I. Доходы и поступления средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Доходы и поступления средств



1. Доходы и поступления от реализации продукции, услуг.

2. Доходы и поступления от прочей реализации (основных средств, других ак­тивов).

3. Планируемые внереализационные доходы, в том числе:

- доходы от долевого участия в уставном капитале других пред­приятий;

- доходы, полученные по ценным бумагам;

- доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;

- доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление ос­новных фондов и по нематериальным активам.

5. Поступление средств от других предприятий, в том числе:

- в порядке долевого участия в совместной деятельности;

- по хоздоговорам на другие виды работ.

6. Поступления из внебюджетных фондов.

7. Прочие доходы.

II. Расходы и отчисления средств

1. Расходы по основной деятельности.

2. Административно-хозяйственные расходы.

3. Амортизационные отчисления на полное восстановление ос­новных фондов и по нематериальным активам.

4. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

III. Чистая прибыль и её использование

1. Размер чистой прибыли, в том числе направляемый:

- на накопление (по направлениям использования);

- на потребление (по направлениям использования).

IV. Долгосрочные инвестиции.

V. Прочие расходы.

В финансовом плане предприятия в доходной части необходимо выделить средства, мобилизуемые посредством выпус­ка акций.

В состав доходов включаются, прежде всего, суммы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств, а при необхо­димости — за счет заемных средств. К устойчивым источникам соб­ственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисле­ния, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия.

При разработке финансового плана следует иметь в виду, что НДС, спецналог и акцизы в финансовом плане не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли. Расчеты следует на­чать с определения плановой суммы амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд, так как они являются частью себестоимости и предшествуют плановым расчетам прибыли.

Амортизационные отчисления рассчитываются исходя из норм амортизации и среднегодовой балансовой стоимости основных фон­дов (по группам основных фондов).

При составлении финансового плана важным моментом являет­ся расчет потребности в оборотных средствах.

При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств и источники их покрытия.

Финансовый менеджмент — это управление финансами пред­приятия, направленное на достижение стратегических и тактичес­ких целей функционирования данного предприятия на рынке.

Таким образом, если финансы — объективная экономическая категория, отражающая объективно существующие денежные отно­шения, то финансовый механизм, или финансовый менеджмент, — это система управления финансами (рис. 10.2).

Управление финансами осуществляется с помощью финансово­го механизма, т.е. совокупности форм и методов организации, пла­нирования и стимулирования процесса формирования и использо­вания финансовых ресурсов.

Финансовый механизм включает:

- финансовые методы — планирование, прогнозирование, креди­тование, страхование, инвестирование и т.п.;

- финансовые рычаги — цену, процентные ставки, формы расче­тов, виды кредитов и т.п.;

- обеспечение — правовое (законы Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства и т.п.); нормативное (инструкции, нормативы и методические указания); информаци­онное (любая информация о предприятии, рынке, посредниках и т.п.); кадровое, техническое и программное;

- финансовые инструменты — краткосрочные и долгосрочные ин­вестиционные ценности, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках (денежные средства, ценные бумаги, опцио­ны, форвардные контракты, фьючерсы и т.д.).

 

 

Рис. 10.2. Система управления финансами предприятия

Оперативное финансовое планирование на предприятии включает разработку следующих разделов:

- составление платежного календаря;

- составление (расчет) кассового плана;

- расчет потребности в краткосрочном кредите.

Составление платежного календаря заключается в определение конкретной последовательности и сроков осуществления всех рас­четов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормаль­ной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный кален­дарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декада, пятидневка). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно состав­ление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный ка­лендарь охватывает все расходы и поступления средств предприя­тия как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоот­ношения с бюджетной системой и банками.

Примерная форма платежного календаря показана в табл. 10.2.

Таблица 10.2

Платежный календарь на месяц (в тыс. руб.)

Первым разделом календаря является его расходная часть, от­ражающая все предстоящие расчеты и перечисление средств, вто­рым — доходная часть. Соотношение обеих частей календаря дол­жно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. В этом случае излишки средств осядут на расчет­ном счете предприятия, что означает большую финансовую ус­тойчивость предприятия, его платежеспособность в предстоящем периоде.

При составлении платежного календаря используют данные уче­та операций по расчетному счету в банке, учета сдачи расчетных документов в банк, сведения о срочных и просроченных платежах поставщикам, учитывают график сдачи пла­тежных документов в банк, финансовые результаты реализации продукции/услуг, а также плановые взносы в бюджет налога на при­быль, на имущество и другие налоги, отчисления в социальные внебюджетные фонды, состояние расчетов с дебиторами и креди­торами.

Кассовый план — это план оборота наличных денег через кассу предприятия, который обеспечивает своевременное получение на­личных денег в банке и контроль над их поступлением и использова­нием. Кассовый план является частью оперативного финансового планирования и составляется на квартал. Предприятия обязаны сда­вать в банк всю денежную наличность сверх лимитов, установлен­ных банком по согласованию с руководством предприятия.

Кассовый план состоит из четырех разделов:

1. Источники по­ступления наличных денег.

2. Расходы.

3. Расчет выплат заработ­ной платы и прочих видов оплаты труда.

4. Календарь выдач зара­ботной платы рабочим и служащим по установленным срокам (сум­мы выплат наличными деньгами, получаемыми в банке).

Разработка кассового плана начинается с первого раздела, в котором отражаются поступления наличных денег в кассу предпри­ятия (кроме денег, получаемых в банке).

Вторым этапом разработки является расчет третьего раздела кас­сового плана. Планируемый фонд заработной платы и премии рас­считываются на основе годового плана на соответствующий квар­тал. Наличные деньги на заработную плату выдаются за вычетом из начисленной суммы удержаний, налогов и перечислений. После расчета выплат заработной платы заполняется второй раздел — рас­ходы. Во втором разделе показываются расходы предприятия в виде наличных денег на заработную плату, командировочные и хозяй­ственные расходы, выплату пособий по социальному страхованию и т.п.

В четвертом разделе заполняется календарь выдач заработной платы работникам, где в установленные сроки (конкрет­ные числа каждого месяца) указываются суммы выплат предприя­тию наличными деньгами. Эти суммы в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания банк выдает предприятию за ус­тановленную в договоре плату.

Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по воз­можности более точно представлять размер обязательств перед ра­ботниками предприятия по заработной плате и размер других вып­лат. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслу­живание своих клиентов в установленные сроки.

Расчет потребности в краткосрочном кредите проводится, если предприятие испытывает такую потребность. В этом случае необхо­димые документы представляются в банк в соответствии с его тре­бованиями, и с ним заключается договор о кредитном обслуживании. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера кредита, а также той суммы, которую с учетом процентов необхо­димо вернуть банку. Эффективность кредитуемого мероприятия или ожидаемая выручка от реализации продукции должна обеспечить своевременный возврат кредита и исключить штрафные санкции.

Завершающий этап финансового планирования — разра­ботка сводной аналитической записки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.008 с.)