.

61. Джентиле Ф. О роли философии права в изучении философии в Ита­лии // Государство и право. 1995. № 1.

62. Дзюн Т. Теория науки. М., 1983.

63. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изуче­ния общества и истории.//Собр. Соч. Т.1.- М., 2000.

64. Дьюи Д. Реконструкция в философии. - М., 2001.

65. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М., 1995.

66. Злобин Н. Культурные смыслы науки.- М., 1997.

67. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М., 1994

68. Ильин В.В. Философия науки.- М., 2003.

69. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.

70. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

71. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

72. Исторические типы рациональности. Т. 1-2. М., 1995.

73. Историческое в теории права. Тарту, 1989.

74. История и методология социального познания. Конец XIX –XX вв. - М., 2001.

75. История политических и правовых учений: учеб. Для вузов/ под ред. Проф. О.Э. Лейста.- М., 2006.

76. Ищенко Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание.- Воронеж, 2003.

77. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. статьи.- Л., 1991.

78. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

79. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М., 2000.

80. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и про­гнозы будущего. М., 1997.

81. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

82. Карпович В.Н. Системность теоретического знания. Новосибирск, 1984.

83. Касавин И.Т. Проблемы неклассической теории познания. Миграция. Креативность. Текст.- СПб., 1998.

84. Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре наук о духе//Философия культуры. - М., 1998.

85. Кассирер Э. Философия символических форм.- Т. 1-3.- СПБ, 2002

86. Кедров Б.М. Классификация наук. Кн. 1-3. М., 1961-1985.

87. Кедров Б.М. О великих переворотах в науке.- М., 1986.

88. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки: Избранные труды.- М., 1990.

89. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы.- М., 1998.

90. Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Госу­дарство и право. 1995. № 9.

91. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы фило­софии права). М., 2000.

92. Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

93. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследова­ний. М., 1986.

94. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу.- М., 1972

95. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники.- М., 1994.

96. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века.- М., 1987

97. Кнапп В. О возможности использования кибернетических методов в праве. М., 1965.

98. Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом познании. М., 1987.

99. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение на­учного прогресса. - М., 19958.

100. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.

101. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обо­стрением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002.

102. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений: от софис­тов до Гегеля: учеб.- СПб., 2005

103. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

104. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права. Л., 1981.

105. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные по­следствия техн. развития. - М., 1997.

106. Койре А. Очерки истории философской мысли (о влиянии философ­ских концепций на развитие научных теорий).- М., 2003.

107. Конт О. Дух позитивной философии / Западноевропейская социоло­гия 19 века: Тексты / Под. ред. В.И. Добренькова. - М., 1996.

108. Копнин П.В Гносеологические и логические основы науки.- М., 1974.

109. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Фи­лософский аспект проблемы.- М., 1989.

110. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие.- М., 2005.

111. Кравец А.С. Методология науки.- Воронеж, 1991.

112. Кугель С.А. Введение в социологию науки.- СПб., 1992.

113. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

114. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М., 1991.

115. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории.- М., 1982.

116. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.

117. Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации в сложных сис­темах. - М., 1990.

118. Лакан Ж. Семинары.- М., 2002.

119. Лакатос И. Методология исследовательских программ.- М.,2003.

120. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследователь­ских программ.- М., 1995.

121. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.

122. Ларин Ю.В. Онто-логика культуры.- Тюмень, 2004.

123. Леви Э. Введение в правовое мышление. М., 1995.

124. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1983

125. Лейст О.Э. Актуальные проблемы общей теории права // Научные труды РАЮН. Т. 1. М., 2001.

126. Лекторский В.А. Субъект и объект познания.- М., 1980.

127. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М., 2001.

128. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Мир эпистемологов. - Ростов н/Д.- 1999.

129. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное посо­бие для вузов.- М., 2001.

130. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998.

131. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семи­осфера – история. - М., 1996.

132. Лукич Р. Методология права. М., 1981.

133. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретиче­ский аспект. Л., 1985.

134. Луман Н. Социальные системы: Очерк общей теории // Западная теоре­тическая социология 80-х годов. Реферативный сборник. М., 1989.

135. Луман Н. Теория общества // Теория общества: Сборник. М., 1999.

136. Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества.- М., 1993.

137. Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысле­ния. Харьков, 2002.

138. Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Ека­теринбург, 1995.

139. Малиновский Б. Функциональный анализ //Антология исследований культуры Т.1. Интерпретация культуры.- СПб, 1999.

140. Малько А.В., Михайлов А.Е., Неважжай И.Д. Правовая жизнь: фило­софские и общетеоретические проблемы // Новая правовая мысль. Научно-ана­литический журнал. 2002. № 1.

141. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.

142. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рацио­нальности. Тбилиси, 1984.

143. Мамут Л.С. Анализ правогенеза и правопонимания // Историческое в теории права. Тарту, 1989.

144. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная филосо­фия науки: предварительные итоги.- М., 1997.

145. Манхейм К. Очерки социологии знания.- М., 2000.

146. Маркова Л.А. Наука и религия: проблемы границ.- СПб., 2001.

147. Маркс К. К критике политической экономии// Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

148. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы.- М., 1999.

149. Мах Э. Познание и заблуждение. - М., 1905.

150. Между физикой и метафизикой: наука и философия. СПб., 1998.

151. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб., 1999.

152. Мертон Р. Явные и латентные функции//Американская социологиче­ская мысль: тексты.- М., 1994.

153. Методологические проблемы правоведения. М., 1994.

154. Методология науки: Проблемы и история. М., 2003.

155. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте куль­туры.- М., 1992.

156. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы.- М., 2002.

157. Милль Дж. Ст. Огюст Конт и позитивизм. - СПб., 1906.

158. Михайлов А.Е. Философские аспекты правовой жизни // Правовая по­литика и правовая жизнь. 2001. № 1.

159. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. - М., 1995.

160. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. - М., 1968.

161. Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма.- М., 1960.

162. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

163. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

164. Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права. М., 1996.

165. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

166. Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права. М., 1989.

167. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обосно­вание. - М., 1988.

168. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. - М., 1995.

169. Панов М.И., Тяпкин А.А. Анри Пуанкаре и наука начала XX века.- М.. 1990.

170. Парсонс Т. Система современных обществ.- М., 1998.

171. Пивоваров Ю.С. Право ХХ века: идеи и ценности. Сб. обзоров и рефе­ратов. М.: ИНИОН РАН, 2001.

172. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. - М., 2000.

173. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974.

174. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.

175. Полани М. Личностное знание. - М., 1985

176. Поликарпов В.С. История науки и техники: Уч. пос. для студ. вузов.- Ростов-на-Дону, 1998.

177. Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контек­сте коммуникативного подхода. СПб., 2004.

178. Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. СПб., 2003.

179. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

180. Поппер К. Логика социальных наук//Вопросы философии.- 1992.-№10.

181. Порус В.Н., Никифоров А.Л. В поисках теории развития науки.- М., 1982.

182. Прагматический натурализм в американской философии. Состави­тель и автор введения проф. Пол Куртц.- М., 2003.

183. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1994.

184. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986.

185. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996.

186. Пуанкаре А. О науке. - М., 1990.

187. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры.- М., 1979.

188. Разеев Д.Н. Предмет философии науки в свете феноменологии // Фило­софия о предмете и субъекте научного познания. СПб., 2002.

189. Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышле­ния.//Сб. ст. под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса и др. - СПб, 1999.

190. Райнах А. Собр. соч. М., 2001.

191. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. – М., 1995.

192. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М., 1995.

193. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998.

194. Рузавин Г.И. Методология научного исследования.- М., 1999.

195. Самигуллин В.К. Право и неправо // Государство и право. 2002. № 3.

196. Самощенко И.С. Методологическая роль системного подхода к изуче­нию структуры законодательства // Вопросы философии. 1979. № 2.

197. Самощенко И.С., Сырых В.М. О методах познания государственно-пра­вовых явлений // Советское государство и право. 1975. № 9.

198. Сапун В.А. О проблемах современного правопонимания // Ученые за­писки юридического факультета СПбГУП. Вып. 4. СПб., 1999.

199. Сартр Ж. П. Проблемы метода. - М., 1994.

200. Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие.- М., 2003.

201. Синергетическая парадигма: Когнитивно-коммуникативные страте­гии современного научного познания. М., 2004.

202. Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М., 1996.

203. Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Ежегод­ник российского права. М., 2001.

204. Современная теория познания. - М., 1992.

205. Современная философия науки.- М., 1994.

206. Современные типы правопонимания: феноменология, герменевтика, антропология и синергетика права. СПб., 2002

207. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. М., 1976.

208. Сорокин П.А. Система социологии: В 2-х т. М., 1993.

209. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. - М., 1977.

210. Спенсер Г. Синтетическая философия.- Киев, 1997.

211. Спиридоновские чтения: Актуальные проблемы теории права. Вып. 4. Критерии научности юриспруденции. СПб., 2004.

212. Степин В.С. Философская антропология и философия науки.- М., 1992.

213. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М., 1996.

214. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техно­генной цивилизации.- М., 1996.

215. Структура и развитие науки (Из Бостонских исследований по филосо­фии науки).- М., 1978.

216. Суслов В.А. Герменевтика права // Правоведение. 2001. № 5.

217. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элемент­ный состав. М., 2000.

218. Тарасов Н.Н. Метод и методологический подход в правоведении (по­пытка проблемного анализа) // Правоведение. 2001. № 1.

219. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екате­ринбург, 2001.

220. Тарнас Р. История западного мышления.- М., 1995

221. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.

222. Теория и методы в социальных науках. Учебник для студентов гумани­тарных факультетов первого года обучения / Под ред. С.У. Ларсена. М., 2004.

223. Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридической дисцип­лине. М., 1978.

224. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. - СПб., 1995

225. Томсон М. Философия науки.- М., 2003.

226. Традиции и революции в истории науки.- М., 1991.

227. Тулмин Ст. Человеческое понимание. - М., 1984

228. У истоков классической науки. Сб. ст. - М., 1968.

229. Ушаков А.А. Право, язык, кибернетика // Правоведение. 1991. № 2.

230. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. Пер. с англ. и нем. - М., 1986.

231. Философии науки / под ред. С.А. Лебедева.- М., 2004.

232. Философия и методология науки. Ч. 1, 2.//Под ред. акад. В.И. Куп­цова. - М., 1994;

233. Философско-религиозные истоки науки.- М., 1997.

234. Фолмер Г. Эволюционная теория познания. - М., 1998.

235. Франк Ф. Философия науки.- М., 1960.

236. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.- М., 1989

237. Фуко М. Археология знания. - Киев, 1996

238. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.

239. Хëффе О. Политика. Право. Справедливость. Основопо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.149 (0.013 с.)