Экономический анализ и агрегированный баланс предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический анализ и агрегированный баланс предприятия



Экономический анализ хозяйственной деятельности ту­ристского предприятия — это комплексное изучение его рабо­ты с целью объективной оценки достигнутых результатов, по­вышения эффективности хозяйствования, обеспечения конку­рентоспособности, повышения качества обслуживания. Анализ деятельности туристского предприятия охватывает все его сто­роны и определяет влияние условий, в которых эта деятель­ность осуществляется.

Принципы анализа: государственный подход, научность, ком­плексность, системность, объективность, действенность, своевременность, достоверность, сопоставимость показателей, эффек­тивность.

Существуют следующие виды анализа:

- по признаку времени: предварительный, последующий, оперативный (ситуационный), итоговый;

- по периодичности проведения: периодичный, разовый;

- по субъектам управления: технико-экономический, фи­нансово-экономический, социально-экономический, экономи­ко-статистический, маркетинговый;

- по методике изучения объектов: сравнительный, диагнос­тический, факторный, маржинальный;

- по субъектам: внутренний, внешний;

- по охвату изучаемых объектов: сплошной, выборочный;

- по содержанию программ: комплексный, тематический.

Методика экономического анализа — совокупность специ­альных приемов, способов, правил, применяемых для обработ­ки экономической информации.

Методы экономического анализа включают: экспертную оценку, сравнение, построение систем показателей и аналити­ческих таблиц; цепных подстановок, балансовый, процентных чисел, простых и сложных процентов, дисконтирования; сред­них и относительных величин, группировок, графический, ин­дексный; корреляционный и регрессионный анализ, фактор­ный анализ; линейного программирования, сетевого планиро­вания и управления и др.

Изучение финансово-хозяйственной деятельности имеет огромное значение для успешного развития предприятия. Экономический анализ является скорее не продуктом экономической теории, внедренным в жизнь, а настоятельной потребностью сферы управления производственными процессами и финансами.

При этом важно не только ознакомиться с методологией и техноло­гией анализа финансово-хозяйственной деятельности, но и по­нять его внутреннюю логику, научиться выбирать наиболее уместную в каждом конкретном случае процедуру его проведе­ния, форму представления результатов и их интерпретации. По­следнее особенно значимо, поскольку в специальной литературе предлагается множество приемов и методов, используемых при анализе финансово-хозяйственной деятельности, получаемых показателей и расчетных коэффициентов.

Финансово-хозяйственное положение предприятия, различ­ные аспекты его производственной, финансовой и инвестицион­ной деятельности в условиях рыночной экономики по тем или иным причинам интересуют многих субъектов экономических и административных отношений. Конкретное содержание процесса анализа финансово-хозяйственной дея­тельности, его временной период, требования к содержанию и форме представления используемой при анализе финансовой информации, набор рассчитываемых показателей - все это оп­ределяется тем, для кого и с какой целью он (анализ) осуществ­ляется.

В табл. 8.1 приводится далеко не полный перечень поль­зователей результатами анализа финансово-хозяйственной дея­тельности (АФХД), а также указываются некоторые цели и за­дачи его проведения. Пользователи результатами анализа фи­нансово-хозяйственной деятельности подразделяются по характеру отношения к рассматриваемому предприятию: внутрен­ние - собственники, акционеры, работники предприятия; внеш­ние - все прочие пользователи.

В зависимости от конкретного пользователя финансовой ин­формации и результатов анализа финансово-хозяйственной дея­тельности определяется и форма ее представления. При переда­че внешним пользователям финансовая информация, как прави­ло, представляется в виде официального документа в составе общего пакета требующейся документации. Финансовые доку­менты в этих случаях должны быть с отметкой государственной налоговой инспекции, а если рассматриваемое предприятие от­носится к тем, которые в обязательном порядке ежегодно про­водят аудит, то и с аудиторским заключением. Настаивать на периодических проверках и аудиторском подтверждении пред­ставляемой документации любого предприятия вправе инвесто­ры и потенциальные инвесторы. Однако это требование целесо­образно отражать в совместных договорах и протоколах.

Таблица 8.1

Направления использования результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности и цели его проведения

 

Пользователи результатами Цели анализа
Внешние пользователи
Органы государственного управления: Правительство России     Минэкономразвития России   Госкомимущество России   Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве)   Потенциальные инвесторы: Банки и другие заемщики   Прямые инвесторы (стратегические инве­сторы, инвестиционные институты, физические лица)   Портфельные инвесто­ры (инвестиционные фонды, банки, страхо­вые компании, пенсионные фонды и т. п.)     Лизинговые компании   Повышение эффективности россий­ской экономики, решение социаль­ных проблем. Анализ эффективности функционирования российских предприятий в отраслевом и территориальном разрезах, оценка фискальных воз­можностей и многое другое.   Экономическая поддержка предприятий. Оценка их имущественного положения, проверка выполнения требований предоставления льгот­ных кредитов или государственных гарантий.   Повышение эффективности использования государственной собствен­ности. Анализ эффективности деятельности госпредприятий, разра­ботка планов их развития и структуризации.   Повышение эффективности производственного потенциала страны и регулирование экономических отношений. Анализ финансовой со­стоятельности предприятий и оценка возможностей их финансового оздоровления.   Решение вопросов о выдаче кредитов/займов или предоставлении га­рантий/поручительств. Анализ иму­щественного положения предпри­ятий-заемщиков и оценка их плате­жеспособности на период предоставления кредитов (займов, гарантий и т. п.).   Решение вопросов об инвестировании предприятий. Анализ имущест­венного положения предприятий и тенденции их развития, оценка эффективности их деятельности, надежности и перспективности вложений.   Мониторинг финансового состояния предприятий. Выявление негативных тенденций в их деятельности, предотвращение или снижение финансового ущерба от несостоятель­ности заемщиков.   Решение вопроса о предоставлении основных средств в лизинг и мони­торинг финансового состояния лизингополучателей. Обеспечение своевременности поступления лизинговых платежей, предотвращение убытков по причине финансовой несостоятельности лизингополучателей.
Внутренние пользователи
Собственники/акционеры   Высшее руководство предприятия   Менеджмент среднего звена   Повышение эффективности пользо­вания собственностью. Оценка рентабельности функционирования предприятий, анализ негативных тенденций, выработка стратегических решений.   Повышение эффективности исполь­зования производственных ресурсов предприятий. Оценка эффективности производства, выявление негативных тенденций, выработка стратегических и текущих управленческих ре­шений, разработка финансово-кредитной и инвестиционной политики.   Обеспечение эффективности функционирования предприятия. Поддержание высокого уровня рентабельности производства и продаж, осуществление планов развития, принятие текущих управленческих решений.

Пользователи финансовой отчетности обычно преследуют две основные цели: первая - получение представления об объе­мах, структуре и составе имущества анализируемого предпри­ятия, величине и состоянии его обязательств; вторая - выявле­ние намечающихся тенденций изменения эффективности произ­водства, платежеспособности, финансовой устойчивости и т. п. Этими задачами определяются требования и к временному пе­риоду анализа. Необходимость решения первой задачи обусловливает потребность иметь в своем распоряжении свежую, акту­альную информацию, а второй - иметь возможность наблюдать динамику финансово-хозяйственной деятельности, по крайней мере, за последние 2-3 года.

С учетом вышесказанного стандартным требованием к паке­ту документов финансовой отчетности, запрашиваемых внеш­ними пользователями, является их наличие за 2-3 последних го­да и за текущий квартал отчетного периода (в России финансо­вая отчетность представляется накопительным итогом ежеквар­тально). Однако если информация запрашивается для того, что­бы решить главным образом первую задачу, то она может быть ограничена бухгалтерской отчетностью за последний год и на последнюю отчетную дату.

Когда речь идет о значительных инвестициях в действующие предприятия, то, как правило, сам инвестор организует аудитор­скую проверку и подтверждение представляемой финансовой отчетности.

Финансовая отчетность и результаты анализа финансово-хо­зяйственной деятельности внутренним пользователям обычно предоставляются периодически в виде специально подготавли­ваемых соответствующими функциональными службами отче­тов. Подготовка таких отчетов, их периодичность, структура, содержание и т. п. определяются действующей на предприятии системой управления производственно-финансовой деятельно­сти. Внеочередная подготовка финансовой отчетности и прове­дение анализа финансово-хозяйственной деятельности, возмож­но, не совпадающие даже с периодичностью предоставления финансовой отчетности в государственные органы, могут осу­ществляться по требованию собственников или высшего руко­водства предприятия в экстраординарных случаях.

Как уже отмечалось, технология проведения анализа финан­сово-хозяйственной деятельности, получаемые результаты и их интерпретация в значительной мере зависят от поставленных целей и задач. У различных субъектов административных и эко­номических отношений они могут существенно различаться. Поэтому, для того чтобы определить, например, состав расчетных показателей, требующихся тому или иному пользователю результатами анализа финансово-хозяйственной деятельности для принятия им решений, необходимо охаракте­ризовать, какие конкретно аспекты производственно-хозяйст­венной деятельности его особенно интересуют и являются для него важными.

Основными источниками информации для анализа являют­ся: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); приложение к балансу (форма № 5); пояс­нительная записка; специальные отчеты в бюджетные и вне­бюджетные фонды; данные оперативного учета и статистичес­кой отчетности; аудиторское заключение.

Агрегированный баланс (табл. 8.2), отражает в стоимостном выражении состав и источники имущества, денежных средств, задолженности и обязательств предприятия.

 

Таблица 8.2

Схема агрегированного баланса предприятия

Активы Пассивы
  Статья   На начало года На конец года Статья На начало года На конец года
I. Внеоборотные активы - Нематериальные активы - Основные фонды (земля, здание, оборудование) - Незавершенное строительство - Долгосрочные финансовые вложения - Прочие внеоборотные активы     5,3   37,1   0,0   16,6     6,9     5,4   38,6   0,0   16,3     6,3 III. Капитал и резервы - Акционерный капитал (уставной) - Добавочный и резервный капитал - Специальные фонды - Прибыль (нераспределённая)   55,0   7,5 0,0   54,2   8,0 0,8
Итого по разделу I 66,0 66,6 Итого по разделу III 62,5 63,0
II. Оборотные активы - Готовая продукция - Складские запасы - НДС по приобретенным ценностям - Дебиторская задолженность долгосрочная - Дебиторская задолженность краткосрочная - Краткосрочные финансовые вложения - Денежные средства - Прочие оборотные активы - Убытки   14,6 0,9     0,8     13,6     0,0   2,7 1,6   13,8 0,9     0,8     13,5     0,0   2,8 1,6 IV. Долгосрочные пассивы - Кредиты банков и прочие займы - Прочие долгосрочные пассивы     17,0   1,0     15,5   2,4
Итого по разделу IV 18,0 17,9
V. Краткосрочные пассивы - Заёмные средства - Кредиторская задолженность - Прочие пассивы, включая обязательства перед бюджетом, по расчетам с работниками и т. д.     8,0 8,7   2,8     5,6 10,7   2,8
Итого по разделу II. 34,0 33,4 Итого по разделу V 19,5 19,1
Баланс 100,0 100,0 Баланс 100,0 100,0

В состав агрегированного баланса входят:

Активы

I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы - это финансовые вложения, инвестиции организации в доходные активы, т. е. вложения денежных средств в уставный капитал других организаций, в ценные бумаги, а также предоставление займов другим организациям. По временному признаку финансовые вложения подразделяют на долгосрочные (сроком более года) и краткосрочные (менее года).

Основные фонды производственного и непроизводственного назначения – это принадлежащие предприятиюземля, здание, сооружение, оборудование, используемые более года.

II. Оборотные активы

Оборотные активы (складские запасы сырья, готовой продукции, денежные средства) используются в текущей производственной деятельности организации в основном менее года и практически полностью переносят свою стоимость на новый вид оборотных средств.

Дебиторская задолженность (нам должны) - это долги по расчетам других юридических и физических лиц данной организации. Например, это:

- задолженность покупателей за приобретенную, но неоплаченную продукцию;

- задолженность подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные средства;

- задолженность по полученным векселям, по выданным авансам и т. д.

Пассивы

III. Капитал и резервы

Уставный капитал - совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество при создании организации для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Добавочный капитал образуется за счет переоценки основных средств по решению правительства в сторону увеличения их стоимости, а также за счет превышения продажной цены собственных акций над их номинальной стоимостью.

Резервный капитал создается за счет отчислений из прибыли предприятия и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков, а также для выплаты дивидендов по привилегированным акциям при недостаточности прибыли.

Прибыль - сумма превышения доходов над расходами организации, полученная от всех видов деятельности за отчетный период.

Специальные фонды - совокупность накопленных денежных средств. Формируются за счет отчислений из прибыли и используются на следующие цели:

- расширение производства, т. е. на приобретение новых внеоборотных активов - фонд накопления;

- потребление, т. е. на выплату дивидендов владельцам предприятия – фонд потребления;

- расширение социальной сферы - фонд социальной сферы.

IV. Долгосрочные пассивы

- Кредиты банков и прочие займы

- Прочие долгосрочные пассивы

Займы - это полученные от других организаций денежные средства под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций, облигаций организации.

V. Краткосрочные пассивы

- Заёмные средства

- Кредиторская задолженность

- Прочие пассивы, включая обязательства перед бюджетом, по расчетам с работниками и т. д.

Кредиторская задолженность (мы должны) - это задолженность данного предприятия другим юридическим и физическим лицам.

Кредиторы — заимодатели. Кредиторов, задолженность перед которыми возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, - прочими кредиторами.

Финансирование и поступления - средства, полученные безвозвратно от других юридических лиц.

Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

Экономический анализ туристского предприятия может рас­сматриваться двояко: с позиции имущественного положения предприятия и с позиции его финансового положения. Эти два аспекта взаимосвязаны и обусловлены: нерациональная струк­тура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения, и наоборот.

На начальном этапе экономического анализа деятельности предприятия целесообразно осуществлять вертикальный и гори­зонтальный анализ агрегированного баланса.

Вертикальный (структурный) анализ агрегированного баланса состоит в определении удельного веса в долях и процентах каждой позиции и оценке его колебаний по отчетным периодам. Характеристиками изменения позиции за отчетный период является ее прирост (абсолютная величина) и темп прироста. Вертикальный анализ позволяет проанализировать структуру, динамику изменения всех статей затрат и прибылей в общей выручке. Ценность данного анализа заключается в возможно­сти исследования во временном аспекте тенденций изменения результатов деятельности.

Горизонтальный анализ агрегированного баланса заключается в сравнении каждой позиции агрегированного баланса с ее значением за прошедший отчетный период (год, квартал), в прослеживании тенденций ее изменения за ряд прошедших отчетных периодов (трендовый анализ). Горизонтальный анализ является дополнением вертикально­го анализа. При его проведении необходимо учитывать влияние инфляции на результаты прошлой деятельности. Горизонтальный анализ можно проводить и в построе­нии одной или нескольких аналитических таблиц, в которых аб­солютные показатели заменяются относительными показателя­ми темпов роста или снижения, выраженными в процентах или долях, что позволяет анализировать данные показатели в про­шлом и прогнозировать их будущие значения. Вертикальный и горизонтальный анализ дает общее представление о финансовой политике туристского предприятия за определенный период времени.

Самыми обобщенными признаками удовлетворительного финансового состояния предприятия являются следующие:

- итог баланса в конце отчетного периода увеличился по сравнению с началом, снижение итога баланса в отчетном периоде свидетельствует о снижении хозяйственного оборота;

- темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;

- доля собственных оборотных средств - чистого оборотного капитала (Чистый оборотный капитал = Капитал и резервы – Внеоборотные активы) - в общем объеме оборотных средств в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом;

- удельный вес собственного капитала в валюте баланса и темпы его прироста за отчетный период больше удельного веса заемного капитала и темпов его прироста за тот же период;

- темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы.

Результативность бизнеса характеризует целая группа пока­зателей рентабельности. Сам по себе рост выручки, всех видов прибыли уже характеризует деятельность любого предприятия как довольно успешную. Однако, для того чтобы ответить на вопрос, чем вызвано это увеличение - просто абсолютным рас­ширением масштабов деятельности или снижением затрат, бо­лее полным и рациональным использованием материально-вещественного и кадрового потенциала предприятия, - необхо­димо рассчитать коэффициенты рентабельности, увязывающие полученные финансовые результаты с объемом используемых ресурсов.

Некоторые инвесторы рассматривают показатели рента­бельности как основополагающие при рассмотрении вопро­сов вложения капитала, как имеющие даже большее значе­ние, чем показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Если в течение нескольких лет показатели рентабельности улучшаются, это свидетельствует об эффективности управле­ния, способности предприятия получать прибыль в настоящем и будущем.

Более детальный анализ финансово-экономического состояния предприятия предполагает расчет и исследова­ние целой системы финансовых и экономических показателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.172.82 (0.033 с.)