Понятие и распространение мусульманского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и распространение мусульманского права



Мусульманское право как система норм, выражающих в религи­озной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим ислам­ским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего сред­невековья в VII-X вв. в Арабском халифате и основано на религии и исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Ал­лаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толко­вании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юрис­тов-факихов. Однако их усилия были направлены не на создание но­вого права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию.

Согласно исламу, мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те которые обычно относятся к правовой сфере.

Так, мусуль­манское право в широком смысле определяет молитвы, которые му­сульманин должен читать, посты, которые он должен соблюдать, ми­лостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Причем к соблюдению этих правил нельзя при­нуждать. В этом смысле мусульманское право рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регу­ляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а также обы­чаи.

Шариат - своего рода квинтэссенция ислама. Он состоит из двух частей: теологии, или принципов веры (акида), и права (фикх). Фикх, или мусульманское право, делится на две части: первая указывает му­сульманину, какой должна быть линия его поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). По мнению некоторых ав­торитетных исследователей, ибадат (теология) занимает в шариате даже подчиненное положение по отношению к муамалату (праву). Эти две части шариата составляют предмет юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными мусуль­манскими правовыми школами (мазхабами). Изучение государства не является частью мусульманской юридической науки.

Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных свя­зей между законодательством мусульманского государства и его пер­вичными источниками. Различие между мусульманской юридической наукой и светской юридической наукой заключается в том, что му­сульманская правовая система берет начало в Коране и считает право плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий.

Хотя ислам - самая молодая из трех мировых религий (его возраст приближается к четырнадцати векам), он получил очень широкое распространение. Ислам является не только определенной идеологией, религиозно-этическим учением, но и особой культурой цивилизацией. Нормы его нацелены на решение как религиозно-культовых вопросов, так и на регулирование повседневного поведения мусульман, на формирование образа их жизни в целом.

Спустя столетие после смерти Пророка Мухаммеда (632 г.) в Араб­ском халифате к власти пришла династия Омейядов, проводившая агрессивную, завоевательную политику, в результате которой ислам пересек Северное побережье Африки и проник в Испанию. На вос­токе он перешел границы Персии и достиг Инда. В 15 в. последовала вторая волна исламского нашествия. Завоеватели, ведомые султанами Османской империи, разбили Византийскую империю, взяли Константинополь (1453 r.) и установили господство ислама в Юго-Восточной Европе. Ислам получил признание и в Азии.

После Второй мировой войны некоторые арабские государства (а нередко не только арабские) стали официально называться исламскими. Конституция Ирана 1979 r. также восприняла термин «исламская республика». В Республике Индия более 10% населения, т.е. приблизительно 100 млн. человек, исповедуют ислам некитайское население Малайзии Индонезии - преимущественно мусульмане.

В Африке миссионеры и торговцы завоевали для ислама долину реки Нил и территорию современного Судана. Оттуда он распространился по торговым путям Сахары на Запад. В результате население не только Северной Нигерии, но и большинства государств, входивших ранее во Французскую Западную Африку, преимущественно Мусульмане.

Ислам широко распространен также на Восточном побережье Аф­рики: Сомали почти полностью населено мусульманами, а в Танзании Кении имеются значительные мусульманские меньшинства. Таким образом, в настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах - от Марокко на северо-западе Африки до Фиджи в Океании. По разным подсчетам, в мире проживает от 800 млн. до миллиарда человек, исповедующих ислам, те.1/6 населения земного шара. Однако пространственное действие му­сульманского права не идентично географическим границам стран с мусульманским населением. Существуют нации и этнические группы, исповедующие ислам в качестве религии, но не воспринявшие мусульманское право.

Основу мусульманской юридической науки составляет казуисти­ческий метод. За ним закрепилось название «ильм аль фуру» или «масаил» (разбирательство дел).

Истоков всех мусульманских правовых школ, Суннитских и шиитских, учения которых признаются, стояли две школы - школа Медины и иракская школа. Эти старейшие школы использовали обычное право, укоренившееся на контролируемых ими территориях, и приспособили его к потребностям исламской веры.

В силу исторических причин сегодня насчитываются четыре сун­нитские - ханифитская, маликитская, шаФиитская, ханбалитская школы мусульманского права и три Шитские - джафаритская, ис­маилитская, зейдитская. Каждая школа имеет свою юридическую ме­тодику и концепцию, и каждая претендует на то, чтобы считаться самостоятельной системой мусульманского права.

Мусульманское право базируется на непререкаемых постулатах, придающих системе незыблемость. Мусульманские юристы осуждают все то, что в какой-то мере случайно или неопределенно. По своей структуре правовые нормы, сформулированные этими юристами, всегда основаны на внешних факторах. Мотивы и намерения индивида никогда не принимаются во внимание.

Все психологические элементы сознательно исключаются из рас­смотрения.

Закон в понятии позднеримского и романо-германского права в мусульманском правопонимании не существует. Теоретически только Бог имеет законодательную власть. В действительности, единствен­ным источником мусульманского права являются труды ученых­ юристов. Мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов. Оно было создано и развивалось частными специалистами. Правовая наука, а не государство играет роль зако­нодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда прямо не обращается к Корану или сунне - преданиям о Пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан.

Мусульманское право как совокупность определенных норм сформировалось за первые два века существования ислама. После­дующие века практически не принесли ничего нового. Этот застой приписывается так называемому закрытию врат человеческих уси­лий - иджтихаду. Однако шиитские школы никогда не признавали того «закрытия». Поэтому право шиитов всегда было более гибким, чем право, исповедуемое суннитскими школами.

В целом вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосозна­ния находила свое отражение преимущественно в религиозно-юри­дических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому ис­толковывали традиционные положения и принципы шариата, никог­да не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы общественного раз­вития, господство религиозной формы общественного сознания.

В таких условиях мусульманское право более или менее отвечало своему социальному назначению.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.007 с.)