Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюционизм в истории методологической мыслиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «эволюция» входит в интеллектуальный дискурс в XVII веке, первые эволюционистские по своему содержанию концепции развития человека, общества, культуры создают просветители: Вольтер, Кондорсе, Сен-Симон. Со времен Аристотеля в философии существовало представление о развитии как саморазвитии, т.е. изменении в соответствии с внутренним принципом развития, который считался воплощенным в «семени» или «герме» всех вещей. Это представление пролонгируют основатели классического эволюционизма Г. Спенсер, Э.Б. Тайлор, Л.Г. Морган, которые, отказываясь от идеи провиденциализма, выдвигают идею внутренних источников развития культуры, общества. Как научная парадигма эволюционизм возникает в конце XIX века, он представляет собой интернациональную научную традицию: в Англии ее представителями являются Г. Спенсер, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, в Германии – А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт, во Франции – Ш. Летурно, в США – Л.Г. Морган, в России развивается такая разновидность эволюционизма как формационный подход. Последний является частью культивируемой в советской России марксистско-ленинской научной парадигмы. В 50-е годы XX века формируется неоэволюционизм, представители которого Л. Уайт, Т. Парсонс направляют усилия на выявление закономерностей общей и специфичной, микро - и макроэволюцией. Зачинателем эволюционизма как научной традицииявляется Герберт Спенсер (1820 - 1903 гг.) - английский философ, социолог, методолог, автор работ «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики». Он рассматривал эволюцию как интеграцию (приведение к членораздельному единству) материи, сопровождаемую рассеиванием движения, во время которого неизрасходованное движение претерпевает аналогичное превращение. Спенсер небыл сторонником единообразного линейного прогресса, напротив, он полагал, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы. Спенсер считал, что развитие общества обусловлено как внешними (природное и культурное окружение), так и внутренними (расовые, психические особенности) факторами. В его видении развитое общество имеет три системы органов: поддерживающую систему, обеспечивающую производство необходимых продуктов; распределительную систему, упорядочивающую распространении произведенных продуктов; и регулятивную систему, осуществляющую подчинение частей, элементов культуры целому. Эволюция, по Спенсеру, подчинена универсальному закону: любое явление природное или социальное проходит путь от первоначальной нерасчлененной синкретической целостности к дифференциации частей внутри целого с последующей интеграцией их в новую целостность, представляющую собой единство многообразия. Развитие, таким образом, представляет собой трехступенчатый процесс: оно начинается с количественного роста элементов системы, количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого, что создает потребность в согласованности или интеграции. Спенсер апробировал свою схему на обширном этнографическом материале, он исследовал эволюцию различных общественных институтов (промышленных, распределительных, политических, домашних, обрядовых, церковных), называя их органами саморегулирующейся социальной системы. Одним из основоположников эволюционизма является английский этнограф, методолог, автор работ: «Первобытная культура», «Антропология», «О методе исследования развития учреждений», «Исследования в области древней истории человечества» Эдуард Барнетт Тайлор (1832 - 1917 гг.). Подобно Спенсеру, Тайлор пытался приложить эволюционную теорию Дарвина к общественным явлениям. Ученый рассматривал историю человечества как продолжение истории природы, соответственно, он квалифицировал историографию как продолжение естественной науки. Тайлор полагал, что исторический процесс подчинен жестким причинно-следственным связям и задачей ученого является выявление этих связей. Он был последовательным сторонником теории прогрессивного развития культуры и общества. Ученый выступил с критикой теории «деградационизма» графа де Местра, согласно которой, начиная с появления на земле полуцивилизованной расы людей, история двигалась двум путями: назад к обществу дикарей, и вперед – к обществу цивилизованных людей. Культурные различия Тайлор объяснял асинхронностью эволюции разных народов, их нахождением на разных стадиях социокультурного развития. Необходимо отметить, что Тайлор не отрицал возможности регрессивных движений в культуре, тем не менее, он считал, что магистральным направлением является прогресс. Ученый был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные европейские страны – от невежественного состояния к просвещенному. Таким образом, все народы и все культуры соединялись в учении Тейлора в общий, прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Он пишет: «Происхождение новейшей цивилизации из средневековой, развитие этой последней в свою очередь из цивилизации Греции, Ассирии или Египта – все это общепринятое достояние историографии. Таким образом, если можно проследить высшую культуру до того состояния, которое может быть названо средней культурой, то остается только вопрос, можно ли эту среднюю культуру проследить таким же образом обратно до низшей культуры, т.е. до дикого состояния»(1). Отталкиваясь от представления о развитии культуры как эволюции видов, Тайлор формирует методологический аппарат, основой которого выступает естественнонаучная систематика. Ключевым принципом методологии Тайлора является принцип классификации культурных явлений по видам и их расположение эволюционными рядами - от более простых к более сложным видам. Исходной исследовательской процедурой у Тайлора является процедура выделения видов и разновидностей культурных явлений, их систематизация и классификация по общим признакам подобно тому, как биология выделяет, систематизирует и классифицирует виды растений и животных. В качестве видов и разновидностей культурных явлений у него выступают такие элементы материальной и духовной культуры как: мифы, ритуалы, орудия труда, оружие и т.д. Следующая после выделения видов культуры исследовательская процедура связана с прослеживанием эволюции каждого из выделенных видов. Задача исследователя, в видении Тайлора, заключается в том, чтобы проследить усовершенствование того или иного орудия труда, обряда, мифа. Тайлор пишет: «Добывание огня, кухонное искусство, гончарное дело, ткацкое искусство можно проследить по линиям их постепенного усовершенствования. Музыка начинается с погремушки и барабана, которые в том или ином виде сохраняют свое место на протяжении всей истории цивилизации, между тем как свирель и струнные инструменты представляют собой уже позднейшее достижение музыкального искусства»(2). В основании такого подхода лежало убеждение, что каждый элемент или вид культуры развивается самостоятельно, а прогресс культуры есть постепенное вытеснение менее совершенных видов более совершенными. При этом эволюция каждого вида или элемента культуры изучалась изолированно, вне связи с эволюцией других видов. Культура в таком контексте представала как совокупность видов, утрачивая свою целостность и внутреннее единство. Важнейшим элементом методологии Тайлора была теория «пережитков». Под пережитком он понимал обряды, обычаи и т.п., которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю остаются живым свидетельством или памятником прошлого. Ученый полагал, что вначале они имеют мифологическое содержание, а потом приобретают метафорический характер. Тайлор считал, что на основании этих живых свидетельств более древней культуры можно реконструировать историческое прошлое. Вместе с тем, ученый полагал, что мистические и экстатические практики есть вредные пережитки, не вписывающиеся в просветительски-рационалистический образ жизни цивилизованного общества. Используемые Тайлором приемы естественнонаучного изучения явлений культуры впоследствии получили название типологического сравнения и стали составной частью сравнительно-исторического метода. Что касается тематики исследований Тайлора, то излюбленной его темой была религиозная культура. Ученый исследовал развитие религиозных представлений у различных народов мира от разрозненных анимистических верований, фетишизма, тотемизма до сложившихся политеистических систем и современных мировых религий. Он создал анимистическую концепцию религии. В трактовке Тайлора анимизм есть «минимум религии», первая религия, появившаяся вместе с выделением человека из царства животных и появлением культуры. Он представляет собой основу первоисточник архаических и современных религий. Видным представителем эволюционизма является Джеймс Джордж Фрезер (1854 - 1941 гг.) – английский (шотландский) антрополог, фольклорист, историк религии. Основные работы Фрезера: «Золотая ветвь», «Фольклор в Ветхом завете». «Тотемизм и экзогамия» «Почитание природы». Фрезер – кабинетный ученый, материалы исследований он получал от миссионеров, живших в колониях, а также из специальных, рассылаемых им опросников. Главное исследование Фрезера - «Золотая ветвь», где представлен обширный материал по первобытной магии, тотемизму, анимизму, табу, фольклору, обычаям. Отличительной особенностью исследований Фрезера является стремление понять, объяснить, выстроить иерархию таких явлений культуры как мифы, обычаи, ритуалы. Его считают создателем исторического подхода к Священному писанию, в рамках которого Священное писание рассматривается как источник сведений о реальных событиях в жизни человечества. Фрезер предпринял сравнительное исследование Ветхого завета и мифологии других народов. Он выдвинул идею о происхождении мифа из ритуала, связи христианства с древним культом умирающих и воскресающих богов и т.д. Ученый формулирует теорию эволюции человеческого мышления. Отталкиваясь от идеи единства психической природы человека, Фрезер выделяет три стадии эволюции человеческого мышления: магическую, религиозную и научную, соответствующие трем способам отношения к природе. Магическое мышление базируется на представлении о том, что мир природы управляется безличными и неизменными законами и между ритуальной практикой и природными событиями существуют причинные связи. Магия в целом опирается на поверхностные ассоциации и мышление по аналогии. На стадии магического мышления человек верил в свои колдовские способности, в свою волшебную силу. Религиозное мышление персонифицирует естественные силы, в его основании лежит вера в сверхъестественные существа, управляющие миром. Соответственно, религиозное мышление усматривает причинные связи между религиозными практиками и природными явлениями. На стадии религиозного мышления человек склонен приписывать сверхъестественные способности богам, духам, к которым он обращается с просьбами. Научное мышление направлено на выявление реальных причинных связей явлений природы, для достижения этой цели оно использует логико-экспериментальные методы. Познание реальной причинности помогает человеку управлять природными явлениями. На стадии научного мышления рождается убеждение о том, что воздействовать на мир природы возможно лишь при условии знания его законов. Заслугой Фрезера является введение в антропологию сравнительного метода. Видным представителем эволюционизма является такжеамериканский антрополог, автор работ: «Системы родства и свойства в человеческой семье», «Древнее общество» Льюис Генри Морган (1818 - 1881 гг.). Морган был сторонником эволюционистской идеи единообразия развития всех народов. Важнейшее достижение Моргана – обоснование эволюционных рядов фактологией полевых исследований. Ученый осуществил сравнительные исследования фактов родства на материале культуры североамериканских индейских племен, в результате которых он показал, что именно род был «первичной клеткой» первобытного общества. Историю человечества Фрезер разделили на два периода: ранний, характеризуемый родоплеменной организацией общественного строя, и позднейший, определяемый иными территориальными, политическими и экономическими способами общественной организации. Моргана можно считать предтечей «материалистического понимания истории», поскольку он полагал, что развитие производительных сил, техники лежит в основании культурного прогресса. Исходной формой собственности Морган считал коллективное владение землей. Частная собственность стала господствующей, в его видении, в связи с общим ростом производительных сил. Морган осуществляет периодизацию историю древней культуры на основе «изобретений и открытий». Важнейшими историческими вехами, обозначавшими переход от одного типа культуры к другому, в его видении были: добывание огня, изобретение лука, гончарное ремесло, земледелие, скотоводство, обработка железа. Идею естественной эволюции он соединил с идеей прогресса человеческого разума. Морган полагал, что главная цель прогресса – общее благо человечества, которое будет достигнуто в результате установления общественной гармонии и господства разума над частнособственническим произволом Одним из главных теоретиков неоэволюционизма является американский антрополог, культуролог, методолог, автор работ: «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и наций» Лесли Элвин Уайт (1900 - 1975 гг.). Уайт ввел в науку термин «культурология». Он предложил различать три вида процессов в культуре и столько же методов ее интерпретации. Во-первых, это временные процессы, представляющие собой хронологическую последовательность уникальных событий, их изучение, в определении Уайта, есть история. Во-вторых, это формальные процессы - вневременные, структурные и функциональные аспекты явлений, исследуемые в рамках структурного и функционального анализа. В-третьих, это формально-временные процессы, в которых явления предстают как временная последовательность форм и которые рассматриваются эволюционным методом. Исходным положением эволюционной теории Уайта является представление о том, что элементы культуры не могут существовать независимо друг от друга, они объединяются в формы культуры. Эти формы с течением времени претерпевают изменения. По Уайту эволюция есть процесс, в котором в хронологической последовательности одна форма вырастает из другой и превращается в третью. Ученый утверждает, что если проследить развитие топоров, ткацких станков, письменности, законодательств, общественных организаций, математики, философии, то можно увидеть последовательную смену форм их существования. Ученый активно использует понятия стадий эволюции, прогресса и доказывает, что различные состояния культуры можно и необходимо оценивать и сравнивать, используя слова «выше», «более развитый». Уайт полагает, что эволюция форм культуры может быть рассмотрена как с позиций однолинейности, так и с позиций мультилинейности. Уайт представляет культуру как систему, состоящую из трех горизонтальных слоев: технологический в основании, философский наверху и социальный между ними. Такая картина, в видении Уайта, соответствует их относительным ролям в культурном процессе. Технологическая система первична, она лежит в фундаменте. Социальная система является функцией технологической. Философская система отражает социальные отношения. «Технологический фактор, таким образом, является детерминантой культурной системы в целом. Он определяет форму социальных систем, а технология с обществом вместе определяют содержание и направление философии. Конечно, нельзя утверждать, что социальные системы никоим образом не влияют на технологические процессы или что философия не оказывает никакого влияния на социальную и технологическую системы. И то, и другое, безусловно, происходит. Но влиять – это одно; определять – другое», - пишет Уайт(3). Основным источником развития культуры, по Уайту, является развитие технологий. Ядром сформулированной Уайтом концепции универсального культурного эволюционизма является закон, согласно которому культурная эволюции есть функция энергии, приходящейся на одного жителя в год. Эволюция, таким образом, понимается Уайтом как рост количества используемой энергии. Энергооснащенность общества выступает у него как критерий развитости культур. История культуры, в репрезентации антрополога, предстает как битва людей с природой за все больший уровень контроля над энергией. Первым уровнем и источником энергии являлся человеческий организм – мускульная сила человека. Эпоха человеческой энергии сменяется эпохой покорения солнечной энергии в форме возделывания культурных растений и использования домашних животных. Затем наступают эпохи ветра, воды, органического топлива и атомной энергии. Уровень развития культуры определяется, согласно Уайту, тремя показателями: 1. Количеством энергии, используемой на душу населения; 2. Эффективностью технологических средств, при помощи которых энергия добывается и ставится на службу человеку; 3. Количеством произведенных предметов и услуг для удовлетворения потребностей человека(2). Уровень развития культуры ученый предлагает определять по формуле: Е Т = С, в которой С обозначает уровень культурного развития, Е – количество энергии, потребляемой в год на душу населения, Т – степень эффективности орудий труда, используемых дл извлечения и применении энергии (5). Уайт полагает, что каждому способу обуздания энергии соответствуют определенные культурные ценности, определенная идеология и определенная социальна структура.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.207 (0.011 с.) |