Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности Конституции Российской Федерации.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституция Российской Федерации 1993 r. значительно отличается от прежнего Основного закона 1978 r., который так и не смог преодолеть свое советское социалистическое происхождение. Если охарактеризовать новую Конституцию России в контексте. Мирового конституционного опыта, то можно сказать, что она последовательно вписывается в ряд конституций «второго поколения», принятых в европейских странах после окончания Второй мировой войны. Основные конституционные принципы сформулированы в гл. 1 ''-Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». К их числу относятся: - народовластие, осуществляемое через представительные органы и непосредственно (референдум); - человек, его права и свободы как высшая ценность; - федерализм, сочетающий разумную централизацию с широкой децентрализацией; - разделение властей; - политический и идеологический плюрализм; - правовое, социальное, светское государство; - свобода экономической деятельности и равноправие форм собственности. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить этим принципам. Соответствующие статьи не могут быть пересмотрены парламентом - Федеральным Собранием РФ. Для этого нужно принять новую Конституцию путем сложной процедуры, Новая российская Конституция относится к числу «жестких» В том, что касается ее изменения и внесения в нее поправок. Распространено мнение о том, что Конституция РФ 1993 r. построена по французской модели (имеется в виду Конституция Франции 1958 r. Это утверждение справедливо лишь частично). Конституция РФ 1993 r. во многом (речь не идет об основных конституционных принципах) отлична от французской модели. Достаточно вспомнить, что Россия в отличие от унитарной Франции федеративное государство. Однако если говорить о предусмотренной Конституцией РФ 1993 r. форме правления, то здесь близость к французской модели очевидна. Россия, как и Франция, - республика Президентского типа, причем обе они отличны от президентской республики американского образца. Несомненная близость российской Конституции к французской модели обнаруживается: - в порядке избрания Президента; - в его роли в формировании и деятельности правительства; в круге иных полномочий Президента как главы государства;
- в праве роспуска нижней палаты парламента в порядке, предусмотренном Конституцией; - в ответственности правительства перед парламентом. Если от юридического сравнения перейти к политологическому, то можно сказать, что Конституция РФ 1993 r., которую называют «ельцинской», выполняла ту же задачу некоторого ограничения вышедшего за разумные рамки парламентаризма и перераспределения компетенции в пользу президентской власти, что и в свое время «деголлевская» Конституция во Франции. В треугольнике «президент - правительство - парламент» позиции российского Президента - несколько сильнее, чем французского, но это связано главным образом с недостаточным развитием партийной системы в России. Здесь нет партии, могущей претендовать на парламентское большинство, и правительство формируется на непартийной основе. Однако по мере формирования партийной системы в России близость к французской модели может стать еще более очевидной. Сходство форм правления не исключает и ряда различий, как, например, определение круга законодательной компетенции парламента или то, что по Конституции РФ Президент не является формально главой исполнительной власти. Много в российской Конституции положений, которые дают основание говорить о влиянии на нее Основного закона ФРГ 1949 r. Это, прежде всего восприятие концепции основных прав как непосредственно действующего права. В сущности, СТ. 18 Конституции РФ воспроизводит в более широкой редакции абз. 3 СТ. 1 Основного закона ФРГ. В то же время каталог прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ шире, чем в Основном законе ФРГ это связано главным образом с временным фактором, в особенности с тем, что в 1993 r. стандарты прав и свобод, разработанные международным правом, ушли далеко вперед по сравнению с серединой ХХ в. Конституция РФ признает примат этих стандартов, равно как и других общепризнанных принципов и норм международного права. Немецкую модель напоминает и порядок формирования верхней палаты российского парламента - Федерального Собрания РФ. Если его нижняя палата - Государственная Дума - формируется путем прямых всеобщих выборов, то в верхнюю палату - Совет Федерации - входят по два представителя от каждого субъекта (члена) Российской Федерации: по одному от представительного и от исполнительного органов. Это одно из следствий федерального устройства России.
Следует указать и на сходство институтов судебного конституционного контроля. Созданный в 1991 r. Конституционный Суд РФ был с самого начала особенно по компетенции похож на свой аналог в ФРГ (контроль за конституционностью законов, споры о компетенции, федеральные конфликты по вертикали, конституционные жалобы граждан, проверка конституционности политических партий). Российская Конституция 1993 r. сохранила Конституционный Суд как важный фактор формирования правовой государственности. Статья 125, посвященная Суду, одна из самых больших в конституционном тексте. Хотя из компетенции Конституционного Суда исключен вопрос о проверке конституционности политических партий, тем не менее, аналогия с компетенций Конституционного Суда ФРГ остается. Следует особо отметить возложенную на Суд обязанность давать в необходимых случаях толкование Конституции РФ (п. 5 СТ. 125). Ранее Конституционный Суд, используя формально-позитивистские установки, отказывался от этого, равно как от решения коллизий между конкретными нормами Конституции и конституционными принципами. По Конституции РФ 1993 r. обычные суды получили право обращаться в Конституционный Суд с просьбой о проверке конституционности закона, который должен быть применен для решения конкретного дела (п. 4 ст. 125). Можно, увидеть немало общего в государственном устройстве России и других федеративных государств, в том числе и ФРГ, например разделение компетенции на федеральную, совместную (конкурирующую) и субъектов федерации - земель. Однако в целом федеративное устройство России (гл. 3 Конституции) достаточно уникально. И дело не только в том, что Российская Федерация самая большая по числу ее членов (89). Основное это то, что она одна из немногих построена по национально-территориальному принципу, что и привело (и это не менее - важно) к ее асимметричности, корни которой лежат в прошлом. С образованием после распада СССР России как самостоятельного независимого государства быстро пошел процесс превращения ее псевдофедеральной, а в действительности сверх централизованной политической структуры в реальную Федерацию. На исходной стадии этого процесса регионы страны оказались в неравном положении. В государственном устройстве бывших СССР и РСФСР по этническому принципу из всех регионов выделялись автономные республики, статус государственности которых был намного выше, чему других территориальных образований. В стремлении этих республик (отказавшихся от определения «автономные») к особому суверенному статусу, отличному от статуса других регионов, и заключены корни асимметричности Федерации, что предполагает возможность различия в правовом статусе ее субъектов. Конституция РФ 1993 r. сделала значительный шаг по пути преодоления этой асимметричности. Она впервые ввела общее понятие «субъект Федерации», подчеркнула равноправие этих субъектов. Но последовательно провести важнейший принцип федерализма ей неудалось. Конституция существенно сблизила статус республик (их 21) и других субъектов Федерации. Но можно сказать, перефразируя формулу Оруэлла, что хотя «все субъекты Федерации равны, некоторые из них более равны, чем другие». За республиками сохранен титул государства, которого не имеют другие субъекты. Федерации. Практические последствия этого могут быть различными. Однако в сложившейся ситуации вопрос не мог быть решен путем объявления всех субъектов Российской Федерации республиками или наоборот, лишения республик этого статуса.
Разумеется, возможны конкретно-исторические ситуации, когда один или несколько субъектов Федерации оказываются в особом экономическом и политическом положении, нуждаются в дополнительных правах. Конституция РФ, предоставляя широкие права субъектам Федерации, предусматривает ряд положений, призванных обеспечить целостность и централизацию государственного устройства. К ним относятся: верховенство федеральной Конституции и федерального законодательства, единство экономического пространства, единая валюта, единый государственный язык и т.д. Новая Конституция РФ сходна с западными в том плане, что в отличие от своих предшественниц, она не стремиться навязать обществу заранее предопределенный в соответствии с господствующей идеологией экономический строй. Гарантируя равенство всех форм собственности, свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров и капиталов, она открывает широкие возможности для свободного развития гражданского общества, формирования новой экономической структуры общества. Заключение В современном мире нет универсальных для любой страны моделей правового развития. Общепризнано многообразие форм и способов правовой эволюции, которые опираются на исторические традиции, уникальность и самобытность различных правовых систем, культур цивилизаций. Обретение суверенной государственности и формирование новой правовой системы нигде не происходил легко и просто. Каждое государство искало свой путь развития, вырабатывала свою модель построения нового общества. Это предопределялось системой ценностей и целевой ориентацией, историческими условиями и национальными традициями, социально- экономической и политической средой, особенным укладом жизни и мировоззрением людей, особой религиозной верой, психологией и нормами поведения. Существуют различные варианты правового развития. Это рамано-германская, англосаксонская, мусульманская, индусская, африканская, китайско-конфуцианская и другие модели. Развитие права в рамках национальной государственности является одной из важнейших закономерностей правовой эволюции. Становление и развитие новых правовых систем дают возможность для изучения и познания национального правового развития. Проблема обновления правовых систем связана со сложившейся правовой ситуацией в стране в определенный момент, но она должна быть осмыслена и в историческом контексте. Нельзя представить себе современное право в отрыве от истории.
Правовые системы постоянно изменяются. Юридический динамизм - всеобщая закономерность права, а правовая динамика является неотъемлемым фактом. Современное правоведение находится на пути преодоления одностророннего понимания и измерения права. Используется многоаспектный подход к праву в историко-культурологическом и религиозно-нравственном плане, соответствующий традициям отечественной политико-правовой мысли. Изучение основных правовых систем современности в 21 веке в условиях глобализации экономики и права, роста международных экономических, политических, гуманитарных и юридических контактов становится необходимой частью юридического образования. Важная задача современного сравнительного правоведения заключается в том, чтобы сопоставить развитие национальной правовой системы с мировыми юридическими тенденциями и на этой основе выявить, в какой мере национальная правовая система синхронизирована с этими тенденциями, опережает ли она мировое правовое развитие, либо отстает от него, либо движется в противоположном направлении. Сближение и взаимодействие основных правовых систем современности – явление глобальное, характерное для развития права в 21 веке. Это заметно когда экономические, геополитические и культурные процессы объединяют крупные страны. Утверждение приоритета международного права ведет к тому, что в национальных правовых системах увеличивается число единообразных стандартов. Но сближение и взаимодействие правовых систем не означает потерю самобытности, особенностей, традиций, свойственных каждой из них в отдельности. Особое значение сравнительного правоведения в настоящее время заключается в том, что оно призвано содействовать достижению глобального согласия относительно универсальной ценности права.
Рекомендуемая литература
1.Аннерс Э. История европейского права. -М.: Прогресс, 1994. Ч. 1. §10; Ч. 2. § 4,11. 2. Апарова ТВ.Суды и судебный процесс Великобритании. - М.: Юридическая литература, 1996. 3. Барак А.Судейское усмотрение. - М.: Норма, 1999. 28. Берман Г.Западная традиция права: эпоха формирования. - М.: МГУ, 1998. Гл. 7, 12, 13. 4. Боботов СВ., Жигачев И.Ю.Введение в правовую систему США. - М.: Норма, 1997. 5. Богдановская И.Ю.Закон в английском праве. - М.: Наука, 1987. 6. Богдановская ИЮ.Прецедентное право. - М.: Наука, 1993. 7. Давид Р., Жиффре-Спинози К. Основные правовые системы современности – М.: Международные отношения, 1996. Введение. 8.Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2001. глава 10. 9. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение.–М.:Юрист,2000.Тема 1.3. 10.Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. –М.: Норма, 1996. гл. 1, 2.
11.Цвайгерт К., Кетц Х. Ведение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2 томах. – М.: Международные отношения, 1998.Т.1. Раздел А параг 1.2.4. 12. Европейское право /Под ред. Энтина.- М.:Норма, 2001. 13. Кох Х Мангус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. М.: Международные отношения, 2001. параг. 13. 14.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. – М.: Юрист, 2000. Гл. 2, 4. 15.Черноков А.Э. Будущность права (Футурологические заметки) //Актуальные проблемы теории права. Вып. 1-2. – Спб.: Санкт- Петербургский институт права, 2002 16. Синюков В.Н, Григорьев Ф.А.Правовая система. Вопросы право реализации. Саратов: Саратовская юридическая академия, 1995. Спиридонов л.и.Избранные произведения. - СПб.: Санкт-Петербургский институт права, 2002. 17.Теория государства и права под ред. В.М. Карельского и В.Д. Перевалова. М.: Норма, 1997. Гл. 29. 18. ТиуноваЛ.В.О понятии правовой системы /правоведение. 1985..N'2 19.Аннерс Э. История европейского права. - М.: Прогресс, 1994. Ч. 1. § 5-9. Ч. 2. § 1,2,6-9. 20. Берман Г.Западная традиция права: эпоха формирования. - М.: МГУ, 1998. Гл. 1-6. Германское право. - М.: Международные отношения, 1996. Ч. 1-2. Гражданское и торговое право капиталистических государств. - М.: Международные отношения, 1993. 21. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. - СПб.: Юридический центр, 2002. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 1999. 22. Жалинский А., Рерихт А.Введение в немецкое право. - М.: Спарк, 2001. 23. Кашанина ТВ.Происхождение государства и права. - М.: Юрист, 1999. 24.Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - СПб.: Лань, 1999. 25. Покровский ИА. История римского права. - СПб.: Летний сад, 1998. 26. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Под ред. А-Я. Сухарева. - М.: Норма, 2000. 27.Решетников Ф.М.Правовые системы стран мира. - М.: Юридическая литература, 1993. 28.Уголовный кодекс Франции. - СПб.: Юридический центр, 2002. 29. Уголовный кодекс ФРГ. - М.: Зерцало, 2000. 30.Хвостов В.М.Система римского права. - М.: Спарк, 1996.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.012 с.) |