Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позитивизм и методы социологического исследования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Позитивистская социология основной задачей своей дисциплины считала то, чтобы аналитическим и эмпирическим путем, опираясь на факты, исследовать явления, происходящие в жизни общества. Только в таком случае она могла претендовать на звание «позитивной», что означало способность успешно и положительно решать различные проблемы, существующие в жизни социума. Основоположником позитивистской социологии является О.Конт Законы функционирования общества рассматривались в позитивизме как продолжение природных законов. Поэтому считалось невозможными проникновение в суть и причины социальных процессов и явлений. Представители позитивизма изучали общество не в динамике, а в статике, поскольку речь о социуме шла как о системе, находящейся в стабильности и равновесии. Позитивизм в социологии определял, что знание об обществе должно отвечать требованиям реальности и научности, поэтому оно должно добываться с помощью естественнонаучных методов. Главными методами при этом считались наблюдение, сравнение, эксперимент, исторические и математические методы. Позитивизм в социологии наиболее ярко проявился в своих направлениях (которые часто называют чертами позитивизма), таких как натурализм, эволюционизм, органицизм. Помимо этих течений к позитивизму относятся механицизм, социальный дарвинизм, расово-антропологическое направление, географический детерминизм и другие. Все направления позитивизма отличались общим принципом редукционизма. Его смысл заключается в стремлении объяснять явления общественной жизни с позиции единственного фактора, являющегося определяющим (биологического, расового, географического и пр.). Эти течения назывались «школами одного фактора». Наиболее полно идеи позитивизма раскрылись в таком его направлении как неопозитивизм в социологии. Это социологическое течение стало главным социолого-философским направлением XX в., которое опиралось на сложившиеся принципы логического позитивизма. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов. Неопозитивизм тяготел к рассмотрению социальных явлений, опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности. Это проявилось в школе натурализма. Сциентизм в основном ориентировался на использование в социальных исследованиях методов естественных наук. Объективизм объявил свою свободу от ценностных суждений. Операционализм определял социальные понятия как операционные. Бихевиоризм исследовал субъективные факторы через поведение. Квантификация стремилась к описанию социальных явлений в количественной характеристике. Система позитивной политики О.Конта. Социолог вторгается в сферу социальной политики и пытается создать для ее изменения позитивную программу, которая помогла бы лучше обустроить общество, причем речь идет не только и даже не столько о конкретной стране - Франции, но о Человечестве в целом. Говоря в целом о позитивной политике Конта как составной части его социологии, можно утверждать, что она является, пожалуй, наиболее консервативной и утопической во всем учении французского мыслителя. Более того, именно в ней обнаруживается стремление превратить объективные законы общественного развития в "субъективные" факторы, которые могут и должны быть использованы в деятельности по управлению поведением людей. Эволюционизм Г. Спенсера. Г.Спенсер (1820-1903) - английский философ, биолог, психолог и социолог - главный акцент в своих теоретических построениях делал на анализе того, как развиваются общества. Основой для его концепции, наиболее полно изложенной в фундаментальном труде "Основы социологии" (1876-1896), служил богатейший этнографический материал. Он не был сторонником единообразного линейного прогресса, в соответствии с которым "различные формы общества, представленные дикими и цивилизованными племенами на всем земном шаре, составляют лишь различные ступени одной и той же формы". Г.Спенсер полагал, что "истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы" (8). Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что "отсталые" культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распространяет распределительная система. Регулятивная система осуществляет подчинение частей, элементов культуры целому. Спенсер полагал, что существуют специфические части общества, или институты культуры: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части: дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г.Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.006 с.) |