Структура права романо-германской правовой семьи сх. 28. 48 49 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура права романо-германской правовой семьи сх. 28. 48 49



Публичное и частное право. Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наука объединяет правовые нормы в одни и те же группы. Речь идет о дуализме права, т.е. его делении на частное и публичное, а также о разграничении правовой материи на отрасли права. Структуры права всех этих стран могут быть, в общем и целом охвачены единой схемой.

Во всех странах романо-германской правовой семьи признается деление права на публичное и частное. Это деление носит самый общий характер, является в основном доктринальным, но остается важной характеристикой структуры романо-германского права. В общем виде можно сказать, что к публичному праву относятся те отрасли и институты, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства и отношения индивида с государством, а к частному - отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов между собой.

Особенности романо-германской пра­вовой семьи в полной мере обнаруживаются в сфере частного права: в области публичного права ее специфика проявляется значительно слабее. В странах романо-германской правовой семьи основой правовой системы выступает частное (гражданское) право. По этой причине юристы Англии и США нередко называют страны романо-германской правовой семьи странами гражданского права.

Одно из значительных отличий публичного права от частного состоит в том, что большая часть частного права кодифицирована, тогда как публичное право состоит в основном из конституционных и иных законов, не носящих характера кодификации.

Система французского права. Во Франции отраслями публичного права являются:

1) конституционное право, регулирующее вопросы, касающиеся формы и структуры государства, организации государства, его верховных и местных органов власти и участия граждан в управлении государством;

2) административное право, включающее в себя нормы, регулирующие организацию государственных органов, не решающих чисто политические и судебные вопросы, и условия, в которых государственные органы осуществляют свои права и налагают обязанности на нижестоящие органы;

3) финансовое право, регулирующее государственные расходы и доходы (налогообложение, займы, денежное законодательство);

4) международное публичное право.

Частное правовключает в себя:

1) собственно гражданское право;

2) торговое право, охватывающее и морское право;

3) гражданское процессуальное право;

4) уголовное право. (Хотя по своей природе уголовное право принадлежит к публичному праву, его по традиции относят к частному праву, так как многие его положения выработаны для защиты отно­шений, регулируемых этим последним.) ­

Имеются особые отрасли права, где нормы публичного и частного права, по существу, тесно переплетаются. Наиболее важными из них являются:

1) трудовое право;

2) сельскохозяйственное право;

3) законы о промышленной собственности и авторское право;

4) воздушное право;

5) лесное право;

6) горное право;

7) страховое право;

8) транспортное право;

9) международное частное право.

Международное частное право определяет положение иностран­цев, рассматривает коллизии прав и юрисдикции в гражданских делах. Хотя оно традиционно считается составной частью частного права, некоторые затрагиваемые им вопросы, например определение наци­ональности, по сути, являются частью публичного права.

Гражданское процессуальное право и уголовное право иногда вы­деляются как санкционирующее право, так как они обеспечивают проведение в жизнь норм частного права. Эта традиционная точка зрения оспаривается некоторыми учеными, которые относят опреде­ленные отрасли - торговое, морское, сельскохозяйственное, воздушное, трудовое право, законы о социальном обеспечении и так называемое санкционирующее право (уголовное и гражданское процессу­альное право) - к отдельной группе «смешанных прав».

Система германского права. В Германии разделение между част­ным и публичным правом выражено несколько слабее, чем во Фран­ции, что находит свое отражение, в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов общей, административной Конституционной юстиции. Но в общих чертах схема схожа.

В немецкой юридической науке отраслями публичного права при­нято считать:

1) конституционное право;

2) административное право;

3) налоговое право;

4) уголовное право;

5) уголовно-процессуальное право;

6) гражданское процессуальное право;

7) церковное право;

8) международное публичное право.

Право, регулирующее отношения между государственными орга­нами, называется государственным правом.

Частное право разделяется на собственно гражданское право, содержащееся в Гражданском кодексе и во вспомогательных законах и особую часть частного права. В эту часть входят:

· торговое право,

· законодательство о компаниях,

· законы об оборотных документах,

· авторское право,

· законы о конкуренции (включая патенты),

· торговые знаки и модели,

· международное частное право.

Трудовое право иногда считается составной частью частного права, но чаще всего его относят к области, которая не соответствует ни частному, ни публичному праву.

В большинстве европейских стран классификация отраслей права напоминает германскую (Швейцария, Испания, Австрия). Италия, Бельгия придерживаются французской схемы, как и Нидерланды.

Публицизация романо-германского права. Усилившаяся административно - правовая активность государственных органов затронула такие отношения, которые ранее находились в исключительном делении частного права. Так, в области аграрных отношений админстративно-правовое регулирование оказывает значительное воздействие на использование собственности (или долгосрочной аренды) путем введения земельного зонирования, принудительных сервитутов, ограничения инвестирования средств, установления квот на продукцию и т.д. Произошло вторжение государства в область договоров - ранее сферу частного права. Появился институт обязательственного договора, заключенного по предписанию государственных органов. Условия обычного договора могут в ряде случаев устанавливаться и предписываться административным актом, кaк в случае установления цен и квот.

Одновременно с проникновением публичного права в сферу частного права расширение круга государственных обязанностей, особенно в области социальных и коммунальных услуг, породило обратную тенденцию – применение институтов и средств частного права при выполнении публично-правовых действий. Об этом свидетельствует деятельность публичных корпораций и иных промышленно-торговых образований государственного происхождения.

 

 

3.4.Национальные правовые системы романо-германской правовой семьи: сходства и различия.

К общим для права всех стран романо-герман­ской семьи источникам права и структуре права следует добавить некоторые другие признаки, и, прежде всего общий понятийный фонд, т.е. сходство основных понятий и категорий, которыми опери­рует каждая правовая система, более или менее единые правовые принципы, в том числе те, что определяют способы судебной деятельности.

Для романо-германской правовой семьи характерны:

- более высокий уровень абстрактности норм права по сравнению с нормами англо-американского права;

- схожесть юридической терминологии, методов работы юристов, системы их профессиональной подготовки;

- преобладание материального права над процессуальным;

- наличие крупных актов кодификации, т.е. кодексов в основных

отраслях права.

Характеристики, общие для всех романо-германских правовых систем, не исключают, а предполагают специфические черты каждой из них.

Наиболее существенные различия национальных пра­вовых систем стран романо-германской семьи прослеживаются в об­ласти административного права. Это объясняется более тесной связью данной отрасли права со структурой органов государственного управ­ления в рамках управленческой компетенции, что значительно варьируется в разных странах. Административное право больше зависит от политического и социального динамизма общества, чем многие другие отрасли континентального права. Возникнув исторически как «полицейское право», призванное обеспечить общественный правопорядок, оно получило затем. в свое ведение почти все сферы государственного управления. Осо­бенно возросла роль административного права в современных условиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.012 с.)