Бюджет и его значение в деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджет и его значение в деятельности предприятия



При организации работы предприятия большое значение уделяется планированию и финансовому контролю его хозяйственной деятельности.

Этот контроль в основном обеспечивается разработкой и исполнением бюджета предприятия, который ежемесячно сопоставляется с показателями статистического учёта, а также данными бухгалтерского учёта при составлении оборотного баланса: (Бюджет)→(Статистический учёт)→(Оборотный баланс).

Бюджет — это количественные и стоимостные показатели плана, характеризу­ющие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделе­ний, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.

Бюджеты имеют множество видов и форм. Отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные процессы финансово-хозяйственной деятельности могут нести информацию только о доходах (бюджет продаж), или расходах (фонд заработной платы, закупки продовольственного сырья, расходных ма­териалов, рекламный бюджет и т.п.), а укруп­ненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюд­жет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы предприятия.

Работа по составлению бюджета включает несколько этапов:

- подготовка прогноза и бюджета продаж;

- определение ожидаемого объема производства и предоставления услуг;

- расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;

- расчет и анализ денежных потоков;

- составление планируемых финансовых отчетов.

Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых государственными органами, наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением операционно­го и финансового бюджетов.

Общий бюджет (основной бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризу­ющий информационный поток для принятия и контроля управ­ленческих решений в области финансового планирования.

Операционный бюджет — это система бюджетов, характеризую­щих затраты на производство, реализацию продукции/услуг, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производ­ства и функциям управления предприятием. Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым шагом в разработке которого является бюджет продаж. Целью и заключительным этапом процесса составления операционного бюд­жета выступает бюджет по прибылям и убыткам. В ходе разработки операционного бюджета формируются бюджеты различных расхо­дов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и администра­тивных расходов и т.п.).

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализа­ции, ценах и, соответственно, выручки от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. Сложность рас­чета бюджета продаж связана с тем, что объем реализации услуг опреде­ляется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры.

На основе бюджета продаж формируются бюджеты, характери­зующие затраты на производство и реализацию продукции и/или внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сы­рья и материалов, бюджеты коммерческих и административных расходов, бюджет по труду и т.п.). Задачи составления данных бюд­жетов таковы:

- определение объема затрат;

- проведение группировки затрат в зависимости от связи с процессом производства и изменением объема реализации продукции/услуг;

- определение нормативов общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период.

Бюджет производства показывает количество единиц продук­ции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж и необходимый уровень запасов сырья и материалов.

На основе данных бюджетов составляется бюджетный отчет о прибылях и убытках. Информация о доходах берется из бюджета продаж.

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования, он включает:

- бюджет движения денежных средств — план поступлений и пла­тежей денежных средств. При расчете бюджета движения денежных средств определяющим является время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций;

- бюджет капитальных вложений, который определяет, какие дол­госрочные активы необходимо приобрести или построить на осно­ве выбранного критерия рентабельности инвестиций.

Базой расчёта бюджета является так называемый счёт доходов, прибылей и убытков, который является, кстати, приложением к квартальному и годовому балансу предприятия. Методология подготовки счёта доходов, прибылей и убытков позволяет выстроить в бюджете в наглядной форме планируемые показатели плана счетов таким образом, чтобы могло происходить их взаимовоздействие на конечный результат деятельности предприятия - прибыль.

В основе подготовки объективного бюджета лежит корпоративный метод управления. Разработка отдельных компонентов и показателей бюджета в форме «Расчёт экономических показателей» осуществляется, как правило, на третьем уровне управления - руководителями отделов или служб гостиничного предприятия, которые несут ответственность за правильность расчёта показателей и реальность их достижения. Полученные данные группируются экономической службой в объединённой форме «Расчётная таблица бюджета предприятия». Руководством предприятия принимается окончательное решение о соответствии предлагаемого бюджета торговой политики гостиничного предприятия. Далее бюджет рассматривается советом директоров и в, случае его согласия, выноситься на утверждение ежегодным собранием акционеров.

После утверждения собранием акционеров бюджет на предприятии принимает силу закона и обязателен для исполнения всеми работниками отеля.

Основными составляющими подготовки бюджета являются:

- расчёт экономических показателей хозяйственной деятельности гостиницы;

- расчётная таблица бюджета предприятия;

- пояснительная записка к бюджету.

Расчёт отдельных экономических показателей, как правило, составляется руководителями подразделений гостиничного комплекса, ответственными за выполнение планового задания. Подготовленные расчёты передаются в планово-экономический отдел гостиницы для последующего анализа, обобщения и подготовки расчётной таблицы бюджета.

При расчёте экономических показателей используются различные данные, в том числе бухгалтерского учёта, статистики, расчётной таблицы бюджета за предыдущий год, инвентаризации, расчёта цен, как за проживание, так и питание туристов, штатного расписания, плана по маркетингу и т.д. Таким образом, расчёт экономических показателей и расчётная таблица бюджета являются синтезом всей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Пояснительная записка к бюджету является заключительным документом подготовки бюджета предприятия. Она является сопроводительным документом для направления проекта бюджета для рассмотрения следующей инстанцией – советом директоров.

Являясь аналитическим документом, пояснительная записка содержит краткую характеристику финансового положения предприятия, обзор рынка гостиничных услуг и деятельности ближайших конкурентов, прогноз деятельности самого предприятия в сложившихся условиях.

В пояснительной записке обосновывается необходимость предлагаемых расходов предприятия на предстоящий период, в том числе и налогов. Излагаются основные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие гостиницы, финансирование которых включено в проект бюджета.

В заключительной части записки декларируется конечный результат хозяйственно-финансовой деятельности, который предусматривает достигнуть исполнительная дирекция предприятия.

При направлении проекта бюджета в совет директоров делаются укрупнённые выжимки данных из расчётной таблицы бюджета, в форме установленной советом директоров.

10.6. Бизнес-план и его структура

Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необхо­димо решить предприятию (компании), способы достижения поставлен­ных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или про­екта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

Бизнес-план:

- дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

- содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие, компания);

- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Бизнес-план предназначен, прежде всего, для трех категорий участников проекта:

менеджеров, являющихся создателями бизнес-плана, разработка ко­торого помимо вышеуказанных результатов позволяет получить очевидные преимущества от самого процесса планирования;

собственников, заинтересованных в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы;

кредиторов, обычно банков, для которых бизнес-план является обя­зательным документом, подтверждающим коммерческую привлекатель­ность проекта.

Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного состояния в другое. В настоящее время бизнес-планирование является общепринятой формой ознакомления потенциальных инвесторов, креди­торов и прочих партнеров с проектом, в котором им предлагается принять участие.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится.

Так, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого про­дукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.

Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия — относится ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если предприятие производственное, то на со­став и детализацию бизнес-плана повлияет вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предпри­ятия.

Для подготовки бизнес-плана требуется исходная информация. Определение источников информации предшествует составлению бизнес-плана и позволяет четко определить цели и задачи будущего проекта. Исходная информация включает:

1. Информацию о спросе, подразумевающую выяснение (уточнение) характе­ристик продукции/услуг проекта, возможную цену, конку­рентов, объем спроса с учетом рыночных трендов и место реализации продукции. Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие специализированные организации или проведя собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах. Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положе­ния бизнес-плана, которые касаются маркетинга.

2. Производственную информацию, которая включает определение производствен­ных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию/услуги оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции/услуг. При сборе производственной информации необходимо обратить внима­ние на следующие вопросы:

– производственно-технологические операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по предоставлению услуг, выяснить возможности аутсорсинга;

– сырье и материалы: составить список всех видов сырья и расходных материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

– оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудо­вания и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его в аренду или нужно покупать;

– трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности,их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов;

– помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;

– накладные расходы: расходы на покупку инструментов, униформы, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водоснабжение и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленчес­кого персонала и т.д.

3. Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финан­совых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информа­ции потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа, и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.).

Одной из самых сложных задач при составлении бизнес-плана является проведение анализа цен на товары конкурентов. Дело в том, что в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего является коммерческой тайной изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но эти цены значительно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.

При формировании цен на продукцию (работы или услуги) необходимо учитывать различные меры государственного регули­рования уровня цен и их динамики.

Существуют три основных финансовых отчета, которые позволяют оценить жизнеспособность проекта: 1) отчет о движении денежных средств; 2) отчет о прибыли; 3) балансовый отчет.

4. Разработчики бизнес-плана. Оптимальным является вариант, когда бизнес-план составляет предпри­ниматель или специалисты предприятия с привлечением профессиональ­ных консультантов. Консультанты помогают "увидеть" проект, правильно расставить акценты, оценить эффективность проекта и придать "товарный вид" бизнес-плану. Особенно важна роль профессиональных консультан­тов при подготовке разделов анализа рынка, плана маркетинга, анализа рисков и финансового плана.

Содержание бизнес-плана:

1. Вводная часть (резюме проекта). Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, так как в ней содержатся основные положения всего бизнес-плана. В ней указывается название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах.

Вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По содержанию вводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно: чем будет заниматься предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему предприятие добьется успеха.

2. Анализ положения дел в отрасли. В этом разделе описываются основные направления и цели осуществле­ния будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо продемон­стрировать глубокое понимание состояния предприятия и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, так как одним из критериев победы в конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса.

В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурен­тов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.

3. Существо предлагаемого проекта. В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста.

При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупа­телям, а не на технических подробностях. Детальная информация о технологическом процессе может быть дана в приложении.

Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные особеннос­ти продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции.

В этом же разделе следует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки.

4. Анализ рынка. Рынок и маркетинг являются решающими факторами успеха проекта. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому этот раздел является наиболее трудным для написания. Для того чтобы убедить инвестора в существова­нии рынка для продукции проекта, нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предпри­ятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для другого — сильнее.

После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры (покупателей) внутри этого сегмента.

Очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что продукция проекта может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показа­телей.

5. План маркетинга. В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую за него назначить цену и как проводить рекламную политику. Конкретные детали маркетинговой стратегии часто оказываются сложными, комплексными и затрагивают такие области, как маркетинговая расстановка, ценовая политика, торговая политика, рекла­ма и т.д. В любом бизнесе при формировании проектов, связанных с продажей и сбытом, требуется детальный анализ этих факторов.

Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим ком­понентом успеха нового предприятия, поэтому нужно убедиться, что предполагаемая стратегия действительно может быть реализована. На действующих предприятиях план маркетинга составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и ежемесячно или даже ежедневно вносят в него поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. Начинающий предприниматель должен научиться составлять план марке­тинга и сверять с ним свои текущие решения. Часто план маркетинга оказывается очень объемным, тогда часть материалов следует поместить в приложение к основной части бизнес-плана.

В этом разделе делается маркетинговая расстановка (обеспечение кон­курентоспособности продукции) и указываются основные характеристики продукции (работ или услуг) в сравнении с конкурирующими. Рассматри­ваются такие вопросы, как цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных поку­пателей, прогноз новой продукции.

6. Производственный план. В этом разделе должны быть описаны все производственные и технологические процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Если со­здаваемое предприятие относится к гостиничным, то необ­ходимо полное описание производственного процесса: как организована система предоставления услуг и как осуществляется контроль над качеством, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в себестоимость услуг (например, затраты труда, сырья и расходных материалов), как будут оснащены гостевые номера, установлено сервисное и технологическое оборудование.

По выполняемым операциям необходимо дать схему производственных потоков, список производствен­ного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (назва­ние, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного и сервисного оборудования, которое может понадобиться в будущем. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, касающиеся объемов увеличения или сокращения предоставления услуг.

7. Организационный план, управление персоналом. В этом разделе указывается форма собственности создаваемого пред­приятия, будет ли это индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если это акционерное общество, необходимо дать сведения о количестве и типе выпускаемых акций

Приводится организационная структура будущего предприятия. Дают­ся сведения о количестве персонала и расширении штата, обучении и подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров.

8. Све­дения об участниках проекта и план-график его осуществления. В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием (проектом) Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения о всех членах совета дирек­торов. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом, так как следует помнить, что необходима сбалансированная руководящая группа. В идеальном случае таланты и умение каждого ее члена будут дополнять друг друга и охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг, финансы, вопросы, связанные с персоналом, производствен­ный процесс) Однако маловероятно, что небольшая фирма на ранней стадии своего становления сможет собрать достаточно хорошо сбаланси­рованную команду. В этом случае для выявления слабых сторон управле­ния предприятием можно воспользоваться услугами консультантов.

В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкетные данные и характеристики приводятся в приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки и мотива­ции ведущих руководителей, т. е. каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в прибыли). Рекомендуется представить организационную схему с указанием места каждого руководителя в организационной иерархии.

Ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвестор Должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство предприятием и каким образом будут складываться отноше­ния между членами руководства на практике.

9. Анализ рисков. Каждый новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с опре­деленными трудностями, угрожающими его осуществлению. Для предпри­нимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегиюих преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.

Главные моменты, связанные с риском при осуществлении проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производ­ственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять также технический прогресс, который способен мгно­венно "состарить" любую новинку. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы для предприятия не представляет, в бизнес-плане необ­ходимо на них остановиться и обосновать, почему не стоит беспокоиться на этот счет.

Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что предприни­матель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.

10. Финансовый план. Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем производства и продаж, выручка от реализации, прибыль, чистый оборотный капитал, себестои­мость и некоторые другие. Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, балансовый отчет, а также группу показателей, характеризующих плате­жеспособность и ликвидность, управление активами, соотношение заем­ных и собственных средств. При составлении финансового плана анали­зируется состояние потока реальных денег, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключение определяется точка безубыточности.

Первым документом в рамках финансового плана является отчет о прибыли, который составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает данные о прибыли от операций, балан­совой прибыли, чистой прибыли, нераспределенной прибыли. Источником данных для отчета служит план маркетинга, опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.

Вторым документом в рамках финансового плана является прогноз потока реальных денег, который входит в финансовый план в форме отчета о движении денежных средств. Такой прогноз составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Различные выплаты и денежные поступления неравномерны во времени; неучет этих фактов в бизнес-плане приводит к упущенной выгоде ("лиш­ние" деньги можно положить на банковский счет) и даже к банкротству. Отчет о движении денежных средств, как и отчет о прибыли, строится на определенных предположениях, которые представлялись реалистичными на момент составления плана, но со временем могут и не подтвердиться. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.

Третьим документом в рамках финансового плана является прогноз активов и пассивов предприятия в форме балансового отчета. Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (направления расходования средств по проекту) и пассивы (источники привлекаемых в проект средств).

Четвертым документом в рамках финансового плана является прогноз точки безубыточ­ности, который дает ответ на вопрос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будет продать, чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами, т.е. чтобы предприятие окупилось. Такая информация позво­ляет оценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое пред­приятие на начальном этапе его существования.

11. Приложения. В приложениях к бизнес-плану приводятся документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылки в бизнес-плане. Наиболее часто в приложениях приводят следующие документы: тех­нические данные по продукции/услугам, копии контрактов, лицензий, подробности патентных документов, копии документов, из которых взяты исходные данные, сообщения консультантов по продукции и рынкам, анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований, отчет по ревизии бухгалтерских документов, прейскуранты поставщиков.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Методы планирования хозяйственной деятельности предприятия.
  2. Сформулируйте виды планов по срокам и продолжительности.
  3. Перечислите основные статьи финансового плана.
  4. Необходимые условия для применения маркетинга.
  5. Основные составляющие комплекса маркетинга.
  6. Бюджет как инструмент планирования и финансового контроля предприятия.
  7. Методика расчёта основных показателей бюджета.
  8. Расчётная таблица бюджета.
  9. Структура объяснительной записки к бюджету.
  10. Бизнес-план и его структура.

Тема 11. Планирование трудовых ресурсов и оплата труда работников на предприятии ИГиТ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.052 с.)