Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория государства и права. Шпаргалка↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Л. Н. Терехова Теория государства и права. Шпаргалка
Л. Н. Терехова Теория государства и права. Шпаргалка
ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания. Виды наук: 1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях); 2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники); 3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания. Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения. Теория государства и права относится к гуманитарным наукам. Особенности теории государства и права: 1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни; 2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико–правовых доктрин и др.; 3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно–правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права; 4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы; 5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу: 1) возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) развития правосознания и правовой культуры; 3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка; 4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно–правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества. Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения: 1) возникновение права произошло по каким–либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства; 2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство. Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества. Основная норма поведения в период первобытно–общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени. Признаки обычаев: 1) создание их обществом; 2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание; 3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей; 4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения; 5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше; 6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований; 7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно; 8) отсутствие различия между правами и обязанностями. Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор. В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством. Признаки права: 1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности; 2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур; 3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества; 4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни. Элементы функций государства: 1) объект – сфера общественных отношений; 2) содержание – конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей. Признаки функций государства: 1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества); 2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства; 3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни; 4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения; 5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером; 6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно–принудительными и юридическими методами воздействия; 7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства. В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем. Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период. В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными. При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения. С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал. В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.
ПРИНЦИПЫ ПРАВА
Принципы права – это исходные и основополагающие начала, которые закрепляются законодательно и выражают сущность и социальную обусловленность права. Свойства принципов права: 1) отражение экономической, политической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни с точки зрения; 2) наличие основополагающего характера; 3) фиксирование в законодательстве; 4) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения; 5) устойчивость; 6) системность; 7) отражение своеобразия, т. е. природы, сущности, специфики правовой системы; 8) наличие самостоятельного регулятивного значения, так как принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности. Виды принципов права: 1) общие (общеправовые) принципы – исходные начала, имеющие нормативно–руководящий характер и раскрывающие сущность и социальную природу всего права в целом: а) принцип федерализма, отражающий федеративное устройство государства, определяющий соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации и т. д.; б) принцип законности, означающий обязанность всех субъектов общественных отношений точно и неуклонно соблюдать все нормативные правовые акты, а также обеспечение верховенства и единства закона, равенство всех перед законом и судом; в) принцип гуманизма, означающий уважение личности, создание всех условий для нормального существования и развития человека, закрепление прав и свобод человека, запрещение любой деятельности, посягающей на человеческое достоинство, и т. д.; г) принцип равноправия, означающий законодательное закрепление равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения; д) принцип справедливости, закрепляющий использование при регулировании отношений средств убеждения для необходимого определенного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного; е) принцип единства прав и обязанностей, означающий наличие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей (не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав); 2) отраслевые принципы – исходные начала, действующие в рамках какой–либо одной отрасли права и отражающие ее специфику; 3) межотраслевые принципы – исходные начала, характеризующие общность и специфику нескольких смежных отраслей права и действующие в рамках двух или нескольких отраслей права: а) принцип гласности; б) принцип состязательности; в) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства на международной арене, которые направлены на решение конкретных внешнеполитических задач. Виды внешних функций Российского государства: 1) функция обороны страны – одно из важнейших направлений внешней политики Российского государства, которое осуществляется по таким направлениям, как: а) укрепление Вооруженных Сил; б) развитие оборонной промышленности; в) охрана государственных границ; г) организация гражданской обороны; д) ведение разведки и контрразведки; е) подготовка мобилизационных резервов и др.; 2) функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка – функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) политическое сотрудничество с другими государствами; б) укрепление режима нераспространения оружия массового поражения; в) сокращение обычного вооружения; г) участие в работе международных организаций; д) участие в разрешении межнациональных и региональных конфликтов и др.; 3) функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ – функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) укрепление сотрудничества РФ со странами СНГ в области экономики, политики, культуры и т. д.; б) создание системы коллективной безопасности; в) совместная охрана государственных границ; г) обеспечение прав человека и национальных меньшинств; д) создание единого национального пространства и др.; 4) функция интеграции в мировую экономику и научно–технического сотрудничества с другими странами в решении глобальных экономических проблем – функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) участие в международном разделении труда; б) установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими государствами в области экономики, бизнеса, торговли, науки и техники; в) участие в деятельности международных экономических организаций; г) совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности и т. д.; 5) функция сотрудничества с мировыми странами в решении глобальных проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом – функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) освоение космоса; б) безопасность планеты; в) защита Мирового океана; г) охрана растительного и животного мира; д) осуществление борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями; е) предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий и катастроф и др.
ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
Англосаксонская правовая семья – система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. Структура англосаксонской правовой семьи: 1) общее право; 2) «право справедливости»; 3) статутное право. Основной источник системы общего права – правовой прецедент. Вспомогательные и дополнительные источники права – статутное право и юридические обычаи. Основатель права в англосаксонской правовой семье – суд. Романо–германская правовая семья – система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др. Основной источник системы континентального права – писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы. Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты. Вспомогательные и дополнительные источники права – правовой обычай и юридический прецедент. Традиционная правовая семья – система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки. Основной источник системы обычного права – обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона. Религиозная правовая семья – система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.). Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм). Основные источники мусульманского права: 1) Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета; 2) Сунна – мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка; 3) Иджма – соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама; 4) Кияс – современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах. Основные источники индусского права: 1) Дхармашастры – религиозные правила поведения и древние законы; 2) Веды – священные тексты брахманизма; 3) Законы Ману – собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни. Творец права в религиозной правовой семье – Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.
ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ
Правовой идеализм – это форма правосознания, выражающаяся в переоценке возможностей прав и возможностей их осуществления. Основные формы проявления: 1) нереалистическое отношение к праву; 2) абстрактное, оторванное от жизни восприятие права; 3) неоправданная вера населения в законы, которые смогут быстро изменить их жизнь; 4) восприятие права в буквальном смысле как регулятора общественных отношений; 5) игнорирование существования в реальной действительности иных, кроме права, регуляторов общественных отношений; 6) идеалистическое отношение законодательных органов к праву, которое может выражаться в форме: а) игнорирования реальной действительности при разработке и принятии нормативных актов; б) непродуманности механизма по реализации нормативного акта; в) недостаточного понимания связи, существующей между интересами населения и нормативным актом; г) слепая вера в разрешение актуальных жизненных проблем посредством принятия нормативного акта и т. д.; 7) понимание государственными органами власти и должностными лицами возможностей нормативного акта и пределов правового воздействия, которые не соответствуют реальной обстановки; 8) акцентирование внимания только на формальной стороне права и т. д. Причины распространения: 1) особенности в историческом развитии государства; 2) историческое могущество государства во всех сферах общественной жизни, а вследствие этого подчинение права государству; 3) недостаточное количество правовых норм, которое продолжалось на протяжении нескольких десятилетий и даже столетий; 4) ориентирование на западные правовые государства, их идеализация, а также заимствование их норм и традиций; 5) наличие неразвитого и искаженного правового сознания; 6) недостаток в развитии политической и правовой культуры; 7) юридическая неграмотность и т. д. Основные направления по осуществлению борьбы с правовым идеализмом: 1) укрепление в государстве режима законности и правопорядка; 2) гарантирование предоставления населению государства провозглашенных прав и свобод человека и гражданина; 3) повышение качества нормативных актов и их сокращение; 4) учет законодателем при принятии им нормативных актов реальной действительности и близости к жизни населения; 5) создание и развитие механизма по реализации нормативного акта, который будет отвечать требованиям надежности и продуманности; 6) осуществление правового воспитания; 7) приведение и приближение норм права и целой юридической науки к реальности и действительности и т. д.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
Классификация правовых норм: 1) по функциям, выполняемым в механизме правового регулирования: а) исходные: – нормы–начала; – нормы–принципы; – определительно–установочные нормы, определяющие цели, задачи отраслей права, предмет и средства правового регулирования; – нормы–дефиниции, дающие определения правовых понятий и правовых категорий; б) нормы правила поведения, регулирующие специфические разновидности общественных отношений посредством установления типичных прав и обязанностей; 2) по функциональной роли: а) общие нормы права; б) специальные нормы права; 3) в зависимости от предмета правового регулирования: а) нормы конституционного права; б) нормы гражданского права и т. д.; 4) в зависимости от деления отраслевых норм права: а) материальные нормы права; б) процессуальные нормы права; 5) в зависимости от метода правового регулирования: а) императивные, содержащие властные предписания; б) диспозитивные, допускающие возможность установления варианта поведения по соглашению либо (при невозможности соглашения) установление конкретного поведения; в) поощрительные, устанавливающие меры поощрения и стимулирования за одобряемый государством и правом вариант правомерного поведения; г) рекомендательные, предлагающие вариант правомерного поведения; 6) в зависимости от специфики цели: а) коллизионные; б) компенсационные; в) компетенционные; 7) по юридической силе: а) правовые нормы законов: – федеральные нормы права; – региональные нормы права; б) правовые нормы подзаконных актов: – федеральные нормы права; – региональные нормы права; 8) в зависимости от сферы действия: а) общефедеральные; б) республиканские; в) местные; г) локальные; 9) по форме выражения правового предписания (диспозиции): а) управомочивающие; б) обязывающие; в) запрещающие правовые нормы; 10) по форме изложения санкции: а) абсолютно определенные; б) относительно определенные; в) альтернативные; 11) в зависимости от функциональной направленности: а) регулятивные; б) охранительные.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКОНОВ В РФ
Закон – это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом. Основные признаки закона: 1) принятие только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта федерации или же непосредственно народом посредством референдума; 2) наличие высшей юридической силой, означающее, что содержание иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам, и никто не вправе отменять или изменять закон, за исключением органа государства, издавшего соответствующий закон; 3) регулирование наиболее важных, общественно значимых, общественных отношений; 4) содержание нормы исходного, первичного, основополагающего характера; 5) принятие в особом и официально утвержденном процессуальном порядке. Виды законов: 1) в зависимости от степени значимости в системе действующего законодательства: а) конституционные законы – законы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, а также служащие юридической базой для текущего законодательства: – Конституция РФ – Основной Закон государства; – законы, которые вносят в Конституцию РФ изменения и дополнения; – федеральные конституционные законы, которые издаются лишь по предусмотренным Конституцией РФ вопросам, принимаются в особом порядке, обладают повышенной юридической силой и особенностью – на них не может быть наложено отлагательное вето Президента РФ; б) основы законодательства – кодифицированные законы, которые занимают особое положение между конституционными и текущими законами и обладают следующими признаками; в) текущие (обычные) законы – законы, которые не обладают особыми свойствами, создаются на основе конституционных законов и основ законодательства, выражаются в форме федеральных законов и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества: – кодексы – законы, содержащие юридически цельные и внутренне согласованные совокупности норм права, которые регулируют определенные общественные отношения в различных сферах общественной жизни; – чрезвычайные законы – законы, которые принимаются при экономических или социальных потрясениях; г) в зависимости от сферы действия: – общефедеральные; – законы субъектов Федерации; д) по отраслям права: – государственно–правовые; – уголовно–правовые; – гражданско–правовые и т. д.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Юридическая техника – совокупность средств, приемов и специфических правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов с целью обеспечения эффективности их регулятивного воздействия на общественные отношения. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Публичное право – это система правовых норм, которые закрепляют и регламентируют порядок деятельности органов государственной власти и управления. Признаки публичного права: 1) наличие в качестве предмета правового регулирования общественных отношений в области государственной власти и управления; 2) опора при осуществлении правового регулирования на императивный (субординационный) метод правового регулирования; 3) наличие между субъектами вертикальной связи властного характера; 4) объединение в своем содержании нескольких отраслей права. К публичному праву относятся следующие отрасли российского права: 1) конституционное; 2) административное; 3) уголовное; 4) финансовое; 5) земельное; 6) уголовно–исполнительное; 7) уголовно–процессуальное и др. Частное право – это упорядоченная совокупность правовых норм, которые охраняют и регулируют отношения частных лиц. Признаки: 1) наличие в качестве предмета правового регулирования отношений, возникающих между частными лицами; 2) опора при осуществлении правового регулирования на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования; 3) наличие горизонтальных связей между равными субъектами; 4) объединение нескольких отраслей права. К частному праву относятся следующие отрасли права: 1) гражданское; 2) семейное; 3) трудовое и др.; Черты, свидетельствующие о принадлежности конкретной отрасли права к частному либо публичному праву: 1) интерес, который в публичном праве может быть общественным и государственным, а в частном праве – частным; 2) предмет правового регулирования, который в частном праве состоит из норм, регулирующих имущественные отношения, а в публичном – неимущественные отношения; 3) метод правового регулирования, которым в публичном праве является субординационный метод, а в частном – координационный; 4) субъективный состав, который в частном праве представлен частными лицами, а в публичном – государством, частными лицами. Соотношение частного и публичного права: 1) публичное право является сферой власти и подчинения, а частное – сферой свободы и частной инициативы; 2) частное право регулирует частные имущественные отношения, а публичное – отношения, в которых одной из сторон является государство; 3) в частном праве различают отношения, которые возникают между частными лицами, а в публичном – отношения, которые могут возникать как между государством и частными лицами, так и между государствами.
ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА
Правовой порядок – система упорядоченных легитимным правом и гарантированных государством общественных отношений и связей, которые обеспечивают в государстве устойчивое функционирование гражданского общества. Признаки правового порядка: 1) установление только на основе правовых норм; 2) охват общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации; 3) охрана и обеспечение государственно–правовыми мерами; 4) основа общественного порядка; 5) устойчивость, системность, детальная определенность. Правовой порядок – это отражение государственной власти, формы ее организации, структуры и полномочий государственных органов. В основе правового порядка лежат: 1) социальная нормативность, т. е. объективные законы развития общества; 2) правовая нормативность, т. е. функционирование государства, правовая деятельность. Виды содержания правового порядка: 1) материальное, состоящее из закономерностей возникновения, функционирования и развития правового порядка, а также объективных потребностей в упорядочении общественных процессов; 2) государственно–волевое, представляющее собой результат взаимодействия государственной воли и интересов всех участников правового порядка; 3) юридическое, состоящее из результатов реализации прав и законности, а также системы правовых отношений, субъективных прав и юридических обязанностей. Элементы, входящие в структуру правового порядка: 1) правовая структура, которая закрепляется в законодательстве; 2) правовые отношения и правовые связи субъектов правоотношений; 3) упорядоченность, регламентация – атрибутивные элементы. Гарантии правопорядка – это совокупность условий и средств, которые обеспечивают поддержку в государстве надлежащего правового порядка. Гарантии правопорядка: 1) экономические – гарантии, устанавливающие в правовых актах многообразие собственности, экономическую свободу, организованность материальной жизни общества; 2) политические – гарантии, устанавливающие демократию в государственном и общественном строе, а также способность общества влиять на содержание политических решений; 3) общественные – гарантии, включающие в себя совокупность общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от законности; 4) идеологические – гарантии, состоящие в верховенстве гуманистической идеологии, на основе которой развиваются духовная жизнь общества и идейное воспитание граждан; 5) юридические – гарантии, включающие систему специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, а также деятельность правоприменительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДИСЦИПЛИНЫ. СООТНОШЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ С ЗАКОННОСТЬЮ, ПРАВОПОРЯДКОМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОРЯДКОМ
Дисциплина – это совокупность требований, которые отвечают сложившимся в обществе социальным нормам и предъявляются к поведению людей на основе интересов общества. Виды дисциплины: 1) государственная – это дисциплина, которая связана с выполнением требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим; 2) воинская – это дисциплина, которая возникает по поводу соблюдения военнослужащими правил, установленных законами, уставами и приказами; 3) трудовая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ и регулируется нормами трудового законодательства; 4) финансовая – это дисциплина, которая устанавливается по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний; 5) технологическая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний; 6) договорная – это дисциплина, которая возникает при соблюдении субъектами правоотношений, предусмотренных в договорах обязательств. Нормы, регламентирующие дисциплину: 1) правовые; 2) организационные; 3) политические; 4) социальные; 5) нормы морали и т. д. Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком. 1. Дисциплина и законность представляют собой схожие во многом явления правовой деятельности, так как дисциплина – это совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – это совокупность строгих и неукоснительных требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, предприятия, учреждения, граждане единообразно понимают и соблюдают без всяких исключений при применении законодательства. В отличие от законности дисциплина связана непосредственно только с трудовой деятельностью, проникая в производственные отношения и придавая им стабильность и направленность. Результат дисциплины – общественный порядок, а результат законности – правопорядок. 2. Правопорядок – это часть дисциплины, выраженная в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины направлено на регулирование правомерного поведения, а также свободного и непринуждаемого воплощения субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений. 3. Дисциплина является составной частью общественного порядка, который представляет собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых не только нормами права, но и нормами морали, обычаями, традициями.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Юридические процедуры – это система последовательных юридически значимых действий, которые осуществляются определенными субъектами правоотношений с использованием ими допустимых законом средств по организации и оформлению надлежащего осуществления норм права. Признаки: 1) достаточность и оптимальность, которые являются необходимыми для достижения планируемого результата, так как недостаточность приводит к несогласованности в поведении участников, нарушению их прав, недостижению цели правового регулирования; 2) законность, т. е. юридическая процедура должна отвечать требованиям законодательства и не должна противоречить правовым актам большей юридической силы, изменять содержание основных форм, реализацию которых она обеспечивает; 3) синхронность и согласованность, которым юридическая процедура должна отвечать по отношению к основным нормам; 4) доступность и простота, т. е. информирование участников о содержании юридической процедуры и предоставление возможности выполнения ее требований. Признаки, характеризующие социальную значимость юридических процедур: 1) стимулирование повышения эффективности управления; 2) стимулирование целесообразного достижения запланированных результатов; 3) регулирование дисциплины между участниками процедуры; 4) установление согласованности и предсказуемости юридическим значимых действий участников процедуры; 5) облегчение контроля над деяте
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.012 с.) |