Правовая система общества: понятие и структура, классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая система общества: понятие и структура, классификация



 

Правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

1) правосознание;

2) правовая идеология;

3) правовая культура;

4) право;

5) законодательство (религиозные трактаты!);

6) правоотношения;

7) правопорядок;

8) юридическая практика и т. д.

Признаки, характеризующие элементы

структуры правовой системы:

1) неоднородность;

2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

4) отражение состава юридических явлений;

5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

7) функциональная взаимосвязь;

8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.

Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.

Классификация правовых систем:

1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.

Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;

2) правовая семья – это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.

Виды правовых семей:

а) англосаксонская (система общего права);

б) романо–германская (система континентального права);

в) традиционная (система обычного права);

г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);

3) группа правовых систем – группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).

 

ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ

 

Англосаксонская правовая семья – система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Структура англосаксонской правовой семьи:

1) общее право;

2) «право справедливости»;

3) статутное право.

Основной источник системы общего права – правовой прецедент.

Вспомогательные и дополнительные источники права – статутное право и юридические обычаи.

Основатель права в англосаксонской правовой семье – суд.

Романо–германская правовая семья – система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др.

Основной источник системы континентального права – писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.

Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты.

Вспомогательные и дополнительные источники права – правовой обычай и юридический прецедент.

Традиционная правовая семья – система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.

Основной источник системы обычного права – обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.

Религиозная правовая семья – система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).

Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).

Основные источники мусульманского права:

1) Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;

2) Сунна – мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;

3) Иджма – соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;

4) Кияс – современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.

Основные источники индусского права:

1) Дхармашастры – религиозные правила поведения и древние законы;

2) Веды – священные тексты брахманизма;

3) Законы Ману – собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.

Творец права в религиозной правовой семье – Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.006 с.)